Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о
дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода
послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и
нападение на рыбаков и промысловиков у о. Березань и на Белобережье
(Тендровская коса). Русские воины на 360 лодьях проникли в Босфор,
высадились на берег и в течение недели (18 - 25.6) осаждали столицу
Византии. Положение Константинополя было очень серьезным, так как
русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III
пришлось вступить в переговоры, в результате которых был заключен
договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были
восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.
Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой
союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и
Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и
Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду".
Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на
катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой
Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением
войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста
договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе
участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал
русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а
также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией
в Константинополе.
Целью морского похода, предпринятого новгородцами, было
стремление защитить русские земли от шведских набегов. Из летописи
известно, что в походе участвовали русские, карелы и эсты. Переплыв на
судах Варяжское (Балтийское) море, они высадились на шведском побережье и
захватили Сигтуну - город, находившийся на берегу оз. Меллар (Меларен),
где впоследствии был основан Стокгольм. Город был защищен высокими
стенами, замками-форпостами, окружен болотами и скалами. Наряду с
другими трофеями новгородцы увезли Сигтунские врата и установили их в
соборе Св. Софии.
Воспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с
монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись
во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100
судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников - норвежцев и финнов) под
начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у
устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные
войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая
Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому
морю и установить контроль над северным участком торгового пути "из
варяг в греки".
Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший "стражу морскую" на о. Котлин,
сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил,
молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и
горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы.
Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское
войско в боевом порядке (пешее ополчение - в центре, конница - на
флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич,
Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой
рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась
на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным
действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту
победу народ нарек Невским.
Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и
выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов,
Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры
"Александро-Невская лавра" в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены
останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших
орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили
это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер "Александр Невский".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден
Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за
выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые
в результате этих операций успехи в боях за Родину.
1349 г.
Освобождение Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 г. войсками шведского короля Магнуса. (август)
После осады, начатой осенью 1348, новгородцы скрытно прошли на
судах по р. Волхов в Ладожское оз., внезапно напали на шведские корабли,
стоявшие у крепости, и разбили их, затем окружили крепость и взяли ее
штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения
шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.
1350 г.
Взятие казаками турецкой крепости Очаков.
Борьбу за свободный выход в Черное море казаки начали еще в конце
XV в. Сохранились письменные свидетельства об их боях и походах с 1492.
В октябре 1545 украинские казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к
крепости Очаков и захватили ее. В походе участвовали казаки из Киева,
Брацлава и Черкасс под "старшинством" Исачка из Брацлава, Карпа Мосла,
Ивана Держко. В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли,
которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно
действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII в.
1570 г.
Создание флотилии на Балтийском море.
Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и
борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с
Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп)
на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о.
Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне.
К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22
неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько
морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось
уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила
существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.
Оживленная торговля с иностранцами потребовала создания лоцманской службы на Белом море. Крестьянину Ивану Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из него "торговые разных земель корабли". Плата "корабельным вожам" за проводку судов была ничтожной, но с них не взимались торговые пошлины. В конце XVII в. интенсивность судоходства настолько увеличилась, что "вожевой промысел" стал выгодным и правительство начало сдавать его с торгов на откуп. Получивший грамоту вносил оброк и имел право проводить корабли. В 1671 плата за промысел составляла 10 рублей, а через пять лет достигла 92 рублей - суммы по тем временам огромной. В 1685 откуп был запрещен, а в 1690 "вожи" были переведены в ведение таможни. За ввод в порт взималось 2 рубля, а за вывод 6 рублей. С весны 1704 лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье 6 рублей в год, по одному рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватера и оградительных знаков. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в ведение Адмиралтейств-коллегий и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов лоцманы производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности. Лоцманская служба стала государственной.
Во время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель,
захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под
командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость
Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила
шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости
участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек),
высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел
морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд
шведских кораблей, захватив б-пушечный "полукорабель" (галеру) с
экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной
победой. С приходом русских войск среди местного населения началось
восстание против шведов.
До этого для военных целей при необходимости использовались
различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской
промысел и торговлю с заморскими странами. Петр I высоко оценивал
постройку первого военного корабля, отмечая в "Уставе морском...", что
это "намерение отеческое... достойное оно есть вечного прославления:
понеже... от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее
дело морское".
Технические характеристики: Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м,
водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6- и 3-фунтового
калибра. Экипаж 22 матроса и 35 "солдат корабельных".
Капитаном первого русского военного корабля "Орел" Д. Бутлером
были составлены "34 статьи арти-кульные" - "Корабельного строя письмо"
для регламентации службы на корабле и действий в бою. Эти статьи были,
по существу, первым русским корабельным уставом.
1688 г.
Начало "биографии" ботика Петра I - "Дедушки Русского флота".
Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил
ботик, подаренный его отцу - царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина
около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р.
Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он
хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.
Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были
построены бот "Фортуна", 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду
в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство
кораблей было расширено.
1696 г.
Боярской Думой утвержден указ Петра I о создании регулярного флота
на Азовском море. На воронежской верфи собрана первая галера (каторга)
"Принципиум". Взятие Азова (Азак) при поддержке галер - первого боевого
соединения русского флота.
В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор"
(указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или
фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть".
Это было решение исторической важности. В результате его осуществления
Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать
также морской державой.
1698 г.
В Москве открыта Военно-морская школа, переведенная затем в Азов.
Этот приказ возглавлял Ф. А. Головин. В 1700 он был переименован в
приказ Воинских Морских Дел (во главе стоял Ф. М. Апраксин), в 1708 в
Адмиралтейский приказ. Адмиралтейский приказ ведал строительством,
вооружением и снабжением флота. С 1712 в связи с развитием
кораблестроения в Санкт-Петербурге он был преобразован в хозяйственный
орган - Московскую адмиралтейскую канцелярию, а его функции переданы
Петербургской адмиралтейской канцелярии (1707-23) и Канцелярии Воинского
Морского Флота.
Полотнище флага первоначально было разделено на три
горизонтальные полосы (сверху вниз - белую, синюю, красную), перекрытые
косым синим крестом, символизирующим учрежденный в 1699 первый
российский военный орден святого апостола Андрея Первозванного.
Парусный флот отделен от гребного. Начало войны со Швецией (Северной
войны). Отражена попытка шведской эскадры захватить Архангельск.
Родился Челюскин Сергей Иванович - полярный исследователь.
1701 г.
Указ Петра I о создании в Москве школы математических и
навигационных наук - первого в России военно-морского учебного заведения .
Журнал или поденная записка Петра Великого
.
Оборона Архангельска от шведов .
Этот путь, ведущий от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на
Онежском оз., предназначался для доставки малых фрегатов "Св. Дух" и
"Курьер", построенных в Архангельске, на Ладожское оз. и в леву для
содействия Войскам во взятии Шведских крепостей.
Взятие крепости Нотебург (Орешек) .
Для взятия этой крепости, захваченной шведами в 1611, по
"Государевой дороге" были переброшены войска (4 тыс. человек) и 2 малых
фрегата. После длительной осады и упорного штурма гарнизон крепости
(500-600 человек, 140 орудий) сдался.
1703 г.
Первая морская победа в Северной войне. Построен первый морской
корабль для Балтийского флота "Штандарт". Постройка на отмели острова
Котлин крепости Кроншлот. В Воронеже открыта Адмиралтейская школа.
Учреждена первая медаль за морскую победу "В память взятия двух шведских
судов в устье Невы". Навигацкая школа переведена в Санкт-Петербург.
Журнал или поденная записка Петра Великого.
1704 г.
Основание Кронштадта. Начало строительства адмиралтейской верфи в
Санкт-Петербурге. Родился Нагаев Алексей Иванович - гидрограф,
картограф, адмирал, автор первых атласов и лоции Балтийского моря.
Журнал или поденная записка Петра Великого
.
Передача всей полноты военно-морской власти в руки адмиралтейского
президента адмирала Апраксина Федора Матвеевича и его заместителя -
вице-адмирала Крюйса Корнелия Ивановича.
Журнал Н. А. Синявина
.
Окончание Северной войны. Заключен Ништадский мир, по которому
Россия получила преобладание на Балтийском море. В Санкт-Петербурге
основан гребной порт.
1722 г.
Введен "Табель о рангах":
генерал-адмирал (1708-1908), адмирал (1699-1917), вице-адмирал
(1699-1917), контр-адмирал (1699-1917), капитан-командор (1707-1827),
капитан 1 ранга (1713-1917), капитан 2 ранга (1713-1927), капитан 3
ранга (VIII век), капитан-лейтенант (1706-1911), старший лейтенант
(1907-1917), лейтенант (1701-1917), мичман (1713-1917). Создание
Каспийской военной флотилии.
Учрежден кормовой Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского флага. Выход из Кронштадта шлюпов "Мирный" и "Восток" под командованием М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена в первую антарктическую экспедицию.
Учреждена медаль "За турецкую войну". Легендарный бой брига "Меркурий" (командир - капитан-лейтенант А.И. Казарский) с двумя турецкими линейными кораблями.
1830 г.
Родился Беловенец Иван Петрович (1830-1878), - ученый-девиатор, организатор магнитно-компасного дела в России.
1831 г.
Родился Алымов Илья Павлович (1831-1884), - ученый в области теории корабля.
1834 г.
По проекту К.А. Шильдера в Санкт-Петербурге построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка,
приводимая в движение матросами-гребцами. Родился Крузенштерн Павел
Павлович (1834-1871), - исследователь Арктики, капитан-лейтенант.
1836 г.
Спущен на воду первый 28-пушечный колесный пароходофрегат "Богатырь".
1839 г.
Родился Колонг Иван Петрович (1839-1901), - генерал-майор (1893), ученый в области морской навигации.
1841 г.
Учреждена медаль на анненской ленте "За усердие" (награждались
нижние чины, прослужившие в Гвардейском экипаже 22 года или во флоте 25
лет).
1843 г.
Родился Джевецкий Степан Карлович
(1843-1938), - инженер, изобретатель подводных лодок. Родился Титов
Петр Акиндинович (1843-1894) - кораблестроитель, изобретатель кессона
для ремонта подводной части корабля без постановки его в доки.
1846 г.
По проекту К.А. Шильдера построен военный пароход "Отважность" -
прообраз эсминца. Родился Гуляев Эраст Евгеньевич (1846-1919), -
конструктор военных кораблей, генерал-лейтенант (1908).