Сигтунский поход
Сигтунский поход 1187 года — морской поход, по некоторым свидетельствам приведший к полному уничтожению крупнейшего шведского города Сигтуны.
![File:Saint Sophia Cathedral in Novgorod-gates 99.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fd/Saint_Sophia_Cathedral_in_Novgorod-gates_99.jpg/399px-Saint_Sophia_Cathedral_in_Novgorod-gates_99.jpg)
Сигтунские врата, предполагаемый трофей похода
Национальность нападавших
В источниках нет единого мнения, кто разрушил шведскую столицу. В новгородских летописях сведения о походе отсутствуют. В западноевропейских анналах есть лишь краткие упоминания, причем национальность нападавших не упомянута. Они лишь названы pagani — язычники, но это название в то время могли применить и к православным. Наиболее старый источник, дающий более развернутое описание событий Хроника Эрика относящийся к началу XIV века, и опирающийся кроме доступных ему документов на народные предания, называет нападавших карелами, входившими в то время в состав Новгородской республики. При этом он упоминает, что разгром Сигтуны вызвал радость в сердцах карел и русских. Следующий по времени источник Хроника Эрика Олая (середина XV века) утверждает что нападение совершили карелы и русские. В некоторых более поздних источниках упоминаются эсты. Некоторые поздние авторы комбинируют вышеназванные народы в разных соотношениях. В XVI—XVII веках шведами зафиксировано предание об увозе русскими в 1187 году из Сигтуны ворот, установленных впоследствии в Софийском соборе. Это же предание зафиксировано и в Новгороде.
По мнению Шаскольского, наибольшее доверие вызывает Хроника Эрика, называющая нападавших карелами. Ее автор, видимо, не имел доказательств, что в походе участвовали непосредственно русские, но считал, что поход организован с их ведома. В последующие века карелы перестали восприниматься шведами как опасный противник, способный совершить подобный поход, и другие средневековые историки стали все более выделять роль русских. Даже в некоторых позднейших списках Хроники Эрика вместо карел указаны русские, несмотря на нарушение при этом стихотворного размера. Эсты же появились из-за неправильного толкования терминов в старинных источниках.
Молчание новгородских летописей, по его мнению, объясняется тем, что поход не являлся официальным мероприятием Новгородской республики. Прямых доказательств участия в этом походе русских нет, но есть косвенные.
Разгром Сигтуны
Сигтуна в описываемую эпоху была крупнейшим торговым городом Швеции. Долгое время она была религиозным и политическим центром государства. Сигтуна находилась на берегу озера Меларен, в 60 километрах от берега Балтийского моря. Озеро было связано с морем проливом. Город был хорошо укреплен природой и человеком, путь к нему лежал через шхеры и мелкие извилистые проливы. Несмотря на это нападавшие, предположительно вышедшие в море из западного устья Вуоксы (где впоследствии был поставлен Выборг) сумели незаметно пересечь море, пройти протоками и 12 августа 1187 года внезапно захватить город. Был убит архиепископ Упсальский Юхан. Сигтуна была разрушена до основания, больше она никогда уже не была восстановлена. В XIII веке ярл Биргер, построил у пролива, ведущего в озеро Меларен, замок Стокгольм, чтобы не допустить повторения подобных набегов.
Сигтуна не была разрушена
Археологические раскопки, показывают, что Сигтуна продолжала расти и обогащаться и после разорения, по крайней мере до середины 1300 гг. Никакого слоя сажи, пепла и других следов пожара не обнаружено вовсе. Масштабы разрушения, если оно имело место, по крайней мере сильно преувеличены.
Последствия похода
Осенью 1188 года в некоторых городах Швеции и Готланда были схвачены купцы-новгородцы. Некоторые исследователи считают эти летописные сведения доказательством роли Великого Новгорода в походе[3], но научного консенсуса по этому поводу нет.
Сигтунские врата
Фрагмент.
Другим очень спорным доказательством участия новгородцев в походе является наличие в Софийском соборе Сигтунских врат. Эти ворота, основная часть которых, по мнению исследователей, была изготовлена в 1152 - 1154 годах в Магдебурге, для недавно построенного собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке (на польск.) представляют собой скульптурный иконостас с католическими изображениями, включая фигуры епископов Магдебурга и Плоцка. О том, как они оказались в Швеции, и были ли они там, нет никаких сведений в источниках. По публикации Ф. Аделунга 1823 года, основанной в основном на эпосе, эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в Сигтуну. Другие предположения появления ворот в Новгороде: разграбление собора в Плоцке литовцами в XIII веке во время военного похода в Мазовии, или подарок польского духовенства новгородскому князю. По некоторым данным, они нашли свой путь в Новгород в 1170 году — уже вскоре после изготовления, по другим сведениям — не ранее середины пятнадцатого века.
Ворота, попавшие в Новгород, возможно были повреждены, или разобраны перед перевозкой — у них были утеряны некоторые элементы, местные мастера собрали их в другом порядке.
Новгородцы в описываемую эпоху захватили город Дерпт (1262 год) и поселение на месте города Або (1198 недостоверно) и сам Або (1318), но источники не упоминают вывоз ворот из этих городов, и в первом случае даже самого Або ещё не было. Кроме того, в Дерпте новгородцам не удалось захватить замок, где находился городской собор. На самих воротах есть черты, связанные с религиозным культом святого Зигфрида, особо почитаемого в Сигтуне.
Источник
И.П. Шаскольский Сигтунский поход 1187 г. // Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. — Л.: "Наука”, 1978.