ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 07:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

В центре Добровольческой армии было предпринято в первой половине июля 1919 года наступление к Полтаве как первый этап для осуществления плана главнокомандующего: выйти на рубеж реки Днепра. Наступление велось вдоль двух железнодорожных линий: Харьков—Полтава и Лозовая—Полтава. В наступлении со стороны Харькова приняли участие легкие бронепоезда "Слава Офицеру”, "Орел”, "Генерал Дроздовский” и тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита”. Состоявший под командой капитана Харьковцева бронепоезд "Слава Офицеру” отправился на фронт, на Полтавское направление, 3 июля. В ночь с 6 на 7 июля началась подготовка к внезапному нападению на занятую красными станцию Коломак, примерно в 80 верстах к западу от Харькова. С наступлением темноты приступили к починке взорванного пути по направлению к неприятелю. По мере починки пути бронепоезд "Слава Офицеру” медленно продвигался к расположению красных. Командир бронепоезда капитан Харьковцев шел пешком впереди в сопровождении одного офицера и разведчиков, которые осматривали кусты. В полной тишине прошли первую будку, где никого не было. Не доходя до второй будки, пришлось залечь, так как сзади стали слышны гулкие удары молота, а со стороны близкой деревни лаяли собаки. Командир бронепоезда приказал затем окружить будку, выставил охранение и вошел в будку сам. Путевой сторож дал нужные сведения о состоянии железнодорожного пути до станции Коломак. Во время разговора выяснилось, что в той местности не хватает хлеба.

На рассвете 7 июля бронепоезд "Слава Офицеру” прошел вторую будку и в полной тишине продолжал двигаться вперед. Когда стало совсем светло, бронепоезд миновал слободку с мельницей и подошел к полю ржи. Внезапно из этой ржи была открыта по бронепоезду ружейная стрельба залпами. Бронепоезд отвечал пулеметным огнем, но во ржи противника не было видно. Тогда поручик Белавенец вышел из бронепоезда с пулеметным взводом. Пулеметы были быстро установлены около полотна на сваленном вагоне и на деревянных щитах. После этого наш пулеметный огонь стал более действительным и красные поспешно отошли. Пулеметный взвод вернулся на бронепоезд "Слава Офицеру”, который снова медленно двинулся вперед. Вскоре был замечен идущий навстречу неприятельский бронепоезд "Товарищ Егоров”. Бронепоезд "Слава Офицеру” открыл частый огонь из своих трех орудий по советскому бронепоезду и появившейся пехоте и артиллерии противника. Красные стали отходить к станции Коломак, и несколько эшелонов ушло с нее в сторону следующей станции Искровка. На расстоянии около 100 сажен от станции Коломак бронепоезд "Слава Офицеру” должен был остановиться из-за взорванного пути. Тогда командир бронепоезда капитан Харьковцев вышел из боевого состава с пулеметным взводом, атаковал станцию и занял ее. Пулеметы с бронепоезда были установлены на платформе и расстреливали отходящую конницу и артиллерию красных. Однако действия наших войск в этот день не были достаточно согласованны. Бронепоезд "Слава Офицеру” атаковал станцию Коломак самостоятельно, между тем как начало наступления остальных наших войск было назначено на 7 часов утра. Бронепоезд "Слава Офицеру” не мог долго держаться один у станции Коломак до подхода нашей пехоты и тяжелого бронепоезда "Иоанн Калита”. Красные оправились от неожиданности и перешли в наступление на станцию Коломак при поддержке своего бронепоезда. На бронепоезде "Слава Офицеру” заклинилось головное орудие, так что он не мог отвечать на обстрел. Наш пулеметный взвод, занимавший станцию, оказался в тяжелом положении. Неприятельские снаряды стали попадать в здание станции, осыпая наших пулеметчиков обломками досок и кирпичей. Один из пулеметов был разбит. Один пулеметчик был убит, а другой ранен. Командир бронепоезда капитан Харьковцев приказал отходить. Под жестоким пулеметным и ружейным огнем чины бронепоезда подобрали раненого и отошли к своему боевому составу. После этого бронепоезд "Слава Офицеру” стал медленно двигаться назад. Когда он прошел около 200 сажен, то оказалось, что позади бронепоезда неприятельским снарядом поврежден путь. Красные заметили трудное положение бронепоезда и продолжали наступление. Несколько человек из состава команды были высланы навстречу красным, чтобы подорвать путь и не дать неприятельскому бронепоезду подойти вплотную. Тем временем производилась спешная починка поврежденного пути позади бронепоезда для его дальнейшего отхода. Был снова высажен пулеметный взвод для охраны работающих. Под сильным обстрелом батареи и бронепоезда красных железнодорожный путь был наконец исправлен, и бронепоезд "Слава Офицеру” благополучно вернулся на соседнюю с востока станцию Водяная.

Позднее начали наступление на станцию Коломак части Самурского полка. Бронепоезд "Слава Офицеру” отделил от боевой части две бронеплощадки с заклинившимися орудиями и снова вышел в бой в составе одной орудийной и одной пулеметной бронеплощадки. Наша пехота была встречена неприятельским бронепоездом. Под его огнем наши цепи залегли во ржи и не поднимались. Тогда бронепоезд "Слава Офицеру” двинулся быстрым ходом на советский бронепоезд "Товарищ Егоров”. Первыми же орудийными выстрелами бронепоезд противника был подбит и столкнулся со своим вспомогательным поездом. Часть команды бронепоезда "Слава Офицеру” выскочила из своих боевых площадок и атаковала неприятельский боевой состав. После короткой схватки красные обратились в бегство. Командовавший советским бронепоездом был убит наповал выстрелом из револьвера. (По сведениям, полученным позднее, это был не командир неприятельского бронепоезда, а его помощник, выехавший в тот день на боевой части.) Бронепоезд "Слава Офицеру” подошел к боевому составу красного бронепоезда "Товарищ Егоров” и при громком "Ура!” команды взял его на фаркоп. Красные предприняли несколько контратак, но всякий раз отбрасывались огнем наших пулеметов и тех пулеметов, которые были только что захвачены в бою. Потери неприятеля в этом бою были велики; много трупов лежало на окрестных полях. На следующий день, 8 июля, бронепоезд "Слава Офицеру” со взятым в плен советским боевым составом возвратился в Харьков.

11 июля в Харьков прибыл легкий бронепоезд "Орел” и получил приказание отправиться на линию Харьков—Полтава в распоряжение командира Самурского полка полковника Звягина. 12 июля бронепоезд поддерживал наступление батальона Самурского полка на станцию Искровка, примерно в 5 верстах к западу от станции Коломак. Во время боя с артиллерией красных оба орудия бронепоезда испортились 13 июля на фронт была спешно вызвана пулеметная площадка бронепоезда "Орел”, так как красные повели наступление на станцию Искровка под прикрытием сильного артиллерийского огня. Пулеметная площадка бронепоезда "Орел” была поддержана в этот день огнем тяжелого бронепоезда "Иоанн Калита”, который был отправлен затем на линию Харьков—Ворожба. После боя противник был принужден отойти в исходное положение. На следующий день, 14 июля на бронепоезде "Орел” было исправлено первое орудие и заменено второе орудие. Наши бронепоезда вышли на фронт к станции Искровка в следующем порядке: легкие бронепоезда "Генерал Дроздовский” и "Орел” и вновь прибывший на это направление тяжелый бронепоезд "Князь Пожарский”. Противник открыл сильный артиллерийский огонь по нашим бронепоездам, которые согласно приказанию не отвечали на него в течение трех часов. Затем с помощью наблюдателя бронепоезда "Князь Пожарский” были обнаружены батарея и бронепоезд красных. Тогда артиллерийским огнем наших бронепоездов противник был принужден замолчать. Наши бронепоезда постепенно продвинулись на 7 верст к западу от станции Искровка и подошли к следующей станции Скороходово, но с наступлением темноты отошли обратно.

На направлении Лозовая — Полтава действовали первоначально легкие бронепоезда — "Дмитрий Донской”, "Витязь” и "Генерал Шкуро” — и не долго тяжелый бронепоезд "Князь Пожарский”. Бронепоезд "Дмитрий Донской” прибыл на это направление, на станцию Константиноград, 24 июня. Боевая часть его состояла тогда из двух высоких четырехосных бронеплощадок. На каждой было установлено по одному 7 5-миллиметровому морскому орудию, защищенному полубашней. Особой пулеметной бронеплощадки не было, а имевшиеся 12 пулеметов разных систем помещались в амбразурах орудийных площадок. В ближайшие дни на фронте было спокойно. Бронепоезд "Дмитрий Донской” получил задачу оборонять станцию Константиноград от советского бронепоезда, находившегося на станции Карловка, примерно в 30 верстах западнее. Для этого бронепоезд "Дмитрий Донской” выходил на целый день к разъезду Кумы и станции Данная, примерно в 15 верстах от Константинограда в сторону противника. На этот же участок выезжал и бронепоезд "Генерал Шкуро”, боевая часть которого состояла из одной бронеплощадки с двумя трехдюймовыми орудиями. У бронепоезда "Дмитрий Донской” было преимущество над неприятелем в смысле дальнобойности орудий. Но запас 75-миллиметровых снарядов был очень ограничен, и скорого пополнения его не ожидалось. Поэтому было приказано соблюдать при стрельбе строгую экономию снарядов. Стрельба велась при помощи цейссовской трубы. 1 июля командир бронепоезда "Дмитрий Донской” капитан 2-го ранга Бушей отбыл в Каспийскую флотилию вместе со всеми служившими на бронепоезде морскими офицерами. Во временное командование бронепоездом вступил капитан Лихачев.

В ночь на 4 июля конный отряд красных прорвался южнее Константинограда в наш тыл и взорвал железнодорожный мост у станции Кегичевка, примерно в 25 верстах к востоку от Константинограда, в направлении на Лозовую. Таким образом было нарушено железнодорожное сообщение наших войск, занимавших Константиноград, и находившихся при них бронепоездов с тылом. Днем 4 июля красные перешли в наступление на Константиноград большими силами. Наши бронепоезда прикрывали отход наших кавалерийских и гвардейских пехотных частей, находясь под огнем неприятельских бронепоездов и батарей. Бронепоезд красных, вооруженный трехдюймовыми орудиями, не мог продвинуться за станцию Ланная из-за огня бронепоезда "Дмитрий Донской” и стрелял со своей предельной дальности. Маневрируя близ разъезда Кумы, бронепоезд "Дмитрий Донской” получил два попадания: в бронеплошадку и в контрольную платформу. При этом было контужено двое чинов команды. Затем бронепоезду было приказано взять две сотни чеченцев и с ними отправиться в тыл, к взорванному мосту. На фронте у Константинограда оставался бронепоезд "Генерал Шкуро”. Около 16 часов бронепоезд "Дмитрий Донской” прибыл к мосту у станции Кегичевка для охраны работ по его починке. По другую сторону моста, ближе к станции Лозовая, находился в это время бронепоезд "Витязь”, которым командовал полковник Александров. Боевая часть его состояла из трех низких бронеплощадок, вооруженных двумя 75-миллиметровыми орудиями и одним трехдюймовым орудием. В ночь на 5 июля Константиноград был оставлен нашими войсками. 6 июля была закончена починка взорванного железнодорожного моста у станции Кегичевка. Это позволило нашим бронепоездам выдвинуться для поддержки наших отступавших гвардейских частей к станции Балки, примерно в 10 верстах к востоку от Константинограда. Впереди находился бронепоезд "Дмитрий Донской”, за ним легкий бронепоезд "Витязь” и тяжелый бронепоезд "Князь Пожарский”. Со стороны красных действовали также два легких бронепоезда и один тяжелый. Советские бронепоезда вели частый огонь, не жалея снарядов. Все же они не смогли подойти к станции Балки на близкое расстояние, так как наши бронепоезда при ограниченном количестве снарядов успели, однако, пристрелять прямую линию железной дороги при подходе к станции Балки. 8 июля наши гвардейские части и подошедшие пластуны генерала Геймана перешли в наступление на Константиноград. Поддерживавший это наступление бронепоезд "Генерал Шкуро” получил два попадания 42-линейных снарядов в бронепаровоз и бронеплощадку. В течение дальнейшего боя нашими бронепоездами "Дмитрий Донской” и "Витязь” был подбит легкий бронепоезд красных, стоявший у сахарных складов. Около 16 часов станция Константиноград была нами занята. Другие неприятельские бронепоезда отошли, отстреливаясь, на станцию Карловка. Наши бронепоезда заняли к вечеру разъезд Кумы. 9 июля наша попытка овладеть станцией Данная не имела успеха. Открытое полотно железной дороги обстреливалось большим числом неприятельских орудий, и для наших бронепоездов не было никаких укрытий. В ближайшие после этого дни преследование отходивших красных было очень затруднено необходимостью чинить взорванные ими железнодорожные пути.

День взятия войсками Добровольческой армии города Полтавы указывается в разных источниках неодинаково: от 12 до 15 июля. Последнее число представляется более вероятным. В этот день со стороны Харькова приближались к Полтаве легкие бронепоезда "Орел” и "Генерал Дроздовский” и одна площадка тяжелого бронепоезда "Князь Пожарский” под командой поручика Машорина. Со стороны Лозовой подходили к Полтаве легкие бронепоезда "Дмитрий Донской” и "Витязь”. В 3 верстах от Полтавы бронепоезд "Орел” вступил в бой с отходившими красными. Связь между отдельными нашими частями не была налажена. Поэтому, подходя к стрелкам станции Полтава, бронепоезд "Орел” принял двигавшийся по другой линии бронепоезд "Дмитрий Донской” за неприятеля и открыл по нему огонь. Несколько орудийных выстрелов, по счастью, не причинили вреда. Бронепоезд "Дмитрий Донской” несколько отошел, и с него были высланы чины команды с национальным флагом, чтобы прекратить недоразумение. Наши бронепоезда лишь вечером смогли войти на станцию Полтава, где было захвачено много поездных составов. После взятия Полтавы бронепоезд "Орел” был отправлен на линию Харьков—Ворожба. Бронепоезд "Витязь” наступал по линии Полтава—Кременчуг. Бронепоезд "Дмитрий Донской” продвинулся по линии на Киев до станции Решетиловка, примерно в 30 верстах от Полтавы. Там наступление наших частей было задержано бронепоездом красных. Бронепоезд "Дмитрий Донской” вступил с ним в бой, заставил отойти, и станция Решетиловка была нами занята. В этом бою были израсходованы последние 75-миллиметровые снаряды бронепоезда "Дмитрии Донской”. На следующий день бронепоезд получил приказание отправиться для ремонта на станцию Юзово.

Войска Конного корпуса генерала Шкуро были немногочисленны по сравнению с занятой ими обширной территорией. Однако постепенное продвижение их на западном берегу Днепра продолжалось. Сформированный в Екатеринославе бронепоезд № 2 нес разведывательную службу в районе станции Сухачевка, в 15 верстах к западу от Екатеринослава. 2 июля его боевая часть была усилена получением одной бронеплошадки. Часть ее была занята бронированной кабинкой с четырьмя пулеметными гнездами. Впереди кабинки было установлено на тумбе вращающееся трехдюймовое орудие, защищенное полубашней. Кроме того, был получен бронепаровоз. 6 июля бронепоезд № 2 и бронепоезд № 1, от которого ведет свое начало легкий бронепоезд "Генерал Шифнер-Маркевич”, вступили в бой с красными у станции Сухачевка и преследовали противника на расстоянии свыше 10 верст, до станции Запорожье. На этой станции были захвачены две платформы, блиндированные шпалами, пять трехдюймовых орудий, много снарядов и патронов, десять походных кухонь и агитационный поезд. На следующий день, 7 июля, наши бронепоезда отошли по приказанию начальника боевого участка, обратно на станцию Сухачевка. 12 июля бронепоезд № 2 участвовал в бою совместно с 3-м Кубанским пластунским батальоном и частями 5-й пехотной дивизии. Красные были отброшены, и преследование их продолжалось до узловой станции Верховцево, в 70 верстах от Екатеринослава. Были замечены попадания в два неприятельских бронепоезда. На бронепоезде № 2 были ранены его командир полковник Бурков и один офицер. В командование бронепоездом вступил поручик Назаров. 13 июля бронепоезд № 2 был переименован в легкий бронепоезд "Генерал Гейман”.

* * *

Во второй половине июля 1919 года Вооруженные силы Юга России занимали широкий фронт примерно в 1200 верст. В это время произошли перемены в советском высшем командовании. С ними совпала разработка нового плана большого наступления красных против Вооруженных сил Юга России. Главнокомандующим всеми советскими войсками вместо Вацетиса был назначен Каменев. Командующим Южным фронтом стал Егорьев, сменивший Гиттиса. Директива штаба советского Южного фронта задавалась целью нанести поражение войскам генерала Деникина посредством сочетания наступлений двух сильных войсковых групп. Для главного удара предназначалась группа войск под командой Шорина в составе 9-й и 10-й советских армий и подкреплений, подвозившихся в район Ртищево—Аткарск—Маратов. Группа Шорина должна была отбросить войска Кавказской армии генерала Врангеля, которая к этому времени заняла город Камышин на Волге. Ее передовые части продвинулись до местности в 80 верстах к югу от Саратова. В дальнейшем предполагалось вытеснить Кавказскую армию из Царицына и развивать оттуда наступление советских войск веером: на запад и юго-запад. Вспомогательный удар был поручен группе под командой Селивачева, в составе частей 8-й и 13-й советских армий. Предполагалось довести численность войск этой группы до 37 000 человек при 250 орудиях. Войска группы Селивачева должны были наступать с севера на юг, по направлению Старый Оскол—Валуйки—Купянск, против левого фланга Донской армии и правого фланга Добровольческой армии. С занятием красными Купянска, к востоку от Харькова, создавалась угроза прорыва между Донской и Добровольческой армиями и нового вторжения советских войск в Донецкий бассейн.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz