ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

На левом фланге Добровольческой армии действовал против петлюровцев легкий бронепоезд "Коршун”. В начале октября 1919 года этот бронепоезд находился в Елизаветграде, примерно в 100 верстах к западу от правого берега Днепра. Было получено приказание продвигаться дальше, ведя разведку о местонахождении отрядов петлюровцев. За день бронепоезд "Коршун” прошел без боя до узловой станции Помошная, на расстояние около 60 верст. На следующий день бронепоезд дошел до станции Ольвиополь (Подгородная), еще на 45 верст дальше. Там были получены сведения от железнодорожников, что отряды петлюровцев находятся близко и что у них есть бронепоезда. 5 октября бронепоезд "Коршун” двинулся в сторону станции Балта, примерно в 120 верстах к западу от станции Подгородная. Когда бронепоезд подходил днем к станции Балта, то подскакал всадник, оказавшийся петлюровцем, конным разведчиком, который принял бронепоезд "Коршун” за петлюровский бронепоезд. Всадник вез приказ командиру полка "серожупанников” спешно отходить в сторону станции Борщи ("серожупанниками” и "черножупанниками” назывались наиболее боеспособные пехотные части петлюровцев). Получив точные сведения, бронепоезд "Коршун” изготовился к бою с бронепоездами противника и вошел на станцию Балта. Станция была совершенно пуста, не было видно ни одного человека. Так как станционные стрелки стояли "на проходную”, то можно было считать, что петлюровские бронепоезда недавно ушли со станции. Командир бронепоезда капитан Магнитский решил преследовать противника по направлению к узловой станции Бирзула, находящейся на одной из главных железнодорожных линий юго-запада России, от Киева через Жмеринку до Одессы. От станции Балта оставалось до станции Бирзула примерно 20 верст. На расстоянии около 6 верст до станции Бирзула бронепоезд "Коршун” подошел к большой выемке с поворотом. Над краем выемки виднелись три белых дымка от стоящих паровозов, но, кроме дымков, из-за поворота ничего не было видно. Поэтому командир бронепоезда и один офицер сошли с боевой части и отошли в сторону, до места, откуда открывался хороший обзор. Оказалось, что на расстоянии меньше версты стоят два блиндированных поезда петлюровцев, а немного дальше за ними настоящий бронепоезд противника "Вильна Украина”. На откосе выемки лежали люди, по-видимому из состава команд этих поездов, и как будто дремали. Командир успел вернуться на боевой состав бронепоезда "Коршун”, когда он был замечен противником, открывшим орудийный огонь. Две гранаты разорвались близко от бронепоезда, но не причинили вреда. Постепенно ускоряя ход, бронепоезд "Коршун” двинулся к неприятелю, обстреливая его из головного английского орудия и башенных пулеметов. Противник отвечал, и железнодорожная выемка вскоре наполнилась дымом и пылью. После выхода из выемки оказалось, что петлюровский бронепоезд "Вильна Украина” уходит уже вдали. Два блиндированных поезда следовали за ним. Последний из них и преследующий бронепоезд "Коршун” продолжали артиллерийскую перестрелку на ходу. После поворота к станции Бирзула эта стрельба с быстро идущих поездов прекратилась. В это время прошли по соседнему пути навстречу три поезда-эшелона. Из-за скорости хода их нельзя было хорошо рассмотреть, но бронепоезд "Коршун” обстрелял их из пулеметов. Предпочтительнее было не стрелять по этим составам из орудий, чтобы не вызвать крушения, которое могло бы загородить путь. Когда бронепоезд "Коршун” вошел на станцию Бирзула, то оказалось, что на путях стоят два блиндированных поезда петлюровцев. У одного из них было повреждено нашей гранатой орудие. Команды этих поездов оставили их. Петлюровский бронепоезд "Вильна Украина” успел уйти по главной железнодорожной линии Одесса—Киев на станцию Борщи, примерно в 15 верстах к северу от станции Бирзула.

Под вечер начальник станции Бирзула сообщил, что с юга, со стороны Одессы, двигается по железной дороге отряд войск Добровольческой армии и что ночью он может прибыть на станцию Бирзула. Тогда бронепоезд "Коршун” отправился на север, к станции Борщи, для преследования петлюровцев. При занятии станции Борщи оказалось, что бронепоезд "Вильна Украина” и эшелоны с пехотой петлюровцев уже ушли дальше. Были получены сведения, что бронепоездом "Вильна Украина” командует российской службы капитан Твардовский. У выхода со станции Борщи был испорчен путь в выемке, посредством столкновения двух товарных составов. Вечером 5 октября бронепоезд "Коршун” вернулся на станцию Бирзула. Ночью туда прибыл отряд войск Добровольческой армии под командой генерала Розеншильд-Паулина, продвигавшийся из района Одессы. С отрядом подошел и недавно сформированный легкий бронепоезд "Новороссия”, которым командовал полковник Журавский. Боевая часть бронепоезда "Новороссия” состояла из двух одинаковых бронеплощадок "в форме черепахи”. Благодаря своей небольшой длине и высоте они были мало заметны на местности. Вооружение каждой бронеплощадки состояло из одного трехдюймового орудия образца 1902 года в башне и двух тяжелых пулеметов системы Максима в полубашнях с круговым обстрелом.

В ближайшие дни на станцию Бирзула прибыл из Одессы ремонтный поезд под начальством инженера Рашевского. Поезд был оборудован всякого рода машинами, подъемными кранами и двумя мощными паровозами. На поезде был соответствующий штат рабочих. Ремонтный поезд очистил и исправил железнодорожный путь в выемке около станции Борщи. После этого началось 9 октября продвижение отряда генерала Розеншильд-Паулина и поступивших в его распоряжение бронепоездов в направлении узловых станций Слободка и Вапнярка. Движение было медленным. На позицию чаще выходил бронепоезд "Коршун” и иногда бронепоезд "Новороссия”. Эти выезды иногда сопровождались небольшими отрядами Симферопольского офицерского полка. Петлюровские бронепоезда старались задержать движение наших войск, но артиллерийский огонь наших бронепоездов заставлял их отходить. 12 октября бронепоезд "Коршун” подошел к станции Абамелеково, примерно в 35 верстах к северу от узловой станции Бирзула, и начал перестрелку с петлюровским бронепоездом, который ушел, дав только три выстрела. При выходе затем в охранение к северу от станции Абамелеково боевая часть бронепоезда "Коршун”, а именно четыре предохранительные платформы, передняя орудийная бронеплощадка и пулеметный вагон сошли с рельс из-за повреждения пути. Был спешно вызван ремонтный поезд инженера Рашевского. К вечеру того же дня бронепоезд "Коршун” был поднят на рельсы и путь починен. При осмотре пулеметного вагона бронепоезда был обнаружен в задней колесной тележке застрявший неразорвавшийся трехдюймовый снаряд. Можно предположить, что этот снаряд попал в пулеметный вагон во время боя 5 октября у станции Бирзула. Так как снаряд застрял очень прочно и не препятствовал вращению оси вагона, то решено было так его и оставить, тем более что никто не решался заняться его удалением. Около 13 октября бронепоезд "Коршун” получил приказание вернуться на станцию Бирзула, так как, по сведениям штаба, там готовилось восстание. Однако в течение примерно 10 дней в этом районе все было спокойно.

С конца сентября 1919 года возникла необходимость охранять железнодорожные линии Полтавского района. Повстанческие отряды так называемого "атамана Шубы” нападали там на станции и поезда, грабили их и убивали чинов Добровольческой армии. Правильное железнодорожное сообщение было нарушено. 30 сентября легкий бронепоезд "Орел” получил приказание идти в Полтаву в распоряжение командующего войсками Полтавского района генерала Кальницкого. Командиром бронепоезда был назначен тогда капитан Савицкий. С начала октября бронепоезд "Орел” и недавно сформированный легкий бронепоезд "Кавалерист” охраняли железнодорожные линии Полтава— Кобеляки, Полтава—Константиноград и Полтава—Решетиловка, с общим протяжением примерно в 180 верст. Наши бронепоезда предпринимали ежедневно боевые выезды, вступали в бой с разбойничьими отрядами и доставляли в штаб сведения об их движении. После того как главные силы махновцев прорвались на восточный берег Днепра, повстанческое движение распространилось в конце сентября и начале октября 1919 года на обширные пространства в тылу Добровольческой армии. Бронепоезд "Дмитрий Донской” прибыл 26 сентября на станцию Ека-теринослав для охраны города и штаба генерала Корвин-Круковскогокоторый командовал всеми силами, действовавшими в то время против махновцев. Боевой состав бронепоезда, в котором были три орудийные площадки, одна пулеметная площадка и десантный вагон, разделился на три части. Предполагалось, что таким образом будет легче охранять железнодорожные линии от станции Синельникове до Екатеринослава и от Екатеринослава до станции Пятихатки, с общим протяжением примерно в 160 верст. Части бронепоезда "Дмитрий Донской” несли охрану, передвигаясь по указанным линиям, с 9 по 14 октября.

15 октября с помощью восставших местных большевиков махновцы внезапно заняли город Екатеринослав. Прикрывая отход наших немногочисленных войск из Екатеринослава, бронепоезд "Дмитрий Донской” открывал пулеметный огонь вдоль некоторых улиц города, а с наступлением темноты ушел на станцию Пятихатки, к западу от Днепра, на расстоянии примерно 100 верст от Екатеринослава.

Легкий бронепоезд "Доброволец” не мог участвовать в военных действиях в течение первой половины октября, так как находился в капитальном ремонте в Кременчуге. 2 октября прибыл вновь назначенный командиром бронепоезда капитан Разумов-Петропавловский. В сентябре 1919 года прибыло в Одессу управление 5-го бронепоездного дивизиона и вместе с ним команды погибших одной пулеметной и двух артиллерийских бронеплошадок бронепоезда "Непобедимый”. В октябре был сформирован в Одессе по приказанию генерала Розеншильд-Паулина "бронепоезд особого назначения”. Он состоял из одной пулеметной площадки и одной орудийной площадки. Их обслуживали вышеупомянутые чины команды бронепоезда "Непобедимый” под командой сначала капитана Тадлера, а затем полковника Антуфьева. "Бронепоезду особого назначения” была поручена охрана железнодорожной линии Бобрин-ская—Помощная—Вознесенск, протяжением около 200 верст. В это время другая часть команды бронепоезда "Непобедимый” во главе с командиром полковником Кузнецовым находилась в Севастополе, где постройка новых боевых площадок с шестидюймовыми орудиями проходила медленно.

Между тем легкие бронепоезда "Терец” и "Святой Георгий Победоносец” должны были оставаться на северо-восточном Кавказе, где военные действия против непокорных чеченцев не прекращались. 24 сентября бронепоезд "Терец” находился на станции Аргунь, примерно в 15 верстах к востоку от станции Грозный. Было получено приказание попытаться пройти до следующей в восточном направлении станции Гудермес, до которой было примерно 20 верст. Выйдя со станции Аргунь, бронепоезд подошел около 5 часов к горящему мосту через реку Джалка. Огонь был потушен, наваленные на пути рельсы сброшены, и бронепоезд "Терец” пошел дальше. Когда бронепоезд вошел на разъезд Джалка, служащих там не оказалось. Позднее стало известно, что они были взяты в плен чеченцами, а дежурный по станции расстрелян. За выходной стрелкой в сторону станции Гудермес путь был разобран на протяжении одной версты. Был вызван со станции Грозный вспомогательный поезд, и команда бронепоезда "Терец” приступила к исправлению пути. На следующий день, 25 сентября, из леса со стороны аула Мискир-Юрт начался залповый ружейный обстрел рабочих, занятых исправлением пути. Огнем бронепоезда "Терец” повстанцы были разогнаны. 27 сентября железнодорожный путь был исправлен и бронепоезд "Терец” отправился дальше, в сторону станции Гудермес. Однако в 3 верстах от аула Гудермес бронепоезд был встречен огнем двух легких орудий, а при подходе к железнодорожному мосту через реку Белая подвергся обстрелу из пулеметов. Место расположения орудий было обнаружено. Бронепоезд "Терец” открыл по ним огонь и заставил противника прекратить стрельбу. Продвинувшись еще немного, бронепоезд выяснил, что путь до станции Гудермес разобран на участке не менее версты и мост через реку Белая сожжен. После этой разведки бронепоезд "Терец” вернулся на станцию Грозный. 29 сентября бронепоезд "Терец” получил от командира корпуса генерала Драценко задачу: перевезти к аулу Гудермес Улагаевский пластунский батальон, а затем, после подхода частей Грозненского отряда генерала Пашковскогопродвигаться вместе с ним. По прибытии к аулу Улагаевский батальон начал наступление, не дожидаясь главных сил. Бронепоезд двигался на уровне цепей батальона и поддерживал их огнем. Аул был занят и подожжен. Улагаевский батальон продвинулся до станции Гудермес, а бронепоезд "Терец” дошел до сожженного железнодорожного моста через реку Белая и вызвал со станции Грозный ремонтный поезд.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz