ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 20.04.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

А.А. Власов

О БРОНЕПОЕЗДАХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ

После взятия Царицына войсками Кавказской армии генерала Врангеля главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал Деникин отдал 20 июня 1919 года директиву о дальнейшем развитии летней кампании 1919 года. Эта директива получила известность под названием "Московской директивы”. Ввиду успехов наших войск в первой половине июня 1919 года и взятия Царицына и Харькова главнокомандующий счел возможным указать в своей директиве на "конечную цель — захват сердца России, Москвы”. Для достижения этой цели предписывалось всем армиям Вооруженных сил Юга России продолжать решительное наступление. В частности, Кавказской армии надлежало выйти сначала на фронт Саратов—Балашев, а оттуда продолжать наступление на север. Донской армии предписывалось наступать на Воронеж и Елец. Добровольческой армии была дана важнейшая задача — наступление по кратчайшему оперативному направлению на Москву, через Курск и Орел. Для обеспечения этого наступления с запада войскам Добровольческой армии предписывалось выдвинуться также на линию рек Десны и Днепра, вплоть до его устья, и занять Киев.

Выполняя "Московскую директиву”, войска Кавказской армии продвинулись в течение месяца, с 20 июня по 20 июля, примерно на 230 верст к северу от Царицына и заняли город Камышин на Волге. Добровольческая же армия не имела возможности приступить столь же быстро к выполнению всех возложенных на нее громадных задач. Для общего наступления на широком фронте она не могла получить крупных подкреплений извне, из состава других армий. Между тем протяжение фронта Добровольческой армии уже увеличилось за полтора месяца в три раза. При разделении Кавказской Добровольческой армии в начале мая 1919 года на две армии, Кавказскую и Добровольческую, эта последняя занимала оборонительный фронт в южной части Донецкого бассейна вплоть до Азовского моря протяжением около 150 верст. Через полтора месяца, в середине июня, после взятия городов Валуйки, Белгород и Харьков и наступления к нижнему течению Днепра, протяжение фронта Добровольческой армии дошло до 500 верст. Таким образом, для дальнейшего наступления на широком фронте было необходимо усилить войска Добровольческой армии пополнениями и формированием новых частей. Для того чтобы эти части стали боеспособными, требовалось некоторое время.

Общая численность войск Добровольческой армии возросла за месяц, с 20 июня по 20 июля 1919 года, с 26 000 до 40 000 человек. Но за это время продвижение на важнейшем оперативном направлении Белгород—Курск—Орел было незначительным. К северу и северо-западу от Белгорода правый фланг Добровольческой армии продвинулся лишь на 25—50 верст. Быстрее развивалось наступление на левом фланге армии. Там части конного корпуса генерала Шкуро преследовали в западном направлении расстроенные войска 14-й советской армии. При этом преследовании войска конного корпуса не ограничились предписанным первоначально выходом на линию нижнего течения Днепра. Они переправились на правый берег Днепра, заняли город Екатеринослав и продвинулись за месяц в менее важном западном направлении примерно на 150 верст. Фронт Добровольческой армии от этого еще более расширился. Количество же войск на этом фронте оставалось недостаточным.

Бронепоезда, которые участвовали во взятии Царицына, не имели возможности поддерживать части Кавказской армии при их наступлении на север, к Камышину. Наступление развивалось вдоль берега реки Волги, а железнодорожная линия постепенно отходила от Волги в северо-западном направлении, через пределы Донской области, к узловой станции Поворино. Легкий бронепоезд "Орел”, вошедший в состав 4-го бронепоездного дивизиона и особенно отличившийся в Двухдневном бою при взятии Царицына, был отправлен в конце июня 1919 года на станцию Тихорецкая. Там была получена одна бронеплощадка системы полковника Голяховского с трехдюймовым орудием образца 1902 года. После этого бронепоезд "Орел” перешел через Ростов в Харьков. Бронепоезда 1-го дивизиона "Вперед за Родину”, "Единая Россия” и присоединившийся к ним 19 июня бронепоезд "Генерал Алексеев” оставались до последних чисел июля в районе Царицына и ближайших к нему станций. Существовала опасность нападения на Царицын по Волге советских военных речных флотилий, как с севера от Саратова, так и с юга от Астрахани. Три эти бронепоезда предназначались для отражения такого нападения, в качестве артиллерийского резерва Кавказской армии.

На правом фланге Добровольческой армии бронепоезда могли действовать на железнодорожных линиях: Белгород—Курск, Белгород, Готня и Харьков—Ворожба. На узловую станцию Белгород прибыли 15 июня легкие бронепоезда "Офицер” и "Дмитрий Донской”. На следующий день, 16 июня, бронепоезд "Офицер” дошел на Курском направлении до станции Гостищево, примерно в 20 верстах севернее Белгорода, и вступил в бой с бронепоездами красных. Оттеснив их, бронепоезд "Офицер” занял следующую станцию Сажное и удерживал ее до вечера. В это время бронепоезд "Дмитрий Донской” был отправлен по линии Белгород—Готня охранять починку моста в 45 верстах северо-западнее Белгорода. 17 июня станция Сажное была занята нашей пехотой. Бронепоезд "Офицер” продвинулся вперед, пройдя линию цепей красных, которые скрывались во ржи. После короткого боя с двумя бронепоездами противника бронепоезд "Офицер” вернулся на станцию Сажное. Там фланговым обстрелом цепей красных он содействовал отражению атаки на батальон Марковского полка. Между тем наши батареи были вынуждены прекратить огонь, израсходовав свои снаряды. Поддерживая новую атаку своей пехоты, бронепоезда красных вышли тогда на открытую позицию. Бронепоезд "Офицер” оттеснил их своим огнем и прикрывал отход нашей пехоты, обстреливая цепи красных картечью и из пулеметов. К ночи положение наших войск было восстановлено и станция Сажное осталась за нами. В этот день бронепоезд "Офицер” получил четыре попадания: два в предохранительную платформу и два в бронеплощадки. Но броня не была пробита этими попаданиями. Были взяты в плен три красноармейца, находившиеся в цепи у полотна железной дороги. 18 июня бронепоезд "Офицер” и присоединившийся к нему бронепоезд "Дмитрий Донской” вели бой с бронепоездами и пехотой красных на участке Марковского полка близ селения Тетеревина. К вечеру красные были оттеснены. Бронепоезд "Офицер” получил попадание гаубичным снарядом в головную бронеплощадку. По показаниям перебежчиков, огнем бронепоезда "Офицер” была также подбита орудийная бронеплощадка советского бронепоезда. После этого на Курском направлении наступило затишье, продолжавшееся несколько дней.

Бронепоезд "Офицер” перешел на линию Белгород—Готня и предпринял 26 июня далекую разведку. На протяжении 30 верст противник не был обнаружен. Однако на следующий день, 27 июня, подходя к узловой станции Готня, примерно в 70 верстах от Белгорода, бронепоезд "Офицер” был встречен огнем батареи и бронепоезда красных. После перестрелки, выяснив силы противника, бронепоезд отошел к станции Томаровка, примерно в 30 верстах от Белгорода. У станции Томаровка находились части 10-го гусарского Ингерманландского полка. 29 июня бронепоезд "Офицер” вновь произвел далекую разведку и выбил заставу красных со станции Сумовская, примерно в 10 верстах от Готни. После починки пути бронепоезд двинулся дальше, подошел на 5 верст к станции Готня и открыл огонь по станции и неприятельским бронепоездам. Противник отвечал. Затем бронепоезд "Офицер” отошел и обстреливал шрапнелью окраину селения, занятого красными. По показаниям перебежчиков было установлено, что во время перестрелки 27 июня был разогнан митинг большевиков на станции Готня. Снаряды бронепоезда "Офицер” внезапно попали в самую толпу. 30 июня, не доходя до станции Сумовская, бронепоезд "Офицер” был встречен огнем неприятельских бронепоездов, которые стали в посадке на закрытой позиции. После перестрелки бронепоезд "Офицер” отошел на станцию Томаровка. В бою было получено попадание 42-линейного снаряда в пулеметную кабинку бронеплощадки. Осколком был тяжело ранен один казак. 1 июля бронепоезд "Офицер” вел упорный бой с двумя бронепоездами красных, которые заняли станцию Герцовка, в 45 верстах от Белгорода, и обстреливали заставы Ингерманландского гусарского полка. Позади бронепоезда "Офицер” взрывом снаряда был перебит путь. Неприятельские 42-линейные орудия продолжали вести частый огонь, между тем как на головном 75-миллиметровом орудии бронепоезда "Офицер” были израсходованы все снаряды, и оно должно было замолчать. Несмотря на такое трудное положение, бронепоезд "Офицер” решительно двинулся на сближение с красными, не стреляя. Под впечатлением этой внезапной атаки неприятельские бронепоезда отошли за станцию Герцовка.

После взятия нашими войсками Харькова 11 июня 1919 года на линию Харьков—Ворожба был отправлен первоначально один тяжелый бронепоезд "Князь Пожарский”. Он поддерживал наступление наших частей вплоть до станции Богодухов, в 50 верстах от Харькова. Затем на ту же линию прибыл легкий бронепоезд "Генерал Корнилов” и действовал совместно с Дроздовским полком и Якутским пехотным полком. 17 июня на Богодуховское направление подошел тяжелый бронепоезд "Грозный” и обстреливал казармы, завод и вокзал в Богодухове. 18 июня наши войска, состоявшие из частей Якутского и Белозерского пехотных полков, батальона Самурского полка, батальона Дроздовского полка и конного отряда, перешли в наступление на Богодухов. Их поддерживали бронепоезда "Генерал Корнилов” и "Грозный”, которые вели бой с неприятельскими бронепоездами и 42-линейной батареей, стоявшей на окраине города. К вечеру город Богодухов был взят, и наши бронепоезда содействовали дальнейшему наступлению. После этого боя бронепоезд "Грозный” получил приказание перейти на Курское направление. Боевая часть его была усилена двумя бронеплощадками с пятидюймовыми английскими орудиями на колесных лафетах. угол обстрела был из-за этого ограничен в 30 градусов. Получивший повреждение бронепоезд "Генерал Корнилов” был отправлен 27 июня в капитальный ремонт на станцию Юзово. Командир тяжелого бронепоезда "Князь Пожарский” капитан 1-го ранга Потемкин и все состоявшие на этом бронепоезде морские офицеры по распоряжению начальника Морского управления адмирала Герасимова были откомандированы в это время в Царицын. В командование бронепоездом "Князь Пожарский” вступил полковник Федоров.

На левом фланге Добровольческой армии частями 1-й Кавказской казачьей дивизии был захвачен около 15 июня 1919 года на станции Синельникове советский бронепоезд "Товарищ Ворошилов”. По приказанию командира 3-го Конного корпуса было приступлено к формированию из неприятельского боевого состава нашего бронепоезда, который был назван "Генерал Шкуро”. Формирование этого бронепоезда происходило на станции Синельниково до 27 июня. Командиром бронепоезда был назначен подпоручик Лагутин. В составе команды было первоначально лишь 11 человек. Боевая часть состояла из бронепаровоза и одной бронеплощадки, вооруженной двумя трехдюймовыми орудиями образца 1902 года на открытых установках с круговым обстрелом. На бронеплошадке имелось, кроме того, четыре пулемета.

В это время нашими войсками был взят город Екатеринослав. Перед оставлением его красные сильно повредили железнодорожный мост через реку Самару. Поэтому наши бронепоезда долго не имели возможности пройти на станцию Екатеринослав и дальше на запад для содействия нашим войскам. Но так как поддержка наших бронепоездов была необходима для развития дальнейшего наступления, то по почину командира 3-й Кубанской железнодорожной сотни есаула Гусова было начато спешное формирование в Екатеринославе еще двух новых наших бронепоездов. Первоначально им были присвоены номера 1-й и 2-й. От бронепоезда № 1 ведет свое начало легкий бронепоезд "Генерал Шифнер-Маркевич”, а от бронепоезда № 2 — легкий бронепоезд "Доброволец”. Командиром бронепоезда № 2 был назначен полковник Бурков. Команда состояла первоначально из 11 офицеров и 2 вольноопределяющихся. Бронепаровоз и бронеплошадки предполагалось соорудить на заводе Южно-Русского металлургического общества из материалов, оставленных красными и предназначавшихся для их бронепоездов.

22 июня были получены сведения, что красные отрезали головные части конницы генерала Шифнер-Маркевича, которые успели продвинуться до станции Верховцево, примерно в 70 верстах к западу от Екатеринослава. Наступление советских войск угрожало якобы даже городу Екатеринославу. Бронепоезду № 2 было приказано отправиться на разведку по направлению на Верховцево. Бронепоезд вышел в 21 час, будучи составлен из обыкновенной платформы, на которой было установлено трехдюймовое орудие образца 1902 года, и обыкновенного паровоза. Утром 23 июня бронепоезд дошел до района станции Сухачевка, примерно в 15 верстах от Екатеринослава, и установил связь со сторожевым охранением 3-го Кубанского пластунского батальона. Станция Сухачевка была занята противником. Бронепоезд № 2 подошел ко входным стрелкам станции и был встречен огнем советского бронепоезда "Спартак”. После короткого боя метким огнем нашего бронепоезда красный бронепоезд был подбит, советская команда бежала, и боевой состав вывезен в наше расположение.

Сформированный в Керчи бронепоезд № 3, состоявший из двух половин с легкими и тяжелыми орудиями, поддерживал в первой половине июня наступление наших войск в Крыму, вплоть до Сивашского моста. Во время починки этого моста, поврежденного красными, бронепоезд оставался несколько дней на станции Джанкой. Там было получено 17 июня предписание начальника бронепоездных дивизионов о том, что бронепоезд № 3 переформировывается в 5-й бронепоездной дивизион в составе двух легких и одного тяжелого бронепоезда. Легкие бронепоезда получили названия: "Коршун” и "Генерал Марков”. Командиром бронепоезда "Коршун” был назначен капитан Магнитскийа командиром бронепоезда "Генерал Марков” — капитан СипягинФормирование этих легких бронепоездов задержалось, так что они могли выйти на фронт лишь в конце августа. Тяжелый бронепоезд получил название "Непобедимый”. Командиром его был назначен полковник Кузнецов. Численность его команды, состоявшей в период крымских боев из 15 офицеров и 3 вольноопределяющихся, была доведена до 30 человек. 25 июня бронепоезд "Непобедимый” отправился на фронт к Александровску, примерно в 50 верстах к югу от Екатеринослава, в составе одной бронеплощадки с 100-миллиметровым морским орудием, под командой старшего офицера бронепоезда капитана Савицкого. Другая бронеплощадка перестраивалась в это время в Севастопольском порту. Через несколько дней эта перестроенная бронеплощадка прибыла на фронт на смену первой бронеплощадке, которая была также отправлена в Севастополь для переделки. Переделка состояла в том, что орудия были подняты на высокие цилиндрические установки. Это увеличило дальность огня до 14 верст. Кроме того, на площадках были построены бронированные казематы и погребки для снарядов. На одной из бронеплощадок была установлена на крыше каземата выдвижная командирская вышка для наблюдения.

Между тем в тылу Вооруженных сил Юга России, на северо-восточном Кавказе, обстановка была неспокойной и требовала присутствия значительного количества наших войск. При них был оставлен сформированный в январе 1919 года легкий бронепоезд "Терец” под командой капитана Лойко. В начале июня 1919 года бронепоезд "Терец” был придан Грозненскому отряду генерала Колесникова и находился по большей части на станции Грозный. 20 июня было получено приказание начальника Южной группы войск Северного Кавказа перейти на узловую станцию Беслан, в 20 верстах к северу от Владикавказа, для содействия отправке в состав наших войск всадников-ингушей. Требование об этом было предъявлено правителю Ингушетии. 23 июня бронепоезд "Терец” прибыл на станцию Назран, в 20 верстах к востоку от узловой станции Беслан, с пустым эшелоном для погрузки. Для этой погрузки всадников-ингушей был дан срок до 15 часов. К этому времени бронепоезд "Терец” возвратился на станцию Назран. При приближении к станции стала слышна ружейная стрельба и было замечено, что уже погрузившиеся в вагоны всадники-ингуши поспешно выводят обратно своих лошадей, направляются бегом к ближайшим зданиям и скрываются за ними. Навстречу бронепоезду подбежали начальник станции и два офицера нашей контрразведки. Они сообщили, что часть всадников началагрузиться в вагоны под руководством офицеров, однако большая часть ингушей воспротивилась погрузке и открыла стрельбу. Один из офицеров был убит. Ввиду полученного строгого приказания не открывать огня, бронепоезд принял подбежавших к нему лиц, пропустил пустой эшелон и вслед за ним отошел к станции Беслан. 24 июня бронепоезд "Терец” участвовал в наступлении на станцию Назран в составе нашего отряда, в который входили: Улагаевский, 6-й и 12-й пластунские батальоны, часть Апшеронского пехотного полка, Сунженско-Владикавказский полк Терского казачьего войска и две батареи.

Наступление велось двумя колоннами на аулы Экажево и Сурхахи. Бронепоезду была дана задача содействовать наступлению артиллерийским огнем и охранять левый фланг отряда со стороны аула Назран. В 9 часов бронепоезд открыл огонь по окопам на окраине аула Экажево и по кладбищу к северу от него. Около 10 часов ингуши вышли из окопов и двинулись в наступление в обход левого фланга отряда, находившегося в тысяче шагов от линии железной дороги. Бронепоезд "Терец” подпустил ингушей на 400 шагов к нашим цепям, быстро выдвинулся вперед и открыл по противнику огонь из одного орудия и одиннадцати пулеметов. Наступавшие ингуши понесли тяжелые потери и были отброшены. При этом был ранен ружейной пулей командир бронепоезда капитан Лойко. В командование бронепоездом вступил старший артиллерийский офицер капитан Нефедов. В 15 часов около 500 конных ингушей обошли правый фланг нашего отряда со стороны аула Сурхахи и устремились в тыл, на аул Базоркино, рассчитывая, по-видимому, поднять восстание и в нем. Выдвинутый из резерва Сунженско-Владикавказский полк был отброшен. Преследуя его, ингуши вышли на линию железной дороги в тылу бронепоезда "Терец”. Бронепоезд двинулся в сторону атакующей конницы и орудийным и пулеметным огнем заставил ее прекратить преследование. Затем противник был принужден к отступлению. 25 и 26 июня наши войска заняли аулы Экажево и Сурхахи, которые были сожжены. С 27 по 29 июня бронепоезду "Терец” было поручено наблюдение за погрузкой эшелонов на станции Назран и охрана этой станции. 30 июня бронепоезд отправился на станцию Грозный и получил там задачу охранять участок железной дороги Грозный — Хасав-Юрт, протяжением около 70 верст. Надлежало передвигаться по участку от 7 до 16 часов и от 21 до 6 часов.

***

В первых числах июля 1919 года на фронт Добровольческой армии прибыл вновь сформированный легкий бронепоезд "Слава Офицеру”. Возвратился в состав Добровольческой армии тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита”, который был отправлен временно на Царицынское направление. Прибыл из Царицына в Харьков легкий бронепоезд "Орел”. Не считая трех бронепоездов 1-го дивизиона, оставшихся в районе Царицына, и двух бронепоездов, находившихся на Северном Кавказе, при Добровольческой армии числилось в начале июля 1919 года 16 наших бронепоездов. Однако некоторые из них еще не закончили в это время формирования или должны были идти в тыл для ремонта. Между тем с расширением фронта Добровольческой армии нашим бронепоездам надлежало действовать на 9 —10 железнодорожных линиях, пересекавших этот фронт. Владея центром России с наибольшим количеством заводов, красные могли скорее развивать строительство новых бронепоездов. Только искусство и решительность командиров наших бронепоездов и доблесть команд позволяли продолжать успешную борьбу с численным и техническим превосходством красных.

Войска 13-й советской армии, отходившие на север после оставления ими Харькова и Белгорода, замедлили, а затем и прекратили свое отступление. Части 14-й советской армии отходили в общем направлении на запад к среднему течению Днепра, но предпринимали частные контратаки. Советское командование отдавало себе отчет в возникшей для него опасности и стремилось ускорить сосредоточение главной боевой мощи красных против войск генерала Деникина. Но для переброски подкреплений на Южный фронт требовалось значительное время. Между тем и правый фланг Добровольческой армии еще не мог воспользоваться благоприятной обстановкой, приступить к выполнению так называемой "Московской директивы” и перейти в решительное наступление на север. Нашим бронепоездам приходилось, однако, вести частые бои на линиях, отходивших от узловой станции Белгород.

Отправленный в ремонт на станцию Юзово легкий бронепоезд "Генерал Корнилов” получил три новые артиллерийские бронеплощадки системы полковника Голяховского, с вращающимися башнями для орудий, после чего возвратился в Белгород 7 июля. С 8 по 18 июля бронепоезд действовал по линии Белгород—Волчанск совместно с частями Алексеевского полка. На линии Белгород—Курск находился в начале июля тяжелый бронепоезд "Грозный”. Он выходил к позиции наших войск у станции Сажное, в 30 верстах от Белгорода, чтобы бороться с приближавшимися бронепоездами красных. Первоначально бронепоезд "Грозный” выезжал в этот период в составе одного пятидюймового и одного шестидюймового орудия. Но вскоре обнаружились многочисленные недостатки английских пятидюймовых орудий: частые осечки, неправильный откат и малый угол обстрела. Тогда бронепоезд "Грозный” стал выезжать в составе двух шестидюймовых орудий, между тем как пятидюймовые орудия пришли в негодность и были отправлены на завод в Харьков. Со стороны красных появился на этом участке бронепоезд "Черноморец”. Он был тогда вооружен двумя 105-миллиметровыми орудиями с дальностью стрельбы до 14 верст и потому мог оставаться вне досягаемости орудий бронепоезда "Грозный”. 7 июля на Курское направление был временно вызван легкий бронепоезд "Офицер”, который поддерживал наступление частей Корниловского полка на селение Лески. Починив железнодорожный путь, бронепоезд вышел вперед и своим огнем принудил к молчанию батарею красных, несмотря на ответные выстрелы тяжелого бронепоезда противника. 8 июля бронепоезд "Офицер” вернулся на линию Белгород—Готня и в течение ближайших дней несколько раз вел перестрелку с бронепоездами красных между станциями Томаровка и Герцовка, в расстоянии примерно 40 верст к северо-западу от Белгорода. 16 июля было замечено, что два неприятельских бронепоезда продвигаются к станции Герцовка. Бронепоезд "Офицер” вышел вперед на открытую позицию, вступил с ними в бой и вскоре оказался под сильным обстрелом 42-линейных и легких орудий противника. Нашим огнем один из неприятельских бронепоездов был подбит и принужден замолчать. Но в то же время тяжелый неприятельский снаряд попал в паровоз бронепоезда "Офицер”, пробил броню и разорвался в котле. Вырвавшимся паром были тяжко обожжены машинист Никитин и его помощник Ефременко, которые потом оба умерли от ожогов, а также офицер связи прапорщик Бедрик. Не имея возможности двигаться, бронепоезд "Офицер” продолжал все-таки вести огонь. Тогда вспомогательный поезд под командой хорунжего Щекина подошел к бронепоезду под жестоким обстрелом противника, взял боевой состав бронепоезда на фаркоп и вывез его в тыл. Неприятельский снаряд попал в вагон вспомогательного поезда, причем разрывом были убиты два солдата и несколько солдат ранены. По возвращении из этого боя была получена телеграмма командующего Добровольческой армией с благодарностью за доблестную работу бронепоезда.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13

ДАЛЕЕ


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz