ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Наши части 2-го Кубанского корпуса стали отходить под давлением красных к станции Котлубань. Район моста был тогда прочно занят красными, которые захватили вспомогательный поезд. Бронепоезда "Генерал Алексеев” и "Вперед за Родину” остались к северо-западу от моста, не имея возможности отойти через станцию Котлубань вслед за своими частями. С отходом наших войск артиллерия противника сосредоточила весь свой огонь на двух бронепоездах. Вследствие разрушения железнодорожного пути неприятельскими снарядами оба бронепоезда оказались постепенно запертыми на участке пути длиной меньше версты. Это не давало возможности посредством маневрирования уходить из-под огня пристрелявшейся артиллерии красных. Около 14 часов неприятельскими снарядами была зажжена пулеметная площадка бронепоезда "Генерал Алексеев”. Среди обслуживавшей ее команды было несколько убитых и раненых. Часть пулеметов была разбита. Попаданием неприятельского снаряда в одно из орудий бронепоезда был поврежден поворотный механизм. В другом орудии заклинился снаряд. Осколком снаряда был поврежден бронепаровоз. Пешая разведка, высланная с бронепоезда "Генерал Алексеев”, установила, что железнодорожная выемка в тылу у бронепоездов занята советской кавалерией с пулеметами на тачанках. Поэтому было невозможно дать знать пешим порядком на станцию Котлубань о происходящем. На бронепоездах, которые продолжали отстреливаться, пока это было возможно, запас снарядов оказался почти израсходованным. Бронепоезд "Вперед за Родину” наехал на только что перебитый путь и сошел с рельс. Конница и пехота красных, видя безнадежное положение бронепоездов, стали к ним приближаться.

Около 15 часов было принято решение покинуть боевые составы с тем чтобы команды бронепоездов взяли снятые с площадок легкие пулеметы и отходили цепью в западном направлении для присоединения к нашим войскам. Для того чтобы не позволить красным, по исправлении пути, увезти боевой состав бронепоезда "Генерал Алексеев”, последний был пущен на сошедший с рельс бронепоезд "Вперед за Родину”. Произошло крушение. При виде этого красные двинулись в атаку при поддержке сосредоточенного артиллерийского огня. Первыми выскочили из выемки на железнодорожном пути неприятельская кавалерия и тачанки с пулеметами. Однако цепи команд бронепоездов отбили эту атаку пулеметным и ружейным огнем. Затем команды продолжали отходить цепями, по временам залегая и отстреливаясь от наседавшей кавалерии красных. Раненые чины бронепоездов затрудняли отход. Командир бронепоезда "Вперед за Родину” полковник Скоритовский оказался позади цепи команды своего бронепоезда и был настигнут группой советских всадников. По впечатлению находившихся в нашей отступавшей цепи, полковник Скоритовский застрелился из имевшегося у него револьвера. Его видели падающим на землю, когда красные были от него еще на расстоянии нескольких шагов. Найденное на следующий день его тело имело одну пулевую рану в области сердца. Лицо и часть лба были снесены выстрелом в упор из винтовки, по-видимому, уже после смерти полковника Скоритовского. Тело было раздето красными и в нескольких местах обожжено. На расстояний около 5 верст от места оставления бронепоездов отходившие цепями команды встретили сотню нашей кавалерии. Сотня оказала им помощь сначала огнем, а затем посадив раненых на лошадей. После этого отряд команд бронепоездов присоединился ко взводу Кубанской казачьей батареи, который стоял в том районе на позиции и входил в состав 3-й Кубанской дивизии генерала Бабиева. Вечером взвод Кубанской батареи снялся с позиции и отошел, а команды бронепоездов отправились пешим порядком на станцию Котлубань. По прибытии туда стало известно, что контратакой частей конницы генерала Улагая красные были оттеснены. Оставленные боевые составы бронепоездов оказались в никем не занятом промежутке между нашими войсками и красными. Но так как можно было ждать на следующее утро обстрела этого района артиллерией противника, то немедленно было снято с бронепоездов и увезено все, что было возможно: оставшиеся исправными пулеметы, патроны, принадлежности и прочее. Из команды бронепоезда "Генерал Алексеев” было убито 6 и ранено 11 человек. В командование бронепоездом "Вперед за Родину” вступил капитан Юрьев. 25 августа был сформирован сводный бронепоезд из двух бронеплощадок, которые не принимали участия в бою, так как были оставлены накануне в ремонте в Царицынском депо. Это были орудийная платформа системы полковника Голяховского от бронепоезда "Генерал Алексеев” и пулеметная бронеплатформа от бронепоезда "Вперед за Родину”. Сводный бронепоезд обслуживался личным составом от обоих этих бронепоездов. Сводный бронепоезд подошел в этот же день, 25 августа, к поврежденному мосту через реку Котлубань. Однако попытка приступить к подъему боевых составов двух наших бронепоездов окончилась в этот день неудачей вследствие сильного обстрела артиллерией красных.

26 августа наступлением наших войск красные были оттеснены за реку Сакарка и к станции Качалино. Тотчас начали строить обводный путь, который к вечеру был готов. К ночи боевой состав бронепоезда "Генерал Алексеев” был отведен в наш тыл, на станцию Гумрак близ Царицына. Боевая часть бронепоезда "Вперед за Родину” не могла быть поднята средствами вспомогательного поезда. 27 августа совместными действиями войск генерала Писарева со стороны Царицына и конной группы под командой генерала Бабиева из района станции Котлубань красные были отброшены дальше на север. Под прикрытием сводного бронепоезда были тогда закончены работы по подъему боевой части бронепоезда "Вперед за Родину” с помощью ремонтного поезда Царицынского депо, в составе которого был большой подъемный кран. Сводный бронепоезд был расформирован. Входившие в его состав бронеплошадки присоединились к своим бронепоездам. После первоначального ремонта в депо станции Царицын бронепоезда "Генерал Алексеев” и "Вперед за Родину” были отправлены 31 августа в капитальный ремонт в Дебальцево, в Донецком бассейне.

По сравнению с упорными боями на фронте Кавказской армии у Царицына, конец августа 1919 года был периодом относительного затишья на обширном фронте, занятом войсками Добровольческой армии. На железнодорожной линии Белгород—Курск происходили почти ежедневные перестрелки наших и неприятельских бронепоездов в районе станции Ржава. 24 августа, во время местного прорыва красных, бронепоезд "Офицер” был спешно вызван на участок Корниловского полка. Находясь близ разъезда Сараевка, бронепоезд подвергся сильному обстрелу гаубичных батарей противника. 26 августа бронепоезд "Офицер” вышел на обычную позицию и снова, в течение двух часов, находился под перекрестным огнем укрыто расположенной артиллерии красных.

На железнодорожной линии Готня—Льгов находился в это время тяжелый бронепоезд "Грозный” в составе двух боевых площадок: одной с шестидюймовым орудием и одной с 42-линейным орудием. Последняя площадка, предоставленная временно, была отбита у красных и принадлежала прежде советскому бронепоезду "Молния”. В двадцатых числах августа наши части заняли после отхода фронт вдоль реки Пселл. На позицию у станции Псел на участок Самурского полка выезжали легкий бронепоезд "Генерал Дроздовский”, обычно державшийся близ железнодорожного моста, и тяжелый бронепоезд "Грозный”, который останавливался у семафора. Им изредка приходилось вступать в бой с подходившим бронепоездом красных. Кроме того, красные ежедневно обстреливали оба наши бронепоезда, станцию и наблюдательный пункт на водокачке артиллерийским огнем. Когда к бронепоезду "Грозный” прибыли из ремонта его две боевые площадки с пятидюймовыми орудиями и одна боевая площадка с шестидюймовым орудием, то временно полученная площадка с 42-линейным орудием была отправлена на станцию Сумы в распоряжение легкого бронепоезда "Дроздовец”. К концу августа красные получили на этом участке подкрепления, подвезенные с Сибирского фронта, и стали вести настойчивые атаки на позиции Самурского и Белозерского полков. Поддерживая наши войска, бронепоезд "Грозный” обстреливал селение Долгий Колодезь на предельной дальности своих орудий, около 9 верст.

Между тем 19 августа в Харькове из особой запасной тяжелой бронепоездной команды была выделена команда для формирования нового бронепоезда, который получил потом название "Москва”. Команда приступила к занятиям по специальностям для службы на бронепоезде и стала участвовать в работах по сооружению боевой части и базы, то есть вагонов для жилья. Часть расходов по постройке этого нового бронепоезда была покрыта Харьковским военно-промышленным комитетом.

После взятия Киева легкий бронепоезд "Орел” возвратился на левый берег Днепра и отправился 19 августа на станцию Нежин, примерно в 120 верстах к северо-востоку от Киева, в распоряжение начальника штаба 5-го Конного корпуса. При наступлении в сторону среднего течения реки Десна части корпуса растянулись на широком фронте. В штабе корпуса бронепоезд "Орел” получил приказание перейти на узловую станцию Бахмач, в 45 верстах от Нежина, и действовать там совместно с частями 2-го конного генерала Дроздовского полка. Из Бахмача бронепоезд отправился в тот же день на разведку по железнодорожной линии Бахмач—Гомель и прошел около 10 верст, до станции Чесноковка. 20 августа бронепоезд "Орел” вышел со станции Чес-ноковка дальше в направлении на северо-запад. За ним шла для поддержки недавно построенная блиндированная площадка с трехдюймовым орудием "Полковник Гаевский”. Проходя под вечер через станцию Дочь, в 10 верстах от станции Чесноковка, бронепоезд "Орел” встретил там только нашу передовую конную заставу из четырех всадников. Впереди наших войск не было. Уже в темноте бронепоезд прибыл на станцию Бондаревка, в 15 верстах от станции Дочь. Опрошенный начальник станции сообщил, что днем на станции Бондаревка находился бронепоезд красных под названием "Советская Россия”. Потом он ушел на следующую станцию Макошино, за большим мостом через реку Десна. Там же, в эшелонах, якобы стояли резервы красных. Командир бронепоезда "Орел” капитан Муромцев приказал двигаться дальше. Бронепоезд остановился с закрытой топкой, когда уже были видны при свете луны постройки станции Макошино. Остановившись, бронепоезд открыл по станции орудийный огонь. После 20 выстрелов над станцией поднялось зарево пожара. Бронепоезду начала отвечать из-за реки легкая батарея красных, но ее стрельба была не точной. Бронепоезд "Орел” прекратил огонь и стал медленно двигаться к станции Макошино. Наконец передняя контрольная площадка бронепоезда вошла на железнодорожный мост через реку Десна. От него оставалась 1 верста до станции Макошино. Бронепоезд снова остановился. Командир и разведчики пошли по мосту, но должны были вернуться, когда были обстреляны из пулеметов. Со станции Макошино раздавались крики и слышен был лязг вагонных буферов. Затем оттуда открыл огонь из 42-линейного орудия вдоль полотна красный бронепоезд "Советская Россия”. Выяснив, таким образом, обстановку, бронепоезд "Орел” отошел.

С 21 по 23 августа бронепоезд "Орел” выезжал к станциям Дочь и Бондаревка и вел там перестрелки с советским бронепоездом, а 24 августа отправился на станцию Конотоп, в 25 верстах к востоку от Бахмача, и далее, к разрушенному мосту через реку Сейм. Вступив в бой с артиллерией противника, бронепоезд был спешно отозван обратно, ввиду оставления Конотопа нашими частями. 25 августа бронепоезду "Орел” было приказано идти от Бахмача к Конотопу с десантом из 30 человек и в сопровождении кавалерийских разъездов. Не доходя 2 верст до станции Конотоп, бронепоезд вступил в бой с наступавшей навстречу пехотой красных и смог продвинуться до семафора станции. Там бронепоезд был встречен сильным артиллерийским огнем. Снарядом была сорвана часть крыши десантного вагона, а другой снаряд попал в контрольную платформу. Ввиду того что наши главные силы не подошли вовремя, было приказано вечером отойти в Бахмач. Утром 26 августа на станции Бахмач-Товарная, где стояла база бронепоезда "Орел”, началась ружейная и пулеметная стрельба. Оказалось, что красные подходят к станции, а наши кавалерийские части отступают. Со- став базы был немедленно отправлен на юго-запад, на станцию Ичня, а боевая часть бронепоезда выдвинулась за станцию Бахмач в направлении на Конотоп, пройдя под виадуком Либаво-Роменской железной дороги. Противник наступал густыми цепями, но они были остановлены орудийными выстрелами "на картечь” и пулеметным огнем бронепоезда. Бронепоезд продержался у входных стрелок станции Бахмач до наступления темноты, а затем, ввиду оставления Бахмача нашей конницей, отошел на станцию Ичня. 27 августа бронепоезд "Орел” поддерживал наступление наших войск на Бахмач, совместно с блиндированным поездом "Полковник Гаевский” и тяжелым бронепоездом "Князь Пожарский”, который подошел со стороны станции Круты, по линии Киев—Бахмач. Во время боя к западу от Бахмача бронепоезд "Орел” обстреливал цепи и пулеметные тачанки красных картечью и пулеметным огнем. Когда же противник стал поспешно отступать, то разведчики соскочили со своего боевого состава, при поддержке своих орудий бросились на красных и захватили до 40 пленных. Наши бронепоезда вели затем бой с советским бронепоездом, стоявшим на станции Бахмач, но не смогли проникнуть на станцию до наступления темноты, так как надо было чинить железнодорожный путь, перебитый снарядами в трех местах. Вечером бронепоезд "Орел” возвратился на станцию Ичня.

В это время в мастерских Севастопольского военного порта заканчивалась постройка легкого бронепоезда "Коршун”, который должен был войти в состав 5-го бронепоездного дивизиона вместе с легким бронепоездом "Генерал Марков” с тяжелым бронепоездом "Непобедимый”. Но 5-му бронепоездному дивизиону никогда не пришлось действовать на одном направлении в полном составе. Числившиеся в нем бронепоезда отправились на фронт разновременно, по мере готовности, и попали на разные участки. Боевая часть бронепоезда "Коршун” состояла из двух орудийных площадок и одной пулеметной площадки. На одной боевой площадке было установлено английское полевое орудие калибра 36 миллиметров на колесном лафете со щитом, с углом обстрела около 80 градусов. На другой боевой площадке было установлено на тумбе русское полевое трехдюймовое орудие образца 1895 года Обуховского завода, с поршневым затвором. Для этого орудия имелись отдельные снаряды и заряды в шелковых мешках, так что скорость стрельбы из него не превышала трех выстрелов в минуту. Между тем от орудий на легких бронепоездах в особенности требовалась скорострельность. На каждой из этих площадок было ружье-пулемет системы Льюиса с дисками. На площадках были деревянные укрытия от непогоды и для хранения боевых припасов. Пулеметная боевая площадка была вооружена 12 тяжелыми пулеметами Максима. По четыре пулемета были установлены для стрельбы с каждого борта, и четыре пулемета находились на крыше во вращающихся башенках. Бронепаровоз и боевые площадки были защищены броней из котельного железа толщиной в 1—2 сантиметра, которая не пробивалась пулями и осколками. Боевые площадки были переделаны из угольных со специальными двухосными тележками. Это давало им большую устойчивость. Командиром бронепоезда "Коршун” был назначен капитан Магнитский. Команда состояла из 24 офицеров и около 90 солдат и казаков. 28 августа бронепоезд "Коршун” вышел на фронт и 30 августа прибыл на узловую станцию Бобринская, на правом берегу Днепра. Там было получено приказание от штаба генерала Слащева отправиться на разведку вплоть до встречи с войсками петлюровцев. Было предписано не предпринимать против них враждебных действий, но соблюдать осторожность. Если бы "что-нибудь случилось”, то успех должен был быть на нашей стороне.

Оставленный на северо-восточном Кавказе и включенный в состав нашего Грозненского отряда легкий бронепоезд "Терец” получил около 20 августа приказание охранять железнодорожную линию от станцию Гудермес до станции Чир-Юрт, на протяжении около 60 верст, передвигаясь по этому участку днем и ночью, так как в том районе появились отряды восставших чеченцев. 22 августа бронепоезд "Терец” был вызван на станцию Кади-Юрт, где получил задачу посадить на площадки роту нашей пехоты с пулеметами и подойти к аулу Исти-Су. Там надлежало отобрать наш аэроплан, который спустился у этого аула и был захвачен его жителями. Эта задача была выполнена успешно. 28 августа бронепоезд был вызван телеграммой начальника Грозненского отряда и отправлен на станцию Аргунь, примерно в 15 верстах к востоку от Грозного, для охраны железнодорожного моста через реку Аргунь. Бронепоезд должен был также содействовать отряду полковника Реута, который был выслан в район аулов Шали и Мискир-Юрт. 30 августа бронепоезд "Терец” вел пристрелку по аулу Мискир-Юрт и по сторожевому охранению восставших чеченцев. 31 августа восставшие повели наступление на расположение наших войск в районе аула Шали. С нашей стороны действовали в этот день: Апшеронский и 2-й Кавказский стрелковый полки, Улагаевский пластунский батальон, Кизляро-Гребенской, 1-й и 2-й Сунженско-Владикавказские полки Терского казачьего войска, 1-я и 2-я Терские и гаубичная батареи. Бронепоезд "Терец” содействовал своим огнем отражению атак противника. В 11 часов восставшими в тылу отряда жителями аулов войска отряда были отрезаны от станции Аргунь и принуждены пробиваться частью на город Грозный, а частью на станицу Петропавловскую. Бронепоезд "Терец” стал у железнодорожного моста через реку Аргунь и своим огнем по аулу Устар-Гардой и по шоссейному мосту через реку Аргунь не позволял чеченцам продолжать преследование наших частей. Этот мост был единственной переправой, которой мог бы воспользоваться противник. Тогда часть чеченцев стремительно заняла станцию Аргунь. Однако огнем бронепоезда они были оттуда выбиты. Передвигаясь затем между станцией и мостом, бронепоезд "Терец” сдерживал противника до 22 часов. К этому времени прибыл из Грозного эшелон с батальоном 2-го Кавказского стрелкового полка. После того как батальон занял мосты, бронепоезд "Терец” отошел в Грозный.

* * *

В начале сентября 1919 года перешли в решительное наступление войска правого фланга Добровольческой армии. Таким образом, на этом фланге только через два с лишним месяца началось выполнение так называемой "Московской директивы” главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина от 20 июня 1919 года. Директива указывала конечную цель — захват "сердца России” Москвы. Кратчайший путь к этой цели пролегал от правого фланга Добровольческой армии по направлению Харьков—Курск—Орел—Москва. В течение продолжавшихся два месяца боев местного значения нашим войскам удалось продвинуться в этом направлении, вдоль железной дороги Белгород—Курск, только примерно на 50 верст, до района узловой станции Ржава. Точные данные по месяцам этого периода отсутствуют, но считается, что за четыре летних месяца 1919 года численность войск Добровольческой армии увеличилась почти вдвое. Однако в то же время усилились и красные, как в смысле численности, так и в смысле вооружения. В частности, появилось много усовершенствований на вновь построенных советских бронепоездах, с которыми пришлось бороться бронепоездам Добровольческой армии.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz