ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 10:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Между тем на других участках фронта военные действия против петлюровцев еще не начинались и распространялись слухи о возможном подчинении петлюровцев командованию Вооруженных сил Юга России для совместной борьбы против красных. Около 1 сентября на узловой станции Бобринская находился вновь сформированный легкий бронепоезд "Коршун”, которым командовал капитан Магнитский. Бронепоезд получил приказание произвести дальнюю разведку и прошел без сопровождающего вспомогательного поезда примерно 30 верст на запад от станции Бобринская, до узловой станции Цветково. Боевой опыт многократно подтверждал значение вспомогательных поездов, в особенности вдали от расположения наших войск. Если наш бронепоезд попадал в тяжелое положение, то вспомогательный поезд мог вывезти боевой состав с подбитым в бою паровозом или починить разбитые железнодорожные пути на направлении отхода бронепоезда. Однако во вновь сформированном 5-м бронепоездном дивизионе вообще не было штатных вспомогательных поездов. От станции Цветково бронепоезд "Коршун” повернул на юг и прошел еще примерно 10 верст, до станции Каменный Мост. На станции были замечены несколько петлюровских солдат. Но когда они разглядели на стенках боевых площадок добровольческие знаки — трехцветные углы, то поспешили уйти. Начальник станции сообщил, что поблизости в деревне стоит рота петлюровцев. Днем чины команды бронепоезда "Коршун” ходили в эту деревню для покупки съестных припасов. Они вступили в разговор с петлюровцами. Те говорили, что о военных действиях против Добровольческой армии они ничего не слышали, и удивлялись прибытию нашего бронепоезда. После этого около 10 дней прошли спокойно.

В это время легкий бронепоезд "Генерал Гейман”, получивший позднее название "Доброволец”, был отправлен по приказанию штаба 2-го армейского корпуса на охрану железнодорожной линии между узловыми станциями Бобринская и Знаменка, примерно в 80 верст длиной. Бронепоезд получил две новые боевые площадки, одного типа с уже имевшейся. На каждой было установлено трехдюймовое орудие образца 1902 года во вращающейся полубашне.

Сформированный в августе легкий бронепоезд "Полковник Гусев”, участвовавший в преследовании красных, которые отходили на север, в сторону Киева, получил от начальника бронепоездных дивизионов распоряжение идти в Таганрог. Там предполагалось его перевооружение материальной частью тяжелого бронепоезда с новым названием "Богатырь”. Этот тяжелый бронепоезд должен был войти в состав 8-го бронепоездного дивизиона, вместе с легкими бронепоездами "Доброволец” и "Пластун”.

Немногочисленным войскам и бронепоездам Добровольческой армии, действовавшим к западу от Днепра, удалось в середине сентября постепенно оттеснять петлюровцев без очень упорных боев. Но в это время возникла новая угроза со стороны более опасного противника, махновцев.

***

Наступление правого фланга Добровольческой армии, начавшееся взятием Курска, продолжало успешно развиваться в середине сентября 1919 года. В частности, войска Корниловской дивизии наступали на север вдоль железной дороги Курск— Орел, а войска Дроздовской дивизии вдоль железной дороги Льгов — Брянск. Наши войска занимали вновь обширные пространства. Однако эти успехи не были прочны, так как не сопровождались соответствующим ростом сил Добровольческой армии. Растянувшийся на громадном протяжении фронт становился, при отсутствии надежных резервов, менее устойчивым. Прорыв около 13 сентября сильного отряда махновцев от Умани в глубокий тыл Добровольческой армии был тревожным признаком. Но это обстоятельство еще не могло сразу повлиять на действия наших войск правого фланга на главнейшем, Московском, направлении.

Поддерживая наступление наших войск вдоль линии Курск — Орел, легкий бронепоезд "Офицер” дошел 9 сентября до входных стрелок станции Коренная Пустынь, примерно в 25 верстах к северу от Курска. Там пришлось простоять целый день, производя починку сильно испорченного пути. По-видимому, советское командование было под впечатлением ночного нападения наших бронепоездов на Курск, которое привело к захвату двух советских бронепоездов и ценных военных грузов, и, чтобы избежать повторения такого смелого нападения, на советской стороне принимали все меры для задержки продвижения наших бронепоездов. Отходившие части 13-й советской армии старались портить во многих местах железнодорожные пути и особенно мосты. 10 сентября, после исправления пути у станции Коренная Пустынь, бронепоезд "Офицер” подошел к большому железнодорожному мосту через реку Тускарь. Он оказался минированным. Чины бронепоезда перерезали провода и сняли мешки с динамитом. После этого бронепоезд двинулся дальше и подошел к станции Возы, примерно в 25 верстах к северу от станции Коренная Пустынь. Здесь бронепоезд "Офицер” вступил в бой с бронепоездом красных, который после недолгой перестрелки начал уходить. Бронепоезд "Офицер” не мог его преследовать вследствие порчи еще одного моста. Приступили к его исправлению. Но в это время находившийся на закрытой позиции тяжелый бронепоезд противника открыл сильный огонь по бронепоезду "Офицер” и его вспомогательному поезду. Скоро неприятельскими снарядами был перебит путь позади наших поездов, которые не могли больше маневрировать. Однако в это время удалось обнаружить наблюдателя красных на входном семафоре станции Возы. Он был сбит шрапнелью и после этого неприятельский обстрел прекратился. Во время продвижения к станции Возы с бронепоезда "Офицер” была замечена подвода, двигавшаяся по направлению к красным в сопровождении нескольких всадников. Обстрелянные из пулемета, конные ускакали. Высланные с бронепоезда разведчики нашли у подводы священника местного села, которого большевики собирались увезти в качестве заложника, угрожая ему расстрелом.

12 сентября бронепоезд "Офицер” был спешно вызван на линию Курск—Воронеж. На этом направлении легкий бронепоезд "Слава Офицеру” попытался произвести внезапное нападение на узловую станцию Касторная, примерно в 150 верстах к востоку от Курска. Однако этому бронепоезду не удалось дойти до станции Касторная.

Бронепоезд вышел со станции Курск ночью, для того чтобы пройти под прикрытием темноты местность, которая предполагалась никем не занятой. Боевой частью командовал командир бронепоезда "Слава Офицеру” капитан Харьковцев. Боевая часть бронепоезда состояла тогда из трех артиллерийских бронеплошадок, с одним английским полевым орудием на каждой, и одной пулеметной площадки. Орудия были прикрыты полубашнями, но установка их была не вполне удовлетворительной, так как не позволяла кругового обстрела. Качество английских орудий было хуже качества трехдюймовых орудий образца 1902 года, российского производства. Английские полевые орудия стреляли менее точно, и у них чаще происходили заклинения снарядов. Когда наступил рассвет, то с медленно идущего бронепоезда заметили среди зданий около железнодорожной будки несколько лошадей. Затем было замечено и орудие. Никакого движения людей заметно не было. По-видимому, советские артиллеристы считали, что они находятся в глубоком тылу, и спалине приняв мер охранения. Бронепоезд "Слава Офицеру” остановился. С боевой части сошли: капитан Козорез, капитан Гитман и поручик Малахов в сопровождении примерно десяти человек из состава команды бронепоезда. Они направились в сторону лошадей и орудий, которых оказалось два. Держа в руке револьвер, капитан Козорез громко приказал красным сдаваться. Едва проснувшиеся советские артиллеристы под впечатлением неожиданности и вида стоящего близко бронепоезда с наведенными на них пулеметами не оказали сопротивления. Так были захвачены два исправных трехдюймовых орудия с передками и полными запряжками. Но погрузить на боевую часть бронепоезда взятые орудия и лошадей не представлялось возможным. Поэтому командир бронепоезда приказал взятым в плен советским артиллеристам везти в качестве ездовых орудия по дороге, находясь под надзором офицеров бронепоезда. По счастливой случайности дорога шла на восток вдоль железнодорожного полотна. В течение часа или полутора происходило сравнительно медленное движение рядом: бронепоезда по железной дороге и двух захваченных орудий по грунтовой дороге. Наконец были встречены наши части из состава 3-го Конного корпуса генерала Шкуро, оказавшиеся в районе к западу от станции Касторная.

Пленные и захваченные два орудия были переданы в распоряжение командира корпуса генерала Шкуро. Командир корпуса принял решение оставить при себе бронепоезд "Слава Офицеру” на следующий день. Содействие бронепоезда было весьма желательно во время ожидавшегося боя с кавалерией красных, которая продвигалась в направлении железнодорожной линии Курск—Касторная. Бой произошел на следующее утро, и бронепоезд "Слава Офицеру” неоднократно отбрасывал части неприятельской кавалерии сосредоточенным пулеметным огнем. Между тем красным удалось испортить железнодорожный путь западнее бронепоезда, лишив его таким образом возможности возвратиться в Курск. Починка пути происходила медленно из-за неприятельского обстрела. В Курске были получены сведения о тяжелом положении отрезанного бронепоезда, причем предполагалось даже, что он потерпел крушение. Ввиду этого бронепоезд "Офицер” был отправлен на помощь, будучи назначен в распоряжение генерала Третьякова. Бронепоезд "Офицер” подошел к месту прорыва красных раньше нашей пехоты, вступил в бой со взводом артиллерии красных и заставил его отойти. Испорченный красными путь в тылу бронепоезда "Слава Офицеру” был исправлен, и этот бронепоезд благополучно прошел к станции Мармыжи. Бронепоезд "Офицер” вернулся вечером 12 сентября на станцию Курск для следования снова на Орловское направление. 13 сентября бронепоезд "Офицер” находился уже на позиции к северу от станции Поныри, примерно в 15 верстах от станции Возы. Красные загромоздили путь, устроив крушение поездного состава с балластом. Велись работы по очистке пути. На следующий день бронепоезд "Офицер” подвергся около места крушения сильному обстрелу со стороны двух тяжелых бронепоездов и легкой батареи красных, которые препятствовали работам по исправлению пути.

16 сентября бронепоезд "Офицер” поддерживал своим дальним огнем наступление нашей пехоты на следующую станцию Малоархангельск, примерно в 10 верстах к северу от станции Поныри. Но продвинуться с пехотой бронепоезд не мог, так как работы на путях не были закончены. На следующий день бронепоезд прошел через станцию Малоархангельск и подошел к станции Глазуновка, еще на 15 верст севернее. Там красные устроили на путях крушение двух паровозов. Под прикрытием бронепоезда работы по очистке пути велись до наступления темноты. 19 сентября бронепоезд "Офицер” вступил в бой с двумя бронепоездами противника и оттеснил их до следующей станции Куракино. Не доезжая до этой станции, был обнаружен брошенный красными состав с двумя паровозами, которые сошли с рельс и оказались между путями. До наступления темноты шли работы по устройству в этом месте обходного пути.

После взятия нашими войсками узловой станции Льгов и починки железнодорожного пути тяжелый бронепоезд "Грозный” продвинулся 10 сентября к северу от Льгова на разъезд Марица, где находились части Олонецкого полка. Там бронепоезд внезапно попал под сильный пулеметный огонь с противоположного берега реки Прут, еще занятого красными. Так как площадки с тяжелыми орудиями не были приспособлены для ближнего боя, то бронепоезду "Грозный” пришлось отойти на 2 версты, чтобы выйти из сферы ружейно-пулеметного огня. На смену ему прошел на разъезд Марица легкий бронепоезд "Генерал Дроз-довский”, который открыл орудийный и пулеметный огонь по окопам противника на противоположном берегу реки. Вскоре из леса, в котором скрывалась линия железной дороги, появился бронепоезд красных и сразу стал обстреливать частым огнем бронепоезд "Грозный”. После нескольких ответных выстрелов с бронепоезда "Грозный” его головное пятидюймовое английское орудие испортилось. Бронепоезд был вынужден отойти с позиции на 3 версты по открытой местности, находясь все время под обстрелом. Легкий бронепоезд "Генерал Дроздовский” также начал отходить под сильным обстрелом неприятельского бронепоезда и 42-линейной батареи красных. Но ему пришлось остановиться из-за взорванного пути. В это время бронепоезд "Грозный” успел установить на новой позиции шестидюймовое орудие, и это орудие начало обстреливать бронепоезд красных прямой наводкой. Он был принужден отойти в лес. Это позволило бронепоезду "Генерал Дроздовский” починить путь и присоединиться к тяжелому бронепоезду. Днем 10 сентября на позицию прибыл начальник боевого участка полковник Штейфон и приказал бронепоездам "оживить поле сражения”. Для этого легкому бронепоезду выдвинуться вперед, а тяжелому бронепоезду обстреливать батареи красных. Исполняя это приказание, бронепоезд "Генерал Дроздовский” пошел в сторону противника, попал под обстрел 42-линейной батареи и получил несколько попаданий. Бронепоезд "Грозный”, не видя ни одной стреляющей батареи, ограничился обстрелом расположения противника у деревни Ширково. Вскоре дальнобойные орудия 42-линейной батареи красных начали метко отвечать бронепоезду и принудили его отойти в выемку. После наступления темноты наши бронепоезда подходили к разъезду для ободрения нашей немногочисленной пехоты, а затем ушли в Льгов.

На рассвете 11 сентября бронепоезд "Грозный” прибыл на разъезд Шерекино, чтобы получить там приказание полковника Зеленина, командира Самурского полка, который сменил начальника боевого участка полковника Штейфона. Было назначено наступление наших частей. Олонецкий полк должен был вести фронтальную атаку на переправу при содействии легкого бронепоезда "Генерал Дроздовский”, которого в свою очередь должен был поддерживать тяжелый бронепоезд "Грозный”. Батальон Самурского полка под командой капитана Житкевича должен был выйти в тыл бронепоездам красных у станции Конышевка, примерно в 25 верстах от Льгова. Бронепоезд "Генерал Дроздовский” вышел на разъезд Марица и беглым огнем по району переправы заставил красных отходить. Бронепоезд "Грозный” обстреливал батареи и отходившие колонны неприятеля. Во время боя наблюдательный пункт бронепоезда "Грозный”, расположенный на щитах у железной дороги, был обстрелян 42-линейной батареей красных. Пришлось переменить его место. Несмотря на первоначальный успех, части Олонецкого полка, опасаясь обхода, отступили вечером в исходное положение. Только 12 сентября, вследствие выхода батальона Самурского полка в тыл красным, они оставили свои позиции вдоль реки Прут. Однако железнодорожный мост через эту реку оказался взорванным. Достаточно прочная починка моста, позволяющая проезд боевых площадок с тяжелыми орудиями, затянулась на несколько дней, и бронепоезд "Грозный” был принужден оставаться на станции Льгов, не принимая участия в развивавшемся наступлении. 19 сентября командир бронепоезда полковник Баркалов был назначен командиром вновь формируемого 6-го бронепоездного дивизиона. В командование бронепоездом "Грозный” вступил его старший офицер капитан Каньшин.

Действовавший совместно с частями 5-го Конного корпуса легкий бронепоезд "Орел” двинулся на рассвете 8 сентября из района узловой станции Бахмач в северном направлении. Бронепоезду удалось дойти без боя до станции Дочь, примерно в 20 верстах к северу от Бахмача, между тем как блиндированный поезд "Полковник Гаевский” и тяжелый бронепоезд "Князь Пожарский” находились в нескольких верстах позади. Между станцией Дочь и следующей станцией Бондаревка бронепоезд "Орел” вступил в бой с двигавшимся навстречу бронепоездом красных. После короткой перестрелки неприятельский бронепоезд, по-видимому подбитый, начал отходить. Бронепоезд "Орел” преследовал противника, не дожидаясь подхода остальных наших бронепоездов. За станцией Бондаревка с отходившего неприятельского бронепоезда стали сбрасывать бревна на полотно железной дороги. Затем бронепоезд красных остановился. Продолжая обстреливать противника, бронепоезд "Орел” подошел к препятствию на пути и должен был тоже остановиться. До противника оставалось меньше 100 сажен. Не ожидая военной хитрости красных, чины команды бронепоезда "Орел” спустились на полотно и стали сбрасывать бревна. В это время из-за поворота двухколейной железной дороги внезапно появился другой бронепоезд красных под названием "Советская Россия”, сильно вооруженный. Он открыл огонь в упор из двух 42-линейных орудий. Один из его первых снарядов попал в орудийную башню головной бронеплощадки бронепоезда "Орел”, который не мог больше стрелять вперед. Следующий снаряд противника сорвал командирскую башенку, в которой находился командир бронепоезда капитан Муромцев. Обезглавленное тело командира упало на пол площадки. Еще один неприятельский снаряд попал в сухопарник паровоза. Машинист был убит, а офицер-механик бронепоезда выброшен взрывом. Из паровоза стали вырываться клубы пара. Противник продолжал яростный обстрел бронепоезда "Орел”, который не мог обороняться. Примерно в 2 верстах показалась конница красных, рассыпавшаяся в лаву. Команда бронепоезда "Орел” сошла с боевых площадок, взяв с собой раненых, и стала отходить под обстрелом противника. При этом команда вновь понесла потери убитыми и ранеными. Отойдя примерно на 2 версты, команда бронепоезда "Орел” встретила блиндированный поезд "Полковник Гаевский”, на который она была посажена и доставлена в Бахмач. Всего за день 8 сентября из состава команды бронепоезда "Орел” были убиты командир капитан Муромцев и пять нижних чинов, ранены два офицера и шесть нижних чинов. Разбитый боевой состав остался у красных. В скором времени, после занятия нашими войсками станции Бондаревка, тело капитана Муромцева, уже погребенное крестьянами, было вывезено и отправлено в Севастополь. Там оно было предано земле на братском кладбище 13-й артиллерийской бригады. База бронепоезда с командой первоначально отошла на станцию Прилуки. Затем было приказано следовать в Харьков, где находилась в ремонте одна орудийная площадка бронепоезда.

Помощь возможно большего числа бронепоездов была необходима нашим войскам, разбросанным на обширном фронте. Однако не существовало общей и достаточно быстро выполняемой программы строительства бронепоездов для всех Вооруженных сил Юга России. Частные начальники старались формировать новые бронепоезда при помощи местных средств. Как боевые составы, так и подчинение таких бронепоездов оказывались более или менее случайными. Это вредно отражалось на борьбе с красными, владевшими главными промышленными центрами России.

Около 12 сентября был сформирован в Киеве из оставленных там бронеплощадок новый бронепоезд, который получил название "Баян”. Командиром его был назначен полковник Делов. По приказанию начальника бронепоездных дивизионов бронепоезд "Баян” был включен в состав 3-го бронепоездного дивизиона, которым в то время командовал полковник Гадд. Боевая часть бронепоезда состояла из одной бронеплощадки с трехдюймовым орудием, принадлежавшей раньше бронепоезду "Орел”, и одной бронеплощадки, входившей в состав советского бронепоезда "Карл Либкнехт”. Паровоз был обыкновенный, небронированный. В середине сентября бронепоезд "Баян” отправился на фронт по линии Киев—Сарны и действовал у станции Буча, примерно в 30 верстах к западу от Киева, совместно с частями 13-го и 16-го стрелковых полков.

По приказанию начальника Полтавской группы войск генерала Бредова 17 сентября было начато формирование нового бронепоезда, который получил сначала название "Аскольд”, а потом был назван "Генерал Духонин”. Командиром его был назначен капитан Долгополов. Этот бронепоезд не был включен в состав какого-либо бронепоездного дивизиона, а был подчинен командиру 2-го железнодорожного батальона, который обслуживал Полтавскую группу наших войск. Боевой состав был образован из двух бронеплощадок, захваченных нашими войсками у противника в боях под Киевом, и одной бронеплощадки, построенной в Киеве на заводе Гретера. На вооружении бронепоезда "Аскольд” было пять орудий: на головной бронеплощадке одно 42-линейное орудие и одно трехдюймовое орудие в башенных установках; на тендере паровоза горное орудие; на двух остальных боевых площадках по одному трехдюймовому орудию, укрытому только щитом. Пулеметы разных систем были установлены в крытых частях бронеплощадок. Имелась еще полубронированная площадка с прожектором. Паровоз был постоянный, бронированный.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz