ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Легкий бронепоезд "Генерал Гейман” прибыл около 10 сентября в распоряжение начальника 5-й пехотной дивизии генерала Оссовского на станцию Тальное, в районе примерно в 150 верстах к югу от Киева. Там начались военные действия против петлюровцев. В распоряжении петлюровцев было около 10 бронепоездов, весьма отличавшихся друг от друга по постройке и по вооружению. Четыре бронепоезда были построены очень тщательно, по-видимому австрийцами, еще во время войны между Россией и Австро-Венгрией. Бронеплощадки были специального типа, иногда закругленной формы в виде черепахи, а не перестроенные обыкновенные вагоны. Благодаря небольшой длине и высоте они лучше скрывались на местности. Орудия помещались во вращающихся башнях. Прочие бронепоезда петлюровцев состояли из площадок, блиндированных железнодорожными шпалами. На их вооружении было по одному трехдюймовому орудию на колесах и по несколько пулеметов. Они назывались временными, на украинском наречии "тимчасовые потяги”.

Вскоре по прибытии на станцию Тальное, на железнодорожной линии Цветково—Христиновка, бронепоезд "Генерал Гейман” вступил в бой с петлюровскими бронепоездами "Хортица” и "Сын вольной Украины” и преследовал их до станции Поташ, примерно в 30 верстах к западу от станции Тальное. Во время одной из перестрелок с бронепоездом "Хортица” (из числа бронепоездов хорошей постройки) бронепоезд "Генерал Гейман” получил одно попадание, но противник получил девять попаданий. До 13 сентября продолжалось наступление наших войск на узловую станцию Христиновка при поддержке бронепоезда "Генерал Гейман”. После занятия этой станции бронепоезд "Генерал Гейман” двинулся по линии Христиновка—Казатин и дошел 14 сентября до станции Христиновка, не обнаружив там противника. Приказом главнокомандующего Вооруженными силами Юга России легкий бронепоезд "Генерал Гейман” был переименован в "Доброволец” и включен в состав 8-го бронепоездного дивизиона. В этот же дивизион должны были быть включены также легкий бронепоезд "Пластун” и тяжелый бронепоезд "Богатырь”.

Находившийся в районе узловой станции Цветково легкий бронепоезд "Коршун” двинулся 12 сентября в южном направлении. Были получены известия, что переговоры с Петлюрой кончились безуспешно и начинаются военные действия. Начальник станции Каменный Мост сообщил на бронепоезд, что находившаяся поблизости рота петлюровцев с двумя орудиями отошла на юг. Следующая станция Заплазы оказалась незанятой. При подходе к находившейся еще дальше станции Любашевка бронепоезд "Коршун” попал под обстрел артиллерии петлюровцев. Однако попаданий не было. Для того чтобы отвечать противнику, бронепоезд был вынужден несколько отойти, ибо с места прежней остановки у головного орудия не хватало угла поворота. Через некоторое время было замечено, что через переезд южнее станции Любашевка отходят части петлюровцев. Бронепоезд "Коршун” начал их обстреливать. После занятия нами станции Любашевка у переезда обнаружено было брошенное трехдюймовое орудие с подбитым передком. Под вечер бронепоезд пытался продвинуться к следующей станции Жеребьевка, но это оказалось невозможным: на протяжении около полуверсты железнодорожное полотно было разрушено пожаром и взрывом поездного состава, груженного артиллерийскими снарядами и патронами. Бронепоезд "Коршун” возвратился на станцию Цветково.

Отходившие перед войсками Добровольческой армии к западу от Днепра отряды махновцев внезапно повернули обратно на восток. Около 13 сентября их главные силы прорвали фронт наших войск близ Умани. Располагая многочисленным конским составом и повозками, они с большой скоростью устремились к переправам через Днепр у Кичкаса и Александровска. За 10 дней им удалось продвинуться почти на 350 верст. По-видимому, план такого прорыва был подготовлен заранее. В районе всего предстоявшего этим главным силам пути стали сразу действовать другие отряды махновцев.

Находившийся на охране железнодорожной линии Александровск— Пологи легкий бронепоезд "Дмитрий Донской” получил приказание охранять также линию Александровск—Кривой Рог, к западу от Днепра, с большим мостом через Днепр у Кичкаса. Бронепоезд был разделен на две части: бронеплощадка с трехдюймовым орудием и пулеметная площадка отправились под командой командира бронепоезда капитана Плесковского на западный берег Днепра. Бронеплощадка с 75-миллиметровым орудием под командой старшего офицера капитана Герасимова должна была сменить первую половину бронепоезда 12 сентября. Ввиду того что полубронепоезд с капитаном Плесковским не возвращался на станцию Александровск к условленному сроку, бронеплощадка с капитаном Герасимовым отправилась к нему навстречу, перейдя Кичкасский мост. Примерно в 10 верстах от него был встречен полубронепоезд, перед которым на железнодорожном полотне было наложено заграждение из больших камней. Полубронепоезд не мог двигаться из-за недостаточного давления пара в паровозе. Была замечена кавалерия махновцев, числом в несколько сот всадников, двигавшаяся со стороны Кривого Рога. Но она была за пределом дальности огня 75-миллиметрового орудия. После того как полубронепоезд был вывезен в Александровск, бронеплощадка с 75-миллиметровым орудием вернулась к Кичкасскому мосту. Оборона его была поручена Славянскому полку, который в полном составе занял позицию у деревни на западном берегу Днепра. Мост был двухэтажный: обыкновенный настил находился в нижнем этаже, а железнодорожный путь в верхнем этаже. Поэтому с бронеплощадки было трудно наблюдать за деревней, расположенной в глубокой лощине, и за грунтовой дорогой. Дальше по течению реки были видны отдельные всадники, переправлявшиеся через Днепр вплавь на нашу, восточную сторону.

Под вечер батарея противника открыла огонь по деревне и по Кичкасскому мосту. Махновцы атаковали Славянский полк, который не оказал большого сопротивления и вскоре присоединился к махновцам. Командир полка был зарублен. Кичкасский мост был захвачен махновцами. Никаких наших войск у восточного конца моста не было. Бронеплошадка бронепоезда "Дмитрий Донской” постепенно отошла к станции Алек-сандровск и в сумерках остановилась у выходных стрелок. Оказалось, что в городе уже не было никаких наших частей. Полубронепоезд под командой капитана Плесковского ушел, получив приказание отправиться в Екатеринослав. Капитан Герасимов получил приказание по телефону: охранять железнодорожную линию Александровск — Синельникове. Но когда бронеплощадка прибыла на следующий день на станцию Синельникове, примерно в 70 верстах к северу от Александровска, то оказалось, что там нельзя установить связь с какими-либо нашими войсками. Таким образом, две узловые станции на одной из важнейших железнодорожных линий Юга России, Харьков — Севастополь, оказались без защиты. Капитан Герасимов решил идти обратно в Александровск. Но бронеплощадка не могла войти на эту станцию, так как пути перед ней были разобраны.Противника не было видно, но он скрывался где-то поблизости. При обратном движении к станции Синельникове пришлось дважды чинить разобранный путь. На узловой станции Синельникове положение оказалось тревожным. Связи с нашими войсками не было. Группы всадников, вероятно махновцев, подъезжали к станции, и их отгоняли выстрелами с бронеплошадки. Между стоявшими поездными составами пробирались подозрительные люди. При возрастающей опасности одна бронеплошадка на узловой станции не могла принести никакой пользы. Было решено идти на присоединение к своему бронепоезду "Дмитрий Донской” в сторону Екатеринослава. Внезапно около полуночи начался пожар близ железнодорожного мостика именно на этом направлении. Капитан Герасимов скомандовал: "Полный ход!” — и паровоз с бронеплощадкой успели переехать по уже горевшему мосту.

***

Бои на правом фланге Добровольческой армии продолжались в конце сентября и начале октября 1919 года с величайшим напряжением сил обоих противников. Наступательный порыв наших войск еще позволил им взять город Орел на расстоянии 300 верст от Москвы, считая по прямой линии. Взят был и город Воронеж, в 400 верстах от Москвы. Требовались свежие подкрепления, чтобы продолжать решительное наступление войск Добровольческой армии. Но на важнейшем направлении не оказалось резервов.

Между тем советское командование понимало грозившую ему величайшую опасность. В конце сентября во главе советского Южного фронта из четырех армий был поставлен новый главнокомандующий Егоров. Западнее Орла собиралась ударная группа в составе трехбригадной Латышской дивизии и еще двух отдельных бригад, общей численностью около 10 000 человек. Севернее Эстонская дивизия составила резерв Южного фронта. Конный корпус Буденного, численностью около 8000 человек, приблизился к Воронежу, пройдя походным порядком вдоль восточного берега реки Дон около 250 верст за 10 дней.

В районе Царицына в это время не происходило сильных боев. Из состава 1-го бронепоездного дивизиона оставался в Царицынском районе только тяжелый бронепоезд "Единая Россия”. По большей части бронепоезд находился на позиции у Французского завода и продвигался иногда до станции Котлубань, примерно на 40 верст к северо-западу от Царицына, на участок дивизии генерала Павличенко. Командир бронепоезда полковник Карпинский был переведен в распоряжение начальника бронепоездных дивизионов, и прибыл назначенный командиром бронепоезда "Единая Россия” полковник Окушко279. С августа 1919 года в обороне Царицына приняла участие 12-я батарея морской тяжелой артиллерии Донской армии. Батареей командовал полковник Шмидт. Боевая часть ее состояла из двух площадок с одним шестидюймовым английским орудием системы Армстронга на каждой. Войдя в состав артиллерийской группы генерала Подгорецкого для обороны города Царицына, 12-я батарея занимала позицию у Орудийного завода и обстреливала суда красных на Волге, а также левый берег реки. Совместно с 12-й батареей действовали в то время 3, 7 и 8-я батареи морской тяжелой артиллерии. В сентябре 12-я батарея была подчинена начальнику бронепоездных дивизионов и 28 сентября участвовала в бою с речной флотилией красных, которая подошла к Царицыну по Волге, с севера. Флотилия имела на вооружении около 20 орудий. Огнем 12-й батареи морской тяжелой артиллерии были выведены из строя один пароход и два катера красных. Впоследствии из 12-й батареи морской тяжелой артиллерии был образован 2-й Отдельный тяжелый бронепоезд. Из 7-й и 8-й батарей морской тяжелой артиллерии был образован 1-й Отдельный тяжелый бронепоезд.

Боевые составы легких бронепоездов 1-го дивизиона "Генерал Алексеев” и "Вперед за Родину” находились между тем в ремонте в Донецком бассейне. Ремонт производился на заводе близ станции Дебальцево. В октябре резерв бронепоезда "Вперед за Родину” был переведен в Харьков, где в вагонных мастерских были получены вагоны-теплушки с поставленными печами. Точно так же были приспособлены для зимы и жилые вагоны бронепоезда "Генерал Алексеев”. Эта работа производилась в вагоностроительных мастерских станции Луганск. Примерно с 5 по 20 октября команда бронепоезда "Генерал Алексеев” должна была содействовать гарнизону Луганска в несении караульной службы. Караулы выставлялись в тюрьме и на гауптвахте, а также высылались патрули по городу и его окрестностям, ввиду имевшихся сведений о готовящемся восстании большевиков на заводе Гартмана. Таким образом, команда бронепоезда, имевшая большой опыт в своей весьма специальной боевой службе, применялась для задач, которые могли быть поручены любой тыловой пехотной части.

На правом фланге Добровольческой армии легкий бронепоезд "Генерал Шкуро” участвовал в первой половине сентября в наступлении от узловой станции Валуйки на узловую станцию Касторная. Резерв бронепоезда был оставлен на станции Валуйки, а боевая часть выдвинулась на позицию к станции Новый Оскол, примерно на 70 верст севернее. Там бронепоезд "Генерал Шкуро” вступил в бой с двумя батареями противника. Было получено попадание в тендер, вследствие чего бронепоезд отошел при содействии вспомогательного поезда на станцию Валуйки для смены паровоза. На следующий день бронепоезд снова вышел в район стации Новый Оскол и во время разведки опять получил попадание в паровоз. В течение двух дней бронепоезд вел бои с батареями красных. Осколками неприятельских гранат были ранены из состава команды пять казаков. Затем началось продвижение наших войск на Старый Оскол и станцию Касторная. Наступление в этом направлении, на расстоянии примерно в 140 верст, происходило тогда почти без боев. Бронепоезд "Генерал Шкуро” был задержан несколько раз, пока восстанавливались пути и мосты, поврежденные отходившими красными. Около 20 сентября бронепоезд был отправлен на Воронежское направление кружным путем, через станцию Лиски. На станции Давыдовка, примерно в 20 верстах к северу от станции Лиски, бронепоезд должен был ждать починки железнодорожного моста. Между тем Воронеж был занят войсками нашего 3-го Конного корпуса. Бронепоезд "Генерал Шкуро” присоединился к ним, прибыв на станцию Воронеж под командой лейтенанта Чижова280.

В конце сентября бронепоезд продвинулся до станции Трисвятская, примерно в 20 верстах к северу от Воронежа, куда подошли в это время передовые части Конного корпуса Буденного, и вступил в бой с бронепоездом противника. Неприятельский снаряд попал в колесо паровоза бронепоезда "Генерал Шкуро”, который, однако, оставался на позиции до наступления темноты. На следующее утро после смены паровоза бронепоезд "Генерал Шкуро” снова отправился на станцию Трисвятская. Путь оказался разобранным. Во время починки пути бронепоезд был внезапно обстрелян пулеметным огнем из близкого леса. При этом был убит один казак. Открыв огонь по опушке леса и исправив путь, бронепоезд "Генерал Шкуро” двинулся в наступление на станцию Трисвятская совместно с донским бронепоездом "Азовец” и батальоном стрелкового полка 1-й Кавказской дивизии. Наступление наших частей на село Орлово было отбито, между тем как бронепоезд "Генерал Шкуро” продолжал вести бой с бронепоездом красных. Через некоторое время стала слышна стрельба в тылу. Опасаясь быть отрезанным, командир бронепоезда лейтенант Чижов приказал отходить. Неприятельский бронепоезд преследовал. Это был, по-видимому, бронепоезд "Черноморец”, весьма сильно вооруженный. Близ станции Сомове, примерно в 10 верстах к северу от Воронежа, пути были разобраны и полотно железной дороги занято конницей красных. Артиллерийским и пулеметным огнем бронепоезд "Генерал Шкуро” рассеял эту группу. Затем была начата работа по восстановлению пути, несмотря на обстрел с бронепоезда противника. Пять человек из состава команды бронепоезда "Генерал Шкуро” были ранены. Бронепоезд "Азовец” был подбит. Одна из его боевых площадок, сошедшая с рельс, была оставлена. Когда путь был починен, оба наши бронепоезда отошли на станцию Воронеж. Вскоре после этого большие силы красных проникли в район к югу от Воронежа. На участке около 30 верст, между станциями Отрожка и Масловка, они заняли железную дорогу Воронеж—Лиски, проходящую вдоль восточного берега реки Дон. Это был единственный путь отхода наших бронепоездов в южном направлении. Между тем бронепоезд "Генерал Шкуро” получил приказание выдвинуться вновь на север, в сторону станции Трисвятская, для прикрытия отхода стрелкового батальона, окруженного советской конницей. Около станции Сомово были встречены отходившие части наших стрелковых батальонов. Под огнем бронепоезда преследовавшая их красная конница была принуждена остановиться. Стрелки отошли к Воронежу. Взорвав мост через реку Воронеж, бронепоезд "Генерал Шкуро” также отошел.

При невозможности для бронепоездов уходить на присоединение к нашим войскам на юг, через узловую станцию Лиски, оставалась слабая надежда на отход на запад, к узловой станции Касторная, если бы удалось восстановить железнодорожный мост через реку Дон вблизи Воронежа. В течение примерно недели в первых числах октября бронепоезд "Генерал Шкуро” выходил на позицию у взорванного моста через реку Воронеж и обстреливал занятую противником равнину за рекой. В это время шли работы по восстановлению железнодорожного моста через Дон к западу от Воронежа. Но ко времени оставления Воронежа 11 октября частями нашего 3-го Конного корпуса эти работы закончены не были. Поэтому командир корпуса генерал Шкуро приказал командам бронепоездов приготовиться к оставлению боевых площадок и отступать за реку Дон вместе с другими нашими войсками в направлении на Нижнедевицк. Бронепоезд "Генерал Шкуро” отошел со станции Воронеж последним, прикрывая наши отступающие части. С боевых площадок были сняты пулеметы, прицелы и орудийные панорамы. После этого боевые составы бронепоездов "Генерал Шкуро” и "Азовец” и состав вспомогательного поезда были сброшены в Дон. Команда бронепоезда "Генерал Шкуро” прибыла в город Нижнедевицк, примерно в 25 верстах к западу от Воронежа. Там командир бронепоезда лейтенант Чижов получил приказание отправиться вместе с командой в Харьков для формирования нового бронепоезда "Слава Кубани”.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz