ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

***

В конце сентября 1919 года легкий бронепоезд "Офицер” продвигался на север совместно с нашими войсками, наступавшими вдоль одной из главных железнодорожных линий Курск— Орел. 20 сентября бронепоезд вступил в бой с батареями и двумя бронепоездами противника к северу от станции Куракино, примерно в 50 верстах южнее Орла. Один из неприятельских бронепоездов был подбит огнем бронепоезда "Офицер”. Наши наблюдатели видели, как этот подбитый бронепоезд был увезен вспомогательным поездом. 21 сентября бронепоезд "Офицер” вел бой севернее станции Куракино с бронепоездом и пехотой красных, которая пыталась наступать западнее полотна железной дороги. Под нашим пулеметным и артиллерийским огнем цепи красных отошли.

22 сентября утром легкий бронепоезд "Офицер” с вспомогательным поездом и тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита”, также с вспомогательным поездом, двинулись к станции Куракино. Фронт наших пехотных частей находился тогда южнее этой станции. Боевым участком командовал генерал Пешня. Бронепоезда получили от него приказание продвинуться к северу до соприкосновения с противником, не вступать в сильный бой, но держаться до наступления темноты на последнем возможном рубеже. Наши бронепоезда шли, сохраняя зрительную связь между собой, по одному левому пути. Правый путь был испорчен на значительном протяжении посредством особого стального треугольника, прикрепленного к паровозу. При медленном движении этот треугольник вырывал на ходу все рельсы пути позади паровоза, иногда вместе со шпалами. Впоследствии выяснилось, что разрушение одного пути и оставление в целости другого, соседнего пути должно было создать ловушку для наших бронепоездов. Когда наши бронепоезда подошли к станции Куракино, то оказалось, что она никем не занята. С возвышенности был виден район следующей станции Змиевка и дымы от паровозов, указывавшие на движение поездов. Боевой частью бронепоезда "Иоанн Калита” командовал в этот день штабс-капитан Амасийский. По его приказанию боевая площадка с шестидюймовым орудием Канэ была отцеплена от состава и заняла позицию в выемке с посадкой. Часть бронепоезда с головными орудиями (одним 42-линейным и одним пятидюймовым английским) выдвинулась дальше к северному краю посадки. На край посадки вправо был выслан десант чинов команды с тремя пулеметами. Примерно в 2 верстах влево был установлен наблюдательный пункт на холме, с которого открывался хороший обзор. При наблюдательном пункте находился один легкий пулемет Льюиса. Пулеметам был отдан приказ открывать только действительный огонь, с прицелом на расстояние не свыше 2000 шагов. Между тем легкий бронепоезд "Офицер” осторожно продвигался по левому пути дальше, для соприкосновения с противником. Когда этот бронепоезд вошел в другую выемку, севернее станции Куракино, то на правом пути, кроме его разрушения, был обнаружен еще завал из шпал, рельс и камней. Дальше по направлению к станции Змиевка правый путь был в исправности. Это обстоятельство обратило на себя внимание командира бронепоезда "Офицер”, который стал двигаться еще осторожнее. Пройдя еще около 4 верст, бронепоезд "Офицер” в 10 часов утра поравнялся с леском. Тогда навстречу ему вышел советский бронепоезд, стреляя на ходу. Второй бронепоезд противника открыл огонь из-за складки местности. Третий бронепоезд красных начал стрелять, находясь на станции Змиевка. Вскоре к стрельбе по бронепоезду "Офицер” присоединились еще две неприятельские полубатареи (по два орудия), которые стояли у опушки леса юго-восточнее селения Змиевка. Несмотря на очень сильный, сосредоточенный артиллерийский огонь красных, бронепоезд "Офицер” не отступил к станции Куракино, а лишь маневрировал. Отгоняя два неприятельских бронепоезда, он то приближался к станции Змиевка, то отходил и скрывался в выемке. Тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита” принял участие в бою, стреляя из трех своих орудий. 42-линейное и пятидюймовое орудия открыли огонь по неприятельским полубатареям. Через полчаса они были принуждены замолчать и, по-видимому, снялись с позиции. В дальнейшем их огонь был очень редким и неточным, вероятно с предельной дистанции. Шестидюймовое орудие бронепоезда "Иоанн Калита” обстреливало бронепоезда красных. Была пристреляна точка на железнодорожной насыпи. Дальше нее бронепоезда красных не решались идти.

Когда бронепоезд "Офицер” еще раз подошел к станции Змиевка, преследуя неприятеля, то со станции вышел по правому пути состав из пяти обыкновенных вагонов с паровозом сзади и со все возрастающей скоростью двинулся навстречу бронепоезду "Офицер”. Бронепоезд находился на соседнем левом пути, однако для него возникала большая опасность в случае крушения неприятельского поезда-брандера в выемке, где красные приготовили завал на пути. Поэтому бронепоезду "Офицер” пришлось отходить, отстреливаясь от двух советских бронепоездов, которые двинулись быстрым ходом от станции Змиевка на сближение. Шестидюймовое орудие бронепоезда "Иоанн Калита” встретило их выстрелом по заранее пристрелянному месту на насыпи. Снаряд разорвался точно на путях. Неприятельские бронепоезда сильно задымили и отошли к станции Змиевка. Но в это время неприятельский состав-брандер из пяти вагонов успел обогнать по соседнему пути отходящий бронепоезд "Офицер” и налетел на завал в выемке. Произошло крушение, загромоздившее оба пути. Бронепоезд "Офицер” своевременно затормозил, но дальнейший путь через выемку был для него прегражден. Советская пехота вышла из леса и начала наступать к месту крушения, имея свою конницу на фланге. Артиллерийским огнем с бронепоезда "Иоанн Калита” она была остановлена, а затем принуждена отступить. Разъезд красных устремился к линии железной дороги между бронепоездом "Иоанн Калита” и его вспомогательным поездом, но пулеметным огнем с бронепоезда и вспомогательного поезда был отброшен. Началась работа по очистке пути в выемке для отхода бронепоезда "Офицер”. С бронепоезда "Офицер” была прислана к бронепоезду "Иоанн Калита” связь с сообщением, что на работу потребуется не менее часов. Поэтому необходимо, чтобы бронепоезд "Иоанн Калита” оставался все это время на той же позиции, чтобы прикрывать работу и отгонять противника. Это удалось. За день боя 22 сентября бронепоезд "Иоанн Калита” израсходовал не менее 150 тяжелых снарядов. С наступлением темноты бронепоезда "Офицер” и "Иоанн Калита” отошли к нашему расположению. 24 сентября бронепоезд "Офицер” вышел в бой к станции Змиевка в составе паровоза и только одной боевой артиллерийской площадки. После первого выстрела по неприятельскому бронепоезду установка орудия была повреждена при откате и орудие выбыло из строя. Противник продолжал стрелять. Тем не менее бронепоезд "Офицер” двигался вперед на сближение, не стреляя. Тогда бронепоезд красных отошел, сбросив брандер в виде состава с балластом. К счастью, он не причинил вреда бронепоезду "Офицер”, который обстреливал пулеметным огнем цепи неприятельской пехоты, отходившей на север. Бронепоезд "Офицер” дошел до следующей станции Еропкино, примерно в 10 верстах к северу от станции Змиевка. Однако вследствие позднего времени и из-за загроможденного пути бронепоезд отошел затем к расположению наших войск. 27 сентября бронепоезд "Офицер” вел бой с неприятельским бронепоездом у станции Еропкино. После починки пути, испорченного во многих местах, станция Еропкино была нами занята. Бронепоезд противника отошел к северу, продолжая портить железнодорожные пути. 28 сентября бронепоезд "Офицер” продвигался дальше, починив во многих местах путь на участке примерно в 10 верст между станциями Еропкино и Становой Колодезь. Не доезжая до последней станции, был встречен неприятельский бронепоезд, который портил полотно железной дороги посредством стального угольника, срывающего рельсы со шпал силой тяги двух паровозов. Несмотря на наступавшую темноту, бронепоезд "Офицер” открыл огонь, и бронепоезд красных был подбит. Исправляя путь, бронепоезд "Офицер” вел 29 сентября бой с подошедшим неприятельским бронепоездом, занял станцию Становой Колодезь, а к вечеру и следующую станцию Стиш, примерно на 10 верст еще севернее. Разрывом неприятельской гранаты был убит на бронепоезде один солдат команды связи. 30 сентября, продвигаясь дальше за станцию Стиш, бронепоезд "Офицер” встретил пехоту красных и фланговым огнем заставил ее уйти из окопов. Во время боя к бронепоезду подошел в конном строю отряд красных. Командовавший им корнет доложил командиру бронепоезда, что это эскадрон, состоявший при штабе 13-й советской армии. Корнет и 30 его подчиненных желают перейти на сторону Добровольческой армии. Эскадрон в полном составе был передан в конную сотню Корниловского полка и в тот же день участвовал в бою против красных. Снова починив путь и пройдя за день около 15 верст, бронепоезд "Офицер” к вечеру подошел к взорванному виадуку у Московско-Курского вокзала города Орла. Команда бронепоезда в пешем строю совместно с командой разведчиков Корниловского полка участвовала в атаке на красных, оборонявшихся на окраине города.

1 октября на рассвете бронепоезд "Офицер” вошел на станцию Орел. Затем бронепоезд продвигался к станции Песочная, примерно в 10 верстах к северо-востоку от Орла, и чинил путь, взорванный противником во многих местах. 2 октября 1919 года легкий бронепоезд "Офицер” и тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита” подошли ко взорванному мосту за станцией Песочная. Расстояние от этого моста до Москвы примерно 345 верст, считая по линии железной дороги. Это было кратчайшее расстояние до Москвы, на которое удалось продвинуться бронепоездам Добровольческой армии.

По ту сторону моста находились четыре бронепоезда красных. Они открыли сильнейший огонь из шести орудий, при поддержке одной батареи. Нашим огнем был подбит, получив два попадания, один из неприятельских бронепоездов под курьезным названием "Смерть Директории”. Были получены сведения о том, что на этом бронепоезде было несколько убитых и раненых. После 10 минут боя бронепоезда красных отошли. 4 октября вечером бронепоезд "Офицер” выходил на разведку ко взорванному мосту и был обстрелян батареей красных, а на следующий день вел артиллерийский огонь по пехоте противника, наступавшей на Орел. 6 октября бронепоезд "Офицер” охранял станцию Орел, которая нами эвакуировалась. В ночь на 7 октября база бронепоезда отошла на станцию Поныри, в 80 верстах к югу от Орла. Перешедшая в наступление советская ударная группа вышла в район города Кромы, примерно в 30 верстах к юго-западу от Орла, стремясь произвести глубокий прорыв между нашими войсками Корниловской и Дроздовской дивизий. Отряды советской кавалерии из состава бригады Примакова угрожали железной дороге к югу от Орла. Поэтому впереди состава базы бронепоезда "Офицер” была поставлена бронеплошадка в боевой готовности. Команда бронепоезда не предполагала тогда, что наступил перелом в ходе кампании 1919 года и что предстоит долгое и трудное отступление.

Утром 8 октября бронепоезд "Офицер” вышел на позицию у станции Стиш, примерно в 15 верстах к югу от Орла. В это время наступавшие при поддержке двух четырехорудийных батарей части 5-го Латышского полка красных потеснили цепи 1-го Корниловского полка. Бронепоезд быстро выдвинулся во фланг противнику и заставил одну из неприятельских батарей сразу отходить, не дав по бронепоезду ни одного выстрела. Затем бронепоезд "Офицер”, открыв огонь из двух своих орудий и всех пулеметов, отбросил латышскую пехоту и преследовал ее в сторону Орла. Бегущие красные скрывались от огня бронепоезда в оврагах и перелесках. Починив взорванный путь, чины бронепоезда сняли на железнодорожной будке телефон, проведенный на неприятельскую батарею. При этом был убит не успевший скрыться начальник связи латышской батареи. Бронепоезд двинулся дальше, миновал выемку и подошел ко входным семафорам станции Орел. В это время открыли огонь четырехорудийная батарея красных, пристреливая края выемки в 80 саженях позади бронепоезда. Командовавший в этот день боевой частью штабс-капитан Шахаратов приказал отходить. Красные открыли заградительный огонь. Но бронепоезд выждал момент между двумя очередями и благополучно въехал в выемку. К вечеру по бронепоезду "Офицер”, который находился на позиции близ станции Стиш, противник открыл огонь из тяжелых орудий. Из команды бронепоезда трое были ранены осколками. От командира Корниловского полка полковника Пешни была получена записка с благодарностью "за доблестную работу бронепоезда”. 9 октября в бою у станции Стиш бронепоезд "Офицер” получил два попадания: в паровоз и в контрольную площадку.

11 октября все атаки противника на наши позиции у станции Стиш были отбиты и станция закреплена за нами. В этот день бронепоезд "Офицер” находился под сильным огнем многочисленной легкой и тяжелой артиллерии противника, вплоть до шестидюймового калибра. 12 октября бронепоезд был вызван на позицию вследствие аварии недавно сформированного легкого бронепоезда "Гром победы”, который был зачислен в состав 9-го бронепоездного дивизиона. Этот бронепоезд сошел с рельс у входного семафора станции Стиш. Бронепоезд "Офицер” прикрывал работы по поднятию сошедшего с рельс состава. Работам благоприятствовал туман. На рассвете 13 октября бронепоезд "Офицер” картечным и пулеметным огнем отбил атаку пехоты красных на деревню Михайловку около станции Стиш. В течение этого дня бронепоезд, маневрировавший на участке около 2 верст, находился под огнем семи легких орудий и нескольких тяжелых орудий 42-линейного и шестидюймового калибра. Однако попаданий в бронепоезд не было. На следующий день, находясь на станции Стиш в центре боевого участка, бронепоезд снова был под обстрелом батарей противника. Подходивший к станции бронепоезд красных был отогнан нашим огнем. Об этих боях у станции Стиш особо упоминает в своей книге, изданной в 1931 году, бывший главнокомандующий Южным фронтом, а затем советский маршал Егоров. По его мнению, "бои за станцию Стиш и противодействие бронепоездам белых, прорывавшимся через расположение бригады и подходившим к Орлу, весьма затрудняли продвижение латышей” .

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz