ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Пока красные готовились к выполнению своего плана, правый фланг Добровольческой армии еще не мог во второй половине июля 1919 года предупредить противника и перейти в общее наступление, указанное так называемой "Московской директивой” главнокомандующего. На главном направлении Харьков—Белгород—Курск и на направлении Харьков—Ворожба наши войска за две недели почти не продвинулись. Лишь в промежутке между этими линиями было предпринято наступление ограниченными силами на узловую станцию Готня, примерно в 70 верстах к северо-западу от Белгорода. Нашим бронепоездам приходилось между тем вести почти ежедневные бои с советскими бронепоездами на железнодорожных линиях в районе правого фланга Добровольческой армии. Чтобы бороться с численным превосходством красных, приходилось часто перебрасывать отдельные наши бронепоезда с одной линии на другую. Таким образом, характерное качество бронепоездов — их подвижность — принесло очень большую пользу. На линии Белгород—Курск наши войска занимали фронт около станции Сажное, примерно в 30 верстах к северу от Белгорода. Около 20 июля на это направление прибыли легкие бронепоезда "Генерал Корнилов” и "Слава Офицеру” и тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита”. В ночь на 20 июля бронепоезд "Слава Офицеру” произвел починку пути между станциями Сажное и Беленихино и на рассвете внезапно подошел к станции Беленихино. Занимавшие станцию красные сначала поспешно отступили. Но затем подошел неприятельский бронепоезд и открыл весьма меткий огонь. Не имея поддержки со стороны наших войск, бронепоезд "Слава Офицеру” после перестрелки отошел. В это время боевая часть тяжелого бронепоезда "Иоанн Калита” состояла из одной бронеплощадки с 42-линейным орудием на колесном лафете, двух бронеплощадок с шестидюймовыми морскими орудиями и одной пулеметной площадки с шестью пулеметами. Обычно бронеплощадки с шестидюймовыми орудиями выходили в бой поочередно. Они часто нуждались в мелком ремонте. Перед открытием огня бронепоезд "Иоанн Калита” расцеплялся на три части: две орудийные бронеплощадки и бронепаровоз с пулеметной площадкой. Расстояние между частями бронепоезда было около 10 сажен. Стрельба велась обычно на дистанции от 5 до 8 верст. При этом стремились незаметно остановить боевой состав в так называемой "посадке”, то есть под прикрытием деревьев и кустов, посаженных вдоль железнодорожного полотна. Таковых было довольно много на линии Белгород—Курск. Для успеха маскировки требовалось, чтобы паровоз не дымил заметно. Управление огнем велось с наблюдательного пункта, который мог быть на расстоянии до 2 верст от бронепоезда и соединялся с ним телефонной линией. При командире на наблюдательном пункте должны были находиться: офицер-наблюдатель, телефонисты и еще человека три из команды для охраны. Скорость стрельбы могла доходить для 42-линейного орудия до трех выстрелов в минуту, а для шестидюймовых орудий она не превышала одного выстрела в шесть минут. Запас снарядов на бронепоезде "Иоанн Калита” был в течение июля 1919 года достаточный.

23 июля легкий бронепоезд "Слава Офицеру” вышел на позицию и попал под сильный обстрел красных. Взрывом неприятельского снаряда был убит на бронепоезде подпоручик Голицынский и несколько человек ранено. 26 июля прибыл на Курское направление бронепоезд "Офицер”, участвовавший перед тем во взятии узловой станции Готня. В составе одной бронеплощадки он занимал позицию у станции Сажное, а 29 июля в составе трех бронеплощадок вышел на разведку в сторону следующей к северу станции Беленихино. Не доезжая верст до этой станции, бронепоезд был обстрелян тяжелым бронепоездом красных и отошел обратно на станцию Сажное без потерь. 31 июля бронепоезд "Офицер” получил приказание занять к полудню следующего дня станцию Прохоровка, примерно в 25 верстах к северу от станции Сажное, и удерживать ее до подхода нашей пехоты. Ему должен был оказать поддержку тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита”. В 22 часа бронепоезд "Офицер” вышел в направлении станции Беленихино и приступил, пользуясь темнотой, к починке железнодорожного пути.

На рассвете 1 августа бронепоезд "Офицер” незаметно подошел на расстояние верст к двум бронепоездам красных, которые стояли севернее станции Беленихино, и открыл по ним огонь из своих трех орудий. Неприятельские бронепоезда стали поспешно отходить, не стреляя. Бронепоезд "Офицер” преследовал их, развивая полный ход. Позднее было установлено, что один из этих двух советских бронепоездов был бронепоезд "Черноморец”. Он считался сильнейшим неприятельским бронепоездом на этом участке фронта, был вооружен дальнобойными морскими орудиями и часто вступал в бой с нашими бронепоездами. Его уклонение от боя 1 августа объяснялось, по-видимому, тем, что он был захвачен врасплох, когда на нем был почти израсходован запас снарядов. Сохранился текст обращения по телеграфу командира этого советского бронепоезда к его начальству. Командир требовал в самых грубых выражениях скорейшей доставки снарядов. Уходившие бронепоезда красных миновали станцию Прохоровка, не останавливаясь. Преследуя неприятеля, бронепоезд "Офицер” ворвался на станцию, где находились поездные составы с пехотой красных. Они были расстреляны в упор пулеметным огнем с бронепоезда. Многие красноармейцы не успели даже одеться и спасались бегством в одном белье. На станции Прохоровка были захвачены пленные, жилые составы, поезд-баня, аптека, полковая канцелярия, цейхгауз и составы с боевыми припасами. Немедленно были произведены маневры, и часть вагонов с военными грузами была прицеплена к вспомогательному поезду. Между тем бронепоезда красных остановились на закрытой позиции и начали обстреливать станцию Прохоровка из 105-миллиметровых орудий. С окраины селения и из-за кустов советская пехота открыла по бронепоезду "Офицер” ружейный и пулеметный огонь, а затем повела наступление в сторону входных стрелок станции. Подошедший тяжелый бронепоезд "Иоанн Калита” не мог сразу оказать поддержку, так как не успел найти удобный наблюдательный пункт и имел лишь ограниченный угол обстрела. Ввиду этого бронепоезд "Офицер” был вынужден временно отойти со станции Прохоровка к ее входному семафору. Через час подошла наша пехота. Бронепоезд "Иоанн Калита” открыл огонь по бронепоездам красных. Наше наступление возобновилось. Преследуя снова отходящие неприятельские бронепоезда, бронепоезд "Офицер” одновременно обстреливал с бортов цепи пехоты красных и дошел до следующей станции Ельниково. Здесь бронепоезд был встречен огнем взвода 42-линейных орудий. Но он продолжал продвигаться дальше, зашел во фланг стрелявших орудий и заставил их замолчать. При дальнейшем продвижении бронепоезд "Офицер” подошел к узловой станции Ржава (до войны 1914 года она носила название Клейнмихелево и находилась примерно в 25 верстах к северу от станции Прохоровка). Бронепоезд застиг врасплох и обстрелял еще неразвернувшуюся пехоту красных. Красноармейцы залегли и не решались даже стрелять. Фронт противника был таким образом прорван. Бронепоезд "Офицер” ворвался на станцию Ржава в сопровождении своего вспомогательного поезда и тяжелого бронепоезда "Иоанн Калита”. У бугров, занятых пехотой красных, было оставлено охранение из состава команды бронепоезда "Иоанн Калита”. В это время происходила эвакуация станции. Часть поездных составов красных отошла на запад по железнодорожной ветке на Обоянь. Нами были захвачены вагоны со снарядами, патронами и винтовками, канцелярии двух советских полков и часть эшелона артиллерийского снабжения, уходившего под нашим огнем по главной линии на Курск. Оборудование станции Ржава было немедленно снято, произведены маневры, и еще несколько вагонов с военным грузом прицеплено к вспомогательному поезду. Между тем красные при поддержке двух батарей повели в месте прорыва фронта наступление на оставленное нами охранение с пулеметным взводом. Пребывание наших бронепоездов на станции Ржава в большом удалении от остальных наших войск становилось опасным. Под сильным огнем противника колонна наших поездов прорвалась обратно к станции Ельниково. На подъеме вспомогательный поезд, шедший вторым, получил два попадания снарядами и был разорван на две части. Вагоны, бывшие в хвосте, покатились на шедший сзади бронепоезд "Иоанн Калита”. Однако крушение было предотвращено, и покатившиеся под уклон вагоны были снова сцеплены с составом вспомогательного поезда. С наступлением темноты бронепоезда пришли на станцию Прохоровка, вывезли захваченные там поездные составы и отошли дальше, в Белгород. За день 1 августа бронепоезд "Офицер” прошел с боем до 45 верст и захватил три станции с находившимися на них воинскими составами. Однако прорыв фронта красных и смелое проникновение наших бронепоездов глубоко в расположение противника не были использованы.

За несколько дней перед этим бронепоезд "Офицер” принял участие в наступлении наших войск вдоль соседней линии Белгород—Готня, которое началось 23 июля. На следующий день, 24 июля, бронепоезд "Офицер”, двигавшийся в голове колонны наших бронепоездов, подошел к станции Готня, где был встречен сильным огнем бронепоездов красных. Несмотря на это, бронепоезду "Офицер” удалось починить поврежденный путь и двинуться дальше в атаку на неприятеля. Нашим снарядом было подбито головное орудие советского бронепоезда "Воля”. Ведя бой с пехотой красных, бронепоезд "Офицер” вошел на станцию Готня. В это время к станции подходил по линии Северо-Донецкой железной дороги со стороны Харькова наш недавно сформированный легкий бронепоезд "Дроздовец”, командиром которого был капитан Рипке. По ошибке он открыл огонь по бронепоезду "Офицер”. Снаряды его, к счастью, не причинили вреда, и недоразумение вскоре выяснилось. К вечеру бронепоезд "Офицер” преследовал отходящих красных в западном направлении на расстоянии около 7 верст, вплоть до станции Свекловичная, где был разобран путь. Отступающие части красных, обстрелянные из пулеметов, рассеялись. 26 июля на станцию Готня прибыл с Курского направления бронепоезд "Слава Офицеру” и на следующий день продвинулся до станции Юсупове, в 15 верстах к северу от станции Готня. Оказалось, что советские войска уже покинули станцию Юсупове и на ней оставалось лишь несколько женщин. Однако 29 июля, когда наступление наших войск прекратилось, красные перестали отходить и сами перешли в наступление на станцию Юсупове. Они были отброшены огнем бронепоезда "Слава Офицеру” и подошедшего бронепоезда "Иоанн Калита”.

После участия во взятии Полтавы легкий бронепоезд "Орел” получил приказание идти на станцию Богодухов, на линии Харьков—Ворожба, в 75 верстах от Харькова, где и поступил в распоряжение командира Дроздовского полка. 17 и 18 июля бронепоезд выезжал к разъезду Спицын, примерно в 20 верстах к северо-западу от Богодухова. Там бронепоезд нес службу охранения на участке 4-го батальона Дроздовского полка и вел орудийную перестрелку с бронепоездами противника. 19 июля бронепоезду "Орел” было приказано произвести разведку расположения артиллерии красных в направлении на станцию Кириковка. В 6 часов вечера бронепоезд в составе небронированного паровоза, двух орудийных площадок и одной пулеметной площадки вышел с разъезда Спицын и миновал 2-ю будку, где находилось сторожевое охранение от 14-й роты Дроздовского полка. Продвинувшись еще на 1 версту в сторону противника, бронепоезд "Орел” оказался на открытом месте и попал под обстрел двухорудийной 42-линейной батареи красных и советского бронепоезда. Этот бронепоезд вел огонь по бронепоезду "Орел”, а 42-линейная батарея сосредоточила между тем свой огонь по 2-й будке и метко пристрелялась к железнодорожному полотну. Так как расположение артиллерии противника было обнаружено и задача таким образом выполнена, то бронепоезд "Орел” начал отходить, отстреливаясь. Красные открыли частый заградительный огонь по железнодорожному полотну близ 2-й будки. Вскоре 42-линейный снаряд пробил крышу площадки 1-го орудия бронепоезда "Орел” и разорвался внутри, вблизи от начальника орудия поручика Дахнова. Внутренняя деревянная обшивка площадки загорелась. Начали рваться патроны в пулеметных лентах. Опаленные чины команды орудия стали спрыгивать с площадки, срывая с себя горящую одежду. На горящей боевой площадке остались только смертельно раненный, с оторванными ногами, поручик Дахнов и подпоручик Дарий. Последний успел сообщить по телефону на паровоз о необходимости остановить бронепоезд и отцепить площадку, так как взрыв находившихся на ней снарядов угрожал всей боевой части. После остановки бронепоезда и в условиях крайней опасности, ибо взрыв бронеплощадки мог произойти каждую секунду, к ней подбежали поручик Безъязычный и вольноопределяющийся Кечеджи. Тогда подпоручик Дарий вынес с площадки тяжело раненного поручика Дахнова, передал его подбежавшим и спрыгнул на полотно. Одновременно с этим командир вспомогательного поезда № 6 подпоручик Марошкин быстро отцепил от состава горящую боевую площадку. Бронепоезд немедленно двинулся назад, и почти тотчас же произошел взрыв площадки 1-го орудия. Взорвались 119 снарядов 75-миллиметрового калибра. Несмотря на жестокий обстрел, бронепоезд остановился, и раненый поручик Дахнов и обожженные солдаты были помещены в пулеметную площадку. После этого бронепоезд отошел в Богодухов. По прибытии туда вечером поручик Дахнов был отправлен в Харьков, где на следующий день умер от ран. Через несколько дней была получена благодарность за самоотверженную службу от командира 1-го корпуса генерала Кутепова.

23 июля легкий бронепоезд "Орел” находился на позиции у разъезда Спицын, куда прибыл из Харькова и тяжелый бронепоезд "Грозный”. Эти бронепоезда вместе с легким бронепоездом "Слава Офицеру” вошли в состав 4-го бронепоездного дивизиона. От разъезда Спицын наши бронепоезда двинулись вперед, поддерживая наступление Дроздовского полка. Части его были направлены в обход на запад, в сторону Ахтырки. Бронепоезда были вынуждены остановиться, не доходя до станции Кириковка, для починки железнодорожного пути. Починка продолжалась до наступления темноты, и бронепоезда смогли подойти к станции Кириковка лишь во второй половине дня 24 июля. Бронепоезд "Грозный” был обстрелян легкой батареей противника, но попаданий не было. Бронепоезд "Орел” вошел на станцию Кириковка и своим огнем отогнал красную пехоту с батареей, которая находилась к востоку от станции. Бронепоезд "Грозный” стал на позицию и огнем своих тяжелых орудий заставил отойти советский бронепоезд, приближавшийся к железнодорожному мосту через реку Ворскла. Вечером части Дроздовского полка отбросили красных за реку. 25 июля бронепоезд "Орел” вследствие неисправности орудия отправился в Харьков. На позицию у станции Кириковка вышел один тяжелый бронепоезд "Грозный”. Ему была дана задача произвести разведку пути и моста через Ворсклу. По типу своих боевых площадок тяжелый бронепоезд не был приспособлен к выполнению таких задач. Однако бронепоезд "Грозный” двинулся на рассвете в сторону моста. Головное тяжелое орудие было заряжено "на картечь”, и на контрольной площадке были установлены два пулемета. Оказалось, что красные ночью подорвали мост через Ворсклу и отошли. К вечеру части Дроздовского полка при поддержке бронеавтомобилей перешли в наступление восточнее Кириковки. В это время с бронепоезда "Грозный” был замечен небольшой отряд красных, возвращавшихся к мосту. Пулеметным огнем с бронепоезда красные были отогнаны.

Части 1-й Кавказской дивизии сосредоточились около 15 июля к узловой станции Верховцево, в 70 верстах к западу от Екатеринослава, и оттуда начали наступление дальше на запад, на Пятихатки. В наступлении приняли участие легкие бронепоезда "Генерал Шкуро” и "Генерал Шифнер-Маркевич” и тяжелый бронепоезд "Непобедимый”, прибывший из Александровска. 23 июля произошел упорный бой между нашими и неприятельскими бронепоездами у станции Граново, на линии Верховцево—Пятихатки. Во время боя бронепоезд "Генерал Шкуро” сошел с рельс, но продолжал отстреливаться, находясь под сильнейшим артиллерийским огнем бронепоездов противника. Сошедшая с рельс часть бронепоезда была поставлена обратно на рельсы при помощи подошедших двух паровозов. В это время бронепоезд "Непобедимый”, открывший огонь с расстояния в 11 верст, подбил бронепоезд красных "Товарищ Раскольников”. Наш снаряд попал в котел неприятельского паровоза и вызвал его взрыв. Команда красных бежала с бронепоезда, командир его застрелился, а боевой состав был вывезен в наш тыл бронепоездом "Генерал Шифнер-Маркевич”. 27 июля бронепоезда "Генерал Шифнер-Маркевич” и "Непобедимый” участвовали совместно с партизанским полком во взятии станции Користовка. Упорный бой против трех неприятельских бронепоездов закончился взятием советского бронепоезда и вполне оборудованного вспомогательного поезда. За две недели наступления наши войска продвинулись от станции Верховцево до станции Користовка (к юго-западу от Кременчуга) на 80 верст, считая по прямой линии.

Легкий бронепоезд "Генерал Гейман”, получивший позднее название "Доброволец”, находился 14 июля на станции Верховцево и был направлен по линии железной дороги, проходящей южнее Пятихатки по дуге через узловые станции Долгинцево и Долинская. 17 июля бронепоезд "Генерал Гейман” прибыл на станцию Долгинцево, примерно в 90 верстах от Верховцево, не обнаружив противника. Бронепоезд оставался на станции Долгинцево несколько дней, пока происходила починка моста через реку Ингулец, а 23 июля прибыл на станцию Долинская и поступил там в распоряжение генерала Склярова. Район около станции Долинская был занят так называемыми "махновцами”. За 10 дней бронепоезд "Генерал Гейман” продвинулся по железной дороге на расстояние 150 верст.

Таким образом, в течение второй половины июля 1919 года наибольшее продвижение войск Добровольческой армии и ее бронепоездов произошло на ее левом фланге, к западу от Днепра. Советские войска в этом районе по большей части уклонялись от упорной обороны. Но с точки зрения задач, указанных так называемой "Московской директивой” главнокомандующего, это направление как раз имело наименьшее значение.

***

В конце июля и начале августа 1919 года произошли важные события на фронте Кавказской армии генерала Врангеля и на примыкавшем к ней правом фланге Донской армии. 27 июля Донской конный корпус генерала Мамонтова прорвал фронт советских войск к востоку от узловой станции Таловая и двинулся на север, в глубокий тыл неприятеля. Но в то же время наступление Кавказской армии, успешно развивавшееся после взятия Царицына в течение почти месяца, было остановлено упорными советскими контратаками в районе примерно на 80 верст к северу от Камышина. С 1 августа началось наступление сильной советской группы войск Шорина с целью отбросить Кавказскую армию к Царицыну, а правофланговый корпус Донской армии за среднее течение Дона.

В течение июля 1919 года в районе Царицына находился 1-й бронепоездной дивизион в составе легких бронепоездов "Генерал Алексеев” и "Вперед за Родину” и тяжелого бронепоезда "Единая Россия”. Дивизионом командовал полковник Скопин. Бронепоездам была поручена оборона Царицына от возможного нападения речной флотилии красных со стороны Астрахани. Поэтому легкие бронепоезда несли по очереди сторожевую службу близ Волги на станции Ельшанка, примерно в 5 верстах к югу от Царицына.

В конце июля бронепоезда "Генерал Алексеев” и "Единая Россия” получили приказание отправиться в распоряжение начальника группы Донских бронепоездов на узловую станцию Поворино, на расстоянии примерно в 300 верст к северо-западу от Царицына. Они прибыли на станцию Поворино 30 и 31 июля. Бронепоезд "Вперед за Родину” продолжал сторожевую службу близ берега Волги южнее Царицына и перешел на станцию Сарепта. За этот период были постепенно отремонтированы орудийные площадки бронепоезда. В частности, железные шариковые подшипники пулеметных башенок были заменены стальными. Когда выяснилась опасность нападения другой советской речной флотилии, находившейся выше по течению Волги, бронепоезд "Вперед за Родину” перешел на станцию Банная, на северной окраине Царицына.

По прибытии на станцию Поворино бронепоезд "Единая Россия” был отправлен на восток, в сторону Балашова. 1 августа бронепоезд "Единая Россия” участвовал в бою у станции Байчурово, примерно в 40 верстах от Поворино, на участке 22-го Донского казачьего полка. Станция Байчурово была нами оставлена. На бронепоезде был ранен один офицер. От 2 до 5 августа происходили бои у станции Кардаил, примерно в 20 верстах к востоку от Поворино. Во время этих боев бронепоезд "Единая Россия” действовал совместно с донскими бронепоездами "Атаман Самсонов” и "Генерал Мамонтов”. Красным удалось занять большое село Пески в 3 верстах от станции Кардаил. 7 августа части 1-го Донского корпуса пытались отобрать у красных село Пески при поддержке бронепоездов и танков. После артиллерийской подготовки танки продвинулись далеко вперед. Красные начали отходить. Однако наша пехота не только не перешла в наступление, но и сама стала отходить. Танки были принуждены вернуться в исходное положение, и станция Кардаил была нами оставлена. Выяснилось, что советские войска ведут наступление не только на узловую станцию Поворино, но и на станцию Алексиково, находящуюся в 25 верстах южнее, чтобы таким образом перерезать железнодорожную линию Поворино— Царицын. Около 19 часов бронепоезд "Единая Россия” пришел на станцию Поворино, где не было видно никаких наших частей. По приказанию командира дивизиона бронепоезд "Единая Россия” присоединил к себе свой "резерв” (то есть несколько вагонов для жилья команды) и отправился на юг, в сторону станции Алексиково. Не доходя 3 верст до станции Алексиково, бронепоезд должен был остановиться из-за крушения шедшего впереди состава. Однако 13 августа бронепоезд "Единая Россия” благополучно вернулся в Царицын.

Между тем бронепоезд "Генерал Алексеев” был отправлен 31 июля на запад, по железнодорожной линии Поворино—Лиски. По прибытии на станцию Новохоперск, примерно в 50 верстах к западу от станции Поворино, там был оставлен "резерв” бронепоезда. В течение недели, с 1 по 7 августа, бронепоезд "Генерал Алексеев” отправлялся из Новохоперска в западном направлении и производил разведку района вдоль железнодорожной линии вплоть до станции Колено, примерно на расстоянии в 30 верст. Незадолго перед тем близ этого участка произошел прорыв советского фронта частями Конного корпуса генерала Мамонтова. Оборона красных была расстроена, и была нарушена связь их отрядов с тылом и с командованием. Войска Конного корпуса генерала Мамонтова не имели возможности уводить с собой многочисленных взятых в плен красноармейцев. После разоружения им только указывалось направление для окончательной сдачи в плен. Бронепоезд "Генерал Алексеев” встречал группы красных, которые искали войска белых, чтобы им сдаться. Но были и некоторые части красных, которые сохранили боеспособность. По мере того как войска Конного корпуса генерала Мамонтова уходили дальше на север в сторону Тамбова, эти советские части приводились в порядок и старались вновь восстановить свой фронт. Бронепоезду "Генерал Алексеев” была дана задача рассеивать встречающиеся группы красных, готовые оказывать сопротивление. Во время своих действий на железнодорожной линии к западу от Поворино бронепоезд не встречал никаких наших частей, ни пехотных, ни конных. Наше командование не использовало благоприятное положение, создавшееся после прорыва корпуса генерала Мамонтова, для нанесения красным флангового удара из района этого прорыва.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz