ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 09:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Между тем начавшееся 1 августа наступление советских армий Шо-рина продолжало развиваться с успехом для красных, и они вскоре заняли Камышин. 3 августа бронепоезд "Генерал Алексеев” наткнулся на разобранный красными путь в нескольких верстах к западу от Новохоперска. Головная бронеплощадка сошла с рельс. Чины подошедшего вспомогательного поезда приступили к ее подъему. Во время этой работы красные открыли по бронепоезду редкий артиллерийский огонь с большого расстояния. Обстрел этот не причинил вреда, и через час бронеплощадка была поднята. С 4 по 7 августа происходили боевые действия в районе станции Некрылово, около 10 верст к западу от Новохоперска. Бронепаровоз был послан в тыл, на станцию Поворино, для небольшого ремонта, и бронепоезд "Генерал Алексеев” выходил на разведку и в бой с обыкновенным паровозом. 7 августа к вечеру бронепоезд возвратился после очередного выезда на станцию Новохоперск. Поздно вечером неожиданно прибыл из Поворино находившийся там аля ремонта бронепаровоз. Вольноопределяющийся механик бронепа-ровоза доложил командиру бронепоезда, что он ушел со станции Поворино, когда станция эта спешно эвакуировалась. Бой шел уже у самой станции. Командир бронепоезда "Генерал Алексеев” полковник Шамов приказал немедленно идти на узловую станцию Поворино в следующем порядке: впереди один бронепаровоз, за ним боевой состав бронепоезда с обыкновенным паровозом и с прицепленными к нему вагонами "резерва”, а позади вспомогательный поезд. При движении через последнюю станцию перед Поворино присоединился еще короткий поездной состав коменданта этой станции. Около 2 часов ночи на 8 августа поезда подошли тихим ходом к станции Поворино. Бой там уже кончился, и царила полная тишина. Было ясно, что станция оставлена нашими частями и занята красными, ничем не выдававшими своего присутствия. В полной боевой готовности поезда начали входить на большую узловую станцию. У одной из входных стрелок был обнаружен стрелочник. Его взяли на шедший впереди бронепаровоз для того, чтобы он помог выйти на Царицынское направление. Станция была полностью освещена, но, кроме этого стрелочника, не было видно ни одного человека. Позднее было выяснено, что красные занимали станцию Поворино, но притаились. Им сначала не было известно, что к западу от станции Поворино отрезан наш бронепоезд. А1 потом они не хотели портить пути, рассчитывая на скорый подход своих бронепоездов. Когда бронепоезд "Генерал Алексеев” уже подходил к выходным стрелкам, позади раздался сильный грохот от столкновения поездных составов. Прибежавшие чины вспомогательного поезда сообщили, что шедший последним комендантский состав врезался в их поезд. При создавшейся обстановке нельзя было тратить время на поднятие состава и очистку пути. Поэтому команда вспомогательного поезда и комендантская команда были приняты на состав бронепоезда, и движение продолжалось. Когда командир бронепоезда убедился в том, что удалось выйти на нужное направление, он приказал отпустить стрелочника со станции Поворино. Бронепоезд пошел тихим ходом в сторону станции Алексиково. Где-то еще шел бой, но настолько далеко, что выстрелов орудий не было слышно и только отблески вспышек от выстрелов отражались на ночном небе наподобие зарниц. Несколько верст было пройдено в полной тишине. Для большей безопасности вперед была пущена дрезина, на которую поместились офицер и четыре солдата бронепоезда. Вдруг впереди дрезины раздалось несколько ружейных выстрелов. Дрезина была остановлена, снята с рельс и погружена на контрольную площадку боевой части бронепоезда. Впереди пошел бронепаровоз. Когда было пройдено около 200 шагов, в темноте было обнаружено начало какой-то цепи, укрывавшейся в канаве близ железнодорожного полотна. Два офицера бронепоезда соскочили с бронеплошадки и схватили солдата, находившегося на фланге цепи, с возгласом: "Какой части?” Оказалось, что это донская сотня охранения, оставленная отошедшими от станции Поворино частями. Командир сотни дал некоторые сведения об обстановке, и бронепоезд продолжал движение к станции Алексиково. На рассвете 8 августа бронепоезд подошел к этой станции. Перед нею стояло несколько составов, так как паровоз одного из отходивших от Поворино поездов сошел с рельс всеми скатами. Не было возможности поднять его, и еще ночью была начата постройка обводного пути. По окончании этой постройки бронепоезд "Генерал Алексеев” смог войти на станцию Алексиково, где был оставлен "резерв”. В тот же день, 8 августа, бронепоезд получил боевое задание: вернуться для разведки к станции Поворино. Примерно в 6 верстах от Поворино бронепоезд "Генерал Алексеев” вошел в длинную выемку, обсаженную густым кустарником. Было замечено, что полотно впереди засыпано землей. Как только с боевого состава спустился офицер, чтобы осмотреть полотно, по нему был открыт пулеметный огонь из кустов. Открыло огонь и скрытое в кустах неприятельское орудие. Несколько снарядов разорвалось в непосредственной близости от бронепоезда. Еще один снаряд пробил борт передней бронеплошадки и врезался в сложенные на ней снаряды, однако, к счастью, не разорвался. Но несколько гильз было разбито, порох из них рассыпался по полу и загорелся. Командир бронепоезда приказал команде бронеплощадки сойти с нее и затем отдал приказание: "Полный ход назад!” На некотором расстоянии бронепоезд был остановлен. Тогда командир бронепоезда полковник Ша-мов и два офицера быстро поднялись на бронеплощадку, вошли внутрь и погасили начавшийся пожар. Находившееся в засаде орудие красных больше не стреляло. Но открыла огонь советская батарея от Поворино. Бронепоезд "Генерал Алексеев” вел с ней перестрелку в течение дня.

Около 3 августа началось наступление советской группы войск Селивачева, которая должна была содействовать наступлению группы Шорина. Она атаковала 3-й Донской корпус, составлявший соседний с Добровольческой армией левый фланг Донской армии. При численности около 10 000 человек этот корпус растянулся на фронте до 200 верст и не оказал красным упорного сопротивления. Несмотря на советское наступление, которое начинало угрожать правому флангу Добровольческой армии, наши бронепоезда, находившиеся на линии Белгород— Курск, стремились оборонять недавно занятую нашими войсками узловую станцию Ржава, в 75 верстах к северу от Белгорода. 5 августа тяжелый бронепоезд "Грозный” прибыл на позицию Корниловского полка у станции Ржава, где уже находился легкий бронепоезд "Слава Офицеру”. В последующие дни бронепоезд "Грозный” выезжал на позицию по очереди с тяжелым бронепоездом "Иоанн Калита”. В это время бронепоезд "Грозный” перешел из состава 4-го бронепоездного дивизиона во 2-й бронепоездной дивизион, которым командовал полковник Фролов. 8 августа бронепоезд "Грозный” поддерживал наступление наших войск на город Обоянь, в 30 верстах к западу от станции Ржава. Бронепоезд в составе трех тяжелых орудий вышел на рассвете на позицию за семафор станции Ржава и обстреливал отходящие колонны красных. В этот день стрельба велась в необычных условиях, "по траверсу”, то есть перпендикулярно к платформам тяжелых орудий. При силе отдачи от выстрелов возникала некоторая опасность опрокидывания платформ на бок. Затем пятидюймовое орудие бронепоезда было отправлено к разъезду Сараевка, севернее станции Ржава, для поддержки батальона Корниловского полка и обороны разъезда.

Центр и левый фланг Добровольческой армии продолжали в начале августа 1919 года наступление в северо-западном направлении. 5-й Конный корпус генерала Юзефовича продвигался в общем направлении от Полтавы на Конотоп и Бахмач. 2-й армейский корпус наступал вверх по течению Днепра к Киеву. Бронепоездам было трудно поддерживать наши войска при этом наступлении, так как отходившие красные взрывали многочисленные железнодорожные мосты, а на починку их при ограниченных технических средствах требовалось значительное время. После ремонта на паровозостроительном заводе в Харькове легкий бронепоезд "Орел” прибыл 2 августа на узловую станцию Ромодан, примерно в 200 верстах к востоку от Киева. Там же находился в это время легкий бронепоезд "Витязь”. В течение нескольких следующих дней бронепоезд "Орел” производил боевые выезды в сторону станции Лубны, на Киевском направлении, при поддержке тяжелого бронепоезда "Князь Пожарский”. Наши бронепоезда вели частые перестрелки с артиллерией и бронепоездами красных.

К западу от Днепра советские войска отходили в начале августа перед нашими наступающими частями. Этот постепенный отход прикрывался многочисленными красными бронепоездами, с которыми нашим бронепоездам приходилось часто вступать в бой. После взятия узловых станций Користовка и Знаменка в районе на 150 верст к западу от Екатеринослава легкий бронепоезд "Генерал Шкуро” получил 2 августа приказание идти в Елизаветград, примерно в 50 верстах от Знаменки. Были получены сведения, что местное население восстало там против большевиков. Подойдя без боя на 17 верст к Елизаветграду, бронепоезд был вынужден остановиться, так как путь был загроможден сошедшим с рельс брандер-паровозом, то есть паровозом, отправленным со специальной целью вызвать крушение. Для следования дальше надо было построить обходный путь. В это время со стороны Елизаветграда подошел поезд с белым флагом. На поезде приехали представители от города Елизаветграда и местного крестьянства. Получив от прибывших сведения и воспользовавшись обходным путем, бронепоезд "Генерал Шкуро” пошел дальше к Елизаветграду. Между тем приехавшие на поезде представители приступили к восстановлению телеграфной линии. Вблизи от станции Елизаветград бронепоезд встретил заставу крестьян-повстанцев. Они были вооружены преимущественно вилами и имели нарукавный отличительный знак: повязки из жгута соломы. Бронепоезд был восторженно встречен населением Елизаветграда. Было много желавших поступить в Добровольческую армию и, в частности, на бронепоезд. Из них были приняты на бронепоезд "Генерал Шкуро” один офицер и один солдат. Бронепоезд простоял на станции Елизаветград 4 часа, произвел разведку и отошел на станцию Пятихатки, где находился состав его "резерва”. С утра 3 августа бронепоезд снова отправился в Елизаветград, куда вскоре прибыл начальник дивизии генерал Шифнер-Маркевич со штабом.

Между тем продолжалось наступление 1-й Кавказской конной дивизии из района Знаменки вдоль правого берега Днепра в общем направлении на Киев. Дивизию поддерживали: тяжелый бронепоезд "Непобедимый” и легкие бронепоезда "Генерал Шифнер-Маркевич” и "Генерал Шкуро”, прибывший от Елизаветграда. 4 августа бронепоезд "Генерал Шкуро” получил приказание отправиться со своим вспомогательным поездом к станции Цибулево, примерно в 30 верстах к северо-западу от Знаменки, для починки подорванного моста. Когда эта работа была окончена, бронепоезд двинулся для разведки к станции Фундуклеевка, находящейся в 20 верстах от станции Цибулево, и рассеял орудийным и пулеметным огнем отходящую от станции Цибулево конницу красных. Не доходя полутора верст до станции Фундуклеевка, бронепоезд подошел к линии окопов противника и был обстрелян из них пулеметным огнем. По бронепоезду стреляла также артиллерия противника, находившаяся у Фундуклеевки. Бронепоезд "Генерал Шкуро” открыл огонь по окопам и по батарее, которая вскоре снялась с позиции и ушла. После этого к станции Фундуклеевка подошли два бронепоезда красных, начавших обстреливать наш бронепоезд. В тылу был замечен разъезд красных, направлявшийся к полотну железной дороги, по-видимому, с целью взорвать путь. Заднее орудие бронепоезда открыло огонь по разъезду, и бронепоезд несколько отошел. В это время неприятельским снарядом был перебит путь вблизи от бронепоезда. Не успев остановиться, бронепоезд сошел с рельс. Послав дрезину для связи с находившимся позади нашим бронепоездом "Генерал Шифнер-Маркевич”, сошедший с рельс бронепоезд "Генерал Шкуро” продолжал вести частый огонь по окопам красных и по станции Фундуклеевка, где находились советские бронепоезда. Под огнем бронепоезда пехота противника, находившаяся в окопах, оставила их и отошла, а на станции загорелся пакгауз. После нескольких попаданий наших снарядов в эшелоны красных пехота их в беспорядке вышла из вагонов и разбежалась. Затем отошли и бронепоезда противника. Высланная с бронепоезда "Генерал Шкуро” разведка дошла до станции Фундуклеевка и привела оттуда железнодорожных рабочих для поднятия бронепоезда на рельсы. К вечеру бронепоезд был поднят и вместе с прибывшим бронепоездом "Генерал Шифнер-Маркевич” и с вспомогательным поездом занял станцию Фундуклеевка.

5 августа бронепоезд "Генерал Шкуро” продолжал участвовать в наступлении к узловой станции Бобринская совместно с частями, находившимися под командой начальника Терской казачьей дивизии. В 8 часов к станции Фундуклеевка подошла разведка от 7-го и 8-го пластунских батальонов, посланная для связи с бронепоездами. За ней прибыли эшелоны с означенными батальонами. Бронепоезд "Генерал Шкуро” двинулся в сторону следующей станции Каменка, в 10 верстах от Фундуклеевки, и вскоре вступил в бой с бронепоездом красных. Этот бронепоезд начал отходить. Бронепоезд "Генерал Шкуро” его преследовал и не останавливаясь ворвался на станцию Каменка. Там на запасном пути стоял под парами эшелон с погруженной трехорудийной гаубичной батареей, с конским составом, обозом, пулеметными повозками, телефонным и другим имуществом. Эшелон был захвачен и передан потом в артиллерийский дивизион Терской казачьей дивизии. Продолжая преследование неприятельского бронепоезда, бронепоезд "Генерал Шкуро” прошел еще 10 верст до станции Райгород и оставался вблизи нее до наступления темноты. За этот бой всем чинам бронепоезда была объявлена благодарность в приказе по 3-му Конному корпусу, а офицеры бронепоезда представлены к производству в следующие чины. 6 августа бронепоезд "Генерал Шкуро” совместно с пластунами занял станцию Райгород, а затем вместе с тремя пластунскими батальонами продолжал наступление к узловой станции Бобринская, в 15 верстах от Райгорода. Бронепоезд "Генерал Шкуро” должен был вести бой с бронепоездами противника, которые отходили, взрывая железнодорожные пути. Уже в темноте, имея перед собой свою пешую разведку, бронепоезд занял станцию Бобринская и оставался на ней ночью. Были захвачены около 20 пленных. На следующее утро на станцию Бобринская подошли наши пластуны. Бронепоезд "Генерал Шкуро” произвел разведку на расстоянии около 10 верст до станции Смела, в сторону моста через Днепр, а затем возвратился на станцию Бобринская. 8 августа бронепоезд "Генерал Шкуро”, исправляя подорванный путь, продвинулся на 30 верст до узловой станции Цветково и соединился там с Волчьей сотней, действовавшей в тылу красных. В ночь на 9 августа бронепоезд оставался на станции Цветково, а 10 августа был сменен бронепоездом "Генерал Шифнер-Маркевич” и отправился в Екатеринослав.

Находившийся на узловой станции Долинская, примерно в 120 верстах к северу от города Николаева, в распоряжении генерала Склярова легкий бронепоезд "Генерал Гейман” продвинулся 2 августа по линии Долинская—Николаев до станции Казанка, в 25 верстах к югу от Долинской. Там бронепоезд вступил в бой с отходившими советскими войсками и был передан в подчинение командира 2-го Лабинского полка Кубанского казачьего войска. 3 августа бронепоезд вел бой с бронепоездом красных "Товарищ Свердлов” и оттеснил его к станции Новый Буг, на 25 верст южнее Казанки. Во время преследования, пройдя разъезд Добровольский, бронепоезд "Генерал Гейман” попал внезапно под обстрел батареи противника. На бронепоезде был убит механик паровоза, ранены два офицера и повреждено орудие. После возвращения на станцию Долинская бронепоезд отправился в Екатеринослав для замены орудия.

На Северном Кавказе продолжалось в разных местах тревожное положение. После восстания ингушей во второй половине июня 1919 года вспыхнуло восстание в горном Дагестане. В августе восстали чеченцы под предводительством Узун-Хаджи. Появились также шайки так называемых "зеленых”, занимавшихся разбоем и мелкими партизанскими нападениями. Все это заставляло командование держать на Северном Кавказе отряды наших войск численностью в несколько тысяч человек и содействовавшие им бронепоезда. Легкий бронепоезд "Терец” получил 24 июля приказание начальника Южной группы войск Северного Кавказа отправиться со станции Грозный на станцию Дербент. Пройдя около 270 верст, бронепоезд прибыл в Дербент и вошел в состав его гарнизона. Но уже 27 июля бронепоезд "Терец” был вызван обратно в Грозный. Там был получен телеграфный приказ двигаться дальше во Владикавказ. Пройдя поэтому еще 120 верст, бронепоезд получил во Владикавказе новое приказание идти через Армавир в Туапсе для борьбы с зелеными. 30 июля бронепоезд "Терец” прибыл в Туапсе и был там включен в отряд генерала Филимонова, продвинувшись по железной дороге от Владикавказа до Туапсе на 580 верст. 3 августа было получено телеграфное распоряжение вернуться в Дербент, и бронепоезд отправился туда в тот же день. 7 августа бронепоезд "Терец” опять прибыл в Дербент и вошел там в состав гарнизона. За четыре дня бронепоездом было пройдено около 900 верст.

Легкий бронепоезд "Святой Георгий Победоносец”, приказ о формировании которого был отдан главнокомандующим еще в апреле 1919 года, должен был получить боевую часть, строившуюся на заводе "Кубаноль” в Екатеринодаре. 22 июля постройка бронеплощадок была закончена. Однако приемочная комиссия при тщательном осмотре признала их негодными. Части брони были плохо скреплены между собою. В некоторых местах оказались злоумышленно вставленные вместо крепких болтов куски дерева. 25 июля бронепоезд "Святой Георгий Победоносец” был отправлен из Екатеринодара в Юзово. Там бронеплощадки, построенные на заводе "Кубаноль”, были сданы на местный завод для их переделки. Бронепоезд получил вместо них старые бронеплошадки, принадлежавшие ранее бронепоезду "Генерал Корнилов”, а именно три орудийные и одну пулеметную площадку. 29 июля бронепоезд "Святой Георгий Победоносец” был назначен в распоряжение командующего войсками Черноморского побережья генерала Филимонова и 2 августа прибыл в Туапсе. В течение августа бронепоезд нес службу по охране железнодорожной линии Армавир—Туапсе от нападений зеленых и назначался для сопровождения пассажирских поездов.

Каждая воинская часть и каждый бронепоезд Добровольческой армии, которые приходилось оставлять на Северном Кавказе, были бы весьма нужны на главном фронте Вооруженных сил Юга России. Этот фронт продолжал расширяться, а формирование новых войск и постройка новых бронепоездов происходили на нашей стороне слишком медленно по отношению к развивавшимся военным операциям, которые имели громадное значение.

* * *

В середине августа 1919 года двойное советское наступление против Вооруженных сил Юга России достигло своего полного развития. Но первоначальный успех двух групп советских войск продолжался не одинаково. Армейская группа Селивачева была остановлена около 15 августа в районе к востоку от Харькова встречным ударом на правом фланге Добровольческой армии. Между тем советские войска Шорина, наступавшие в общем направлении с севера на Царицын, еще продолжали в это время свой натиск и заставляли отходить наши войска Кавказской армии и правого фланга Донской армии.

Легкий бронепоезд "Генерал Алексеев”, отправленный из Царицына для содействия войскам Донской армии, выезжал с 9 по 12 августа в район узловой станции Поворино, примерно в 350 верстах к северо-западу от Царицына, и разъезда Косарка, южнее Поворино. Он действовал в эти дни совместно с донским бронепоездом "Атаман Самсонов”, которым командовал поручик Воронов. Во время одной из перестрелок с красными на бронепоезде "Генерал Алексеев” был ранен один офицер. Красные не развивали наступления на этом участке, по-видимому дожидаясь результатов предпринятого ими решительного наступления на широком фронте со стороны реки Волги на среднюю часть железнодорожной линии Поворино—Царицын. Командир 1-го бронепоездного дивизиона Добровольческой армии полковник Скопин предвидел опасность захвата красными части этой линии и добился от командования Кавказской армии возвращения бронепоезда "Генерал Алексеев” из района южнее Поворино в Царицын. Бронепоезд прибыл в Царицын 14 августа. Донским бронепоездам не удалось отойти своевременно. Значительные силы красных овладели районом станции Раковка, примерно в 170 верстах к северо-западу от Царицына, и отрезали бронепоездную группу, находившуюся в то время в районе станции Филоново, на 90 верст севернее. Эта группа состояла из легких бронепоездов "Атаман Самсонов” и "Атаман Каледин” и 4-й батареи морской тяжелой артиллерии с двумя тяжелыми орудиями на железнодорожных установках. Батарея выполняла задания тяжелого бронепоезда. 17 августа бронепоездная группа совместно с конной дивизией полковника Голубинского пыталась выбить неприятеля со станции Раковка и открыть для себя путь отхода к Царицыну. Однако тяжелый бой сложился для наших войск неудачно, и конная дивизия отступила в сторону от железной дороги. Боевые составы бронепоездов и 4-й батареи морской тяжелой артиллерии были испорчены командами и оставлены. Команды отошли пешим порядком на присоединение к нашим войскам.

На Курском направлении линия фронта за это время оставалась без больших изменений. 10 августа произошел упорный бой у станции Солнцево, в 20 верстах к северу от узловой станции Ржава, между тремя нашими бронепоездами, "Слава Офицеру”, "Иоанн Калита” и "Грозный”, и тремя советскими бронепоездами. Наш наблюдательный пункт охранялся десантом с бронепоезда "Слава Офицеру”. На следующий день, 11 августа, те же наши бронепоезда возобновили бой с рассвета. Со стороны красных снова действовали три бронепоезда, в том числе бронепоезд "Черноморец”. Он обстреливал из своих дальнобойных орудий наши тяжелые бронепоезда и легкий бронепоезд "Слава Офицеру”, пытавшийся чинить путь впереди. Днем, вследствие угрозы окружения, наши бронепоезда были принуждены отойти к станции Ржава. 12 августа наши три бронепоезда предприняли новое наступление к станции Солнцево. Их наблюдательный пункт был выдвинут на расстояние действительного ружейного огня противника и охранялся опять десантом с бронепоезда "Слава Офицеру”. После упорного артиллерийского боя с тремя бронепоездами красных наши бронепоезда возвратились на станцию Ржава. Недостаточное количество наших бронепоездов не позволяло производить их весьма полезное сосредоточение в течение продолжительного времени. Поэтому вечером 12 августа тяжелый бронепоезд "Грозный” получил приказание отправиться на другой участок, в распоряжение начальника 3-й дивизии.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz