ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 03.05.2024, 11:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

В ночь на 15 октября вследствие прорыва на нашем левом фланге части нашего 1-го корпуса были вынуждены отойти. Отход в сторону станции Змиевка, на 30 верст южнее, происходил без давления со стороны противника. Бронепоезд "Офицер” получил 15 октября задачу произвести разведку. Он дошел до станции Стиш, но противника не обнаружил. По показаниям местных жителей, красные проходили вдали от железной дороги, двигаясь к деревне Домнино. 16 октября бронепоезд "Офицер” обнаружил к северу от станции Еропкино колонну противника, двигавшуюся к югу, обстрелял и рассеял ее. К вечеру под артиллерийским огнем красных бронепоезд "Офицер” оставил станцию Еропкино. 17 октября бронепоезд был послан по железнодорожной ветке Глазуновка—Дьячье, примерно на 25 верст южнее Еропкино. Оказалось, что железнодорожный мост на этой ветке не может по своей ветхости выдержать тяжести бронепоезда. Противник обнаружен не был.

После взятия Курска легкие бронепоезда "Генерал Корнилов” и "Слава Офицеру” поддерживали наши войска во второй половине сентября и в первой половине октября 1919 года, действуя на второстепенных линиях к востоку от главного направления Курск—Орел. Бронепоезд "Генерал Корнилов” сначала продвигался на восток от Курска, примерно на 100 верст, через станции Охочевка и Щигры, до узловой станции Мармыжи. Оттуда бронепоезд двинулся на север, через станцию Ливны, действуя совместно с частями Алексеевского полка. В начале октября бронепоезд "Генерал Корнилов” занял узловую станцию Верховье на линии Орел—Елец, пройдя от станции Мармыжи еще около 125 верст. Около 15 октября началось отступление наших войск от станции Верховье на юг, и бронепоезд "Генерал Корнилов” прикрывал отход, двигаясь обратно к станции Мармыжи. Бронепоезд "Слава Офицеру” участвовал в бою 17 и 18 сентября у станции Ливны, а затем перешел на железнодорожную линию Касторная—Новый Оскол.

К западу от главного направления Курск—Орел наступление наших войск развивалось в конце сентября 1919 года вдоль железнодорожной линии Льгов—Брянск. Тяжелый бронепоезд "Грозный” находился 20 сентября на станции Льгов. Одно пятидюймовое орудие бронепоезда было отправлено оттуда в Екатеринослав для установки на тумбу с круговым обстрелом. 21 сентября бронепоезд перешел на станцию Арбузове, примерно в 50 верстах к северу от Льгова, а оттуда выдвинулся на позицию за станцию Дмитриев, еще на 15 верст севернее, для содействия наступлению Дроздовского полка. В присутствии начальника дивизии генерала Витковского бронепоезд "Грозный” обстреливал неприятельский бронепоезд и батареи красных. На следующий день, 22 сентября, бронепоезд стоял, вследствие порчи пути впереди, на станции Дмитриев. Туда подошел также легкий бронепоезд "Дроздовец”. 23 сентября легкий бронепоезд "Генерал Дроздовский” и тяжелый бронепоезд "Грозный” двинулись к следующей станции Евдокимовка, обгоняя части Дроздовского полка, шедшие в походных колоннах. Бронепоезд "Генерал Дроздовский” вышел за станцию Евдокимовка, а бронепоезд "Грозный” остановился у входных стрелок и обстреливал бронепоезд красных, находившийся за железнодорожным мостом через реку Усожа. К ночи наши войска заняли позицию вдоль реки Усожа. Мост через нее оказался взорванным. 24 сентября были получены сведения о том, что от станции Комаричи, находящейся примерно в 40 верстах к северу от станции Дмитриев, подходят неприятельские бронепоезда. Тогда бронепоезд "Грозный” занял позицию в выемке, не доходя 2 верст до моста, но не успел еще привести в боевое положение свои орудийные платформы, как был обстрелян 42-линейными орудиями подошедшего советского бронепоезда "Большевик”. Легкий бронепоезд "Дроздовец”, стоявший у моста, подвергся в то же время обстрелу со стороны другого бронепоезда красных под названием "Брянский”. (Этот советский бронепоезд "Брянский” не следует отожествлять с нештатным бронепоездом Добровольческой армии "Брянский”, который был расформирован в октябре 1919 года.) Один из первых снарядов бронепоезда "Большевик” попал в путь позади бронепоезда "Грозный”. Команда вспомогательного поезда тотчас же приступила к починке пути. Бронепоезд "Грозный” открыл огонь из пятидюймового и шестидюймового орудий. Однако через некоторое время шестидюймовое орудие заклинилось, а пятидюймовое английское орудие давало много осечек. Поэтому бронепоезд был вынркден прекратить стрельбу. Для того чтобы избежать напрасных потерь, командовавший в этот день боевой частью бронепоезда капитан Дубельт приказал команде отойти в лесок недалеко от железной дороги. Несколько снарядов с неприятельских бронепоездов разорвались вблизи от бронепоезда "Грозный”, после чего красные прекратили обстрел. Команда вернулась на боевую часть, и бронепоезд "Грозный” отошел на станцию Евдокимовка.

На следующее утро 25 сентября началось наступление наших войск. Накануне была послана колонна Дроздовского полка для выхода в тыл красным у станции Комаричи, чтобы принудить неприятеля к отступлению от реки Усожа. Став на позицию в выемке, бронепоезд "Грозный” вел перестрелку с неприятельским бронепоездом, который стоял за рекой. Стала слышна сильная канонада в направлении станции Комаричи. Около полудня с наблюдательного пункта бронепоезда "Грозный” было замечено, что к бронепоезду красных подошел паровоз. После этого неприятельский бронепоезд отошел. К вечеру стало известно, что станция Комаричи занята частями Дроздовского полка, которые отрезали три бронепоезда красных, в том числе бронепоезда "Большевик” и "Брянский”.

26 сентября бронепоезд "Грозный” стоял на станции Евдокимовка. Не было возможности преследовать отходящих красных из-за порчи моста. Разведчики бронепоезда выехали на подводах и произвели осмотр железнодорожного пути до станции и брошенных боевых составов неприятельских бронепоездов. Они оказались сильно поврежденными. 27 сентября боевая часть бронепоезда "Грозный” была разделена. Одно исправное шестидюймовое орудие и пулеметная площадка, а также несколько жилых вагонов для их команды были оставлены на станции Арбузове. Другая часть бронепоезда была отправлена в Харьков для переделки вагонов резерва на зимнее положение. С резервом были увезены неисправное шестидюймовое орудие и второе пятидюймовое орудие; последнее для установки на тумбу с круговым обстрелом.

В начале октября прибыл на линию Льгов—Брянск легкий бронепоезд "Доблесть Витязя”, которым командовал капитан Имшеник-Кондратович. Этот бронепоезд участвовал в боях между станциями Комаричи и Брасово, примерно в 65 верстах к югу от Брянска, будучи придан Дроздовской дивизии.

В это время в Харькове продолжалось формирование легкого бронепоезда "Москва”, командиром которого был назначен полковник Соллогуб. Работы по сооружению боевых площадок и жилых вагонов базы бронепоезда производились на паровозостроительном заводе Харькова. Офицеры и солдаты бронепоезда принимали участие в этих работах, и это способствовало спайке команды. Часть команды была временно отправлена на фронт, чтобы обслуживать бронеплощадки, захваченные у красных частями Дроздовского полка. Эта часть команды бронепоезда "Москва” участвовала с успехом в боях при взятии станций Путивль и Грузское, на расстоянии примерно в 200 верст к северо-западу от Харькова, считая по прямой линии. Команде была объявлена благодарность инспектора артиллерии 1-го корпуса. Затем временный бронепоезд с командой от бронепоезда "Москва” был послан на станцию Беспалово, примерно в 60 верстах к югу от Харькова, против так называемых "зеленых”, которые производили грабежи и нападали на небольшие части Добровольческой армии.

В сентябре 1919 года происходило также формирование двух новых бронепоездов (тяжелого и легкого) при помощи средств от промышленников Юга и центра России. Тяжелый бронепоезд должен был получить название "На Москву”, а легкий бронепоезд название "За Русь Святую”. Оба эти бронепоезда и сформированный раньше легкий бронепоезд "Генерал Дроздовский” должны были составить 6-й бронепоездной дивизион. 9 октября штабс-капитан Красильников был назначен временно командующим бронепоездом "За Русь Святую”. Боевые площадки для этого бронепоезда были заказаны заводу "Судосталь”. Но работы по их сооружению проходили весьма медленно.

* * *

В то время как наступление войск правого фланга Добровольческой армии сменилось в середине октября 1919 года отступлением в сторону Курска и Льгова, эта решительная перемена военного счастья не отразилась сразу на обстановке в других частях обширного фронта. Технические средства связи были скудны. Работа и взаимная связь штабов затруднены. Отдельные войсковые части, разбросанные на громадных пространствах Юга России, были мало осведомлены о том, что происходило в других районах.

Отходившие в северном направлении войска 12-й советской армии прекратили свое отступление, установив прочную связь с соседней 14-й советской армией и выйдя в район к северо-западу от Киева. Примерно с 1 по 5 октября красные атаковали наши войска, стремясь проникнуть в Киев. Легкий бронепоезд "Баян” участвовал в этих боях, находясь около большого моста через Днепр и около железнодорожных станций Киев-2-й, Киев-товарный и Киев-пассажирский. Так как постройка в Киеве боевых площадок для бронепоезда "Аскольд” еще не была закончена, то команда этого бронепоезда приняла участие в оборонительных боях с 1 по 5 октября, находясь не на бронеплощадках, а в пешем порядке. 7 октября бронепоезд "Баян” отправился на узловую станцию Гребенка, примерно в 140 верстах к востоку от Киева. С этой станции бронепоезд ежедневно выезжал для несения тыловой охраны по одному из четырех направлений, на расстояния до 80 верст.

24 сентября 1919 года было начато в Киеве формирование в спешном порядке броневспомогательного поезда № 7 2-го железнодорожного батальона. От этого поезда ведет свое начало легкий бронепоезд "Студент”. 27 сентября броневспомогательный поезд № 7 вышел на охрану железнодорожной линии Дарница—Бахмач, к востоку от Киева, протяжением примерно в 170 верст. На эту железную дорогу начали нападать повстанческие отряды Крапивянского. Броневспомогательный поезд имел одну пулеметную бронеплощадку, построенную летом 1919 года на станции Харьков. Остальные вагоны были с железнодорожными инструментами, материалами и подрывным имуществом. В начале октября броневспомогательный поезд № 7 прибыл на станцию Нежин, принял боевой состав, построенный собственными средствами железнодорожного батальона, и получил новое название: "Жел-бат 1”. Штаб батальона предполагал дать в дальнейшем бронепоезду "Желбат 1” новое название "Студент”, как только удастся получить вполне оборудованные бронеплощадки. Это переименование предполагалось потому, что 2-й железнодорожный батальон состоял главным образомиз студентов. Командиром бронепоезда "Желбат 1” был назначен поручик Шимкевич. Команда состояла из шести офицеров и 60 солдат-вольноопределяющихся. Боевая часть бронепоезда "Желбат 1” состояла из одной орудийной платформы с бронированными бортами и трехдюймовым орудием образца 1902 года с обрезанным лафетом. Это изменение лафета было сделано для большего угла обстрела. Кроме того, имелась пулеметная четырехосная площадка системы Арбеля, блиндированная шпалами и воорркенная семью тяжелыми пулеметами. Впоследствии было приказано сдать эту пулеметную площадку для формирования нового бронепоезда "Желбат 2”.

Бронепоезд "Желбат 1” нес службу охраны железнодорожной линии, находясь в распоряжении начальника 9-й пехотной дивизии генерала Шевченко. Надлежало содействовать местным властям по проведению мобилизации и по доставке дров для нужд железной дороги. Для этого приходилось высаживать часть команды бронепоезда с пулеметами или обстреливать неповинующиеся деревни. После занятия нашими войсками Чернигова бронепоезд "Желбат 1” выделил из состава своей команды одного офицера и 12 солдат для обслуживания блиндированного поезда на узкоколейной железной дороге Ичня—Круты—Чернигов, на расстоянии примерно 110 верст. Узкоколейный блиндированный поезд состоял из двух вагонов с прикрытием из мешков с песком и имел на вооружении одно трехдюймовое орудие образца 1902 года и два пулемета системы Максима. После охраны железной дороги узкоколейный блиндированный поезд прикрывал отход наших частей, действуя совместно с войсками гвардии под командой генерала Моллера. Когда же блиндированный поезд был вынужден отойти до конца узкоколейной железной дороги, то команда сняла с него орудие, пулеметы и все имущество и присоединилась к бронепоезду "Желбат 1”.

1   2   3   4   5     7       10   11   12   13




 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz