МиГ-29 ВВС КНДР
С развалом социалистического лагеря в конце 1980-х — начале 1990-х годов военная авиация КНДР стала испытывать значительные затруднения. Самолёты советского и китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, в своей массе физически и морально устарели, а их экипажи, обучающиеся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеют мало опыта. В месте с тем, северокорейские самолеты надежно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. В КНДР построены многокилометровые шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями (например, автострада Пхеньян-Вонсан), которые в случае войны могут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого, можно утверждать, что уничтожить северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся. Мощная система ПВО, которую американская разведка считает «самой плотной системой противоракетной и противосамолетной обороны в мире», насчитывает более 9 тысяч зенитных артсистем: от легких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 «Шилка». Имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет — от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных «Куб» и «Стрела-10» до переносных установок. Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолетов CJ-5 и CJ-6 (китайская модификация Як-18), 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. На них, в первую очередь, летают летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооруженных самолетами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов во многих странах «третьего мира». ВВС Северной Кореи на сегодняшний день представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться вероятные противники.
Структура
По состоянию на 1996 год, ВВС КНДР состояли из шести авиадивизий (трёх боевых, двух военно-транспортных и одной учебно-тренировочной), находившихся в прямом подчинении Национального авиационного командования.
Пункты базирования
Базы военно-воздушных сил Корейской Народно-Демократической Республики
Согласно спутниковым снимкам, Северная Корея обладает 24 действующими аэродромом и 3 вертолётными площадками для базирования своей авиации, а также большим количеством отдельных взлётно-посадочных полос. Общее количество военно-воздушных баз достигает 70.
Техника и вооружение
ВВС КНДР являются одними из наиболее многочисленных в мире и имеют на вооружении порядка 1600 летательных аппаратов. Однако следует отметить, что большинство самолётов на вооружении Северной Кореи устаревших модификаций или выработавшие свой ресурс.
Официальная статистика о ВВС КНДР недоступна, поэтому оценки численности самолётов на вооружении являются приблизительными.
Данные о технике и вооружении ВВС КНДР взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology на 26 января 2009 года.
Тип | Производство | Назначение | Количество | Примечания |
---|
Боевые самолёты |
---|
Harbin H-5 | КНР | бомбардировщик | 13 | советский самолёт Ил-28 по лицензии производился в КНР |
МиГ-21 МиГ-21У | СССР СССР | многоцелевой истребитель учебный истребитель | 94 36 | |
МиГ-23 | СССР | многоцелевой истребитель | 32 | |
МиГ-29 | СССР | многоцелевой истребитель | 40 | |
Shenyang F-6 | КНР | истребитель | 95 | советский самолёт МиГ-19 по лицензии производился в КНР |
Shenyang FT-5 | КНР | учебный истребитель | 110 | советский самолёт МиГ-17 по лицензии производился в КНР |
Су-25 | СССР | штурмовик | 35 | |
Су-7Б Су-7У | СССР СССР | истребитель-бомбардировщик учебно-боевой | 30 4 |