ВОЙНА ?! НЕТ !
Воскресенье, 05.05.2024, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Необыкновенная эффективность Ивана Никитича

Так в чем же кроется причина успеха немецких асов на Восточном фронте, если не в слабости летной и тактической подготовки советских пилотов? Пожалуй, лучше всего разобраться в этом на примере двух летчиков: лучшем немецком - Эрихе Хартмане и лучшем советском - Иване Кожедубе.

Майор Эрих Хартман - ас асов, считающийся лучшим летчиком второй мировой войны, родился в Штутгарте в 1922 году. Его отец был врачом, а мать - спортсменкой-планеристкой. Благодаря ей, Эрих уже в десять лет начинает самостоятельно летать на планере, в шестнадцать он становится инструктором-планеристом. Свое летное образование Хартман продолжил в летном училище под Кенигсбергом. В начале 1942-го Хартман все еще учился летать на авиабазе в Цербсте. Лишь в августе 1942 года молодой пилот попадает на фронт. Первый свой бой Хартман провел в предгорьях Кавказа, и надо прямо сказать, его действия назвать удачными нельзя. Это был всего лишь третий боевой вылет Хартмана. В этом полете он был ведомым командира звена Эдмунда Росмана. Пара Росмана встретила в воздухе два советских истребителя. Увидев их, Хартман пошел на сближение и открыл огонь с большой дистанции. Затем, закружившись в "карусели" с советскими самолетами, вошел в облачность, потерял ведущего, ориентировку и, оставшись один, совершил вынужденную посадку, не добравшись до своего аэродрома. За все это Хартман был отстранен от полетов и две недели изучал тактику ведения боя в составе пары.

Первую свою победу Хартман одержал 5 ноября 1942 года. В этот день он уничтожил штурмовик Ил-2, который, взорвавшись в воздухе, повредил самолет Хартмана, и он с трудом дотянул до базы. К концу апреля 1943 года на счету Хартмана уже 11 воздушных побед, а к концу лета этого же года 88.

20 августа 1943 года Хартман совершает вынужденную посадку на советской территории и попадает в плен. Через сутки он бежит, переходит линию фронта и возвращается в свою часть.

К концу войны Хартману было неполных 23 года, на его счету 352 сбитых самолета, а его грудь украшали все высшие награды третьего рейха.

О своей тактике воздушного боя сам Хартман писал после войны в своих воспоминаниях следующее: "Моя тактика - ждать момента, шанса для атаки. Я сближался на большой скорости, подходил как можно ближе и, когда самолет противника закрывал переднюю сферу фонаря, выпускал короткую очередь - экономил боезапас. Неподготовленный летчик сближается до 100 м и открывает огонь, а тренированный подходит еще ближе, жмет на гашетку и сбивает. Стрельба с такого расстояния связана с большим риском. Я сам 16 раз пролетал через обломки сбитых мной самолетов, восемь раз спасался на парашюте".

Прославленный советский ас Иван Никитович Кожедуб родился в крестьянской семье на Украине в 1920 году. В 1940 году, после окончания Шосткинского аэроклуба он поступает в Чугуевское летное училище. После окончания училища в конце этого же года его оставляют на инструкторской работе. В дальнейшем это, возможно, не раз спасало Ивану Кожедубу жизнь, потому что на фронт он прибыл не с мизерным налетом, а уже хорошо подготовленным летчиком. Война застает Кожедуба инструктором в Чугуевском училище. Вместе с ним он эвакуируется в Чимкент. Здесь он готовит молодых пилотов и тренируется сам до конца 1942 года. а фронт Иван Кожедуб попадает несколько позже, чем Эрих Хартман, в марте 1943 года.

Боевая судьба советского аса имеет много общего с судьбой немецкого коллеги.

Так же как и Хартман, свой первый бой Кожедуб провел из рук вон плохо. Вылетев на боевое дежурство над собственным аэродромом в один из мартовских дней 1943 года со своим ведущим младшим лейтенантом Габуния, Кожедуб потерял его из вида сразу же после взлета, потом чуть не потерял ориентировку, увидел группу "Мессершмиттов-110" и решил атаковать их, но во время атаки был подбит немецкими воздушными охотниками, попал под обстрел собственных зениток и едва посадил свой израненный "Лавочкин".

Первый вражеский самолет Кожедуб сбил 6 июля 1943 года, это был пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87". До своего первого сбитого молодой пилот совершил более 30 безрезультатных боевых вылетов.

За годы войны Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета противника, ни разу не был сбит или ранен, не потерял ни одного ведомого. К концу войны он, как и Хартман, был майором, а также обладателем трех Золотых Звезд Героя - высшей награды Советского Союза - и других боевых орденов.

О своей тактике Иван Кожедуб уже после войны вспоминал: "Сбив самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой. Надо стараться атаковать врага молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-тактические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что в воздушном бою на счету каждая секунда".

Как легко заметить, оба майора - и Харман, и Кожедуб - поют дифирамбы одной и той же тактике воздушного боя. И тем не менее какой секрет знал Хартман, ведь он сбил в 5 с лишним раз больше самолетов противника, чем Кожедуб? А ответ прост, никакого такого секрета Хартман не знал. Да его и в природе не существует. По какому критерию можно определить мастерство летчика-истребителя? Многие, не задумываясь, скажут - по числу сбитых самолетов: кто больше сбил, тот и лучший летчик. А ведь это не совсем верно. Так, например, Хартман сбил свои 352 самолета в 825 воздушных боях. Иван Кожедуб же свои 62 уничтожил в 120 воздушных боях. То есть советский ас за всю войну встречался с воздушным противником в 6 с лишним раз реже, чем Хартман. Естественно, что ему было почти невозможно в 120 боях сбить такое же количество самолетов, какое Хартман сбил в 825. Поэтому оценивать качества летчика-истребителя надо не по количеству сбитых самолетов, а по некоторому коэффициенту, равному отношению числа сбитых самолетов противника к количеству проведенных воздушных боев. Назовем этот коэффициент условно коэффициентом эффективности одного воздушного боя.

Для Хартмана этот коэффициент будет равен 0,43, для примера, что если бы Иван Кожедуб провел с такой результативностью столько же воздушных боев, сколько их провел Хартман, то на его счету было бы 429 сбитых самолетов противника. А если бы Эрих Хартман встретился с врагом не 825, а только 120 раз, то число его побед равнялось бы 51.

Если сравнить, таким образом, других советских и германских пилотов, то станет очевидным, что их класс приблизительно равен. Только Иван Кожедуб существенно превосходит всех остальных мастеров воздушного боя - и немецких, и советских. В остальном наблюдается удивительное соответствие советских и германских пилотов. Так, Покрышкин имеет коэффициент эффективности воздушного боя, близкий с Хартманом, Речкалов с Баркгорном, Евстигнеев с Раллем, Ворожейкин с Новотны. Иными словами, можно утверждать, что загадки высокой эффективности асов Люфтваффе не существует. Немецким летчикам просто приходилось больше летать, а потому и больше сбивать.

С этих позиций становится вполне очевидным: наибольшие успехи германской асов приходятся на 1943-1945 годы. В этот период летная нагрузка немецких летчиков резко возросла.

Это произошло потому, что с 1943 года советская авиация по своей численности стала резко превосходить германскую. Активность советских ВВС в результате этого существенно возросла. Естественно, что пилотам более малочисленных Люфтваффе для противодействия советской авиации приходилось чаще подниматься в воздух.

На протяжении уже многих лет Эрих Хартман считается супер-асом, лучшим летчиком второй мировой войны. Безусловно, майор Хартман был отличным пилотом и воздушным снайпером, но если рассматривать его боевые действия с точки зрения эффективности проведенных им воздушных боев, то возникают сомнения в том, что этот титул принадлежит ему по праву. Самым высоким показателем боевой эффективности среди асов всех стран обладает Иван Кожедуб, который, по сути дела, и является лучшим летчиком второй мировой.

В боях с союзниками (по материалам сайта 

 http://jairspb.org )

Яку, как никакому другому советскому поршневому истребителю, повезло на показательные (и не только) схватки с истребителями стран антигитлеровской коалиции. Вероятно, первый такой бой (если исключить учебные бои Яков с истребителями, полученными по "ленд-лизу”) состоялся весной 1944 г. Его провел на своем именном Яке С.Д. Луганский. В качестве противника выступал полковник ВВС США Боент на "Кингкобре”. Полковник был членом военной делегации, посетившей 152-й ГИАП. Схватку, проходившую на малой высоте, без труда выиграл советский ас.

Осенью 1944 г. вблизи авиабазы Бари летчик Шацкий из состава советской авиагруппы в Италии на Як-9ДД в показательном бою "побил” американского пилотягу на "Мустанге”. Летчика "Мустанга” за дискредитацию американских ВВС командование базы моментально отправило домой, в Штаты.
В мае-июне "сравнительные” воздушные бои проходили в небе побежденной Германии. В них принимали участие летчики 3-го ИАК. базировавшиеся на аэродроме Дальгов и английские пилоты "Спитфайров” и "Тайфунов” с соседнего аэродрома Кладов. Инициатива в проведении этих схваток принадлежала англичанам. После некольких таких боев Савицкий приказал в учебные бои с англичанами не ввязываться ни прикаких обстоятельствах. Свой приказ нарушил первым сам "Дракон”. Савицкий летал по служебным делам на личном Як-3; однажды на взлете его перехватил "Тайфун”, недвусмысленно предлагая повоевать. Как вспоминает маршал "и предупреждения командования, и собственный  мой инструктаж - все вылетело из головы… Хочешь драки - тогда гляди, как это делается.”  Используя внезапность и преимущество в высоте и скорости, "Тайфун” в первый момент зашел в хвост Яку, но через минуту уже Як ; на хвосте у англичанина, причем по выражению Савицкого,  "сидел, пока не надоело”. Савицкий отвернул, но настырный "Тайфун” ата-ковал еще раз, и опять Як "повис” на хвосте англичанина. История об этом воздушном бое дошла сначала до маршала-Жукова, а потом и до Сталина. »в временно отстранил Савицкого от командования корпусом, Сталин же ограничился констатацией превосходства Як-3 над "Тайфуном”.

Широко известен показательный воздушный бой, проведенный в июне . над штутгардским аэродромом лейтенантом Роже Марки. Летчик "Нормандии”, что называется, "загонял” своего товарища по оружию, тоже француза, но летавшего на "Спитфайре”.

К сожалению, не все бои закачивались уязвленным самолюбием одной из сторон.  Неприятный "подарок”  7 ноября  1944 г. преподнесли Красной Армии американцы. В районе югославского города Ниш несколько десятков "Лайтнингов” ВВС США проштурмовали колонну 37-й армии, погиб командир корпуса генерал Г.П.  Котов. Более того, американцы пытались блокировать близлежащий аэродром, где базировались истребители 866-го иап 288-й иад. На отражение налета взлетели восемь Як-3 во главе с капитаном А.И.Колдуновым. Два Яка сбили на взлете "Лайтнинги”, погибли лейтенант Кривоногих и лейтенант Шипулин. Оставшиеся шесть Яков "оторвались” на американцах, как только набрали высоту - в первой атаке отправили к земле три рамы с белыми звездами (по другим данным - пять). По крайней мере одного - лично Колдунов  (естественно, эту победу ему засчитали).  Колдунов вплотную пел к ведущему группы "Лайт-нингов”  и  в упор продемонстировал ему звезды на крыльях Яка. На этом законочился; думается, на американского ведущего гораздо большее тление произвели три сбитых за несколько секунд "Лайтнинга”, чем звезды колдуновского Яка. Возможно американец не знал, чьи войска штурмовали его летуны. Однако из сбито-”Лайтнинга”  командир 288-й дивизии полковник Смирнов извлек по-летную карту с отмеченной  целью валета и обозначенным  маршрутом. Остается добавить,  что взлетели те "Лайтнинги” с авиабазы Бари, где базировались и наши Яки, сопровождавшие транспортные С-47 в полетах к югославским партизанам. Это было первая, но не последняя реальная схватка Яков с американскими ВВС. Подведя черту под показательными боями Яков с истребителями со-юзников, стоит отметить потрясающую самоуверенность союзных пило-тов. Эти парни, скорее всего, ничего не знали об особенностях воздушной войны на Восточном фронте, иначе не стали бы устраивать такие "представления” вблизи земли, где легкий и маневренный Як явно превосходил, что "Мустанг”, что "Лайтнинг”, что что "Тайфун” со "Спитфайром”. Неизвестно, как сложились бы эти схватки, проходи они на высоте в 7-8 км.

Документальные хроники воздушных боев второй мировой 

1     3   4     6   7


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz