Саакадзе, Георгий
Георгий Саакадзе (груз. გიორგი სააკაძე) (рожд. в с. Фели 1570 — 3 октября 1629, Османская империя) — полководец, военный Картли Грузии. Активный борец воссоединения Грузии, при жизни удостоенный народом эпитета «Великий» и поэтому более известный в истории, как Великий Моурави (груз. დიდი მოურავი).
Памятник Саакадзе в Тбилиси
О происхождении Георгия Саакадзе
В XV—XVI вв. часть знати Грузии, занимающая ключевые, правящие должности, постепенно образовывает княжеское сословие. В числе князей был и моурави (наместник, губернатор) Тбилиси — Иванэ Саакадзе, и тем самым род Саакадзе разделился на две ветви — дворянскую и княжескую: «…с года 1503 после Христа зовутся моуравами и князьями третьей степени…» пишет Иоанн Брагратиони в «описании княжеских и дворянских фамилий Грузии», однако Иване назван князем ещё ранее в грамоте от 1462 года. Потомки Иванэ были прозваны моуравами и иногда упоминались как князья Саакадзе-Моурави, а его правнуку Великому Моурави Георгию Саакадзе, Моурави было пожаловано в качестве фамилии, ибо как отмечает царь Ростом (1632—1658 гг.) «род Саакадзе и при ранних царях был заслужен и почитаем, а Великий Моурави был особенно заслужен перед Грузией».
Род Саакадзе имел поместья в Тедзамском и Танском ущельях и в окрестностях горы Размити, при этом резиденция князей Саакадзе находилась в селе Пели, где стоял «…величественный замок-крепость, раскинувшийся по обеим берегам реки Тани, связанный поверху парапетами и переходами, который и сегодня живущие в окрестностях называют замком Саакадзе»(Гвасалия Дж. Историческая география восточной Грузии). В качестве резиденции князьями Саакадзе использовалась также крепость Кикнатбери, а резиденция дворян Саакадзе находилась в селе Бобнави.
В XVI веке князья Саакадзе начинают объединять земли вокруг села Носте с целью создания собственного удельного княжества, а моурави Тбилиси князь Сиауш Саакадзе переносит туда резиденцию. Этот процесс завершил его сын Георгий, более известный как Великий Моурави. Саакадзе построили в Носте родовую крепость, а в их феодальных владениях насчитывалось около 40 деревень. Все вышесказанное свидетельствует, что широко распространённое мнение будто-бы Георгий Саакадзе был из простых дворян не является верным.
Личность Георгия Саакадзе
С молодости Георгий Саакадзе сподвижник царей Симона I (1556—1600 гг.), а затем Георгия X (1601—1606 гг.): начальник царской охраны; участник всех сражений названных царей; сопровождал царя Симона I в турецком плену. За это время хорошо зарекомендовал себя как полководец и организатор: «…И был Моурави Гиорги мужественным доблестным, сильным, отважным, бесстрашным…»(Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства), «…велеречив и проницателен, сведущ в своем деле, а также исполин по росту и весьма храбрый. Был он воистину непобедимый ратник: к какой бы стороне ни присоединился — побеждал другую, противную сторону. И, скосив полчища противников, подобно траве, покрывал ими поле брани…»(Давризеци Аракел. Книга историй), «Моурави воистину отважный, доблестный, телом слону подобный, редкий молодец и силой дэва обладающий…»(Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе).
В 1604 г. Георгия X вызвал шах Аббас I под Ереван для взятия Ереванской крепости. Осада длилась девять месяцев и крепость взяли 9 июня 1604 г. В сражениях вновь отличился Георгий Саакадзе и после возвращения Георгий X возводит его в дидебулы «…под фамилией Моурави…». По утверждению Платона Иоселиани, Георгий X дарует ему Тарханство, но Иоанн Багратиони указывает другую дату дарования Тарханства, а именно 1622 год. В 1605 г. Георгий сменяет своего отца Сиауша на посту моурави (наместник, губернатор) Тбилиси. Позже после усмирения двалов, он одновременно назначается моуравом Цхинвали и Двалети, а затем и всей Картли. Георгий Саакадзе становится самым могущественным феодалом Картли: «В ту пору усилились мтавары … и более всех Саакадзе Георгий, моурави Тбилиси, Цхинвали и Двалети», «и во времена эти … был могущественен моурави Картли Саакадзе Георгий, и настолько усилился, что после царя был он…».
О могуществе Великого Моурави свидетельствуют и родственные связи с самыми влиятельными феодалами того времени: сам он около 1590 г. женился на Марех Арагвской — дочери Нугзара — Арагвского Эристава. Его старшая дочь замужем за Теймуразом Багратион—Мухранским (их сын, то есть внук Великого Моурави в последующем царь Картли — Вахтанг V Шахнаваз), другая дочь замужем за Ксанским Эриставом — Иесе, а младшая дочь — Анна-Хатун, была выдана около 1620 года за сына господаря Самцхе (Самцхе -это грузинское княжество по размерам большее, чем Картлийское царство), казначея турецкого султана Парад — пашу Джакели. Его сын Автандил женат на царевне Хварамзе — дочери Георгия III Имеретинского. С воцарением Луарсаба II (1607—1614 гг.) позиции Георгия ещё более укрепляются — его сестра становится царицей Картли — на ней женится царь Луарсаб II: «и до этого Саакадзе был первым человеком в царстве. Теперь же, после породнения с Багратионами, его первенство было официально подтверждено».
Луарсаб II получил трон в весьма тяжелые для царства времена, ибо «… была Картли… весьма бедственна и обессилена …»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли) и перед царем стояли задачи преодоления феодальной анархии и экономической разрухи. Великий Моурави энергично принялся за укрепление Картли опираясь не только на родственников, но и князей Беруку Джавахишвили, Зазу Цицишвили, Тамаза Мачабели, представителей княжеских фамилий Кавтарашвили, Германозашвили, Авалишвили, а также на дворянство Картли. Образовалась «партия приверженцев Саакадзе». Великий Моурави восстановил крепости, построил мосты и дороги, вернул на родные места беглых крестьян, усилил и обогатил царство. Одновременно с гражданским строительством, Великий Моурави создал войско по типу очередников. Молодежь, достигая определённого возраста, проходила обучение в специально устроенных лагерях. Обученных отпускали, а их место занимал новый призыв. За очень короткий срок царство поднялось из руин, окрепло и вооружилось, что наглядно проявилось в 1609 г. во время Ташискарской битвы: Армия турков насчитывающая около 60 000 воинов вторглась в Картли, но была разгромлена гораздо более меньшими силами грузин под командованием Великого Моурави: «… И началась сеча великая и там и сям, и с великой отвагой и доблестью схватились с врагом, даже среди древних героев трудно найти таких, которые бы сражались подобно царю, Моурави и всем грузинам …», «в этой битве весьма доблестно проявил себя царь Луарсаб и, особенно, Моурави. Дал Бог победу и побили многих…». Победой в этой войне, Великий Моурави избавил Картли от опустошения и спас жизнь Луарсабу II, и когда, спустя три года, противники Моурави требовали от царя погубить его, Луарсаб ответил: «Не просите меня больше погубить его… В большом бою и в беде, кто ему подобен? Не в угоду ему будет сказано, но в большой войне спас он меня от смерти»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли).
Заговор против Георгия Саакадзе, эмиграция в Персию
Подобным положением дел был недоволен воспитатель царя Луарсаба II, — Шадиман Бараташвили, — ибо он стал терять свое влияние на решение государственных дел. Не довольны были также многие князья оппозиционные Моурави, ибо его деятельность хотя и усилила Картли, но зато ограничило их права и возможности. И вот Шадиман Бараташвили, Парсадан Цицишвили и Каихосро Джавахишвили, объединившись с оппозицией Моурави, вступают в тайный сговор (здесь видны и козни Иранского двора заинтересованного в ослаблении Картли) и начинают разные интриги, чтобы погубить Моурави: убеждают Луарсаба будто бы Моурави хочет захватить власть полностью в свой руки. В итоге Шадиман Бараташвили склонил Луарсаба II к решению избавиться от могущественного Моурави. Однако, не имея сил для открытого нападения, они решили убить Моурави тайно — пригласив на охоту: «И порешили дело это (смерть моурави), но не укрылось оно от Господа и спас Господь царя Луарсаба от смерти и крови невинного человека. Пришел к моурави парештухуцеси Херхеулидзе Баака и выдал царя»(Бери Эгнаташвили. Новое житие Картли). Узнав о таком решении, Моурави решил покинуть Грузию и переехать в Иран, хотя его тесть Нугзар Эристави был против и предлагал начать войну против Луарсаба II, Шадимана Бараташвили и их сторонников, ибо партия Моурави была сильнее и могла рассчитывать на победу. Однако Моурави отказался, будучи противником братоубийственной войны против помазанника Божия и в 1612 г. эмигрировал в Иран. Под знаменами Ирана Моурави покоряет часть Ближнего Востока и Северную Индию, становится всемирно известным полководцем и политическим деятелем. Благодаря ему Иран одержал несколько судьбоносных побед над Турцией и тем самым задержал экспансию Турции в Европу. И в Иране Моурави укрепляет свои позиции — его воспитанник Хосро-Мирза (в дальнейшем царь Картли Ростом-хан) становится градоначальником столицы Ирана — Исфагана. Находясь в Иране, Моурави практически не вмешивается в политическую жизнь Грузии, хотя и не остается равнодушным: после смерти своего тестя — Нугзара Эристави Арагвского, именно благодаря и через вмешательство Моурави эриставом стал его воспитанник, младший сын Нугзара — Зураб (правда в будущем, в Базалетской битве, Зураб предаст Моурава и этим решит исход битвы в пользу Теймураза I).
Борьба Ирана за захват грузинских земель
Заключенный в 1590 г. мир с Турцией сильно ущемлял интересы кызылбашского Ирана. Шах Аббас I, сидевший на иранском престоле, деятельно готовился к войне за восстановление иранского влияния в Закавказье. Появление русских войск на побережье Каспийского моря, а также союз московского и кахетинского царей заставили иранское правительство поторопиться с осуществлением своих захватнических планов. Аббас ставил перед собой задачу — полное уничтожение Грузии. Для претворения в жизнь этих замыслов он с 1602 г., после возобновления войны с Турцией, создал в Картли (в Лори и Дебеда) кызылбашские ханства, а в Кахети — Енисельский султанат.
В 1605 г. по приказанию шаха были убиты сторонники союза с Россией — кахетинский царь Александр II и его наследник. Их убийцу — Константина, сына Александра, воспитанного на юге Персии и принявшего магометанство, шах возвел на кахетинский престол. Но кахетинцы отказались признать изменника и отцеубийцу — Константина своим царем и восстали против него. Одновременно тавады, боровшиеся за установление тесных связей с Россией, тайно послали в Москву племянника царя Александра, царевича Баграта.
Восставшие убили узурпатора Константина. Это обстоятельство, как и отправка царевича Баграта в Россию, вынудили шаха временно пойти на уступки и утвердить в Восточной Грузии христианских царей (1606): Теймураза I — в Кахетии, Луарсаба II — в Картли.
Шаху нельзя было медлить. К этому времени Россия сумела укрепить свое внутриполитическое положение и снова готова была вмешаться в ход событий на Кавказе. Аббас I стремился опередить русского царя и в кратчайший срок окончательно решить судьбу Грузии. Поэтому он в 1614 г., уже на следующий год после заключения мира с Турцией, начал борьбу за окончательное присоединение Грузинских земель к Ирану. Длительная подготовка к войне казалась шаху Аббасу надежной гарантией того, что он легко уничтожит Картлийское и Кахетинское царства и создаст на их развалинах кызылбашские ханства. С этой целью шах Аббас предпринял два больших похода в Восточную Грузию.
В 1614 г. шах разорил Кахети, угнал в плен тысячи кахетинцев и назначил правителем страны двоюродного брага Теймураза, магометанина Иса-хана. В то же время шаху с помощью все того же Шадимана Бараташвили удалось захватить пытавшегося укрыться у имеретинского царя Георгия — Луарсаба II и увезти его в Иран.
Хищническая политика шаха Аббаса I в Кахети сделала ясными его агрессивные намерения. Народ поднялся на борьбу. В сентябре 1615 г. Кахети была охвачена восстанием, которым руководили Нодар Джорджадзе и Давид Джандиери. Вскоре огонь восстания перекинулся и в Картли. Восставшие обратились к Теймуразу с предложением — объединить под своей царской властью Кахети и Картли. Согласившись, Теймураз вторгся в граничившую с Кахети Шаки, после чего Шаки-Ширван присоединился к восставшим. Аббас I выслал против Теймураза пятнадцатитысячное войско под начальством Али Кули-хана, но кахетинский царь, в распоряжении которого было всего 6.000 человек, нанес ему жестокое поражение.
Восстание ширилось, принимая опасный для Ирана характер. Поэтому шах Аббас I, собрав большое войско, весной 1616 г. двинулся в поход, чтобы уничтожить Картлийско-Кахетинское царство. Целый год продолжалась кровопролитная война. Полчища иранцев топтали грузинскую землю. Восстание было подавлено, но шаху Аббасу все же не удалось физически уничтожить грузинский народ.
В результате персидского нашествия население Кахетинского царства сократилось на две трети. Около двухсот тысяч пленных кахетинцев Аббас I переселил в различные области Ирана. Кахети была разделена на две части: области, расположенные к востоку от реки Иори, передавались правителю Ганджи, кызылбашу Пейкар-хану; земли же, лежавшие к западу—хану, сидевшему в Картли, Баграту. Опустошенную страну он решил заселить туркменами.
Разорение Кахети, истребление, и угон в рабство значительной части её населения позволило дагестанским племенам спуститься с гор и захватить часть кахетинских земель.
Так образовались общины Джари и Белакан.
После разорения Кахети Аббас I вторгся в Картли. На картлийском престоле в то время сидел сын Давида, магометанин Баграт. Шах разорил поместья тавадов — сторонников Теймураза, призвал в свое войско детей картлийских азнауров, а затем с богатой добычей и пленными вернулся в Иран. Эти походы иранского шаха имели для Грузии тяжелые последствия. Вероятно именно в это время у шаха возник и сложился план об упразднении кахетинского и карталинского царства и переселении всего грузинского населения в Персию, а грузинские земли он решил заселить иранскими племенами.
Ряд источников более поздней эпохи(например Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства, Горгиджанидзе Парсадан. История Грузии) приписывают Великому Моурави пособничество шаху в этих нашествиях, однако грузинская историография пришла к заключению, что это не соответствует истине, ибо: во-первых, в этих источниках допущены грубые несоответствия; во-вторых, ни один источник времен Великого Моурави, ни шахские историки — Искандер Мушни и Малик-шах Хусейн Систани, ни другие источники не упоминают Моурави в этих событиях; в-третьих, сам царь Теймураз, в письме к Михаилу Романову, описывая вторжение шаха в Кахети ни разу не упоминает Моурави: «…пришел вскоре со всеми людьми на нашу землю. И яз против него постоял немного и, увидя свое изнеможенье, пошел из своей земли прочь в башачицкую землю». Кроме того, когда враги Великого Моурави пытались преследовать его мать, то заступились именно кахетинцы: Алавердский митрополит, Шермазан Чолокашвили и Нодар Джорджадзе-ближайшее окружение царя Теймураза: «Да будет Господь милостлив к батони митрополиту, Шермазану и Нодару, они не позволили, как это, мол, допустимо, чтобы столь почтенную и уважаемую госпожу схватить и пленницей отдать в руки. На этом настояли и не позволили». Если бы Великий Моурави был виновником разорения Кахети, разве кахетинцы, полные горечи и ненависти к разорителям их Родины, стали бы защищать мать (да ещё и называть её почётной госпожой!) виновника их разорения, когда семьи многих из них погибли или были угнаны в Иран? Следовательно, они знали, что в происшедшем нет вины Великого Моурави. Лучше других знал об этом Нодар Джорджадзе, находившийся в лагере шаха по воле Теймураза. Обратим внимание на заявление Кайхосро Джавахишвили, одного из наиболее ярых врагов Моурави, который громогласно отмечает заслуги Великого Моурави перед Грузией: «Упаси Господи,… чтобы я напал на батони Моурави и желал бы его смерти, или шел бы, чтобы убить его. Этим, погрешил бы я сперва перед Богом, а затем и перед всей Грузией…» (см рукопись Hd 6259, институт рукописей грузии). В поэме Иосифа Тбилели «Дидмоуравиани» Великий Моурави обращается к Царю Теймуразу:
«Шах пожаловал в Кахети, вам дела его известны!
Перешел затем он в Картли, но не стал громить и рушить.
Два царя ушли, оставив свой наследственный удел,
Оба отбыли к имерам; как же в том меня винить?»
Более того повидимому именно в это время Саакадзе начал тайные переговоры с кахетинскими, а затем и с карталинскими князьями о заговоре против Персии, что вылилось в Марткопское восстание 1625 года.
Из Картли шах Аббас I посылает Шадимана Бараташвили в Имеретию за Луарсабом II, которого Шадиман уговаривает и привозит к шаху. Шах ласково встречает Луарсаба, но забирает в Исфаган в качестве «почётного и дорогого гостя», где предлагает ему принять ислам, а после отказа последнего заключает его сперва в Астарабадскую, а затем в Гулабскую крепость. В 1622 г. Луарсаб II принял мученическую смерть: за отказ принять ислам его, по приказу Аббаса I, удавили тетивой лука. Грузинская церковь причислила царя-мученика к лику святых (день празднования 21 июня). Те же источники, которые приписывают Великому Моурави пособничество шаху в нашествиях на Кахети, обвиняют его в смерти Луарсаба II, однако современные исследователи полностью отвергли эти обвинения. Более того, факт невиновности Великого Моурави в смерти царя, столь бесспорно доказан, что Православная церковь внесла изменения в книгу «Житие грузинских Святых» и, если ранее там виновником смерти Луарсаба II был назван Моурави, то теперь эта ошибка исправлена.