ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 16.05.2024, 18:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Борьба грузин за самосохранение, провал плана Аббаса II о переселении грузин в Персию

В 1619 г. шах Аббас I благословил на царствования Картли Симона II и в сопровождении Великого Моурави отправил в Картли. Симон II не мешал Моурави наводить порядок в царстве, он попросту отстранился от дел и на все отвечал: спросите Моурави, пусть Моурави решит. Великий Моурави стал полновластным правителем Картли. На одном документе, связанным с тяжбой Андукапара Амилахвари по поводу владений, Симон II пишет свое решение: «До прихода Моурави все оставьте, а когда Моурави пожалует, сделаем, как будет лучше; и то, что спорно в городе или в Дигали, или в Али тоже должен решить Моурави.»
В конце 1623 г. шах отозвал в Иран Великого Моурави и Зураба Эристави Арагвского. Иранская армия отправлялась на покорение Багдада и Кандагара. По утверждению Иоанна Багратиони (Иоанн Брагратиони, описание княжеских и дворянских фамилий Грузии), именно в это время, шах Аббас I пожаловал Тарханство Великому Моурави. В Картли Моурави и Зураб вернулись в начале 1624 г., но в конце 1624 г. вновь были отозваны в Иран в связи с «гюрджистанским» вопросом, ибо шах получил тревожные послания от Пейкар-хана о возможности бунта в Кахети и решил раз и навсегда решить вопрос. В 1625 г. шах Аббас I посылает стодвадцатитысячную армию с приказом опустошить Восточную Грузию, переселить её население в пустынные районы Ирана, а Картли и Кахети заселить кизылбашскими мусульманскими племенами. «Наведение порядка» поручается спасалару Ирана — Корчига-хану, а советчиком хана назначался Великий Моурави, но шах оставляет себе в залог Паату — сына Моурави. Однако сам Моурави преследовал совершенно иные цели: 25 марта он, находсь внутри Иранского войска, внезапно нападает и убивает Корчига-хана, а заранее подготовленные им грузинские войска нападают извне. В результате блестяще спланированной и проведенной операции персидское войско в течение первой недели теряет 70 000 человек и 7 своих лучших полководцев. Узнав об этом, шах заперся в одиночестве на 8 дней и как пишет Искандер Мунши(Мунши Искандер. Сведения о Грузии): «бунты и смуты, которые случились из-за восстания и бунта нечестивого, потерянного Моурав-Грузина, имели огромные последствия, большие страсти и огромный ущерб обрушились на народ и продолжают наносить ущерб…». В отместку за происшедшее Аббас I казнил сына Великого Моурави — Паату.
Царь Арчил в своей поэме «Беседа Теймураза и Руставели» пишет о Моурави:
«Чудеса свершил он в битве, приближая день свободы,
даже рыцари из мифов не сравняются с ним во славе.
Все здесь сказанное-правда, ложь нас ввергнет в лоно ада.
В жертву принесли свободе Эристав-жену, Он-сына.
передайте всем потомкам, чтобы помнили в веках:
все для веры и отчизны Витязь Грузии отдаст!».
В течение двух месяцев Великий Моурави полностью освободил Картли и Кахети от иранских войск. В Картли сложилась необычная за всю историю царствования Багратидов ситуация, благодарный за спасение от физического уничтожения народ Картли требовал, чтобы Великий Моурави принял корону и воцарился и, «епископы перед алтарем молились о здравии и долголетии Георгия Саакадзе, … но великая победа и имя спасителя народа не превратили Моурави в высокомерного и надменного вельможу».
Главной заслугой Великого Моурави перед Грузией являются именно эти события, ибо после марткопского поражения персы былы вынужденны навсегда отказаться от планов переселения Грузин, у них не осталось сил и восстановить эти силы они не смогли в течение 200 лет.

Объединение Картлийского и Кахетинского царств

За это время Теймураз I из Имеретий перебрался сначала в Мегрелию к Левану II Дадиани, а оттуда в Турцию, где был принят Султаном, который, дал ему во владение земли в Самцхе и дворец в приморском городе Гонио, где и находился Теймураз. Моурави вызывает его и возводит на престол Кахети и Картли. Таким образом произошло объединение Картли и Кахети в одно государство. Однако Теймураз I был весьма своенравным человеком и это проявилось уже через несколько месяцев. Шах Аббас I посылает новое 80’000-ое войско во главе с Корчибаши Иса-ханом. Моурави разрабатывает план их разгрома, однако военный совет во главе с Теимуразом I не только не принимает план Моурави, но даже не доверяет ему командование битвой, возложив эту обязанность на царя Теимураза I. Грузины потерпели поражение и Теимураз I, в очередной раз бросив страну на произвол судьбы, бежал в Имеретию. Вновь страна остается на Великого Моурави — он организует отряды самообороны, начинает партизанскую войну, устраивает внезапные нападения на иранские войска и, в течение года, вновь освобождает Картли и Кахети. Моурави призыывает в союзники султана Мурад IV, но тот присылает фирман, в котором призывает «Властелина Картли Моурав-хана» не жалеть себя и собственными силами продолжать борьбу с Иранцами. В то же время султан писал, что он дал указание Батумскому бегларбегу, царю Имерети и правителям Гурии и Одиши идти со своими войсками на помощь Моурави (войска эти так и не пришли).
И вновь Моурави возвращает Теимураза I на престол Картли и Кахети. Однако последний, сразу после возвращения, наперекор Моурави идет на переговоры с шахом. В результате шах признает Теймураза I царем Картли-Кахети, а последний вновь «одевает персидский халат». «В результате примирения с Теймуразом, шах Аббас фактически противопоставил царя Георгию Саакадзе, а за этим последовал окончательный разрыв между Теймуразом и Саакадзе. В грузинской историографии конфликт между царем и Моурави в основном приписывают интригам грузинских феодалов, которые не могли примириться с первенством Саакадзе. По нашему мнению, в действительности решающая роль принадлежит шах Аббасу, всегда ловко использовавшему существующие распри между грузинскими владетелями»(Гвритишвили Д. Очерки из истории Грузии). Отношения между Теймуразом I и Моурави были окончательно разорваны. Царь был вынужден ограничиться правлением Кахети, а в Картли правит Моурави.

Базалетская битва

Моурави решил пойти на союз с Имерети, предложив Георгию III Имеретинскому благословить на царствование в Картли царевича Александра, который после смерти отца объединил бы два царства: Картли и Имерети. С этой целью он предпринял осенью 1626 г. новый вояж в Западную Грузию. Побывал в Имерети, где встретился с царем Георгием, католикосом Западной Грузии (во время этого визита его первенец Автандил был обручен с дочерью Георгию III Имеретинского — позже от этого брака родился Иорам, государственный деятель Грузии). Далее Георгий Саакадзе встретился с правителем Гурии Малакией Гуриели, затем переехал в Мегрелию, где встречался с Леваном II Дадиани. Эти события раскололи и ряды картлийских феодалов. Часть предпочла занять выжидательную позицию, не вмешиваться и примкнуть к победителю. Кайхосро Мухран-Батони, Иесе Эристави Ксанский и ряд других феодалов приняли сторону Моурави, а Иотам Амилахвари и Зураб Эристави приняли сторону Теймураза I.
Поздней осенью 1626 г. произошла Базалетская битва между Великим Моурави и Теимуразом I. Битва была тяжелой: «… и не осталось человека, который не был бы ранен, в том числе сами господа Теймураз, Моурави и Зураб»(Царевич Вахушти. Описание Грузинского царства). Моурави мог изменить ход Базалетской битвы, убив Теймуаза I, но он был не только великим полководцем, но и рыцарем, он не поднял руку на помазанника Божия: «Напав (на моурави) Эдишер (Вачнадзе) направил ему копье в грудь, но сломал об латы, а моурави рассек ему саблей … голову. Затем подскочил моурави к государю Теимуразу и побил его плетью … и отошел … и ушел он лета Христова 1626». Более того, когда позднее Моурави встречался с католическими миссионерами в Стамбуле, он с похвалой отзывался о царе Теймуразе I. «И этот факт указывает на величие души Саакадзе. Интересы Родины он всегда ставил выше собственных»(Джамбурия Г. Георгий Саакадзе).

Эмиграция в Турцию

Моурави со своими сторонниками и близкими, в их числе были его сын Автандил, затья Кайхосро Мухранбатони и Иесе Эристави-Ксанский, ушёл в Самцхе, и проведя там зиму, весной 1627 г. перешёл в Турцию. Прибывшие в Стамбул Моурави и его соратники были с большим почётом приняты султаном Мурадом IV, который пожаловал Великому Моурави Конийский вилайет, один из самых больших в Турции. Столь большое внимание султана, особенно пожалование Конийского вилайета, на который претендовали многие турецкие феодалы, незамедлительно породило зависть придворной аристократии. По словам Мустафы Наима «они проявили зависть и оскорбленность милостями султана». Взамен султан просил Моурави встать во главе части армии и усмирить наиболее непокорную область Турции — Сохасту (Токату), а затем содействовать усмирению других взбунтовавшихся провинций. Выбора не было и Моурави усмирил Сохасту. Стамбул ликовал, празднуя победу над доблестными и непокорными сохатийцами. Вновь прогремело имя Моурави на всем Востоке. После усмирения Сохасты, Моурави получил приказ идти на помощь Хусрев-паше под Эрзурум. По пути к Эрзуруму он под Каркутом наголову разбило иранцев. Узнав, что Моурави подошёл к Эрзуруму, Абаза-паша вышел и сдался Моурави. Султан даровал Эрзурум Моурави.
Слава Великого Моурави затмила имя Первого Визиря, о нём и не упоминали, а это, по словам Парсадана Горгиджанидзе, вызвало гнев супруги Хусрев-паши, сестры султана. Посыпались письма с упреками в адрес неудачливого супруга. Наконец она напрямую потребовала покончить с Моурави, грозя везирю разводом. Хусрев-паша решился и 3 октября 1629 г. Великий Моурави, его первенец Автандил, родственник Кайхосро Мухранбатони и другие, всего около пятидесяти человек были предательски убиты. «…Хусрев-паша был вероломным и кровожадным человеком…он…убил героя-старца, у которого были столь большие заслуги…»(Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе). Но сказано: "убийца человека погибнет от руки человеческой, он сам (Хусрев-паша) разделил его (Моурави) участь и получил подобное же наказание "(Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе). Хусрев-Паша сам пал жертвой своего злодейства: по приказу султана, за это преступление, Хусреван-Пашу передали в руки палачу и умертвили мучительной смертью.
«Со смертью Великого Моурави провалилось то великое дело, которому Саакадзе отдал свою огромную энергию, и без которого, было невозможно освобождение и усиление Грузии».

«Так трагически погиб этот величайший человек своего времени. Но прошедшие под его руководством освободительные войны избавили грузинский народ от физического уничтожения в первой четверти XVII века. Беспримерные героические битвы Георгия Саакадзе вынудили кровавого палача грузинского народа шах Аббаса I отказаться от своего варварского плана — полного истребления населения Восточной Грузии. Саакадзе принес в жертву этому делу собственную жизнь и жизнь двух своих сыновей…. Пусть не умолкнет справедливость и вынесет объективный приговор тем делам, которые не всем известны своим истинным лицом… Пусть в судьбе вашего предка прочитают судьбу Аркивиада, который настолько же велик был своими делами, насколько был несчастен лично, прочитают славное имя полководца из Атени, которое было стеснено на Родине, им же возвеличенной и овеянной славой» 

Смотреть фильм :
Постер фильма 

Источники и литература

  1. Тезелишвили С. Царские и правящие династии мира (на грузинском языке). Тбилиси: Сакартвелос мацне, 1998.
  2. Царевич Вахушти. Картлис Цховреба. Описание Грузинского царства (на грузинском языке). Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973. Том IV. С. 33-37.
  3. Багратиони Иоанн. Сокращенное описание фамилий князей и дворян живущих внутри Грузии (на грузинском языке). Тбилиси: «Диал», 1997. С. 32-33.
  4. Журнал «Иверия».(на грузинском языке). Тифлис, 1884. Вып. № 5.
  5. Бери Эгнаташвили. Новое «житие Картли» (на грузинском языке)//Картули Мцерлоба. Тбилиси, 1989. Т. VI. С. 754.
  6. Иоселиани П. Жизнь Великого моурава князя Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых. Тифлис, 1848.
  7. Шапшал С. М. К вопросу о тарханных ярлыках//Сборник к 75 — летию Академика Вл. А. Гордлевского. М., 1953. С. 303—312.
  8. Абуль Гази, Хивинский хан. Родословное древо тюрков (Перевод и примечания Г. С. Саблукова). Казань, 1906. С. 50.
  9. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть I. СПб., 1898. С.104.
  10. Джамбурия Г. Георгий Саакадзе (на грузинском языке). Тбилиси, 1964.
  11. Пирцхалаишвили Р. Иосиф Тбилели и его «Дидмоуравиани» (на грузинском языке). Тбилиси: Мецниереба, 1978.
  12. Свод памятников истории и культуры Грузии (на грузинском языке). Тбилиси, 1990. Книга V.
  13. Гвасалия Дж. Историческая география восточной Грузии (Шида Картли). Тбилиси: ТГУ, 1991.
  14. Акопашвили Г. Из истории социальных взаимоотношений 15-18 веков в Картли (на грузинском языке). Тбилиси, 1965. С. 168—177.
  15. Климиашвили А. К вопросу о войске «мориге» во второй половине XVIII века в восточной Грузии (на грузинском языке)//Сборник «Несколько исторических документов» 14-18 веков. Тбилиси, 1962.
  16. Пурцеладзе А. Борьба за уничтожение Грузии и объединение Грузии, или Георгий Саакадзе и его время (на грузинском языке). Тифлис, 1911.
  17. Горгиджанидзе Парсадан. История Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1990 г.
  18. Орбелиани Папуна. История Картли (на грузинском языке). Тбилиси: Мецниереба, 1981.
  19. Климиашвили А. Артиллерийское строительство в восточной Грузии во второй половине XVIII века (на грузинском языке)//Вестник Института рукописей им. К. Кекелидзе АН Грузии. Тбилиси, 1964. С. 264—265.
  20. Долидзе И. Памятники Грузинского права (на грузинском языке). Тбилиси, 1984. Том IV. С. 384—386.
  21. Друзья памятников культуры (на грузинском языке)//Сборник четырнадцатый из серии «Памятники материальной культуры». Тбилиси: «Сабчота сакартело», 1968. С. 70-71.
  22. Руставели Шота. Витязь в тигровой шкуре. Тбилиси: Гулани, 1992.
  23. Давризеци Аракел (перевод Л. Ханларяна). Книга историй. Москва, 1973.
  24. Наима Мустафа. Сведения о Грузии и Кавказе (перевод Н. Шенгелия) (на грузинском языке). Тбилиси, 1979.
  25. Гвритишвили Д. Очерки из истории Грузии (15-17века) (на грузинском языке). Тбилиси, 1965. Том II.
  26. Мунши Искандер. Сведения о Грузии (Перевод на грузинский Вл. Путуридзе). Тбилиси, 1969.
  27. Месяцеслов. Житие грузинских Святых (допущено к печати Рецензионным советом Грузинской Патриархии. Напечатано с благословения Святейшего и Блаженнейшего Каталикос-Патриарха всея Грузии Ильи II) (на грузинском языке). Зугдиди, 1997. С. 182—185.
  28. Царь Арчил. Беседа Теймураза и Руставели (на грузинском языке)//Картули Мцерлоба. Тбилиси, 1989. Т. VI.
  29. Очерки истории Грузии (на грузинском языке). Тбилиси, 1973. Т. IV. С. 263—267.
  30. Шарадзе Г. Под чужим небом (на грузинском языке). Тбилиси: Мерани,1993. Книга III. С. 467.
  31. Пешанги. Шахнавазиани (под редакцией Леонидзе Г. и Иорданишвили С.) (на грузинском языке). Тбилиси. 1948.
  32. Чхеидзе Сехния. История Грузии (перевод Накашидзе Н.). Тбилиси, 1976.
  33. Шарадзе Г. Теймураз Багратиони (на грузинском языке). Тбилиси, 1972. Книга I. С. 203—206.
  34. Какабадзе С. Приключения Иесе сына Осе (на грузинском языке). Тифлис, 1913. С. 125.
  35. Кореневский М. Курс — Норд, идем подо льдами. М., 1967. С. 86-90.
  36. Законы Вахтанга VI (Перевод, введение, примечания, глоссарий и указатели Д. Л. Пурцеладзе). Тбилиси. 1980.
  37. Борьба против Георгия Саакадзе в конце XX века (на грузинском языке). Тбилиси, газета «Калмасоба», 1998, 2 июня, № 9(22). С. 6.
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz