ВОЙНА ?! НЕТ !
Понедельник, 21.07.2025, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6295

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 Волки и агнцы

 И совсем не любит Владимир Богданович смотреть по сторонам, сравнивая
свои тезисы с реальностью. Хотя казалось бы, чего проще: сравнить танковые,
самолетные парки разных стран и указать пальчиком -- вот этот набор
конструкций явно агрессивного толка, а вот эта страна вооружена техникой,
которая предполагает белого и пушистого владельца, не помышляющего о
покушении на чужую территорию. Наиболее показательна в этом плане теория
"самолета-шакала". Цитирую "День М": "Итак, каким же рисовался Сталину
идеальный боевой самолет, на разработку которого он отвлекает своих лучших
конструкторов, как создателей бомбардировщиков, так и создателей
истребителей? Сам Сталин объяснил свое требование в трех словах -- самолет
чистого неба. Если это не до конца ясно, я объясню в двух словах -- крылатый
шакал". Далее приводится пример образцово-показательного самолета чистого
неба: "По виду, размерам, летным характеристикам "Никадзима" Б-5Н больше
похож на истребитель, чем на бомбардировщик. Это даст ему возможность
проноситься над целью так низко, что с кораблей и с земли видны лица
пилотов, так низко, что промах при сбросе смертоносного груза практически
исключен. "Никадзима" Б-5Н -- низконесущий моноплан, двигатель один --
радиальный, двухрядный, с воздушным охлаждением. [...] Бомбовая нагрузка
самолета -- меньше тонны, но каждый удар -- в упор. Оборонительное
вооружение самолета Б-5Н относительно слабое -- один-два пулемета для защиты
задней полусферы. Оборони тельного вооружения на ударных самолетах много не
надо по той же причине, по которой не требуется сильного истребительного
прикрытия: американские самолеты не имеют времени и возможности подняться в
небо и отразить японское нападение, Б-5Н -- самолет чистого неба, в котором
самолетов противника или очень мало, или совсем нет".
 Найти подходящий под такое определение самолет в других странах, причем
в странах, которые язык не повернется назвать агрессорами, можно легко и
непринужденно. Например, Польша, имевшая на вооружении легкий бомбардировщик
"Карась", подходивший под все предложенные параметры.
 Не менее легко и непринужденно найдется подходящий под определение
"самолета-шакала" самолет и в ВВС Великобритании. Это легкий бомбардировщик
"Фейри Бэттл", прототип которого впервые поднялся в воздух в 1936 году.
Экипаж "Бэттла" состоял как раз из трех человек: летчика, бомбардира и
стрелка. Двигатель, правда, был не радиальный, а рядный, знаменитый Мерлин.


 

 Английский "самолет-шакал" "Фейри Бэттл". Одномоторная схема была
типичной для легких бомбардировщиков 30-х годов. (Фото из справочника по
самолетам RAF).


 Но этот факт ни о чем не говорит, конкурс "Иванов" предусматривал
создание самолета под V-образный двигатель М-34ФРН, в силу наличия в СССР
больших мощностей по производству этого двигателя. Звездообразный двигатель
был инициативой П.О. Сухого. Да и вариант Су-2 с рядным мотором в природе
существовал -- ББ-3. Под остальные тезисы "Бэттл" вполне подходит: экипаж из
трех человек, тысяча фунтов бомб (454 кг), у Су-2 -- 400-500 кг в
зависимости от серии выпуска. Замечательно подходящий под определение
"самолет-шакал" самолет обнаруживается в ВВС США, это Нортроп А-17,
составлявший в конце 30-х ядро ударной авиации USAAF. А-17 с позиций
Владимира Богдановича идеологически правильный, если не сказать образцовый,
"самолет чистого неба": звездообразный двигатель воздушного охлаждения,
экипаж из двух человек, четыре пулемета винтовочного калибра в крыле и один
на турели, 600 кг бомб. Причем американским "шакалом" заинтересовались такие
исконно агрессивные государства, как Аргентина и Перу.


 

 Американский "самолет-шакал", легкий бомбардировщик и штурмовик фирмы
Валти.

 Ларчик открывается просто. Наличие самолета, подходящего под
суворовское определение "шакала", ровным счетом ничего не означает. Даже
если отвлечься от факта, что любое оружие может быть и оборонительным, и
наступательным. В 30-е годы все увлекались легкими одномоторными
бомбардировщиками. У нас за образец при проектировании "Иванова" приняли
американский Валти V-11 и оглядывались на немецкий "Хейнкель-70". При
сопоставлении теории В. Суворова с реальностью складывается несколько
забавная ситуация -- в качестве прототипа советского "шакала" выступал
американский многоцелевой самолет, хотя США в агрессивных планах на тот
момент было заподозрить сложно. Однако дела обстояли именно так. А.Н.
Туполев съездил в США в составе делегации ГУАП НКТП, и впечатление от
увиденного в Америке оказалось настолько велико, что было принято решение о
закупке лицензии на производство Vultee V-11GB с звездообразным мотором
Wright GR-1820G2 Cyclone. Практической реализацией проекта занимался Н.М.
Харламов, контракт был подписан 7 сентября 1936 года. Предполагалось
запустить американский многоцелевой самолет в большую серию на московском
авиазаводе No 1, одном из лучших авиазаводов СССР. Не правда ли, БШ-1, он же
Vultee V-11GB, вполне укладывается в определение "шакала"? Таких "шакалов"
только в США было спроектировано несколько штук, помимо Валти V-11 были еще
Нортроп А-17, Кертисс А-18.
 Обо всех этих самолетах и общих для всех стран проблемах с ними
Владимир Богданович сообщить доверчивому читателю не потрудился. Он
предпочел использовать двусмысленную фразу из справочника В.Б. Шаврова,
аккуратно выдрав ее из контекста: "Авиаконструктор В.Б. Шавров написал самую
полную и, на мой взгляд, объективную историю развития советской авиации. Все
остальные авиаконструкторы -- его соперники, и потому Шавров не скупился на
критику. Но создателей Су-2 он не ругает: "Хотя от Су-2 было взято все
возможное и его авторов не в чем было упрекнуть, самолет соответствовал
реально возникшим требованиям лишь до войны" (История конструкций самолетов
в СССР. 1938-- 1950. С. 50). Другими словами, все было хорошо, к создателям
самолета невозможно придраться, до 21 июня 1941 года Су-2 соответствовал
требованиям, а на рассвете 22 июня соответствовать требованиям перестал". Я
бы не сказал, что книга Шаврова дышит злобой к другим конструкторам. Обычный
справочник со всеми советскими фобиями и предрассудками. Но дело не в этом.
Текст В.Б. Шаврова оборван на полдороге. Полностью тезис о соответствии
звучит так: "Однако, хотя от Су-2 было взято все возможное и его авторов не
в чем было упрекнуть, самолет соответствовал реально возникавшим требованиям
лишь до войны. Во время войн быстро выяснилось, что такой тип разведчика и
ближнего бомбардировщика уже изжил себя, принципиально устарел и стал не
нужен. Его функции повсеместно и прочно перешли к двухмоторным скоростным
самолетам типа Пе-2 и Ту-2, имевшим скорость около 550 км/ч". Шавров все
прекрасно объяснил. Дело было не в каких-то особых агрессивных качествах
Су-2, а в том, что "Иванов" был одномоторным.


 

 Один из многих. Советский легкий бомбардировщик Су-2. (Фотография из
книги Дм. Хазанова).


 Практика показала, что в рамках одномоторной машины было затруднительно
сочетать скорость, бомбовую нагрузку и приличные оборонительные возможности.
Даже такой замечательный двигатель, как Рольс-Ройс Мерлин, прославивший
истребитель "Спитфайр", а позднее устанавливавшийся на американских
истребителях Р-51 "Мустанг", не поднял ТТХ одномоторного бомбардировщика
"Фейри Бэттл" до приемлемых по меркам Второй мировой значений. "Фейри Бэттл"
тоже "соответствовал требованиям" только до войны. При этом и к
конструкторам английского легкого бомбардировщика нельзя придраться.
Несмотря на все усилия конструкторов "Фейри" по облегчению планера и
улучшению аэродинамики, боевое применение их детища ждал провал. Решение
лежало в совершенно другой плоскости -- в увеличении числа моторов. В СССР
изначально был двухмоторный СБ, позднее смененный Пе-2. Остальные страны,
увлекшись на короткое время "шакалами", стали переходить на двухмоторные
машины. В марте 1938 года Воздушный корпус США выпустил циркуляр номер
38-385 на проектирование двухмоторного ударного самолета, способного нести
600 кг бомб с максимальной скоростью свыше 320 км/ч. В соревновании
участвовали проекты фирм "Дуглас", "Мартин", "Белл", "Норт Амэрикен" и
"Боинг-Стирмен". Победителем стал самолет BD-7 фирмы "Дуглас". Так
американский "шакал" А-17 был заменен двухмоторным легким бомбардировщиком
"Дуглас А-20 Бостон", значительная часть выпуска которого поступила в СССР.
Соперники машины Дугласа по конкурсу на замену "шакала" также не канули в
небытие. "Мартин 167" стал основой для самолета "Мартин Мериленд",
использовавшегося англичанами. Ему на смену пришел "Мартина Балтимор". NA-40
фирмы "Норт Америкен" стал прототипом для Б-25. В Англии "Бэттлы" сменили на
двухмоторные "Бленхеймы". В. Суворов почему-то игнорирует тот факт, что в
СССР нишу легкого бомбардировщика помимо Су-2 занимали СБ и Пе-2. Причем
выпускались они параллельно, и СБ занимал мощности завода No 22, одного из
лучших в СССР. Одномоторный бомбардировщик был данью видовому разнообразию,
не будем забывать, что предполагалось использовать его в качестве
разведчика. Практика войны показала, что одномоторным самолетам не выжить в
небе, насыщенном скоростными истребителями. Только палубы авианосцев стали
последним прибежищем одномоторных "самолетов-шакалов", все палубные ударные
самолеты Японии и США выполнялись в одномоторном варианте.

 Создание легкого одномоторного бомбардировщика было общей тенденцией
середины 30-х годов. Наличие или, напротив, отсутствие такой машины в ВВС
данной конкретной страны говорит только о следовании мировой моде на
самолеты этого типа. Ничего больше. Неуспех советских самолетов этого класса
полностью повторяет неуспех "Бэттлов" и "Карасей" и не имеет никакого
отношения к агрессивности или миролюбию.
 Читатель спросит: "А почему именно такой самолет получил имя "Иванов"?"
Во-первых, можно сразу отбросить историю с телеграфным псевдонимом Сталина.
Псевдонимом "Иванов" Сталин пользовался наряду с другими. Согласно
документам Ставки ВГК, условной фамилией "Иванов" он подписывал документы
примерно год: с мая 1943 по май 1944 гг. Более убедительной выглядит версия
о том, что собирались построить этих самолетов столько же, сколько в нашей
стране людей с фамилией Иванов. Почему именно такой самолет планировался для
масштабной серии? Ответ можно найти, например, в полевом уставе. Цитирую:
"Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в
бою и операции. Содействуя войскам и обеспечивая их от нападений воздушного
противника, авиация поражает и уничтожает боевые порядки и огневые средства
противника -- на поле боя; резервы, штабы, транспорт и склады -- в тылу;
авиацию противника -- в воздушном бою и на аэродромах" (Полевой устав РККА
(ПУ-39), М.: Воениздат, 1939. С. 23). Достаточно приглядеться к реальной
ситуации, чтобы понять, что постройка в СССР типичного легкого одномоторного
бомбардировщика 30-х никак не свидетельствует в пользу теории об агрессивных
планах СССР. Такие машины строились серийно во многих странах. И во всех
странах они после горьких уроков войны сошли на нет. Могу сказать больше.
Владимир Богданович усматривает в создании Су-2 злой умысел, предполагает
знание нашими авиаконструкторами и руководителями ВВС слабых сторон
"Иванова" и сознательное игнорирование этих недостатков в расчете на "чистое
небо". На какое небо рассчитывали создатели "Фейри Бэттла", Нортроп А-17 или
польского "Карася", остается загадкой.

 Глава 10. По Королевскому каналу к мировой революции

 "6-я армия очень медленно продвигается к Киеву.[...]) Оказывают
противодействие и мониторы противника"

 Ф. Гальдер. Военный дневник. Запись or 8 августа 1941 г.


 Владимир Богданович слабо знает историю любого события, и
Днепровско-Бугский канал лишний тому пример. Цитирую: "Немедленно после
"освобождения" Западной Белоруссии, от города Пинска к Кобрину Красная армия
принялась рыть канал длиной в 127 км. [...] Канал соединил бассейн реки
Днепр с бассейном реки Буг. Зачем? Торговать с Германией? Но торговля шла
Балтийским морем и железными дорогами. Торговые корабли большой
грузоподъемности разойтись в канале не могли". На самом деле история канала
восходит к XVIII веку. В 1775 году по указанию короля Речи Посполитой
Станислава Августа Понятовского на Пинщине был прорыт Королевский (в
польской транскрипции Крулевский) канал, соединивший Пину с Муховцем и
связавший Пинск (реками Буг и Висла) с Балтикой. Поскольку использована была
каторжная работа крепостных крестьян, все земляные работы проводились
вручную, канал имел незначительную ширину и примитивность сооружений, а
поэтому была возможность продвижения малых судов, и только в половодье. В
летнее время суда приходилось тащить волоком. Так что с погубленными при
строительстве канала жизнями Владимир Богданович промахнулся лет на 150.
 Строительство канала заняло 10 лет. В 1784 году по Августовскому
водному пути в Варшаву добрался караван из Пинска, в количестве 10 судов с
медом, воском, грибами, копченой рыбой. По этому поводу была даже выпущена
памятная медаль. Но последующие войны и разделы Польши буквально похоронили
канал. Почти через 100 лет его вернули к жизни, и по своим техническим
характеристикам он был одним из самых совершенных в Европе. Экономическое
значение канала на самом деле вполне очевидно. Через Буг (Брест) эта артерия
"выводит" восточноевропейские грузы, причем по кратчайшему направлению, на
польскую водно-транзитную систему и в Балтику (Буг -- Висла; Висла -- Нотец
-- Одер) и далее -- по системе среднегерманских каналов Одер -- Шпрее --
Эльба -- Везер -- Рейн в северо-западную Атлантику.
 В советское время история Крулевского канала продолжилась. Этот маршрут
стал одним из основных торговых путей между Польшей и СССР. Уже в 1940 году
канал реконструировали, доведя его габариты до уровня, приемлемого для судов
смешанного плавания ("река -- море"). В годы Великой Отечественной канал был
разрушен до основания, но уже через неделю после освобождения прилегающего
района был восстановлен "Днепробугстроем", который через два года фактически
заново отстроил Днепровско-Бугский канал. Иными словами, этот путь был
всегда нужен любым политическим режимам и государственным новообразованиям в
регионе. В советские годы грузооборот по этой артерии достигал 1,8 миллиона
тонн, в том числе экспортно-импортный -- до 900 тысяч тонн. В наши дни,
согласно недавно принятой белорусским правительством Программе развития
речных и морских перевозок до 2010 года, Днепровско-Бугский канал объявлен
составной частью трансевропейского водного пути Днепр-- Висла-- Одер,
создание которого поддерживают Евросоюз. См.: "Экономика и время" No 27
(364). Это к вопросу об экономическом значении канала.
 Традиционно рассказ об агрессивных планах начинается с "идеологически
правильной" оборонительной стратегии первой половины 30-х годов: "Среди
многих оборонительных систем Советского Союза была Днепровская военная
флотилия. Великая река Днепр закрывает путь агрессорам с запада в глубь
советской территории". [...] "Для того чтобы не допустить форсирования и
наведения временных переправ, на Днепре в начале 30-х годов была создана
Днепровская военная флотилия, которая к началу Второй мировой войны
насчитывала 120 боевых кораблей и катеров, включая восемь мощных мониторов,
каждый водоизмещением до двух тысяч тонн, с броней более 100 мм и пушками
калибра 152 мм. Кроме того, Днепровская флотилия имела свою собственную
авиацию, береговые и зенитные батареи".
 Стоп! Какие две тысячи тонн? Какие 152-мм орудия? Какая броня 100 мм?
Это Владимир Богданович перенес в Днепровскую флотилию амурские мониторы
типа "Шторм" с Дальнего Востока, причем дореволюционной постройки. Да еще и
увеличив им водоизмещение вдвое.
 Для Днепровской флотилии строились совсем другие корабли, без 152-мм
орудий и намного меньшим водоизмещением. Первым был речной монитор
"Ударный". Спущен на воду в 1931 году, вступил в строй флота в 1934 году.
Водоизмещение 385 т, раз в пять меньше заявленной В. Суворовым цифры в 2000
т. Мощность дизелей 1600 л. с., скорость хода 11,6 узла. Длина наибольшая
53,6, ширина 11,1, осадка 0,82 м. Бронирование: рубка и орудийные щиты 8 мм.
Проще говоря, противопульное. Вооружение: два 130-мм орудия, четыре 45-мм
пушки, четыре зенитных счетверенных пулемета "максим".
 Более массовой серией были построены речные мониторы типа "Железняков"
с уменьшенным по сравнению с "Ударным" водоизмещением, орудиями меньшего
калибра, но с усиленным бронированием. Вооружение составляли два 102-мм
орудия в башне-рубке, четыре 45-мм пушки и четыре пулемета. Впоследствии
вооружение было изменено: пулеметы сняты, количество 45-мм пушек уменьшено
до трех, дополнительно установлено два 37-мм зенитных автомата. Всего
построено шесть единиц: "Железняков", "Жемчужин", "Левачев", "Мартынов",
"Флягин" и "Ростовцев".
 Принципиального влияние на выводы разведчика-аналитика водоизмещение
мониторов не оказывало: "Днепровская флотилия могла использоваться только на
территории Советского Союза и только в оборонительной войне. Понятно, что
Сталину такая флотилия не нужна. Вместо одной оборонительной флотилии Сталин
создает две новые флотилии: Дунайскую и Пинскую. Были ли они
оборонительные?"
 Казалось бы, все кристально ясно, собрались завоевывать Европу,
оборонительную флотилию ликвидировали (хорошо еще не взорвали) и создали две
наступательные.
 Первой по списку идет Дунайская флотилия, с нее и начнем. Владимир
Богданович пишет: "Дунайская военная флотилия включала в свой состав около
семидесяти боевых речных кораблей и катеров, подразделения истребительной
авиации, зенитной и береговой артиллерии. [...]. В случае оборонительной
войны вся Дунайская флотилия с первого момента войны попадала в ловушку:
отходить из дельты Дуная некуда -- позади Черное море. Маневрировать
флотилии негде. В случае нападения противник мог просто из пулеметов
обстреливать советские корабли, не давая им возможности поднять якоря и
отдать швартовы". Если мы откроем "Военно-морской словарь", Москва, Военное
издательство, 1990 г., то можно прочитать следующее: "Дунайская флотилия:
сформирована в июне 1940 года в составе: дивизиона мониторов -- 5 ед.,
дивизиона бронекатеров -- 22 ед., отряда катеров-тральщиков -- 7 ед.,
дивизиона сторожевых катеров -- до 30 ед., отряда полуглиссеров -- 6 ед.,
авиаэскадрильи, отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, 6 батарей
береговой артиллерии, стрелковой и пулеметной рот. Входила в состав ЧФ,
главная база -- Измаил. С началом ВОВ вела боевые действия на реках Дунай,
Южный Буг, Днепр, у берегов Керченского пролива во взаимодействии с войсками
Южного фронта. В ноябре ДФ расформирована, а ее корабли вошли в состав
Азовской флотилии и Керченской ВМБ. Вновь сформирована в апреле 1944.
Взаимодействуя с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов, участвовала в
Ясско-Кишиневской, Белградской, Будапештской и Венской операциях". То есть
проблем с отходом из дельты Дуная у флотилии не возникло. Корабли
благополучно перешли морем для действий на Днепре. В сентябре, когда пал
Киев и советские войска были отброшены за Днепр, флотилия прорвалась в
Севастополь, а в октябре перебазировалась в Керчь. Не по воздуху, а
естественным путем, по морю. Показателен в этом плане боевой путь монитора
"Железняков". В 1941 г. -- оборона устья Дуная, Николаева, Очакова, Керчи,
Ростова-на-Дону, Азова, устья Кубани, Ахтанизовского лимана и Темрюка.
Осенью 1941 г. переведен в состав Азовской военной флотилии, в 1942 г. --
Черноморского флота, в 1943 г. снова в Азовской флотилии, а с 1944 г. снова
в Дунайской флотилии.


Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz