И далее о задачах флотилии: "В оборонительной войне Дунайская военная
флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать
оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть!
Дельта Дуная -- это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни
квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз
через дельту Дуная!" В реальности Дунайская флотилия должна была
противодействовать действиям одноименной румынской Дунайской флотилии,
базировавшейся на Галаци, Браилов. В составе румынской Дунайской флотилии
было 7 мониторов (23 120-мм орудия), 13 вооруженных катеров (пулеметы), 6
плавбатарей, 3 тральщика, 4 минных заградителя. Советская ДВФ имела 5
мониторов: "Ударный" (флагман, 2 130-мм орудия), "Железняков", "Мартынов",
"Ростовцев", "Жемчужин" (8 102-мм орудий), 22 бронекатера, 5 тральщиков и 1
минзаг. По оценке начштаба ОдВО Захарова, румыны имеют преимущество как в
количественном, так и в качественном (орудия, броня) отношениях. Обратите
внимание на количество бронекатеров в Дунайской флотилии, это были корабли,
на которые устанавливались башни от танка Т-28. Они могли эффективно
бороться с любыми бронецелями на воде, в том числе мониторами противника.
Чтобы не быть голословными, обратимся к документам. "Задачи Дунайской
военной флотилии:
1) во взаимодействии с сухопутными войсками Р[айона] П[рикрытия] No 6
воспретить свободное плавание каких-либо судов противника по реке Дунай; 2)
не допустить форсирования пр[отивни]ком р. Дунай на участке устье р. Прут,
устья Килийского рукава; 3) при проникновении пр[отивни]ка на сев[ерный]
берег р. Дунай оказать содействие сухопутным войскам в уничтожении
прорвавшегося пр[отивни]ка".
Так записано в плане прикрытия госграницы Одесского военного округа от
6 мая 1941 года (ВИЖ, 1996. No 4. С. 10.). Как видим, ничего невозможного в
участии флотилии в оборонительных действиях командующий Одесским военным
округом генерал-полковник Черевиченко не усматривает и оборонительные задачи
ей ставит. Да и по "Соображениям..." никаких других сверхзадач на
второстепенном для советских войск румынском направлении не наблюдается.
Что касается Пинской флотилии, В. Суворов опять рассказывает мифы о
речных монстрах: "Пинская военная флотилия по своей мощи почти не уступала
Дунайской; -- в ее составе было не менее четырех огромных мониторов и два
десятка других кораблей, авиационная эскадрилья, рота морской пехоты и
другие подразделения. Использовать Пинскую военную флотилию в обороне
нельзя: мониторы, которые пришли сюда, были повернуты носами на запад, а
развернуть каждый -- целая операция".
Во-первых, польские мониторы, которые достались Красной Армии в 1939
году, пришли в Пинск по Днепровско-Бугскому каналу в 1926 году и носами
повернуты были на восток. Во-вторых, никаких огромных мониторов в составе
Пинской флотилии не наблюдается. Чтобы разобраться с составом и ролью
Пинской флотилии, придется углубиться в ее историю. Первоначально речная
флотилия в этом районе была в составе польской армии.
Сначала построенные в Польше мониторы образовали 1-й дивизион
Вислянской флотилии, но так как по итогам советско-польской войны 1919--
1920 гг. Польша захватила Западную Украину и Белоруссию, "Варшава" и
"Мозырь" дошли до Пинска и были включены в состав польской Пинской флотилии.
В 1926 году в нее же перевели из расформированной Вислянской остальные
мониторы -- "Пинск" и "Городище". Действия, как мы видим, абсолютно
симметричные советским мероприятиям 1940 года. Советская Днепровская
флотилия была выдвинута ближе к границе, стала Пинской. То же самое сделали
поляки после выдвижения границы на восток. Мониторы Вислянской флотилии, то
есть базировавшиеся на Висле, были перемещены ближе к границе, образовав
польскую Пинскую флотилию. И создание польской Пинской флотилии, и создание
советской Пинской флотилии объяснялось одними и теми же общими
соображениями. В труднодоступной местности такая транспортная артерия, как
судоходный канал, нуждается в контроле и дает возможность осуществлять обход
противника по реке. Как это происходило в реальности в 1944-м, когда семь
бронекатеров и пять катеров ПВО 12 июля 1944 г. высадили десант численностью
до стрелкового полка в Пинске. Речные мониторы могли быть использованы как в
оборонительных, так и в наступательных операциях. Фактически они
представляли собой подвижные артиллерийские платформы.
Такими же "огромными", как и их гданьские собратья, были легкие
мониторы, которые разрабатывались с 1919 г. Первый в этой серии монитор
"Краков" вступил в строй в 1925 году; он был вооружен одной 105-мм гаубицей,
двумя 76-мм зенитками и тремя пулеметами. Три монитора типа "Краков" --
"Пинск", "Краков" и "Городище" -- впоследствии входили в состав советской
Пинской флотилии под названиями "Винница", "Житомир" и "Бобруйск". Как
нетрудно догадаться, польские мониторы стали советскими в 1939 году. Когда
17 сентября 1939 г. Красная Армия вступила в Польшу, мониторы начали
отходить на запад. Например, "Краков" начал отход к Пинску, куда прибыл
19.09.39 г. Днем позже отплыл вместе с группой других кораблей в направлении
Днепровско-Бугского (Крулевского) канала с целью прийти в Брест. По причине
завала фарватера обрушившимся мостом "Краков" был потоплен 21.09.1939 г.
около Кузличина на Пине. Примерно такая же судьба постигла и другие польские
мониторы. "Городище" затоплен собственным экипажем 18.09.1939 г. к востоку
от Волянских мостов (73-й км Припяти). "Торунь" затоплен собственным
экипажем на восток от перевоза Лачевского (тот же самый 73-й км Припяти).
Из-за завала фарватера польские корабли оказались в ловушке и не смогли
воспользоваться пресловутым Днепровско-Бугским каналом. Затопленные корабли
были вскоре подняты ЭПРОНом. После подъема трофеи советского флота были
модернизированы. В частности, "Пинск" и "Торунь" получили новое вооружение:
две 122-мм гаубицы и два 45-мм орудия -- и стали называться "Витебском" и
"Смоленском". В июне 1940 года на базе Днепровской флотилии была
сформирована советская Пинская военная флотилия. К началу войны в составе
этой флотилии насчитывалось 8 канонерских лодок, 9 сторожевых кораблей, 1
минный заградитель, 16 бронекатеров, 10 сторожевых катеров, 14
катеров-тральщиков, 20 глиссеров и полуглиссеров и сухопутные части. Боевую
устойчивость этим легким силам придали 9 мониторов -- 4 советской постройки
("Левачев", "Флягин", "Жемчужин" и "Ростовцев", это их Владимир Богданович
назвал огромными) и 5 -- польской ("Винница", "Витебск", "Житомир",
"Смоленск" и "Бобруйск").
Оборонительное использование речных мониторов видится Владимиру
Богдановичу, прямо скажем, в фантастическом свете: "Если корабли нужны для
обороны, то их следует просто вернуть в Днепр, а на тихой лесной реке
Припяти им нечего делать, и противник вряд ли полезет в эти непроходимые
леса и топкие болота". Во-первых, такой же вопрос: что мониторы забыли на
Пине? -- можно адресовать создавшим Пинскую флотилию полякам. Во-вторых, в
случае необходимости не было непреодолимых препятствий для возврата кораблей
на Днепр. Что и произошло в реальности.
11 июля 1941 г. по приказу Жукова и Кузнецова флотилия была разделена
на три отряда -- Березинский (в его состав наряду с легкими силами вошли
мониторы "Винница", "Витебск", "Житомир" и "Смоленск"), Припятский (монитор
"Бобруйск") и Днепровский (мониторы "Левачев", "Флягин", "Жемчужин" и
"Ростовцев"). Первые два отряда взаимодействовали с войсками Западного, а
третий -- Юго-Западного фронтов. То есть никаких проблем с превращением
Пинской флотилии обратно в Днепровскую не возникло. На Березине и Припяти
остались только мониторы польской постройки. Фактически это означало
восстановление статус-кво, мониторы экс-Днепровской флотилии заняли
положенные им "чисто оборонительные" позиции на Днепре, экс-польские
мониторы действовали на Березине и Припяти.
Маленькие, неказистые кораблики сыграли весомую роль в боевых действиях
на рубежах Березины и Днепра. Как использовались мониторы против наступающих
немцев, рисуют следующие примеры. 15 июля 1941 г. мониторы Березинского
отряда "Винница", "Витебск" и "Житомир", двигаясь по реке, а также
бронекатера своим мощным артиллерийским огнем поддерживали сухопутные части
2-й А, наступавшие вдоль правого берега Березины на Бобруйск. Контрудар
приостановил наступление немцев, но 23 июля, подтянув подкрепления и наведя
у села Паричи переправу, немецкие войска начали сосредоточивать силы для
последующего наступления. Эту переправу необходимо было уничтожить, но огонь
сухопутной артиллерии не достигал района переправы, а днем с воздуха ее
надежно прикрывали зенитная артиллерия и авиация противника. И тогда
выполнение задачи поручили морякам Березинского отряда. Операция началась
вечером 26 июля. К 22 часам корабли заняли назначенную огневую позицию, а
группы сопровождения -- оборону на берегах. В 22.05 две 122-мм гаубицы
монитора дали по мосту первый пристрелочный залп и тут же, получив поправки
от корректировщиков, перешли к стрельбе на поражение. В течение нескольких
минут обрушилось несколько пролетов моста, и движение по нему прекратилось.
Спустя месяц "Смоленск" получил аналогичное задание: уничтожить шоссейный
мост через Днепр у Окунинова, который не успели взорвать отступавшие
сухопутные части. По этому мосту уже начали двигаться немецкие танки 11-й
танковой дивизии, накапливаясь в междуречье Днепра и Десны для дальнейшего
наступления на восток. Авиация не смогла уничтожить переправу, и
командование Юго-Западного фронта возложило эту задачу на Пинскую флотилию.
"Хотя бы ценой всей флотилии уничтожить Окуниновскую переправу", --
говорилось в приказе. И моряки выполнили его. "Смоленск" с тремя
канонерскими лодками вышел к мосту и интенсивным артиллерийским огнем
повредил его.
Через два дня после этой операции, 25 августа, монитор "Смоленск" и
канонерка "Верный" сорвали попытку немцев организовать переправу в
Сухолучье, в 10-- 12 км ниже Окунинова: прежде чем подоспела вражеская
авиация, советские корабли уничтожили артиллерийским огнем значительную
часть переправочного парка. И хотя самолетам люфтваффе удалось потопить
канонерку "Верный", задача была выполнена. К 30 августа немцы заняли оба
берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей
Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по
течению. Три корабля в ходе прорыва погибли, а четыре -- мониторы "Левачев"
и "Флягин", канонерка "Кремль" и госпитальное судно "Каманин" -- прибыли в
Киев. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход
арьергардных частей. В числе этих кораблей был и самый деятельный из бывших
польских мониторов, "Смоленск". Но днепровский рубеж пришлось оставить 11
сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной
Армии, экипаж "Смоленска" взорвал свой корабль и отошел на восток вместе с
сухопутными войсками. Возможности "чисто оборонительной" Днепровской
флотилии были не бесконечны.
История с двумя флотилиями высосана Владимиром Богдановичем из пальца
от начала и до конца. Флотилия речных боевых кораблей была вполне
универсальным средством ведения войны. У Дунайской флотилии изначально были
оборонительные задачи. В наступательной операции Пинская флотилия могла
двигаться по рекам Польши и Германии. В реальных оборонительных операциях
Пинская флотилия в течение двух месяцев принимала активное и на общем фоне
сравнительно эффективное участие в боевых действиях. Не всякий
механизированный корпус удостоился упоминания в дневнике Гальдера, хотя
большинство мехкорпусов по своей огневой мощи превосходили речную флотилию.
Наконец, никаких специальных каналов для агрессивных действий речных
мониторов не строили, Днепровско-Бугский канал ведет свою историю от XVIII
столетия. Стыдно смотреть, на каком пустом месте Владимир Богданович
построил теорию с далеко идущими выводами.
Глава 11. Сколько "ныряющих" танков было у Сталина?
Историю техники у нас обычно пишут те, кто эту технику делал или был
близок к ВПК. Они вполне логично объясняют наши технические решения, пути
развития отечественной техники. Хотя помимо нашего национального пути могли
быть и другие решения тех же задач, решения ничем не хуже, а порой и лучше и
лежащие совершенно в другой плоскости. Недостатки этого подхода,
поверхностное освещение иностранного опыта эксплуатирует Владимир
Богданович. Как признак силы РККА и слабости вермахта выставляется и наличие
в СССР большого количества легких плавающих танков и отсутствие таких танков
в других странах. Вот что написано об этом в "Последней республике": "И 4000
плавающих советских танков вычеркнули как старенькие. Во всем остальном мире
ни одного плавающего танка нет, вот их-то наше Министерство обороны, видимо,
и считает новенькими". В "Самоубийстве" плавающим танкам посвящено очень
много места, видимо, за отсутствием у Владимира Богдановича других смелых
теорий в области техники. Цитирую: "Высмеивать наш Т-37А -- это примерно то
же самое, что называть первый в мире советский искусственный спутник Земли
легким и несовершенным... в ситуации, когда ни у кого в мире не было вообще
никаких спутников". Над Т-37А нужно не смеяться, над ним нужно плакать.
Возьмем конкретные примеры применения этих танков в финской войне. 142-я
стрелковая дивизия, начало декабря 1939 года. Неподавленные огневые точки
финнов не дали возможности навести понтонный мост, поэтому переправившиеся
подразделения оказались без снабжения. Было решено отправить на плацдарм
танки Т-37, но часть из них ввиду сильного течения в протоке озера
Суванто-ярви вынуждены были вернуться обратно, а те, что добрались до
противоположного берега, не смогли взобраться на ледяную кромку у берега
из-за слабого мотора. Это неудивительно, мощность мотора была 42 л.с. Для
сравнения: современный автомобиль "Фиат Уно" имеет двигатель мощностью 45
л.с. Вооружение танка, один пулемет 7,62-мм калибра, было слабым. Броневая
защита не позволяла долго находиться под огнем стрелкового оружия
противника. В ходе переправы три боевые машины затонули, похоронив в ледяной
воде свои экипажи. То же самое произошло, когда в 90-й стрелковой дивизии
попробовали применить плавающие танки при форсировании реки Вуоксен-Вирта в
начале декабря 1939 г. Для поддержки плацдарма направили роту Т-37 339-го
танкового батальона, но успеха они не имели: 5 танков застряли на подводных
камнях и препятствиях у самого берега, один перевернулся, а два оставшихся
не смогли выбраться на противоположный берег. В результате в дальнейшем от
активного использования Т-37 в бою отказались, их использовали как пулемет
на гусеницах для обороны штабов, иногда для связи. Д.Г. Павлов на совещании
при ЦК ВКП(б) 14-- 17 апреля 1940 г., посвященном разбору финской компании,
говорил: "...маломощные танки Т-37 не способны ходить по мало-мальской
грязи". Комбриг Пшенников, командир 142-й сд, на том же совещании также был
не в восторге от плавающих танков: "...танки Т-38 и Т-37 себя не оправдали".
Речь шла о применении плавающих танков собственно в стрелковой дивизии.
Читатель скажет: "Так это же зимой, в Финляндии!" В теплое время года были
другие проблемы. Рассмотрим мнение танковых командиров о Т-37 и Т-38 по
итогам боевых действий в Польше в сентябре 1939 г. В отчете о боевых
действиях танковых войск Украинского фронта, подписанном комбригом Ю.Н.
Федоренко, написано: "Танки Т-37 -- во время передвижения по пересеченной
местности, особенно после дождя, танки Т-37 не поспевали даже за пехотой".
Боевые качества плавающих танков как средства разведки командир 22-й
танковой бригады Белорусского фронта И.В. Лазарев охарактеризовал так:
"Танки Т-38 совершенно не отвечали возложенной на них задаче проведения
разведки. На протяжении всей операции эти машины оказывались позади Т-26. На
разведку приходилось отправлять исключительно Т-26, что приводило к
распылению сил и снижению боеспособности бригады".
Владимир Богданович совершенно напрасно оценивает Т-37 и Т-38 по
аналогии с увиденным в 60-х ПТ-76. "Поплавок" ПТ-76 был сделан на другом
уровне технологии и в другую эпоху, эпоху поголовной моторизации соединений.
Сегодня плавают и БМП, и БТР, и даже некоторые зенитные комплексы. В войну
БТР плавали как топоры, а мотопехота часто ездила на грузовиках вместо
БТРов. А основная масса пехоты передвигалась пешком и на лошадях. Плавающие
танки конца 1930-х были еще "сырыми", конструкция их не была отработана. Как
показывают примеры из опыта финской войны, факт наличия или отсутствия Т-37
или Т-38 в войсках не означал принципиального изменениях их возможностей по
преодолению водных преград. Перевозить десант Т-38 не мог: "Малое
водоизмещение не позволяло перевозить на его (Т-38. -- А.И.) броне через
водные препятствия даже двоих пехотинцев. Перегрузка в 120-- 150 кг
приводила к захлестыванию набегающей волны в люки танка при выполнении каких
угодно маневров на воде. Итог всегда был неизменным. Танк тонул". (М-Хобби.
1997. No 9. С. 34.) В результате реку Тайпален-Йоки и озеро Суванто-ярви в
декабре 1939 г. форсировали на резиновых лодках или наводя под огнем финских
пулеметов и пушек понтоны.
Дело было не в легкости или времени выпуска советских плавающих танков.
Проблема была в их конструкции и реальных технических характеристиках.
Боевая ценность танков Т-37 и Т-38 представляется весьма сомнительной именно
из-за вышеизложенных недостатков. А Владимир Богданович традиционно
ошарашивает нас сногсшибательной версией потери множества советских легких
танков: "Потому командиры легко с ними расставались: приказывали слить
остатки топлива и передать его тяжелым и средним танкам. А легкие --
взрывать, жечь, ломать, топить или просто бросать". Во-первых, непонятно,
каким топливом могли поделиться с тяжелыми и средними танками оснащенные
автомобильными двигателями Т-37А и Т-38. Средний Т-34 и тяжелый KB вообще
были дизельными. Слить бензин в средние Т-28 и тяжелые Т-35 была возможность
только у командиров трех-четырех мехкорпусов РККА. Во-вторых, остается
неясным, куда должны были сливать топливо из Т-38-х перед их "сепуккой"
ввиду их непригодности к оборонительным боям командиры стрелковых дивизий, в
состав которых штатно входили плавающие танки. Судьба Т-38 подобна судьбе
других советских танков летом 1941 г. Они погибали под огнем противотанковой
обороны немцев, ломались на маршах, бросались из-за недостатка топлива.
Другие страны выставляются В. Суворовым, согласно требованиям
патриотической аудитории, сирыми и убогими: "Выясняется, что в Германии
плавающих танков нет и никогда не было. [...] А у нас плавающие танки были
еще в начале 30-х годов XX века. Мы Германию в этом вопросе почти на
столетие обошли. И во Франции плавающих танков не было. И в Британии
(прости, Британия, не гневайся на правду) плавающих танков ни перед войной,
ни в ходе не создали".
Никогда не нужно считать других идиотами. В других странах тоже
размышляли над проблемой форсирования рек. И если в результате этих
размышлений принимались отличные от нас решения, на это были веские причины.
Плавающие танки немцам были совершенно не нужны, так как у них было
перпендикулярное решение проблемы, к которому они пришли после длительных
опытов и экспериментов. Проблемой форсирования водных преград танками немцы
занимались еще до сброса версальских ограничений. В 20-е годы "Гросстрактор"
учили плавать. Но начиная с 1936 г. немецкие конструкторы сочли, что
строительство специальных дорогих плавающих танков, имеющих ограниченные
боевые возможности, нецелесообразно. Была принята другая концепция
преодоления водных рубежей танковыми подразделениями. Легкие танки Pz.I и
Pz.II имели быстросъемные мореходные понтоны. В приложении к Pz.II понтон
выглядел как лодка с вырезом для корпуса танка. Понтон надевался на танк, и
гребной винт подключался к ходовой части "двойки". Средние танки Pz.III, про
которые Владимир Богданович написал "обыкновенные T-III, и плавали они не
лучше паровоза", и штурмовые орудия Stug III оборудовались аппаратурой
подводного вождения Z-w, позволяющей преодолевать водные преграды глубиной
до 5 м с жесткой трубой-шнорхелем или 15 м с гибкой трубой-шлангом и
дополнительным насосом (в 1941 г. имелось оборудованных таким образом 120
танков Pz.III , 40 танков Pz.IV и 40 Stug III), или быстросъемными
комплектами wU-le, позволяющими при установке форсировать водные преграды
глубиной до 2,5 м (до уровня открытого люка башни, через который
производились забор воздуха и эвакуация экипажа в случае появления течи).
"Ныряющий танк". На берег выбирается Tauchpanzer III. Танки с
оборудованием подводного хода были альтернативой плавающим танкам.
Комплекты wwU позволяли буксировать танк Pz.III по дну реки без наличия
в нем экипажа. Комплектами wU-le, wwU были оборудованы в 1941 г. до трети
всех Pz.III Ausf H и Ausf J. Это если потратить деньги на серьезные книги по
немецкой технике таких авторов, как Томас Йенц и Вальтер Шпильбергер, и
ознакомиться с действительным состоянием вопроса наличия средств для
преодоления водных преград. Чтобы не нести чепухи, как это с упоением делает
Владимир Богданович на страницах "Самоубийства": "Но фокус в том, что
Гальдер ничего не писал про немецкие плавающие танки. [...] Из диссертации в
диссертацию наши академики пишут о немецких плавающих танках, ссылаясь на
Гальдера. И уже в правительственной газете доказывают, что у Гитлера их было
значительно больше, чем у Сталина, А между тем это были обыкновенные T-III,
и плавали они не лучше паровоза". Плавать "тройки", конечно, не могли, но по
дну их "ныряющие" (Tauchpanzer) модификации ходили уверенно. Про "ныряющие"
танки и писал Гальдер в своем дневнике. Откроем второй том и читаем.
Страница 26, запись от 1 июля, цитирую: "1. Может быть подготовлено
танков-амфибий: около 100 танков Т-III и 20 танков T-IV". На стр. 35: "д.
Танки-амфибии на 1.8.40: 90 танков Т-III с 37-мм пушкой, 10 танков Т-III с
50-мм пушкой, 28 танков T-IV. Главнокомандующий требует 180 танков-амфибий.
Максимальная глубина воды, допустимая для амфибий, до сих пор 7 м
(необходимо 15 м)". Насчет отсутствия упоминания плавающих танков Владимир
Богданович просто солгал, написал про них Ф. Гальдер на с. 104: "52
(плавающих) танка-амфибии". Плавающие -- это Schwimm Panzer II, "двойка" с
возможностью установки понтона с винтами. Мало знает В. Суворов, и от этого
все беды. "22 июня 1941 года у немцев было четыре типа танков. Запомнить
легко: Pz-I, Pz-II, Pz-III, Pz-IV. Оттого, что в наших пишущих машинках не
было вражеских букв, мы были вынуждены называть эти танки по-нашему: T-I,
T-II, T-III, T-IV. Так проще. Так прижилось. Характеристики этих танков -- в
любом учебнике, в любом справочнике, в любом музее. [...] Какой из этих
четырех плавающий?" Из этих четырех -- никакой. Поскольку типов танков было
не четыре, а гораздо больше, были еще модификации базовых образцов.
"Ныряющие" модификации Pz.Kpfw.III/IV назывались U-Panzers или Tauchpanzers,
например Tauchpanzer III. Плавающие "двойки" -- Schwimm Panzer II.
Огнеметные "двойки" назывались Flammpanzer II Flamingo/ Pz.Kpfw.II(F)
(Sd.Kfz.122).