ВОЙНА ?! НЕТ !
Вторник, 14.05.2024, 15:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Глава 10 МОСКОВСКАЯ ДИРЕКТИВА

3 июля 1919 года главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал Деникин, выступая на параде в честь взятия Царицына, провозгласил поход белых армий на Москву. Объявленный им план освобождения столицы России от большевиков получил название «Московской директивы». В соответствии с этим планом, главный удар в направлении Курск – Орел – Тула наносила Добровольческая армия генерала Май-Маевского. Донская армия генерала Сидорина должна была наступать восточнее, по линии Воронеж – Козлов (ныне Мичуринск) – Рязань. Кавказская армия Врангеля воевала в Поволжье.

Директива застала деникинскую авиацию в момент радикального перевооружения. В Черноморские порты начали прибывать пароходы с давно обещанными английскими самолетами. У белых летчиков наконец-то появилась возможность пересесть с устаревших и донельзя изношенных «гробов» на новые современные машины. Но как только авиаторы поняли, ЧТО им прислали союзники, их энтузиазм быстро пошел на убыль. Во-первых, самолеты оказались не совсем новыми, а точнее – совсем не новыми. Англичане просто начали переправлять в Россию имущество расформированных в связи с окончанием Первой мировой войны дивизионов с Македонского и Палестинского фронтов.

Надо сказать, что эти фронты всегда считались второстепенными, и передовая техника редко туда попадала. К тому же, поставляемые белогвардейцам машины уже находились в эксплуатации почти год, а что это значило для тогдашних «скоропортящихся» самолетов, мы наглядно обрисовали в главе 4.

Во-вторых, почти две трети от всех авиационных поставок (более 80 машин) составляли самолеты RAF RE.8 («Ариэйт»). На этом летательном аппарате следует остановиться поподробнее. Созданный еще весной 1916 года двухместный разведчик и легкий бомбардировщик RE.8 считался тогда самым скоростным и хорошо вооруженным в своем классе самолетом Великобритании. Благодаря этому его приняли на вооружение и построили свыше четырех тысяч экземпляров.

Но были у «Ариэйта» и другие, гораздо менее приятные качества – сложность управления, неустойчивость, склонность к сваливанию в штопор, да еще и повышенная пожароопасность, обусловленная, вероятно, дефектами бензосистемы. История боевого применения этой машины омрачена сотнями аварий и катастроф. Известны даже случаи, когда британские пилоты отказывались летать на «Ариэйтах», предпочитая им более старые, зато не столь опасные аппараты. Уже в 1918-м RE.8 начали снимать с вооружения Королевских ВВС, однако именно они составляли основу британской авиационной помощи деникинцам. Но белые летчики, вспоминая известную поговорку о дареном коне, были рады и такому «подарку».

Сначала в Новороссийск прибывали примерно в равных количествах «Де Хэвилленды», «Кэмелы» и «Ариэйты». Затем поставки первых двух типов почти прекратились, а поступление «Ариэйтов» шло по нарастающей вплоть до ноября 1919-го.

В середине июня[21] 1-й им. генерала Алексеева авиаотряд Добровольческой армии, первым, как ему и положено, получил шесть «Де Хэвиллендов». До того алексеевский отряд, воевавший в Донбассе, имел на вооружении своеобразную коллекцию раритетных аэропланов, обладание которой сделало бы честь любому авиационному музею. На 1 января 1919-го в нем числился «Ньюпор-23», «Альбатрос» В-II, два «Вуаполта» (то есть, «Вуазена-полтора», как у нас иногда называли «Вуазен» с двигателем «Сальмсон» в 150 л.с.), довольно редкий немецкий истребитель «Роланд» D-II (всего в Россию попало 2 трофейных экземпляра этой машины), а также еще один «Альбатрос» неизвестной модификации с явно самодельной установкой двигателя «Фиат» в 240 л.с. Относительно последнего в архиве отряда есть любопытная телеграмма на имя инспектора авиации Добровольческой армии Кравцевича, датированная 7 апреля 1919-го: «Альбатрос-Фиат 240 сил поломан. Тяжелый мотор в воздухе стал вибрировать и при посадке отвалился от фюзеляжа». Резолюция на телеграмме: «Сдать в Донской авиапарк».

На фоне подобной техники даже «Ариэйт» мог показаться верхом совершенства. Но алексеевцам крупно повезло – им достались «Де Хэвилленды». Буквально за месяц изучив новые для себя машины, они 26 июня вылетели на фронт к генералу Шкуро. В начале июля 6-й отряд так же быстро освоил истребители «Сопвич Кэмел».

3-й, 4-й и 9-й отряды решили вооружить «Ариэйтами», и тут начались проблемы. Переучивание на RE.8 даже для опытных пилотов было длительным и сложным процессом. Для обучения летного и наземного персонала англичане направили в Екатеринодар инструкторскую миссию RAF, которая приступила к работе в июне 1919-го. Туда же в начале июля прибыли с фронта деникинские летчики. Их переподготовка затянулась почти на два месяца.

«Ариэйт» в полной мере продемонстрировал свой коварный нрав. 19-го, 21-го и 24-го августа по разным причинам попали в аварии три английских инструктора, лейтенанты Смит, Ритчи[22] и Хэд. Пилоты остались живы, но машины были разбиты вдребезги. Первыми в России жертвами «Ариэйтов» стали два донских летчика – поручик Осташевский и прапорщик Бобров, которые разбились в августе. А 2 сентября из-за срыва в штопор на виражах один за другим врезались в землю еще два RE.8 c русскими экипажами. Погибли корнет Лясковский, подпоручик Машурко, механики Панченко и Плосколобов. Доверие к «Ариэйтам» было основательно подорвано.

К июлю 1919-го в Добровольческой армии числилось 106 боевых самолетов, сведенных в девять авиаотрядов. Но эти солидные цифры не отражали реального положения дел. Три отряда, недавно получившие «Ариэйты», как мы уже знаем, надолго выбыли из борьбы. Еще один, 7-й, существовал лишь номинально. В апреле он в спешке эвакуировался из Одессы, оставив там часть людей и все свои машины.

5-й отряд вначале действовал совместно с англичанами против Астрахани, а затем плотно «увяз» на Северном Кавказе в боях с горскими повстанцами. Еще в марте чеченский имам Узун-Хаджи поднял среди своих соплеменников мятеж под лозунгом священной войны против «неверных». Повстанцы засели в труднодоступных горных аулах, нападая на обозы и небольшие гарнизоны деникинцев.

Выделить достаточно войск для борьбы с мятежным имамом белогвардейцы не могли, так как почти все их наземные силы были задействованы в войне против красных. Поэтому они ограничились защитой относительно крупных городов, вроде Грозного или Владикавказа, и оказанием психологического давления на повстанцев с помощью авиации. В течение лета и осени экипажи 5-го отряда осуществляли разведку в горах и бомбили мятежные аулы, что в значительной мере сдерживало активность воинов имама.

Таким образом, против большевиков белогвардейцы могли выставить лишь три отряда, 1-й, 2-й и 6-й, в которых насчитывалось не более 20 самолетов. И с этими силами добровольцы решили наступать на Москву.

Аналогичная картина складывалась и в донской авиации. Из шести её отрядов полностью боеспособным являлся лишь один, успевший пересесть на «Кэмелы». Остальные по-прежнему комплектовались износившимся старьем, большая часть которого постоянно пребывала в ремонте.

У красных же на Южном фронте, по данным А.В. Сергеева, базировалось 32 авиаотряда, а к августу их число возросло до 36! Советское командование понимало, откуда начала исходить главная угроза. Против Деникина действовало более половины всего воздушного флота РСФСР. Даже если принять среднюю численность отряда в четыре самолета и вычесть отряды, воевавшие в Поволжье, получится, что красные обладали на Московском направлении, как минимум, четырехкратным превосходством в воздухе.

Но по целому ряду причин реализовать это превосходство не удалось. Советская авиация по-прежнему страдала от нехватки топлива, запчастей, транспортных средств и аэродромного оборудования, многие пилоты были неопытны: летали плохо, а метко стрелять и бомбить вообще не умели, метеослужба фактически отсутствовала, не было налажено взаимодействие между воздушными и наземными войсками. В результате всего этого в летних боях с Деникиным советская авиация проявила себя весьма незначительно.

Между тем в июле Добровольческая армия начала воплощать в жизнь «Московскую директиву». Белогвардейцы выбили красных из Полтавы, взяли Белгород и, преодолевая растущее сопротивление, двигались к Курску. В боях принимал участие 1-й добровольческий авиадивизион, приданный армейскому корпусу генерала Бредова. Дивизионом, составленным из 1-го и 6-го отрядов, командовал полковник Коновалов. В момент отправки на фронт, 22 июля, дивизион насчитывал шесть «Де Хэвиллендов» и восемь «Кэмелов». Удивительно, но никаких других авиационных частей в направлении главного удара у деникинцев не было!

Чтобы хоть как-то компенсировать свою малочисленность, белые летчики старались изо всех сил. За последние восемь дней июля только «Де Хэвиленды» 1-го отряда (данных по 6-му не сохранилось) совершили 36 боевых вылетов на разведку и бомбардировку, сбросив более 180 кг бомб. В следующем месяце пилоты авиадивизиона выполнили уже 129 боевых полетов общей продолжительностью 349 часов и сбросили на противника 720 кг бомб.

* * *

К началу августа большевики сосредоточили против 40 тыс. добровольцев и примерно такого же количества донцов более 170 тыс. штыков и сабель, не считая вспомогательных частей и гарнизонов укрепрайонов. Обладая двойным численным перевесом, руководство Южного фронта стало готовить контрнаступление. Но деникинцы вовремя разгадали замысел противника и решили нанести упреждающий удар. 10 августа только что сформированный на Дону корпус генерала Мамантова (в советской литературе его фамилию обычно писали «Мамонтов») прорвал фронт на стыке 8-й и 9-й армий красных и устремился на север, к Тамбову. Начался знаменитый «мамонтовский рейд» казачьей конницы по советским тылам, сломавший все планы большевистского командования.

Казаки разгромили во встречном бою преградившую им путь 56-ю стрелковую дивизию и 18-го августа ворвались в Тамбов. Затем, повернув на запад, они 22-го захватили Козлов (ныне Мичуринск), где размещался штаб Южного фронта. Узнав о приближении противника, красные бежали в Орел. Управление войсками было потеряно.

Внезапный налет мамантовской конницы застиг авиацию 8-й армии прямо на аэродроме у станции Алексеевка. Там базировались 1-й истребительный и 23-й разведывательный отряды. Летчики и наземный персонал разбежались, бросив все вооружение и технику. Казаки, не зная, что делать с аэропланами, порубали их шашками. Матчасть 48-го отряда мамантовцы захватили на железнодорожных платформах, подготовленных к эвакуации. Самолеты они сожгли, а автомашины забрали в качестве трофеев.

Несколько авиаторов, бежавших из Алексеевки, решили на грузовике прорваться в Елец, но возле Задонска их остановил завал на дороге, устроенный восставшими крестьянами. Мужики, приняв кожаные куртки летчиков за ненавистные комиссарские тужурки, перебили пытавшихся отстреливаться красвоенлетов топорами и вилами. Среди погибших был и командир 23-го отряда Сатунин, который еще в 1918 году прославился тем, что под угрозой расстрела заставлял своих подчиненных бомбить мирное население Казани.

В Кремле быстро поняли опасность мамантовского рейда. Против казаков экстренно стягивались войска, в том числе и снятые с фронта. Но мамантовцы, которых было всего-то около семи тысяч, не вступали в бой с превосходящими силами противника. Искусно маневрируя, они обходили заслоны и молниеносными атаками захватывали один город за другим. 27-го августа был взят Раненбург (ныне – Чаплыгин), 28-го – Лебедянь, 31-го – Елец. Везде казаки громили советские учреждения, забирали трофеи и так же быстро исчезали.

4-й Донской авиаотряд, вооруженный «Кэмелами», отвечал за воздушную связь мамантовского корпуса со штабом Донской армии. Это было нелегкой задачей, поскольку корпус находился в непрерывном движении, постоянно меняя маршрут. Авиаторам приходилось разыскивать казаков на переполненной советскими войсками территории, ежеминутно рискуя погибнуть или попасть в плен. Однажды командир отряда капитан Снимщиков, знакомый нам по главе 3, совершил роковую ошибку, приняв красную кавалерийскую часть за один из мамантовских эскадронов. Только приземлившись, чтобы передать пакет, летчик разглядел, что на плечах кавалеристов нет погон, а на фуражках – пятиконечные звезды. Но ничего изменить уже было нельзя. Всадники окружили машину. Пленника вытащили из кабины и повели в штаб. Снимщиков понимал, что ему, как перебежчику, пощады не будет. Он бросился на конвоира, пытаясь выхватить винтовку, и тут же был застрелен.

Между тем большевистское руководство, видя неспособность Красной армии покончить с Мамантовым, в спешном порядке изыскивало новые способы борьбы. В.И. Ленин решил сделать ставку на авиацию. Вообще, рассматривая отношение советского лидера к Военно-воздушному флоту, надо отметить, что он вспоминал об этом роде войск только в самых крайних случаях, когда все другие средства отсутствуют или уже испробованы и не принесли результата. За годы Гражданской войны Ленин всего дважды лично настаивал на боевом применении авиации. Первый раз в 1918-м, когда англичане высадились в Архангельске и их некому было остановить. А второй – разгром конницей Мамантова тылов Южного фронта. Но как только угроза отступала, «вождь мирового пролетариата» снова видел в аэропланах лишь средство связи и агитации.

Идею Ленина разбомбить казаков активно поддержал главнокомандующий Вооруженными силами РСФСР С.С. Каменев. 23 августа он направил в Авиадарм весьма красноречивый приказ: «Из безвыходного положения найти выход: создать в 24-часовой срок авиационный кулак с тем, чтобы через 48 ч. он был в Кшени, что южнее Тулы, с целью вести оттуда разведку и атаками с воздуха задержать наступление конницы, пока на ее пути не будут сосредоточены достаточные силы пехоты».

Чрезвычайный характер приказа предполагал соответствующие меры для его исполнения. Руководство Авиадарма во главе с Акашевым стало лихорадочно думать, где взять силы для «авиационного кулака». На первый взгляд, в многочисленных фронтовых отрядах людей и техники хватало с избытком. Однако быстро стянуть все это в Кшень в условиях полного хаоса и неразберихи, устроенных казаками, не было никакой возможности. Большинство линий связи не действовало, и Авиадарм даже не знал, где в данный момент находится тот или иной отряд и существует ли он вообще.

Оставалось несколько авиачастей столичного военного округа и последний резерв – Московская летная школа. 24 августа из них была создана Авиагруппа особого назначения (АГОН), командование которой принял на себя сам Константин Акашев. В тот же день он издал приказ № 1 по авиагруппе: «Начальник М.А.Ш. (Московской авиашколы. – Прим. авт.) в.л. Братолюбов с инструкторами и л/с школы командируется в формируемый а/о особого назначения инструкторов М.А.Ш. В состав АГОН КВФ входят: Отряд особого назначения инструкторов М.А.Ш, 41-й, 51-й РАО, 8-й а/о истребителей и 2 корабля «Илья Муромец». «...» На АГОН возлагается задача уничтожить прорвавшиеся части Мамантова пулеметным огнем сверху и бомбами».

Как видно из приказа, основные надежды Акашев возлагал на опытных пилотов-инструкторов Московской авиашколы. Перечислим их поименно: Ю.А. Братолюбов – командир инструкторского отряда, Е.А. Герасимов, Б.Н. Кудрин, А.А. Лёвин, И.Б. Поляков, Б.К. Россинский и А.Г. Трусков, всего семь человек. Через несколько дней к ним присоединился летчик Сапожников. Для отряда отобрали 15 лучших самолетов авиашколы: семь «Ньюпоров-17», три «Сопвича-полуторастоечных», «Фарман-30», «Вуазен», LVG C-VI, истребители «Виккерс» и «Сопвич-Триплан».

Кстати, это тот самый «Триплан», единственный в России, который сейчас украшает коллекцию Монинского авиационного музея. Возможно, благодаря своей необычной схеме, только он один сохранился до наших дней из многих сотен аэропланов, воевавших на фронтах Гражданской войны. Если вам случится побывать в Монино, обязательно взгляните на этот уникальный экспонат. Там же находится и подлинный «Вуазен», когда-то принадлежавший Московской авиашколе. Правда, уже невозможно точно установить, тот ли это «Вуазен», что входил в состав Авиагруппы особого назначения.

Разумеется, выдержать жесткие сроки, заданные в приказе С.С. Каменева, не удалось. Только 27 августа эшелон с наземными службами инструкторского отряда убыл на фронт. На следующий день вылетели экипажи. 29-го отряд собрался у станции Жданка под Богородицком, откуда решили начать боевую работу. 1 сентября в Жданку прибыл из Серпухова 41-й РАО (командир И.А. Дудолев, летчики: Земблевич, Кононенко, Малышев и Кудбанц). На шесть летчиков в 41-м отряде имелось только три аэроплана, поэтому еще три машины («Виккерс», «Вуазен» и «Фарман») временно передали из отряда инструкторов М.А.Ш.

30 августа Герасимов с летнабом Мининым и Братолюбов совершили первые боевые вылеты Авиагруппы. Минин обнаружил и обстрелял из пулемета казачий разъезд, численность которого он оценил примерно в 15 человек. Братолюбов, летевший на «Триплане», атаковал небольшой белогвардейский обоз из трех подвод. При стрельбе у его самолета отказал синхронизатор и лопасти винта мгновенно разнесло в щепки. Летчик совершил вынужденную посадку у деревни Крутая. Он вернулся на следующий день, установив привезенный с аэродрома запасной пропеллер.

В первых числах сентября экипажи авиагруппы успели совершить еще несколько разведок, но противника так и не обнаружили. Казаки словно сквозь землю провалились. На самом деле генерал Мамантов вновь обманул неприятеля. Красные полагали, что враг пойдет к западу, на Орел. Туда срочно перебросили приданные АГОН тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец», а также 8-й и 51-й авиаотряды. Мамантов же резко сменил направление, повернув свои полки на юго-восток. Советские летчики целыми днями напрасно кружили в небе между Орлом и Ельцом, осматривая каждую лесную тропинку, а белая конница тем временем мчалась сквозь дождь в противоположную сторону. 5 сентября мамантовцы взяли Задонск, 6-го – Грязи 7-го – Усмань. В тот же день отделившаяся от главных сил корпуса колонна генерала Постовского захватила Касторное, в сотне километров от Усмани. Это окончательно сбило с толку большевистских стратегов. Никто не мог понять, где казаки и куда они собираются нанести очередной «визит».

Ситуация начала проясняться 10 сентября, когда разрозненные части мамантовцев вновь соединились в районе Воронежа. Следующим утром казаки начали артиллерийский обстрел, а 12-го ворвались в город. Только когда белогвардейские пушки открыли огонь по Воронежу, красные поняли, что генерал не собирается наступать на Орел.

Мамантовцы, действуя по своей обычной программе, разнесли советские учреждения, основательно «почистили» склады и уже через несколько часов ушли с богатой добычей на юг. Красные же по-прежнему с опозданием воспринимали происходящее. Только 14 сентября Авиагруппа особого назначения, сосредоточенная к тому времени в Кшени, получила приказ произвести воздушную разведку с целью выяснить, в чьих же все-таки руках Воронеж!

Приказ выполнил летчик Кожевников из только что присоединенного к АГОН 1-го Советского отряда истребителей. Слова из доклада Кожевникова «противник отошел» вызвали у командования Южного фронта вздох облегчения. Это была едва ли не первая за все время существования авиагруппы действительно ценная развединформация.

Между тем в Кшени, куда с 9 сентября начали перебрасывать авиачасти с Орловского направления, постепенно собралась довольно мощная авиагруппировка. К 15 сентября в состав АГОН входили уже шесть авиаотрядов: 1-й Советский, 8-й истребительный, 13-й Казанский, 41-й и 51-й разведывательные, а также отряд инструкторов М.А.Ш. Кроме того, в Кшень прилетел «боевой корабль» «Илья Муромец» Г-3 (второй самолет этого типа был 9 сентября поломан бурей в Орле). Тяжелый бомбардировщик готовился впервые принять участие в боевых действиях на Гражданской войне.

Всего на Кшенском аэродроме к середине сентября находилось не менее 40 опытных пилотов – элита советской авиации. Здесь снова встретились многие из тех, кто в августе 1918-го участвовал в первой операции Красного Воздушного флота под Казанью. «Авиационный кулак», о котором писал Каменев в своем приказе почти месяц назад, был наконец создан. Только вот, кого и где бить этим кулаком, все еще оставалось загадкой.

Главные силы мамантовской конницы по-прежнему ускользали от взоров воздушных разведчиков. Экипажи докладывали разве что о небольших группах по 10 – 15 человек. В конце концов, кто-то предложил сочетать визуальную разведку с опросом местных жителей. Летчики должны были приземляться возле деревень, предварительно убедившись, что они не заняты противником, и спрашивать у крестьян, а далеко ли казаки? Подобный способ добычи информации решили назвать «агентурной разведкой». Пожалуй, это был единственный случай в истории войн, когда агентура забрасывалась с самолетов не на вражескую, а на свою собственную территорию, ведь Мамантов действовал в глубоком тылу Красной Армии.

Конечно, гораздо проще и дешевле было разослать по селам разведчиков на лошадях или на мотоциклах, но слишком опасными для красных считались дороги Воронежской губернии в сентябре 1919-го. За каждым кустом мерещились неуловимые и безжалостные к врагу казачьи разъезды. Между тем агентурная разведка тоже не оправдала надежд. Экипажи инструкторского отряда много раз садились на окраинах деревень, но везде мужики клялись и божились, что ни о каких казаках и слыхом не слыхивали.


ДАЛЕЕ

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz