В конце февраля унтер-офицер Кропинов с летнабом поручиком Сахаровым, перелетая из Березника в Обозерскую, из-за тумана сбились с курса и залетели глубоко в тундру. Когда кончился бензин, они сели где-то в районе устья Онеги и, «подкрепившись» спиртом из разбитого компаса, отправились на поиски жилья пешком. Двое суток в страшный мороз авиаторы шли, утопая в снегу и не встречая ни одной живой души. Только на третий день они наткнулись на зимовье самоедов (небольшой северный народ, ныне именуемый ненцами или нгасанами). Радушно встретив неожиданных гостей, «дети тундры» обогрели их и отвезли на оленьих упряжках в ближайшее село.
В начале марта из Англии пришел транспорт с новыми самолетами. Авиакорпус пополнился двумя «Сопвичами полуторастоечными» и двумя истребителями «Сопвич Кэмел». На этом же пароходе прибыл и новый командир Славяно-Британского авиакорпуса, выходец из Южной Африки, полковник Ван дер Спай, сменивший майора Моллэйра.
5 марта он впервые появился на аэродроме Двинский Березник и, несмотря на разыгравшуюся пургу, приказал летчику Кропинову с летнабом мичманом Смирновым немедленно вылететь на разведку. Когда ему возразили, что погода нелетная и экипаж рискует разбиться, он надменно ответил: «Для британских пилотов не существует погоды, для них есть только приказ!» Кропинов пошел на взлет, но на высоте 40 метров мощный порыв ветра опрокинул машину. «Сопвич» скользнул на крыло и врезался в землю. Оба летчика погибли, но полковник, как говорится, не моргнув глазом, скомандовал: «Следующий!» Взлетел капитан Слюсаренко, однако через несколько минут был вынужден вернуться. Тогда Ван дер Спай отправил в полет поручика Байдака, но и тот не смог пробиться сквозь снежный буран и с трудом возвратился через четверть часа. Отчитав пилотов за «неумение летать», полковник покинул аэродром. Так состоялось знакомство с новым командиром.
Впрочем, служба Ван дер Спая в России закончилась довольно скоро. 24 апреля в разведывательном полете вдоль реки Ваги у поселка Шеговары заглох мотор его самолета. Полковнику пришлось садиться на берегу, занятом красными. Летевший с ним в паре Козаков, снизившись, увидел, как двое красноармейцев вытащили гордого британца за шиворот из кабины и куда-то повели, подгоняя прикладами винтовок. Помочь ему Козаков ничем не мог, да, наверное, не очень-то и хотел. Любопытно, что красные так и не смогли воспользоваться трофейным самолетом, поскольку, согласно документу, он был «сожжен от неосторожного обращения с огнем одного из местных жителей».
Ван дер Спай совсем недолго томился в большевистских застенках. Уже в начале мая года его и нескольких других британских военнопленных обменяли при посредничестве датского Красного Креста на попавшего в плен к англичанам видного балтийского комиссара Федора Раскольникова. Полковник больше не появлялся в России, а вот с Раскольниковым мы еще не раз встретимся на страницах книги.
Новым командующим авиацией назначили полковника Грэя, пожилого 55-летнего летчика, ветерана Первой мировой войны, с которым у русских авиаторов быстро наладились хорошие отношения.
Весной в Архангельск поступила крупная партия новых английских самолетов. В общем счете был получен 21 «Де Хэвилленд» DH.9, 12 DH.9a с более мощными моторами, 15 истребителей Сопвич «Снайп», несколько «Ариэйтов» и шесть учебно-тренировочных «Авро-504», предназначенных для так и не приступившей к работе архангельской летной школы. Впоследствии на «Авро» установили турельные пулеметы и отправили на «речной» фронт. Вместе с самолетами прибыли английские летчики. Русским же из новой техники достались четыре «Де Хэвилленда» и три «Снайпа». Появление этих машин позволило снизить нагрузку на уже достаточно изношенные «Сопвичи».
Ввиду того, что численный состав авиакорпуса значительно возрос, была изменена его организационная структура. Авиакорпус (в некоторых документах этого периода встречается также название «Авиационные силы Севера») был разделен на три дивизиона. Первым командовал А.А. Козаков, получивший к тому времени чин майора британских Королевских ВВС, вторым и третьим – англичане, майоры Кэрр и Боумэн. Дивизион Козакова, в свою очередь, делился на два отряда, которые возглавляли капитан Модрах и штабс-капитан Белоусович.
С наступлением весны активизировала свою деятельность советская авиация. К тому времени на «речном» фронте действовали 18-й армейский разведотряд (летчики Дьячков, Ковалев, Кудрявцев, Лавров, Смирнов и Суворов), а также подразделения морской авиации в составе 1-го морского истротряда, Беломорского гидроотряда и 3-го отдельного морского гидроотряда (Камского), объединенных в Северный воздушный дивизион и подчиненных командованию Северодвинской флотилии.
Аэродром 18 отряда располагался у реки Ваги к северу от Шенкурска. Морские истребители базировались на полевом аэродроме у села Пучуга на берегу Северной Двины. Там же стояли баржи-авиатранспорты с ангарами гидросамолетов. Плавучей мастерской, казармой и штабом для них служил пароход «Пугачев».
Интересно, что между армейской и морской авиацией не было никакой связи и взаимодействия. Несмотря на то, что их аэродромы разделяло не более 40 км, сухопутные и морские летчики никогда не проводили совместных операций и зачастую даже не знали, что творится у соседей. Впрочем, примерно такая же картина наблюдалась и у белых.
В конце мая – начале июня белогвардейцы все чаще отмечали разведывательные полеты красных гидропланов над своими позициями. Иногда это сопровождалось сбросом бомб, хотя и не приносивших большого вреда, но вызывавших нервозную реакцию у солдат. К тому же «Ньюпоры» 1-го истротряда неоднократно пытались атаковать «Сопвичи» и «Ариэйты» Славяно-Британского авиакорпуса. Ни один самолет при этом не был сбит, но однажды красным удалось серьезно повредить «Сопвич» поручика Бабаненко.
Также в целом безрезультатно прошло несколько воздушных боев с участием самолетов 18-го разведотряда. Информация о них весьма скудна и противоречива. Например, по советским данным, в начале мая экипаж Суворова – Слепяна на «Сопвиче» сбил пытавшийся их атаковать английский истребитель. Однако, судя по архивным документам, в мае 1919-го ни английские, ни русские части Славяно-Британского авиакорпуса боевых потерь не имели.
19 мая тот же «Сопвич» был поврежден огнем с земли. Уже на подлете к аэродрому заглох двигатель. Летчик попытался сесть на узкую деревенскую улицу, но, не рассчитав, зацепил тележкой шасси за крышу сарая. Самолет разбился, а Суворов и Слепян получили тяжелые увечья.
Не менее трех воздушных боев провел летавший на разрисованном черепами «Ньюпоре-23» красвоенлет Сергей Смирнов. Ему тоже приписывают сбитый английский самолет, но и этот успех не нашел подтверждения. В «Боевом журнале» 18-го разведотряда более-менее подробно описан бой, произошедший 31 мая. Смирнов на высоте 3200 м атаковал «двухместный аппарат неустановленного типа», но сам попал под огонь воздушного стрелка. Несколько пуль пробили цилиндры двигателя и повредили пулемет. Пришлось возвращаться. На посадке «Ньюпор» скапотировал – и Смирнов с сильными ушибами и ссадинами попал в госпиталь. Впрочем, уже через несколько дней подлечившийся летчик и отремонтированный самолет вернулись в строй.
При отсутствии реальных достижений, их приходилось выдумывать. Советская пропаганда сделала из Смирнова, не одержавшего ни одной воздушной победы, выдающегося аса-истребителя. С чьей-то подачи возникла легенда, что белогвардейцы, которые на самом деле и слыхом не слыхивали ни о каком Смирнове, панически боялись этого летчика и даже прозвали его «красным дьяволом». За «неоднократные подвиги» (непонятно, правда, какие именно) Смирнов был награжден орденом Красного знамени. Такой же награды удостоились и Суворов со Слепяном.
Еще одну воздушную победу засчитали 6 мая летчику П.А. Пентко из 2-го разведотряда, который с апреля 1919 г. воевал на «железнодорожном» фронте. Правда, сам Пентко не был уверен в том, что ему удалось сбить вражеский аэроплан. Вот выдержка из его послеполетного доклада: «Около 462 версты встретил неприятельский самолет (бимоноплан защитного цвета с белыми кругами), обстрелял его (выпустил, не метясь, 20 патронов), после чего он пошел спиралью вниз. По пути на ст. Обозерская его больше не видел ни в воздухе, ни на аэродроме, где я различил 4 палатки и 1 сарайчик. Бомбы сбросил перед боем около 464 версты».
Несмотря на столь осторожный доклад, в котором нет прямых утверждений об уничтожении вражеского самолета, начальство решило, что Пентко его все-таки сбил. И через год был издан приказ Реввоенсовета № 208 о награждении летчика орденом Красного знамени. В приказе, в частности, говорилось: «... за то, что при своем налете на тыл противника 6 мая 1919 г., несмотря на сильный обстрел артиллерийским и ружейным огнем, он смело вступил в бой с неприятельским аппаратом и, благодаря исключительному мужеству и хладнокровию, сбил его. При неоднократных налетах противника тов. Пентко первым поднимался на встречу неприятельским самолетам, показывая пример неустрашимости своим сотрудникам, и всегда обращал врага в бегство».
Можно предположить, что советский летчик атаковал «Сопвич полуторастоечный» поручика Бабаненко, который получил повреждения и совершил вынужденную посадку, не долетев до своего аэродрома. В отличие от «Де Хэвиллендов», «Ариэйтов» и «Кэмелов», на «Сопвичи полуторастоечные» и «Ньюпоры», принадлежавшие Славяно-британскому авиакорпусу, были нанесены не английские, а российские «кокарды» с большим центральным белым полем и относительно узкой красно-синей окантовкой. На расстоянии их вполне можно было принять за белые круги.
Кстати, бывший штабс-капитан Пентко в годы Первой мировой войны служил летнабом в 1-й боевой авиагруппе под командованием А.А. Козакова и неоднократно участвовал в воздушных боях с немецкими аэропланами. Встав на сторону красных, он обучился управлять самолетом, стал летчиком-истребителем и воевал на Северном фронте против своего бывшего командира. Увы, эта история была типичной для российских авиаторов той эпохи.
Помимо авиационных частей, в состав ВВС 6-й армии с ноября 1918 года входил 15-й воздухоплавательный отряд, приданный 18-й стрелковой дивизии и осуществлявший со своего аэростата типа «Парсеваль» корректировку огня советской артиллерии у станции Плесецкая.
В апреле 1919-го английский самолет попытался разбомбить стоянку воздухотряда, но безуспешно: сам баллон и его лебедка получили лишь небольшие повреждения от осколков. 3-го июня другой двухместный самолет вновь атаковал висящий на тросе аэростат. В этот раз экипаж сделал ставку на пулеметный огонь и разрывные пули. По словам очевидцев, летчик, накренив машину, описывал круги вокруг аэростата, а летнаб обстреливал его из турельной спарки «Льюисов», выпустив восемь или девять длинных очередей. С земли по самолету бил зенитный пулемет, но англичанину было гораздо легче поразить огромную и неподвижную «тушу» «Парсеваля». В баллон попало 89 пуль, из них семь разрывных, проделавших в оболочке большие рваные дыры. Расстреляв боекомплект, самолет улетел.
В результате этой атаки аэростат пришлось списать как негодный к восстановлению. Кроме того, наблюдатель и телефонист, находившиеся в гондоле, получили ранения, а один из солдат наземной команды погиб от шальной пули. Поскольку запасных оболочек в 15-м воздухотряде не было, его пришлось отвести в тыл. На фронт он вернулся только в сентябре и еще примерно месяц вел боевую работу в районе Петрозаводска.
В середине июня, в связи с запланированным наступлением на «речном» фронте, «славяно-британцы» решили одним ударом нейтрализовать советские авиасилы в этом районе. Поскольку наибольшее беспокойство белой армии доставляла морская авиация красных, для атаки был выбран аэродром Пучуга. В этой связи полковник Козаков разработал план, который по своей дерзости граничил с авантюрой. Не очень-то надеясь на точность бомбометания, он предложил осуществить под прикрытием истребителей посадку трех «Сопвичей» прямо на советском аэродроме! Их экипажи должны были подбежать к палаткам-ангарам и поджечь их с помощью факелов и канистр с бензином. После взлета «Сопвичей» «Де Хэвиллендам» надлежало сбросить на ВПП и уцелевшие аэродромные постройки 250-фунтовые бомбы.
Несмотря на высокий риск, предложение нашло поддержку и русских, и английских летчиков. Налет был назначен на вечер 17 июня. Для участия в нем выделили все наличные силы – 13 машин, однако сразу после взлета из-за неполадок в моторах пришлось садиться «Ньюпору» лейтенанта Бересневича и «Снайпу» английского пилота Найта. Для воздушного прикрытия диверсионной команды остался единственный «Снайп» майора Кэрра. Это превысило все допустимые пределы риска и вынудило на ходу менять план операции. Вместо посадки на летном поле «Сопвичи» начали кружить над ангарами, обстреливая их зажигательными пулями. Несколько «Де Хэвиллендов» сбросили бомбы на аэродром, другие ушли бомбить гидроавиатранспорты. Но, как и предполагал Козаков, ни одна бомба точно в цель не попала.
Тем не менее с воздуха было видно, как от зажигательных пуль вспыхнул стоявший на полосе «Ньюпор» и взорвались сложенные на краю аэродрома бочки с горючим. Кроме того, в изрешеченных пулями и осколками бомб палатках были выведены из строя еще один «Ньюпор» и «Спад», а на плавучем ангаре – серьезно повреждены два гидроплана М-20. При налете погибли два человека и шестеро получили ранения.
На следующий день 1-й истротряд, оставшийся без самолетов, был отведен в тыл на переформирование. Таким образом, первую и едва ли не единственную в Гражданской войне операцию по завоеванию господства в воздухе можно считать успешной. Показательно, что командир Двинской флотилии красных В.Н. Варваци в отчете о боях за июнь называет бомбардировку Пучуги «разгромом нашей авиации» и больше того – «превозвестником грядущих неудач и поражений».
А поражения действительно не заставили себя ждать. Уже 19 июня «славяно-британцы», окрыленные успехом, предприняли мощный налет на корабли Двинской флотилии. В 20 часов пятерка «Де Хэвилендов» атаковала вооруженные пароходы, буксиры и баржи у острова Селец. 250-фунтовая бомба попала в «Плавбатарею №5» – крупную речную баржу с установленными на ней двумя корабельными шестидюймовыми пушками. Чтобы избежать затопления, «плавбатарею» с развороченным бортом пришлось срочно отбуксировать к берегу, где она села на грунт. На следующий день состоялся повторный налет, поддержанный артиллерией английских канонерок.
Одновременно по берегам Двины перешли в наступление наземные силы Славяно-Британского легиона и части английских войск. В результате комбинированного удара красные были сбиты с позиций и отошли на 10-15 км. к югу. При этом вооруженный пароход «Коммунист» получил шесть надводных пробоин от мелких 20-фунтовых бомб, но остался на плаву. Менее серьезные повреждения достались четырем большим и пяти малым буксирам из состава красной флотилии. Еще четыре вооруженных парохода были подбиты артиллерийским огнем. Флотилия потеряла 10 человек убитыми и 23 ранеными. Развитию успеха белых войск помешали выставленные на Двине и Ваге заграждения из плавучих мин.
К концу июня фронт стабилизировался в районе деревень Слуда и Сельменга. Но уже 6 июля в одном из полков русской Северной армии, сформированном англичанами из пленных красноармейцев, вспыхнул мятеж. Восставшие перебили своих офицеров и частью разбежались, частью перешли к противнику. Воспользовавшись этим, отряды Красной Армии нанесли контрудар и оттеснили интервентов на исходные позиции.
Между тем завершение Первой мировой войны, наметившееся поражение колчаковской армии и отсутствие решающих успехов на Севере все больше склоняло власти западных стран к прекращению вооруженной интервенции в России. В июне Архангельск покинули американцы. А в июле парламент Великобритании по требованию пришедшей к власти на выборах партии лейбористов также принял решение о выводе войск с российской территории.
Для белогвардейцев это решение прозвучало как похоронный марш. Всем было ясно, что без поддержки союзников долго удерживать фронт не удастся. Это понимали и английские военные, вынужденные подчиниться приказу.
Чтобы прикрыть отвод своих частей и хоть немного облегчить положение остающейся на позициях белой армии, англичане решили провести «под занавес» крупномасштабную наступательную операцию. Авиации в ней отводилась заметная роль. Все самолеты Славяно-Британского авиакорпуса были сосредоточены на аэродроме Кургомень в 10 километрах от линии фронта. Одновременно с началом артподготовки они появились над окопами красных, забрасывая их осколочными бомбами и обстреливая из пулеметов.
Отчаянно смело действовал полковник Козаков. Даже видавшие виды английские летчики были удивлены тем, как он на своем истребителе, не обращая внимания на плотный ружейно-пулеметный огонь, с высоты 10 – 20 метров расстреливал большевистские окопы. Раз за разом он проносился буквально по головам неприятеля, как будто играя со смертью. В конце концов, красноармейцы не выдержали и обратились в бегство... прямо на пулеметы скрытно зашедших им в тыл белогвардейцев.
Разгром был полный. На брошенных красными укрепленных позициях осталось свыше сотни трупов, более 500 человек сдалось в плен. Даже штаб 6-й армии с трудом избежал этой участи, едва успев скрыться в лесу. Снова, как и год назад, возникла ситуация, когда перед белогвардейским фронтом на многие десятки километров оказалась пустота. Можно было беспрепятственно развивать наступление, но англичане, посчитав свою задачу выполненной, начали отход. Малочисленные белые части продвинулись вдоль берегов Двины к югу, вновь заняв деревню Сельцо, оставленную ими еще в ноябре 1918-го, и село Пучуга с бывшим аэродромом красных.
После этого в боях вновь наступило затишье. Бело-английская авиация снова переключилась на действия по кораблям Двинской флотилии. 21 июля в одном из таких налетов был сбит зенитным огнем истребитель британского пилота Найта.
Наиболее драматичной для англичан датой стало 10 августа. Ранним утром этого дня на бомбардировку советских судов вылетели одновременно девять «Де Хэвиллендов»: семь DH.9 и два DH.9a. Сразу после их отлета аэродром накрыл густой туман. Чтобы обозначить полосу пришлось зажечь костры. Через несколько часов вернулись только пять экипажей. Они рассказали, что в воздухе летчики сразу потеряли друг друга, и о судьбе остальных никто не знает. А у самолетов уже должно было кончиться горючее. Затем на аэродром стали поступать известия, что один «Де Хэвилленд» сел на вынужденную под Холмогорами, другой – в Пинеге, третий – на песчаном берегу Двины. Лишь о судьбе четвертого самолета долгое время ничего не было известно. Только через год вернувшийся из советского плена летнаб этой машины Бэгг рассказал, что она, заблудившись, села на территории красных. Пилот Д'Арси-Леви, увидев свою ошибку, пытался завести мотор, но подбежавшие красноармейцы закололи его штыками. Бэгга вытащили из кабины и отвели в штаб, а затем – отправили в Москву.
В конце июля капитан Модрах получил от полковника Борейко, занимавшего пост начальника Управления Воздушного флота Сибирской армии, предложение возглавить Полевое управление авиации этой армии. Модрах ответил согласием. 1 августа он вместе с капитаном Белоусовичем уехал с фронта в Архангельск, чтобы оттуда, с экспедицией известного полярника Вилькицкого по Северному Ледовитому океану добраться до устья Енисея. Полковник Козаков решил проводить своих боевых товарищей и одновременно опробовать только что отремонтированный «Снайп».
Разбежавшись по полосе, самолет Козакова круто пошел вверх, на мгновение завис почти вертикально, затем вдруг опрокинулся и с работающим на полном газу мотором отвесно врезался в землю. Через несколько минут пилот скончался на месте аварии.
О причине гибели лучшего летчика царской России до сих пор идут споры. Есть версия, что при крутом наборе высоты у «Снайпа» внезапно «сдал» двигатель. Но это опровергают многочисленные свидетели, которые не услышали остановки или падения оборотов мотора. К тому же столь опытный летчик не должен был сразу после отрыва так резко задирать нос своей машины. Это считается грубой и опасной ошибкой, непростительной даже для начинающих пилотов.
По другой гипотезе Козаков, не до конца оправившийся от ранения и истощенный непрерывной боевой работой, просто потерял сознание в воздухе. Наконец, нельзя исключить вероятность того, что полковник, предвидя неизбежность гибели белой армии, в состоянии аффекта решил свести счеты с жизнью.