Великий Князь Константин (минный транспорт)
«Вели́кий князь Константи́н» — минный транспорт (носитель минных катеров). Иногда можно встретить классификацию «пароход активной обороны» (характерно для документов того времени).
До и после войны — пассажирский пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), который в период с 1877 по 1879 годы был переоборудован в военный корабль по проекту С. О. Макарова.
Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов катерами этого минного транспорта впервые в истории было применено минно-торпедное оружие.
Назван в честь Константина Николаевича Романова (1827—1892), второго сына российского императора Николая I.
В документах того периода, особенно в отчетах и донесениях, пароход часто упоминается как «Константин» (хотя официального переименования этого парохода не было).
![Файл:Battleship Velikiy Knyaz Konstantin 1.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/49/Battleship_Velikiy_Knyaz_Konstantin_1.jpg/800px-Battleship_Velikiy_Knyaz_Konstantin_1.jpg)
Параметры
Водоизмещение1480 т (массовое ?)
2500 т (полное ?)
Длина74,4 м (между перпендикулярами)
73 м (по ватерлинии)
Ширина8,5 м
Осадка4,42 м (носом)
5,33 м (кормой)
4,6 м (среднее)
Бронированиеотсутствует
Технические данные
Силовая установкадвухцилиндровая паровая машина прямого действия
Винтыодин, диаметр 1,52 м
Мощность350 нарицательных л.с.
160 нариц.л.с. (после замены французской машины на английскую в 1871)
Скорость12,7 узла
Экипаж5 офицеров и 78 нижних чинов, включая 12 человек команды для катеров
Вооружение
Артиллерия1 6-дюймовая (152-мм) нарезная мортира,
2 9-фунтовых (107-мм) нарезные пушки,
2 4-фунтовых (87-мм)
2 3-фунтовых (76-мм) нарезные пушки
(по другим данным - 1 152-мм мортира и 4 9-фунтовые пушки)
Торпедно-минное вооружение4 шестовые мины системы адмирала А. А. Попова,
4 минных катера, вооруженые буксируемыми и шестовыми минами.
Строительство судна
24 февраля 1857 года в Марселе был подписан контракт между РОПиТ и французским акционерноым обществом «Форж э Шантье де ля Медитерране» (фр. Compagnie des Forges et Chantiers de la Méditerranée) на постройку четырех железных пароходов («одного винтового в 350 сил, двух винтовых в 250 сил и одного колесного в 120 сил»): «Великий князь Константин», «Колхида», «Эльбрус» и «Керчь».
Проект был составлен инженером «Форж э Шантье де ля Медитерране» Делакруа. Контрактная стоимость постройки парохода «Великий князь Константин» составила 1,07 млн франков.
Строился пароход на верфи в городке Ла-Сейн (фр. la Seine), расположенном близь Тулона.
Церемония закладки состоялась 14 апреля 1857 года. На церемонии присутствовал сам великий князь Константин Николаевич, генерал-адмирал, министр флота и морского ведомства. В своём письме императору Александру II об этом событии он сообщал:
«…после полудня отправились в маленький порт La Seyne, находящийся на здешнем рейде, в котором большая частная верфь, принадлежащая частной промышленной компании. Тут строится одна шхуна для Кавказа (прим. — винтовая шхуна „Псезуапе", заказанная в январе 1857 года Военным министерством для Кавказского корпуса) и несколько пароходов для нашей Черноморской компании. Один из пароходов, который должен называться моим именем, я тут закладывал.»
Спуск на воду и испытания
29 сентября 1857 года судно было спущено на воду.
9 октября испытали первые два котла давлением в 3,75 атмосфер. 15 октября успешно прошли испытания цилиндры паровой машины. В период между 1 и 15 ноября все четыре котла погрузили в корпус парохода и смонтировали.
30 декабря 1857 года состоялась проба на швартовах: машина работала плавно, без стука и при давлении пара в цилиндрах около 1 атм. давала 24-26 об/мин. По результатам швартовных испытаний пароход был допущен к первому выходу в море, который состоялся 2 января 1858 года. В ходе его «Великий князь Константин» развил скорость в 11 узлов.
Первые приёмные испытания, проходившие 13 января закончились неудачей — в цилиндры машины начала поступать вода вместо пара как только давление превысило 2 атмосферы. Повторные испытания состоялись 20 января. Пароход испытывался в течение четырех с половиной часов. Котлы уверенно держали пар, и при 50-51 об/мин гребного винта средняя скорость составила почти 13 узлов. Измерения индикаторной мощности показали 1051 л.с. при расходе угля 4,99 кг на индикаторную лошадиную силу в час. В тот же день был подписан акт о приемке парохода от верфи. Это произошло почти на месяц раньше установленного контрактом срока.
В феврале производилась меблировка и доводка судна. К 22 февраля пароход был полностью готов.
23 февраля 1858 года под командой капитана 2 ранга Шкота «Великий князь Константин» вышел из Марселя в Россию. При попутном ветре под парусами на фок-мачте и работе машины при 52 об/мин судно в открытом море развивало ход, превышающий временами 14 узлов. Совершив по пути заходы в Мессину, Сиру и Стамбул, 14 марта пароход благополучно прибыл на одесский рейд, откуда вскоре вышел в свой первый почтово-пассажирский рейс на Яффу.
Служба в РОПиТ
![Файл:Ship Velikiy Knyaz Konstantin 2.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Ship_Velikiy_Knyaz_Konstantin_2.jpg)
Пароход РОПиТ «Великий князь Константин»
В первые годы службы «Великий князь Константин» выполнял регулярные рейсы на Марсельской, Александрийской, Салоникской и Кавказской линиях и считался одним из лучших лайнеров РОПиТ. По размерам, комфортабельности, роскоши отделки и скорости среди черноморских судов с ним смог конкурировать только другой пароход Общества — «Император Александр II».
В первых рейсах «Великий князь Константин» продемонстрировал вполне приличные мореходные качества, однако при сильном волнении начинал принимать воду на палубу. Для ликвидации этого недостатка в 1859 году на пароходе был надстроен полубак.
В 1866 году, когда в русском торговом флоте ввели систему приписки гражданских судов к портам, «Великий князь Константин» под регистрационным номером 22 получил приписку к Одесскому торговому порту.
В 1871 году французскую паровую машину заменили на двухцилиндровую прямого действия, изготовленную английской фирмой «Дж. Пени энд Сонз» в Гринвиче. Новые механизмы были более надежны и экономичны, и, несмотря на уменьшение нарицательной мощности с 350 до 160 л. с., пароход тем не менее сохранил свои скоростные качества.
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)