Сэки, Юкио
Юкио Сэки (関行男, род. 29 августа 1921 года; † 25 октября, 1944 года) – японский летчик Императорского флота времен Второй мировой войны, считается первым командиром звена истребителей отряда специальных атак. Последний вылет Сэки совершил 25 октября 1944 года в рамках сражения в заливе Лейте. Он командовал звеном из 5 истребителей «Зеро», которые атаковали американские военные корабли, и стал первым камикадзе, поразившим вражеский корабль.
лейтенант Юкио Сэки в летной форме.
До войны
Юкио Сэки родился в 1921 году в небольшом городе Ио-Сайдзё в Сикоку. Его родители держали магазин посуды и принадлежностей для чайных церемоний. Будучи учеником средней школы Сэки обучался морскому делу и принял решение связать свою судьбу с Военно-морским флотом. Поскольку все моряки были готовы погибнуть в сражении и Юкио был единственным ребенком, семья удочерила девочку примерно того же возраста, что и Юкио, чтобы заниматься семейными делами. Юкио хорошо играл в теннис и на протяжении одного года был капитаном школьной теннисной команды.
В 1938 году он одновременно поступал в Военную-морскую Академию и в Военную академию Императорской армии Японии. Был принят в обе из них и сделал выбор в пользу флота. Сэки проходил обучение в Военно-морской Имперской Академии (яп.:ja:海軍兵学校 (日本) в Этадзиме. Будущий начальник штаба 1-го Воздушного флота, Рикихей Иногути, будучи преподавателем Академии, отметил, что Сэки станет хорошим командиром . Во время учебы у Юкио умирает отец, мать закрывает лавку и живет одна. В июне 1941 года Юкио Сэки присвоено звание лейтенанта. За месяц до атаки на Пёрл-Харбор Сэки закончил обучение и был направлен на линкор «Фусо» (яп.: ja:扶桑 (戦艦)). Вскоре был переведен на легкий авианосец «Читосе» (яп.:ja:千歳 (空母).
Сослуживцы Сэки отмечали его многогранность и разнообразие интересов. Одним из его хобби было рисование, которому он уделял значительную часть свободного времени .
Во время войны
Сэки участвовал в некоторых операциях флота и принимал участие в битве у атолла Мидуэй, поскольку корабль «Читосе» был во второй волне японских кораблей.
В ноябре 1942 года Сэки возвращается в Японию и поступает в Морскую летную школу в Касумигауре, (префектура Ибараки). После прохождения базовой подготовки был переведен в город Уса (префектура Оита) для тренировки в качестве пилота палубного бомбардировщика. В январе 1944 года он стал пилот-инструктором в Касумигауре. Во время своего пребывания в летной школе Сэки подружился с семьей Ванатабэ, живущей в Камакуре и влюбился в их дочь Марико. Однажды, когда он выпивал с коллегами, один из них посоветовал всем им жениться в один день, 27 мая, в день военно-морского флота (день победы японского флота над русским флотом в Цусимском проливе). Все согласились. В ближайшие выходные Сэки приехал в Камакуру и сделал предложение Марико в присутствии ее матери. Марико приняла предложение и они поженились 31 мая 1944 года. Только Секае, мать Сэки, была с его стороны на свадьбе. После свадьбы она жила с молодой парой около месяца и затем покинула их, сказав, что молодая пара иногда должна жить одна. Через некоторое время они переехали поближе к летной школе.
В сентябре 1944 года Сэки был переведен в Тайнань (город на Тайване). Ему пришлось оставить жену дома, потому что Тайвань не был достаточно безопасным местом. Марико следовала за Сэки вплоть до Иокогамы, чтобы попрощаться. Через 3 недели после перевода в Тайнан он был переведен снова, на этот раз в 201-ю авиагруппу, базирующуюся на Филиппинах в качестве командира 301-й эскадрильи. Первоначально авиагруппа базировалась на аэродроме Николс (англ.:en:Nichols Field), но в связи с участившимися налетами американской авиации была передвинута в Мабалакат (на острове Лусон).
201-я авиагруппа была одной из основных боевых единиц на Филиппинах. К середине октября в ней насчитывалось 30 исправных истребителей, которые были собраны со всего 1-го воздушного флота. Лейтенант Сэки на этот момент имел менее 300 часов налета и был пилотом-бомбардировщиком . Руководству авиагруппы было не до молодого лейтенанта несмотря на то, что Сэки постоянно требовал отправить его в боевой вылет .
В качестве камикадзе
В октябре обстановка на фронте была крайне напряженная, американские войска высадились на Филиппинах и японское командование было вынуждено принять срочные меры. По приказу Императорского генерального штаба была начата операция «СЁ» (в переводе «победа»); 17 октября вице-адмирал Ониси вступил в должность командующего 1-м воздушным флотом, а уже 19 октября прибыл в Мабалакат для реализации идеи отряда специальных атак.
Группа «Сикисима» из первого Корпуса Специальных Атак готовится к вылету с авиабазы Мабалакат на Филиппинах. Люди запечатлены за церемониальным прощальным тостом. Командир группы – лейтенант Юкио Сэки – с чашкой воды в руках. Вице-адмирал Ониси – в центре фотографии лицом к пяти членам группы «Сикисима». Человек, предлагающий Сэки чашку воды – Асаити Тамаи. (20 октября1944).
Недостатка рядовых летчиков для выполнения самоубийственной атаки не было. Однако командование 201-й авиагруппы не сразу определилось с кандидатурой командира отряда. Заместитель командира 201-й авиагруппы 1-го Воздушного Флота капитан 2-го ранга Асаити Тамаи (яп.: ja: 玉井浅一) в виду отсутствия опытного летчика Наоси Канно, который был направлен со спецзаданием в Японию, выдвинул кандидатуру Сэки. Сэки был еще новичком в авиагруппе, однако настойчивость и решительность, требования отправить его в боевой вылет сделали свое дело и Тамаи решил, что этот человек способен на что-то серьезное. Немедленно (в ту же ночь 19 октября) Сэки был вызван в штаб 201-й авиагруппы. Тамаи положил ему руку на плечо и сказал:
Сэки, адмирал Ониси лично посетил 201-ю авиагруппу, чтобы изложить план, который имеет огромное значение для Японии. Этот план заключается в том, что пилоты «Зеро», вооруженных 250-кг бомбами, будут намеренно пикировать на палубы вражеских авианосцев, чтобы обеспечить успех операции «СЁ». Вас выбрали командиром подразделения для таких атак. Как вы на это смотрите?
При этом у капитана 2 ранга Тамаи на глазах стояли слезы.
Сэки ответил не сразу. Он сидел неподвижно, опершись локтями о стол и обхватив руками голову. Он плотно сжал челюсти и закрыл глаза, погрузившись в свои мысли. Прошло долгих 5 секунд… Наконец он шевельнулся, пропустив свои длинные волосы сквозь пальцы. Затем он медленно поднял голову и произнес уверенным голосом:
Вы обязаны позволить мне сделать это.
Его голос совершенно не дрогнул.
«Спасибо» — просто сказал Тамаи.
Рихей Иногути, присутствовавший при этом разговоре отметил, что после ответа Сэки
…давящая атмосфера рассеялась, и в комнате повеяло свежестью, словно тучи разошлись, чтобы пропустить лунный свет. Мы обсудили ближайшие меры, которые следует предпринять. Обсуждение было коротким, но в каждом слове Сэки, в каждом его жесте я видел сильный характер, который подтверждал, что мы правильно выбрали командира.
Несмотря на свое внешнее спокойствие, Сэки был подавлен. Этот эпизод проиллюстрирован в художественном фильме За тех, кого мы любим.
В эту же ночь был вывешен приказ за подписью вице-адмирала Ониси:
201-я авиагруппа сформирует корпус специальных атак и мы 25 октября уничтожим или выведем из строя вражеские авианосцы в водах к востоку от Филиппин. Корпус будет называться отрядом специальных атак «Симпу». Он будет состоять из 26 истребителей, из которых половина предназначена для таранных ударов, а вторая — для сопровождения. Они будут разделены на 4 звена, которые получат названия: «Сикисима», «Ямато», «Асахи», «Ямадзакура». Отрядом «Симпу» будет командовать лейтенант Юкио Сэки.
Смотреть онлайн :
На рассвете 20 октября 1944 года 1-я группа под командованием Сэки была готова к вылету. Первый вылет группы состоялся 21 октября. Рапортуя перед вылетом Юкио имел довольно измученный вид, потому что в течение 3 дней страдал расстройством пищеварительного тракта.
Однако есть и другая причина измученного вида Сэки. Он был подавлен. И даже высказался по этому поводу военному корреспонденту: «Плохи дела Японии, если она заставляет гибнуть своих лучших пилотов. Я иду на это не за Императора и не за Империю. Я иду, потому что мне так приказано!» .
Отправляясь на верную смерть, Сэки попросил Тамаи позаботиться о традиционной памятке для родных – пряди волос. Однако вылетевшая группа так и не обнаружила противника. Все самолеты вернулись на базу, и Сэки со слезами на глазах извинялся за неудачу. Группа под руководством лейтенанта Сэки четыре раза возвращалась на аэродром в Мабалакате.
Взлет группы Сэки 25 октября 1944 года (A6M2, 301st Hikotaki, 201st Kokutai, ikishima-Tai)
25 октября 1944 года отряд Сикисима под командованием лейтенанта Сэки поднялся в воздух в 7.25. Группу камикадзе сопровождала группа из 4 истребителей A6M5, под руководством легендарного аса Хироёси Нисидзава. Остальные пилоты сопровождения: Мисао Сугава, Синго Хонда и Рёдзи Баба.
В 10.10 был замечен вражеский флот. В легкой дождевой завесе были обнаружены от 4 до 5 американских линкоров в сопровождении более чем 30 крейсеров, эсминцев и других кораблей. Они направлялись на север под прикрытием группы из примерно 20 самолетов. В 10.40 была замечена еще одна группа кораблей на расстоянии 90 миль от Так-лобана по пеленгу 85° у восточного побережья Лейте.
В 10.45 самолет Сэки первым протаранил вражеский авианосец. За этим последовал удар второго самолета, который попал в тот же корабль и почти в то же самое место. Пламя и дым после этих попаданий поднялись в воздух чуть ли не на километр. Авианосец затонул .
Токио сообщило об этом событии в эпохальном коммюнике императорской ставки. «В 10.45 отряд «Сикисима» из состава корпуса специальных атак камикадзе произвел успешную внезапную атаку вражеского оперативного соединения, состоящего из 4 авианосцев, в 30 милях к северо-западу от острова Сулуан. 2 самолета врезались в один авианосец, который достоверно потоплен. Третий самолет врезался в другой авианосец, который загорелся. Четвертый протаранил крейсер, который затонул немедленно».
В этот день пилоты-камикадзе повредили эскортные авианосцы «Калинин Бей», «Киткен Бей» и «Уайт Плейнз», а эскортный авианосец «Сент-Ло», который был атакован лейтенантом Сэки и вторым самолетом - затонул.
Успех атаки на авианосец «Сент-Ло» заключался в примененной тактике. Атакующий имитировал заход на посадку, он вышел из пике на расстоянии около тысячи метров и затем направился к авианосцу на высоте около 30 метров. Зенитки авианосца вели огонь по самолету, но без видимого результата. Уже над палубой с самолета была сброшена бомба, далее самолет перевернулся и рухнул на палубу ..
28 октября адмирал Соёму Тойода, главнокомандующий объединенным флотом, заявил, что эти 5 летчиков, которые преднамеренно погибли, выполняя «специальные атаки» навсегда останутся героями в памяти народа и имя Сэки будет первым в этом списке.
Успех группы Сэки, повлек за собой рост энтузиазма, граничащего с эйфорией у стратегов использования «специальных атак». Сотни и даже тысячи молодых людей вызывались добровольцами в камикадзе. Вице-адмирал Ониси убедил командующего 2-м воздушным флотом адмирала Фукудомэ, что 2-й воздушный флот должен последовать примеру 1-го воздушного флота и присоединится к спец-атакам.