Подводный авианосец — подводная лодка, несущая на борту авиацию.
В японском флоте во время Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов (подобные подводные лодки также строились во Франции). Самолёты хранились в сложенном виде в специальном ангаре внутри субмарины. Взлёт осуществлялся в надводном положении лодки, после вывода самолёта из ангара и сборки. На палубе в носовой части субмарины имелись специальные полозья катапульты укороченного старта, с которых самолёт поднимался в небо. После завершения полёта самолёт приводнялся и убирался обратно в ангар лодки.
В сентябре 1942 года самолет с лодки I-25 совершил налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы, которые, как предполагалось, должны были вызвать обширные пожары в лесных массивах, чего, однако, не произошло и эффект был незначительным. Но нападение имело большой психологический эффект, так как не был известен способ атаки. Это был единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю войну.
Британский подводный авианосец HMS M2
Япония
Проект J-1M — «I-5» (1 гидросамолет разведчик, запуск с воды)
Проект J-2 — «I-6» (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
Проект J-3 — «I-7», «I-8» (-//-)
проект 29 тип «B» — 20 штук (-//-)
… тип «B-2» — 6 шт (-//-)
… тип «B-3» — 3 шт (лодки имели ангары, но самолетов никогда не несли — переоборудованы под «Кайтэн»)
Проект А-1 — 3 шт (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
Тип I-400 — 3 шт (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran)
Тип «АМ» — 4 шт (2 гидросамолета бомбардировщика «Сэйран»(«Seiran»)) 2 не достроены.
Два последних типа были предназначены для ударов по Панамским шлюзам, но о их боевом применении как авианосцев нет сведений.
Ангар на I-400
Гидросамолёт Seiran M6A1, базировавшийся на японских подводных авианосцах типа I-400
Великобритания
После потери тяжеловооруженной лодки HMS M1 и ограничений на вооружение субмарин введённых Вашингтонским морским соглашением в 1922 году, оставшиеся ПЛ типа «М» были переоборудованы для других целей. В 1928 лодка HMS M2 была оснащена водонепроницаемым ангаром и паровой катапультой и была приспособлена для взлёта и посадки небольших гидросамолётов. Субмарина и её самолёт могли использоваться в разведывательных целях в авангарде флота. В 1932 M2 затонула недалеко от Портленда и Британский ВМФ отказался от подводных авианосцев.
Convair F2Y Sea Dart — глиссирующий реактивный гидросамолёт, разрабатывавшийся для базирования на подводных лодках
Франция
ПЛ «Пират» (Сюркуф «Surcouf») 1930 года постройки — погибла в 1942 году. Была оснащена легким гидропланом в ангаре для разведывательной службы и корректировки огня главного калибра подлодки - 203-миллиметровых орудий.