ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 08.01.2025, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6283

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

В некоторых частях круги долго не меняли на звезды по весьма прозаичной причине — из-за отсутствия красной краски. Другие отряды просто не хотели отказываться от собственной «геральдики». Особенно это касалось хвостов самолетов-истребителей, где многие летчики еще со времен Первой мировой войны привыкли изображать отрядные эмблемы. Хотя это и являлось нарушением вышеупомянутого приказа ГУВВФ, на подобную «вольность» в те времена смотрели сквозь пальцы.

На трофейных английских самолетах, захваченных в годы Гражданской войны, английские кокарды заменяли белыми кругами, поверх которых изображали красные звезды (иногда звезды рисовали прямо на кокардах, без белой подложки), а рули поворота (у англичан они были раскрашены вертикальными красно-бело-синими полосами) перекрашивали в красный, черный либо защитный цвет. Иногда на рулях рисовали звезды или эмблемы авиаотрядов, как на истребителе «Снайп» Г. Сапожникова (звезда у него, кстати, была черной).

 

Варианты опознавательных знаков ВВС РККА:

1 — красная звезда без окантовки; 2 — красная звезда с черной каймой, 3 - звезда с окантовкой и вписанной внутрь окружностью.

 

В начале 1920-х гг. опознавательные знаки РККВФ уже однозначно имели привычный вид красных звезд с прямыми лучами. Цвет звезды определялся как «киноварь» — пигмент на основе сульфида ртути, темно-красного цвета. Знак мог иметь тонкую черную окантовку или не иметь ее; очень редко встречались самолеты с белым обрамлением звезды. Но расположение звезд на самолетах отличалось довольно большим разнообразием. Более-менее установившимся стандартом, узаконенным позже инструкциями, можно считать размещение опознавательных знаков в шести позициях: на крыльях сверху и снизу с обеих сторон у концов крыла и на задней части фюзеляжа, тоже с обеих сторон. У бипланов звезды наносились на верхнее крыло сверху и на нижнее снизу. Если самолет имел схему полутораплана (когда нижнее крыло намного меньше верхнего), то опознавательные знаки переносили на нижнюю поверхность верхнего крыла. Но встречались и другие варианты. По принципу «кашу маслом не испортишь» звезды у бипланов рисовали и на верхнем, и на нижнем крыле с обеих сторон. Их иногда наносили и на руль поворота с обеих сторон, а также на горизонтальное оперение снизу (порой и сверху тоже).

 

Виккерс FB.19 из Авиагруппы особого назначения (АТОН), Москва, Ходынский аэродром, 1919 г.

 

Размеры звезд и расстояния от них до элементов конструкции самолета довольно долго оставались произвольными. Обычно эти вопросы решало командование отряда или эскадрильи, поскольку машины одной и той же части на фотографиях чаще всего внешне выглядят единообразно.

26 июля 1927 г. были приняты «Правила по применению отличительных знаков и шифров на военных самолетах ВВС РККА». Согласно им на крыльях сверху и снизу наносились красные звезды с диаметром описанной окружности не менее 1200 мм. Центр круга располагался так, чтобы расстояние от окружности до кончика крыла равнялось 1000 мм. На бипланах звезды изображали сверху на верхнем крыле и снизу на нижнем, на полуторапланах все могло быть размещено на верхнем крыле. На фюзеляже в задней части с двух сторон размещалась звезда диаметром 750 мм, причем ее центр должен был находиться не ближе 500 мм от передней кромки стабилизатора. На летающих лодках знак наносился на борта лодки на расстоянии 1500 мм от перпендикуляра, опущенного из крайней передней точки стабилизатора, в сторону носа самолета. «Правилами» предусматривалось также размещение звезд на нижней поверхности горизонтального оперения; размеры их были такими же, как на фюзеляже. Подобные звезды можно увидеть, например, на фотографиях поплавковых разведчиков Ю-20 62-го отряда.

 

 

В проекте «Правил» указывалось, что при размещении знаков на темном фоне звезда наносилась поверх белого круга. В утвержденном же тексте про круг сказано, но белый цвет уже не упоминается. Однако круги просуществовали недолго. 15 декабря 1929 г. вышел приказ УВВС РККА, в котором говорилось, что «принятые для СССР опознавательные знаки военных самолетов (пятиконечные красные звезды) наносить впредь без вписывания их в круги». Видимо, примерно в это же время отменили и размещение опознавательных знаков на горизонтальном оперении.

За исключением этого, схема расположения звезд по «Правилам» 1927 г. в целом сохранялась без изменений вплоть до начала Великой Отечественной войны.

 

Красную звезду часто изображали на носу фюзеляжа бомбардировщиков ТБ-3 и летающих лодок.

 

В 1930-х гг. на военных самолетах встречались звезды трех видов: без окантовки; с тонким черным кантом; с кантом и вписанной внутри звезды тонкой линией окружностью. Размеры и размещение их в целом соответствовали инструкциям. Но, конечно, встречались и исключения. Например, при нанесении на фюзеляж громоздкой дарственной надписи звезда оказывалась сдвинутой к самому хвосту, а поскольку в этом месте фюзеляж суживался, ее размеры были меньше предписанных. Встречались машины с дополнительной звездой на вертикальном оперении. Так, известен Р-5 из 454-й авиабригады, у которого звездочка вписана в середину тактического номера на руле направления.

Летом 1940 г. после проведения ряда экспериментов по маскировке самолетов было рекомендовано убрать опознавательные знаки с верхней поверхности крыла. Это требование внесли в новые правила размещения опознавательных знаков, которые отразились уже на самолетах выпуска второй половины 1941 г.

 

Тактические номера

В ходе Гражданской войны номера на аэропланах встречались нечасто: слишком малы были численность авиационного парка обеих сторон и плотность его распределения по фронту. Но на тех машинах, где они применялись, встречались два варианта расположения цифр — на задней части фюзеляжа и на руле направления.

В первой половине 1920-х гг. использовать тактические номера стали чаще. Это было связано с тем, что появились части и соединения, имевшие по нескольку десятков однотипных машин с одинаковой схемой окраски. Нумерация обычно шла в пределах отряда, цвет цифр выбирали произвольно, так, чтобы они контрастировали с поверхностью, на которую наносились, места расположения были теми же, что и ранее.

 

Истребитель И-2бис пилота Толкачева из 19-й эскадрильи, Брянск, сентябрь 1929 г.

Хорошо видно, что тактический номер повторен на горизонтальном оперении.

 

Упоминавшимися выше «Правилами» 1927 г. предусматривалось нанесение номеров на руле направления и рулях высоты с обеих сторон цифрами размерами 600 х 600 мм. При малой ширине руля высоты цифру разрешалось частично переносить на стабилизатор. Ориентация цифр была одинаковой и слева, и справа — по полету. Нумерация шла в пределах отряда, поэтому девяти цифр вполне хватало. У отдельных и корпусных отрядов цифра обязательно рисовалась красной краской. Для не отдельных отрядов цвет номеров зависел от номера отряда: у 1-го — красный, 2-го — синий, 3-го — желтый или белый. Цифры могли иметь тонкую окантовку: синие — красной линией, красные и желтые — белой.

Номер машины командира отряда или эскадрильи правилами не определялся и мог быть выбран произвольно. На самолете командира эскадрильи он обязательно должен был быть красным, как у 1-го отряда.

 

МУ-1 Школы морских летчиков, декабрь 1928 г.

Характерный признак — черный номер на белом круге.

 

Сохранившиеся фотографии подтверждают, что расположение тактических номеров на машинах соответствовало установленным требованиям. Но можно отметить и исключения. В 62-м отряде на Балтике на Ю-20 номера продолжали писать на фюзеляже, причем примерно посередине его, у задней стрелковой точки. В 17-м отряде в Украинском военном округе номера размещали на верхнем крыле бипланов Р-1 слева и справа. В 50-м отряде на руле направления находилась отрядная эмблема; номера перенесли на фюзеляж и продублировали на нижнем крыле.

 

МУ-1 Школы морских летчиков в Севастополе, конец 1920-х гг.

 

В летных школах, где самолетов имелось много, их нумеровали подряд, а не поотрядно. Поэтому там можно было встретить самолет «34» или «52». В школах меньше придерживались инструкций, поэтому цифры рисовали и на фюзеляже спереди, и сзади, а также на вертикальном оперении. Но на горизонтальном оперении их повторяли редко. Школа морских летчиков в Севастополе проставляла номер черными цифрами в белом круге на обоих бортах у кабины.

 

Разведчик Р-10 во время войсковых испытаний в 43-й авиабригаде, Харьков, октябрь 1937 г.

Руль направления, по-видимому, красного цвета.

 

Номер не всегда отражался цифрой. Довольно часто командиры эскадрилий и отрядов имели на закрепленных за ними самолетах маленькую красную звездочку на вершине киля. Такие значки встречаются на Р-5, И-5 и ТБ-3. А в 404-й бригаде в Баку звездочками отмечали истребители командиров звеньев. Бывали и более оригинальные подходы. В той же 404-й бригаде комбриг Туржанский приказал нарисовать на своем И-5 с обеих сторон белую букву «Т».

Шрифт цифр никакими инструкциями не определялся. Разнообразие было колоссальное — от примитивно-утилитарного до вычурного «а ля николаевские писаря» с виньетками. Командир каждой части или соединения выбирал что-то свое. В 3-й истребительной эскадрилье после цифр ставили точки (например, «3.»).

 

Р-5 из 37-й легко-бомбардировочной эскадрильи 454-й авиабригады, Средняя Азия, август 1934 г., пилот  Л.Г.Петрушевский. Обратите внимание на звездочку, вписанную в номер на руле направления.

 

Для лучшей видимости номера руль направления мог быть покрашен в контрастный цвет, скажем, белый.

Требования «Правил» 1927 г. фактически в той или иной форме сохранялись до начала Великой Отечественной войны.

 

Эмблемы частей и подразделения

В годы Гражданской войны, когда фантазия летного и технического состава еще не была зажата в жесткие рамки политработниками и чекистами, эмблематика процветала. Так, например, рули поворотов самолетов 1-го истребительного отряда 1-й Советской авиагруппы украшала черная изогнутая оперенная стрела на белом фоне. У 2-го отряда той же группы эмблема была «негативной» — белая стрела на черном фоне. Соответственно, звезды у этих самолетов наносились только на крылья.

 

Истребитель Ньюпор ХХIVбис из 27-го разведывательного отряда, Восточный фронт, лето 1919 г.

 

То же самое относилось к 10-му (эмблема — белый круг на черном фоне), 11-му (комета с белым хвостом на черном фоне), 12-му (руль поворота раскрашен тонкими диагональными полосками черного или красного и белого цветов) и 13-му (черно-красная буддистская эмблема «инь-ян» на белом фоне) истребительным отрядам 4-го авиадивизиона. Рули поворотов «ньюпоров» из 39-го «Железного» авиаотряда украшали изображения земного шара, обвитого белой лентой.   Пожалуй,   наиболее   «брутально» выглядела символика 18-го разведывательного отряда, сформированного на базе Костромской авиагруппы. Как уже говорилось ранее, на хвостах самолетов этой группы скалились белые черепа, они же были нарисованы поверх красных кругов на крыльях. Когда вместо кругов летчикам приказали нарисовать звезды, они все равно оставили свои мрачные символы на рулях поворота, а также вписали их, слегка уменьшив в размерах, в центр звезд на нижнем крыле.

 

«Файтер», захваченный у поляков в 1920 г., 1-я советская боевая авиагруппа, Украина, 1921 г.

 

Не менее распространенным было нанесение эмблем отрядов на борта фюзеляжа. Так, на всех самолетах 25-го разведывательного отряда изображалась красная стрела с птичьим крылом. Эмблемой 3-го корпусного отряда (позже переименованного в 4-й истребительный) являлась стилизованная голова индейца в уборе из перьев. Аэропланы 13-го разведывательного «Казанского» отряда, прозванного за свой номер «Чертовой дюжиной», несли на бортах разнообразные композиции с чертями, причем, судя по фотографиям, ни одна из них не повторялась. Очевидно, летчики, служившие в этом отряде, суевериями не страдали.


ДАЛЕЕ

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz