ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 09.01.2025, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6283

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Ньюпор XVII из 13-го Казанского авиаотряда («Чертова дюжина»), аэродром Сокологорное, Северная Таврия, март 1920 г. Самолет покрыт «серебрянкой», руль направления - белый. Красные звезды имеют непривычную ориентацию - одним лучом вертикально вниз (а на крыле - назад).

 

Между тем, надо отметить, что отрядные эмблемы были отнюдь не повсеместным явлением в РККВФ. Большинство авиаотрядов никаких собственных графических обозначений на самолетах не имело и вполне обходилось без них.

 

Торжественная передача Р-1 «Коломенский рабочий» летчикам.

 

После окончания Гражданской войны вместе с упорядочением структуры авиации навели порядок и с эмблемами. Черти, русалки и черепа с костями полностью исчезли. Остались эмблемы двух видов: связанные с происхождением части и геометрические фигуры, облегчавшие опознавание принадлежности машин. К первым можно отнести, например, эмблему 30-й эскадрильи «Красная Москва», самолеты которой были приобретены на деньги, собранные трудящимися столицы. Над ней явно поработал профессиональный художник. Наносилась она по трафаретам и на всех машинах выглядела совершенно одинаково. Впоследствии эта эмблема изображалась на самолетах всех типов, последовательно сменявших друг друга — Ю-21, Р-ЗЛД и Р-1. Эскадрилья «Ультиматум» имела эмблему в виде самолета, у которого вместо носовой части был нарисован кулак. Подобные картинки несли Р-1 19-го отряда «Дальневосточный ультиматум», только там рядом с эмблемой — белой «фигой» имелась еще и надпись «Н-Н-На!». В 40-й эскадрилье им. Ленина по правому и левому бортам почти по всей длине фюзеляжа шла белая стрела. После того, как за бои на КВЖД эскадрилью объявили Краснознаменной, на стрелу наложили изображение ордена боевого Красного Знамени. Самолеты учебной бригады Военно-воздушной академии несли на фюзеляже буквы «ВВА».

 

Авария Р-1 из учебной эскадрильи Военно-воздушной академии у станции Крюково, 1929 г.

На фюзеляже написаны белые буквы «ВВА».

 

Вторую группу характеризовали простые рисунки, облегчавшие идентификацию. Встречались прямые и косые полосы, шашечки, ромбы. Так, в Украинском военном округе в 50-й эскадрилье рисовали на руле направления пять концентрических белых колец, в 20-й — белый косой крест. У машин 3-й истребительной эскадрильи в том же округе все вертикальное оперение было белым, а на руле направления изображалось стилизованное крыло (на всех истребителях одинаковое по конфигурации и размеру).

 

ТБ-3 Школы морских летчиков, январь 1937 г.

Киль покрашен в какой-то яркий светлый цвет и несет диагональную полосу.

 

Гидросамолеты, относившиеся к корабельным звеньям, несли отличительные знаки в виде белых геометрических фигур (ромбов, треугольников) на фюзеляже и крыльях.

 

Р-1 командира звена Н.А.Соколова, 19-й авиаотряд («Дальневосточный ультиматум»), аэродром Гродеково, 1929 г.

 

«Правила» 1927 г. предусматривали сохранение только «традиционных» официально утвержденных эмблем «в порядке шефства той или иной организации». Для прочих оставлялись лишь временные обозначения авиачастей флажками или вымпелами, крепящимися на самолетах. В августе 1928 г. в Учебно-строевом управлении появился проект обозначения машин различных эскадрилий цветными кругами, наносимыми вокруг звезд. Но Научно-технический комитет при УВВС его не одобрил. Однако в приказе УВВС от 26 августа того же года сказано: «надлежит уточнить шифры самолетов, установив опознавательный знак, отмечающий не только отряды одной эскадрильи, но и самолеты отрядов разных эскадрилий в пределах наиболее крупных авиагарнизонов, где сосредоточено несколько эскадрилий».

 

Вручение одного из Р-1, приобретенного на средства фонда «Наш ответ Чемберлену».

Присутствуют С.С.Каменев, П.И.Баранов и Я.И.Алкснис.

 

Авария Р-ЗЛД из 44-го авиаотряда, Тифлис, 21 июня 1929 г.

Нанесение надписи «Наш ответ Чемберлену» иное, чем на верхнем снимке.

 

В начале 1930-х гг. эмблемы частей, даже считавшиеся традиционными, как по мановению руки исчезают. Скорее всего, их запретили в связи с ужесточением секретности. В ряде случаев сохранились только цветные обозначения. Например, учебная бригада Военно-воздушной академии еще довольно долго красила хвосты своих самолетов в белый цвет.

 

И-3 из эскадрильи им. Дзержинского. Московский военный округ, 1932 г.

Молния — эмблема эскадрильи — сдвинула  звезду далеко к хвосту.

 

 

Временные обозначения

На период проведения разного рода учений самолеты «враждующих» сторон — «красных» и «синих» — требовалось отличать друг от друга. Это делалось путем нанесения на технику «синих» временных обозначений в виде белых полос сверху на крыльях и вокруг хвостовой части фюзеляжа.

 

МИ-4 неизвестной части. Белая полоса на фюзеляже, возможно, показывает принадлежность к одной из сторон на маневрах.

 

На учениях, проходивших на Украине в июле 1937 г., отличительные полосы несли самолеты и «синих» (ВВС Киевского военного округа), и «красных» (Харьковского округа). У первых были две полосы шириной 40-50 см поперек крыла и хвостовой части фюзеляжа, у вторых — одна полоса. На истребителях, самолетах Р-5, ССС, Р-Зет и ТБ-3, которые сверху были зелеными, полосы наносили белой краской, на светло-серых СБ — черной, темно-синей или темно-серой. Бипланы У-2 и Р-5, перевозившие посредников, отличались красными вымпелами длиной по 2 м, привязанными с обеих сторон к верхнему крылу.

 

Дарственные надписи

Во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. в ВВС было очень много дарственных самолетов. Коллективы предприятии, учреждений, колхозов собирали деньги на подобные подарки. В счет собираемых средств государство принимало не только наличные и безналичные деньги, но и зерно, мед, пушнину... Иногда на приобретение самолетов складывались вместе пожертвования от целого города или области, и именные машины передавались звеньями, отрядами и эскадрильями. Подарочная техника торжественно вручалась экипажам в присутствии делегаций дарителей. На бортах обязательно присутствовала надпись, отражавшая происхождение машины: «Украинский чекист», «Рабвоенселькор Одесщины», «Горловский шахтер», «Красная сибирячка», «Ударник нефти», «Охотник и рыболов Украины», «Кизлы Бухара», «Радторгслужбовец», «Ивановская ткачиха», «X лет промкооперации Харьковщины», «1-й взлет пионеров Украины». В Среднеазиатском округе в конце 1920-х гг. имелся транспортный самолет Ю-13 с надписью «Упсырзаг». Это не слово из узбекского или таджикского языка, а сокращение названия «Управление сырьевых заготовок». Широко известны машины, приобретенные на средства фонда «Наш ответ Чемберлену». В надписях встречались и ошибки, и опечатки. Так, вместо «Имени юбиляра Петровского» художник наваял «Юбиляр имени Петровского». А 58-я эскадрилья в сентябре 1929 г. получила дарственный Р-1, названный «Имени В.И. Сталина». Перевранные инициалы быстренько смыли, а судьбу грамотея, их написавшего, по бумагам установить не удалось. Но по тем временам чистая 58-я статья — «контрреволюционная деятельность».

 

Р-1 «Электросила» из 40-го авиаотряда , Ленинградский военный округ, начало 1930-х гг.

 

Иногда встречались надписи-призывы, например «Пятилетку в четыре года» или «За ленинизм!».

Надписи обычно выполнялись на фюзеляже с одного или обоих бортов. Встречались самолеты с двумя надписями: с одной стороны название эскадрильи или отряда, с другой — собственное «имя» машины. Ни цвет, ни шрифт, ни размеры надписей не регламентировались. Попадались очень длинные, например «Укрколгоспбурякспилка» — во весь фюзеляж в две строки. Шрифт применяли и строгий, и весьма игривый — вроде того, которым размалевывают заборы и гаражи ребята с аэрозольными баллончиками. Интересно, что таким манером, с «дутыми» буквами, наползающими друг на друга, был разукрашен Р-1 «Наркомвоенмор», приобретенный на деньги работников соответствующего наркомата.

 

Первый опытный образец истребителя И-1 (ИЛ-400), Москва, весна 1923 г.

Самолет окрашен в серебристый цвет.

 

Надпись чаще всего выполнялась на русском языке, но на Украине применяли украинский, на Кавказе — армянский и грузинский, в Средней Азии — таджикский и узбекский. Известен даже один Р-1 с надписью на «еврейском» языке. Очевидно, имелся в виду идиш, поскольку иврит тогда являлся языком чисто богослужебным.

 

Разведчик Р-ЗЛД пилота В. Мареева из 40-го авиаотряда с надписью на таджикском языке, Ташкент, март 1932 г.

 

В начале 1930-х гг. дарственные надписи постепенно исчезают. Во-первых, прекратилась практика сбора денег на конкретный самолет или самолеты. Во-вторых, надписи позволяли определить принадлежность машины к конкретной части, что противоречило политике усиления секретности.

 

Р-1 «Перекоп».

 

Некоторое время надписи еще встречались на самолетах, переданных из строевых частей в авиашколы, но потом исчезли и там.

 

Личные эмблемы экипажей

Отдельного разговора заслуживают индивидуальные эмблемы пилотов. Мода на них зародилась в российской авиации еще в годы Первой мировой войны и расцвела пышным цветом во времена Гражданской. Особенно она была распространена среди истребителей. Характер изображений, которые располагались на бортах фюзеляжей либо на хвостах самолетов, зависел только от фантазии заказчика и таланта исполнителя (нередко сочетавшихся в одном лице) и варьировался от примитивных «граффити» до подлинных произведений искусства.

 

Ньюпор летчика Карпухина из 34-го разведывательного отряда, Екатеринодар, май 1919 г.

На борту — личная эмблема пилота.

 

Сразу обращает на себя внимание, что среди изображений явно преобладает жутковатая тематика: ведьмы, скелеты, черепа, черти. Правда, большинство изображений были выполнены в своеобразной юмористической манере и выглядели не столько пугающе, сколько забавно. Возможно, таким образом летчики хотели продемонстрировать свою «крутизну», бесшабашность и презрение к смерти, ходившей за ними буквально по пятам.

 

Ньюпор XVII неизвестного авиаотряда.

 

На втором месте по численности шли различные «ню» — изображения полуобнаженных и полностью обнаженных женщин, иногда весьма реалистичные. Эти фривольные картинки являются уникальным явлением в советской авиации и свидетельствуют о той раскрепощенной атмосфере, которая царила в РККВФ на раннем этапе его существования. В дальнейшем военное начальство и политические органы никогда не позволяли пилотам подобные вольности.

Чуть реже встречались реалистичные либо шаржированные изображения животных и птиц, еще реже — надписи. Интересно, что среди пилотских эмблем практически полностью отсутствовала революционная символика (красные флаги, серпы, молотки и т.д.), а также карикатуры на «буржуев» и белогвардейцев. Практически не было и коммунистических либо революционных лозунгов (единственное известное исключение — «Сопвич» из 3-го разведотряда с надписью «Первомайский труд»).

 

Сопвич «Полуторастоечный» из 3-го разведывательного отряда 5-й армии, Восточный фронт, Иркутск, лето 1920 г. Капот мотора не окрашен.

 

Кроме того, на советских самолетах не встречалось весьма распространенных в немецкой и французской авиации изображений цветов, а также различных узоров и геометрических орнаментов. По вполне понятным причинам отсутствовала и религиозная символика.

 

Командир 1-й истребительной эскадрильи А.Т.Кожевников у своего самолета, 1923 г.

 

После окончания Гражданской войны количество личных эмблем резко уменьшилось. Как правило, их наносили на свои самолеты летчики «старой школы», имевшие значительные заслуги, командиры авиачастей. Например, на «фоккере» командира 1-й истребительной эскадрильи А.Т. Кожевникова была изображена голова в египетском стиле — не то фараон, не то сфинкс. Командующий ВВС Московского военного округа, герой Гражданской войны, И.У. Павлов на всех своих персональных машинах повторял одни и те же рисунки: на фюзеляже красный вымпел с надписью «За ВКП(б)!», на руле направления — белая изогнутая стрела на красном фоне. Последнее Павлов позаимствовал из эмблематики 1-й боевой авиагруппы, в которой служил в годы Первой мировой. Только там стрела была черной на белом или желтом фоне.

 

Два персональных самолета начальника ВВС Московского военного округа И.У.Павлова:

вверху И-4, внизу — И-5. На обоих — одни и те же эмблемы.

 

Появилось и кое-что новенькое. В конце 1920-х гг. ордена были еще редким явлением. Поэтому орденоносцы нередко украшали свои машины их изображением.

К началу 1930-х гг. личные эмблемы практически перестали встречаться, а потом исчезли совсем.

 

Редкий случай использования личной эмблемы в предвоенные годы: И-16 из 60-го истребительного полка, аэродром Дземги, сентябрь 1940 г., летчик Белокуров.

 

 

Технические указания и эмблемы производителей

Первоначально на советских самолетах вообще никаких технических надписей не имелось. Они стали появляться лишь в начале 1940-х гг. по образцу выполнявшихся на купленных в Германии для изучения машинах. Это были предупреждающие или указывающие надписи возле лючков. Их наносили обычно с помощью трафаретов черной краской по серому или голубому фону и белой по зеленому. В ноябре 1939 г. Эксплуатационное управление ВВС приказало также метить красной краской место прилегания хвостовой части на козелок (у 16-го шпангоута) на бомбардировщиках СБ.

 

СБ из 3-й эскадрильи 44-го скоростного бомбардировочного полка, Северо-Западный фронт, январь 1940 г., пилот Обноренко. Необычна яркая декоративная окраска киля.

 

В 1920-х гг. заводы иногда маркировали свою продукцию собственными логотипами. Так, на московском заводе ГАЗ-1 на истребителях И-2 и И-2бис рисовали эмблему предприятия на межкрыльевых стойках сверху. Завод «Юнкерс» в Филях метил свои машины соответствующей надписью снизу в передней части фюзеляжа, белыми буквами по черному или зеленому фону и черными — по светло-серому или серебристому. При перекраске машин в частях ее потом обычно закрашивали. В конце 1920-х гг. эту практику прекратили. Производитель обозначался только на табличке в кабине и в сопроводительных документах.

 

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz