ОБОЗНАЧЕНИЯ
Опознавательные знаки Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот унаследовал от дореволюционной авиации не только значительную часть самолетов, объектов инфраструктуры и иного имущества, но и знаки государственной принадлежности, а также эмблемы различных частей и подразделений. В течение первых нескольких месяцев на всех советских аэропланах сохранялись трехцветные красно-сине-белые концентрические круги (кокарды), являвшиеся опознавательным знаком русской авиации в годы Первой мировой войны. Эти круги, начиная с 1914 г., в обязательном порядке наносили на крылья (у бипланов — сверху на верхнее и снизу — на нижнее), а также на рули поворота самолетов отечественной постройки. У самолетов, полученных из-за границы, руль поворота, как правило, был раскрашен вертикальными полосами цветов российского флага. Нередко кокарды рисовали также на бортах фюзеляжа за кабиной (у самолетов с тянущим винтом) либо на бортах фюзеляжной гондолы (у двухместных аэропланов с толкающими винтами). Иногда они встречались даже на дисках колес и консолях стабилизатора.
Истребитель Ньюпор XXIVбис летчика Р.Цельмина из Костромской авиагруппы, Вологда, лето 1918 г. Белая середина старых российских опознавательных знаков закрашена красным.
Отмена большевиками трехцветного национального флага и введение вместо него красного знамени с буквами РСФСР поначалу никак не сказались на облике боевых самолетов. И только Гражданская война заставила обратить на этот факт внимание. Ведь самолеты белых армий несли те же самые опознавательные знаки, что и машины красных. 26 января 1918 г. Коллегия по управлению Воздушным флотом отдала приказание: «На всех самолетах отличительные круги заменить красными». Такие знаки видны, например, на самолетах Урало-Сибирского фронта. Получилось что-то вроде японских эмблем «восходящего солнца». Интересно, что, судя по фотографиям, на некоторых машинах перекрасили только хвостовые кокарды, а на крыльях они оставались прежними. Забегая немного вперед, отметим, что когда весной 1919 г. Красная Армия захватила на Украине более десятка аэропланов, брошенных немецкими войсками, черные кресты на хвостах и фюзеляжах этих машин также закрасили красными кругами, оставив на крыльях прежние эмблемы. Такие «комбинированные» опознавательные знаки были, в частности, на LVG C.VI красвоенлета Ф. Граба и на DFW C.V летчика Тарасова.
На этом «Фармане» летчика Горбунова красная звезда была нанесена на носу гондолы, Кзыл-Арват (Туркестанский фронт), осень 1919 г.
На тяжелых бомбардировщиках «Илья Муромец», базировавшихся в Липецке, закрасили не только круги, но и трехцветные вымпелы, изображенные на бортах фюзеляжей, превратив их в вытянутые красные треугольники. А у самолетов Костромской авиагруппы, воевавших на Северном фронте, красные круги на крыльях были дополнены белыми изображениями «адамовых голов» (череп и скрещенные кости). Такие же черепа, нарисованные на красном фоне, глядели своими пустыми глазницами с рулей поворота. Иногда трехцветные круги закрашивали не красной (возможно, из-за ее отсутствия), а белой либо какой-то иной светлой краской, которая на черно-белых фотоснимках выглядит бледно-серой. Так поступили в Астраханском авиаотряде и в Егорьевской авиашколе. Но возможно, что это красная краска светлого тона.
Бомбардировщик «Илья Муромец» с красными вымпелами на бортах фюзеляжа.
Варианты опознавательных знаков РККВФ, существовавшие в годы Гражданской войны: 1 — красный круг с белой окантовкой: 2 — старые российские знаки с закрашенной серединой; 3 — красный круг с «адамовой головой»; 4 — черная звезда Восточного фронта; 5-6 — звезды с округлыми лучами напоминающие цветок; 7 — звезда, вписанная в кольца, применявшаяся в морской авиации; 8 — красная звезда на белом круге. 1920 г.; 9 — повернутая звезда в красном круге; 10 — звезда с уширенными лучами на белом круге; 11 — «выпуклая» звезда, нарисованная двумя оттенками красной краски; 12 — звезда с молотом и плугом.
Известны и более экзотические варианты опознавательных знаков, например, многолучевая звезда с тонкими прямыми лучами, вписанная в центральный круг «царской» кокарды, из-за чего кокарда стала похожа на колесо со спицами. Такая эмблема видна на фото одного из «ньюпоров» авиации Балтийского флота. Между тем, большинство советских аэропланов летом и осенью 1918 г. продолжали летать со «старорежимными» символами. Первый задокументированный факт появления на самолетах РККВФ пятиконечных звезд относится к Казанской операции в августе—сентябре 1918 г., когда сводная воздушная флотилия, состоявшая из 23-го корпусного и 4-го Социалистического авиаотрядов, а также 1-й Советской боевой авиагруппы содействовала наступлению красных на Казань, занятую частями так называемой «Поволжской Народной армии». Однако в ходе этой операции на крылья «фарманов» и «ньюпоров» были нанесены не красные, а... черные звезды. Об этом свидетельствуют мемуары начальника штаба авиации Восточного фронта Григорьева, а также материалы тогдашних советских газет, где применительно к авиаторам встречается выражение «наши чернозвездные соколы».
На крыльях самолета, попавшего в аварию, хорошо видны звезды со вписанными в них плугами и молотами; 18-й авиаотряд, Плесецкая, март 1919 г.
Инициатива красвоенлетов была подкреплена приказом от 23 сентября 1918 г., подписанным начальником авиации Восточного фронта Юнгмейстером. Приказ гласил: «В целях успешной борьбы и во избежание досадных ошибок приказываю всем авиационным частям фронта ввести одинаковые отличительные знаки: на конце крыла сверху и снизу, а также на хвосте черную (красную нецелесообразно, так как таковую можно легко смешать с национальными кругами противника) пятиконечную звезду на белом фоне. Всякий самолет, не имеющий таких знаков, будет обстреливаться».
На этом истребителе Ньюпор XXIII звезды изображены и под нижним, и под верхним крылом, 31-й разведывательный отряд, Кресты (район Пскова), январь 1919 г.
Истребитель Ньюпор X из 1-го отряда Балтийского флота, Петроград, 1919 г. Самолет несет звезды, вписанные в концентрические окружности.
Однако, поскольку еще в мае 1918 г. в качестве официальной эмблемы Красной Армии была утверждена не черная, а красная «марсовая» звезда, осенью того же года аналогичный символ решили ввести и в авиации. Приказом № 6 ГУ РККВФ от 9 октября предписывалось: «Всем авиационным частям немедленно ввести одинаковые отличительные знаки на концах крыльев сверху и снизу и на хвосте самолетов. Отличительным знаком должна быть пятиконечная красная звезда». Как видим, распоряжение это довольно неконкретное. Из него не понятно, что, например, считать «хвостом самолета» — заднюю часть фюзеляжа или оперение. Не установлена точная форма, размер и положение знаков. Это давало широкий простор для импровизаций. Каждый отряд сам решал, как будут выглядеть звезды на его самолетах. Нередко их рисовали прямо поверх «царских» кокард либо вписывали в центральный белый круг. Или же кокарду целиком закрашивали белой краской, от чего звезда также получалась изображенной на белом круге, но более крупных размеров.
«Кашу маслом не испортишь» — трофейный Сопвич «Триплан» на Ходынке, 1920 г., звезды изображены под всеми плоскостями.
Порой звезды рисовали в тонкой белой либо черной окантовке, к которой иногда добавлялась столь же тонкая черная окружность, вписанная в центр (эта разновидность опознавательных знаков впоследствии была утверждена официально и сохранилась в советской авиации вплоть до конца 1930-х гг.). Известны также звезды с расширяющимися лучами, напоминающие цветы с пятью лепестками, или же «рельефные» звезды, нанесенные красками двух оттенков, отчего они казались выпуклыми. Ориентация звезд тоже не всегда выглядела привычной: на фюзеляже один из лучей мог смотреть не вертикально вверх, а вертикально вниз, из-за чего звезда выглядела повернутой.
«Снайп» Г.Сапожникова, лето 1920 г.
На фотоснимках самолетов морской авиации времен Гражданской войны (как на колесных машинах, так и на летающих лодках) часто можно видеть маленькие пятиконечные звезды на белом круге, окруженном двумя широкими красными кольцами с белым просветом между ними. Такие эмблемы встречались в различных подразделениях и на разных фронтах. Это дает основания предположить, что они не являлись следствием чьей-то местной инициативы, а были утверждены приказом по флоту.
Поплавковый разведчик Ю-20, Черноморский флот. Звезды изображены и на крыле, и на горизонтальном оперении. Белый прямоугольный треугольник на борту— эмблема корабельного звена крейсера «Червона Украина».
В центре звезды порой изображали желтой или белой краской скрещенные молот и плуг, как на металлических звездочках, которые носили на головных уборах военнослужащие Красной Армии (в 1924 г. эта композиция с целью упрощения и унификации с советским гербом была заменена на серп и молот). Приказ о повсеместном введении «марсовых» звезд был разослан по авиаотрядам еще в октябре — ноябре 1918 г., однако далеко не везде он выполнялся быстро и неукоснительно. Авиаторы Восточного фронта еще больше года оставались верны своим черным эмблемам. Правда, есть данные, что иногда их рисовали не на белом, а на красном фоне. Так, по воспоминаниям очевидцев, выглядел истребитель Ньюпор XVII, принадлежавший командиру 10-го разведывательного авиаотряда Кузнецову.
Красная звезда с черной окантовкой и вписанной внутрь черной окружностью на руле направления разведчика Р-3М5, 1929 г.
|