ВОЙНА ?! НЕТ !
Понедельник, 06.01.2025, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6282

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Один из вариантов деформирующей окраски СБ, август 1940 г.

 

Контрольную фотосъемку вели с бомбардировщиков 134-го скоростного бомбардировочного полка. Замаскированные пятнами самолеты оказались менее заметны, чем при стандартной окраске. Для истребителей хватало двух-трех цветов, для СБ более эффективны оказались четырех- и пятицветные схемы. По результатам испытаний удалось выявить наиболее выгодные для камуфляжа цвета: грязно-песочный, серый с желтоватым оттенком, зеленый с желтым оттенком («защитный» стандарта «4БО»), темно-зеленый и черный. Но казеиновые краски были очень гигроскопичны; впитывая влагу, они быстро меняли колер. Недолговечное покрытие смывал дождь.

 

И-153 в экспериментальном трехцветном камуфляже (эскиз №15), предназначавшемся для Киевского особого военного округа, НИИ ВВС, август 1940 г.

 

Мелкопятнистую окраску реально опробовали в ходе боевых действий на Халхин-Голе летом 1939 г. Безлесная местность затрудняла маскировку техники на аэродромах. Поэтому самолеты спешно перекрасили под окружающий фон. При этом использовался рисунок из мелких неправильных размытых пятен и разводов, наносившихся распылителем по базовой окраске. Это нельзя считать камуфляжем — пятна были слишком малы и на большом расстоянии сливались. В ход пошли те эмали, что имелись под рукой — «защитная» и ее смеси со светло-голубой и белилами. Г.А. Ворожейкин в своих мемуарах описывал прибытие в полк специалиста по маскировке с инструкциями и необходимыми материалами. Таким образом изменяли облик истребителей И-153, бомбардировщиков СБ, транспортных самолетов DС-З. Истребители И-16 22-го полка целиком перекрасили сверху в зеленый цвет.

По-видимому, эффект от новой маскировки имел место, поскольку применялась она очень широко. Но мелкопятнистая окраска диктовалась специфическими условиями театра военных действий в Монголии. Для Европейской части Советского Союза она не подходила.

 

Вынужденная посадка СБ из 38-го сбап, Халхин-Гол, лето 1939 г. Поверх стандартной серой окраски краскопультом нанесены волнистые линии, частично сливающиеся друг с другом.

 

В результате крупнопятнистый камуфляж в ГУ ВВС КА одобрили, но не сразу. 23 мая 1940 г. Комитет Обороны издал постановление о переходе всех типов военных самолетов на окраску в новый вариант зелено-голубой схемы. Было предписано красить верхние и боковые поверхности в «зеленоватый цвет (под цвет травы)», а нижние — в «бледно-голубоватый (под цвет облаков)». 9 июня того же года Главное управление ВВС создало комиссию по выработке эталонов окраски.

Крупнопятнистый же камуфляж, использовавший черные и зеленые пятна, ввели в ВВС только летом 1941 г.

 

Морские самолеты

Деревянные поплавковые гидросамолеты обычно красились так же, как и сухопутные, за вычетом поплавков. Применялась схема «зеленый — голубой». Разница была лишь в том, что использовали не аэролаки, а масляные эмали, более стойкие к воздействию воды. Фюзеляж и нижнее крыло дополнительно покрывались слоем масляного лака. Так окрашивались МР-1 и Р-5а.

 

Поплавковый разведчик МР-1, изготовленный на заводе ГАЗ-10 в Таганроге.

 

У МР-1 поплавок изнутри покрывался в два слоя сильно разведенными олифой белилами, снаружи — масляной краской. Ниже ватерлинии наносились два слоя черного водозащитного лака. Первоначально применяли немецкий битумный лак «Битмо», позже советский «Кузбасслак», вырабатывавшийся из каменного угля. Металлические крышки люков покрывали черной эмалью с горячей сушкой. Рейки палубы красили масляной краской черного цвета.

Цельнометаллические поплавковые самолеты ЮГ-1 на Балтике в 1931 г. перекрашивали тоже по схеме «зеленый — голубой»: верх красился зеленой краской, в которую входили цинковые белила, умбра (30%), охра (15%), лазурь (1,5%), зелень (3%) и сажа (1,5%), низ — цинковыми белилами. Все внутренние объемы покрывали «серебрянкой». Поплавки снизу мазали «Кузбасслаком», а надводную часть, стойки и подкосы — асфальтовым лаком, немного более сероватого тона и более матовым.

 

Летающая лодка Дорнье «Валь» (ДВ) во  время перегонки с Черного на Балтийское море,  лето 1930 г. Вся машина однотонно серая. Руль направления выкрашен в белый цвет, чтобы лучше был виден тактический номер.

 

У летающих лодок весь планер предварительно грунтовался «серебрянкой», а затем покрывался свинцово-серой «морской шаровой» краской. Это относилось как к машинам отечественного производства, так и к импортным — немецким и итальянским, которые красили на заводах по техническим условиям заказчика. Импортные эмали имели более высокое качество, чем советские. В дальнейшем самолеты подкрашивали по мере необходимости теми же импортными красками, запас их приобретали вместе с машинами.

У морских самолетов днище лодки или поплавков ниже ватерлинии покрывалось водозащитным лаком в два слоя. У летающих лодок Дорнье «Валь» (ДВ) в эту зону входили и целиком «жабры» — боковые спонсоны, повышавшие устойчивость на воде. Покрытие в обоих случаях выполнялось глянцево-черным.

 

Летающая лодка S.62bis (С-62Б).

Вся мотогондола окрашена под цвет верхней поверхности крыла, днище лодки — глянцево-черное.

 

При покупке в 1931 г. в Италии партии летающих лодок S.62bis (у нас обозначались С-62Б) довольно долго решался вопрос об их окраске. В исходных технических условиях на поставку указывалось, что верх должен быть «защитным», а низ — светло-голубым. Но итальянцы довольно быстро смогли доказать, что для морской авиации это неудобно. Предлагались три варианта цвета: светло-голубой (как на самолетах для ВВС Италии), практичный серебристый и светло-серый (по образцу экспортной серии для Румынии). Первые 12 лодок были покрашены итальянцами в комбинацию «морского» («шарового») и светло-голубого цветов, затем по требованию советских приемщиков перекрашены в серебристый. Днище было черным — использовалась специальная краска «морская черная против обрастания». Позже, в эксплуатации выявилось, что эта краска со временем вздувается волдырями, а на жаре плавится и течет. Машины перекрашивали отечественным «Кузбасслаком».

 

Летающая лодка МБР-2 Школы морских летчиков, Ейск, 1937 г.

 

Советские летающие лодки и амфибии МБР-4, МБР-2 и Ш-2 (АШ-2) выпускались покрашенными в светло-серый цвет с черным низом.

 

Опытные самолеты

Опытные образцы деревянных самолетов имели три варианта окраски: серебристый со всех сторон, светло-серый или зелено-голубой по нормам ВВС, действовавшим в тот период. Например, первые экземпляры истребителей И-5 (ВТ-11) и И-153 были светло-серыми. Иногда дополнительно наносили другим цветом декоративные элементы — полосы, фестоны; красили капоты в красный или черный цвет. Изредка встречались и очень яркие машины. Например, третий опытный экземпляр И-15 (ЦКБ-39) был целиком красным, так же как второй И-5. У первого опытного образца ДИ-6 красными были крылья, капот двигателя и частично борта фюзеляжа.

 

Опытный разведчик ЛР-1, скорее всего, был серо-красным.

 

Второй опытный образец истребителя И-5 целиком окрашивался в красный цвет. На борту белая надпись «Клим Ворошилов». Обозначение «ВТ» на киле расшифровывается как «внутренняя тюрьма»: самолет был спроектирован группой инженеров-заключенных во главе с Д.П.Григоровичем и Н.Н.Поликарповым в ОТБ ОГПУ.

 

Машины с металлической гофрированной обшивкой в конце 1920-х - начале 1930-х гг. старались вообще не красить. Так, например, выглядел опытный образец истребителя И-4. На первом ТБ-3 покрасили только мотогондолы (в черный цвет) — наверное, чтобы не так бросались в глаза масляные потеки и копоть у выхлопных патрубков.

 

Второй опытный образец СБ (СБ-2ИС) был окрашен в светло-серый цвет и не нес опознавательных знаков.

 

Позже и для металлических самолетов преобладающим цветом стал светло-серый. Так красили образцы СБ (АНТ-40РЦ и АНТ-40ИС), ДБ-3 (ЦКБ-26) и МиГ-1.

Большое значение внешнему виду своих машин придавали в Экспериментальном институте НКТП, руководимом П.И. Гроховским. Там даже имелись штатные художники, разрабатывавшие схемы окраски. Примером такой работы может служить транспортный самолет Г-37, имевший довольно сложную двухцветную окраску.

 

Опытный образец учебно-тренировочного бомбардировщика УТ-3 имеет характерную для машин ОКБ А.С.Яковлева окраску. Самолет весь красный, руль направления расчерчен белыми и красными полосами.

 

Позже свой особый стиль нашел А.С. Яковлев. Его опытные машины обязательно были красными, с характерным полосатым бело-красным рулем направления.

 

Самолеты на экспорт

Советский Союз начал экспортировать боевые самолеты еще в первой половине 1920-х гг. Это были бипланы-разведчики Р-1. Их отправляли в Афганистан, Иран, Китай, позже — в Монголию. Окраска экспортных машин не отличалась от применяемой в ВВС РККА — зеленый верх и голубой низ. Не предъявлялись особые требования и к окраске самолетов Р-5, поставлявшихся в Иран, Китай и Монголию в начале 1930-х гг.

 

Прибывшие бомбардировщики СБ в Испании сразу перекрасили, конец 1936 г.

 

В 1936 г., после начала гражданской войны в Испании, туда направили значительное количество бомбардировщиков СБ, истребителей И-15 и И-16, штурмовиков ССС и легких бомбардировщиков Р-Зет. Все они отправлялись в том виде, в каком использовались в советской авиации. Зелено-голубые истребители, штурмовики и легкие бомбардировщики в Испании не перекрашивали, а вот серая окраска СБ была сочтена демаскирующей. Сразу же после сборки самолетов начались эксперименты с различными схемами камуфляжа, включающими даже желтый и синий цвета. В конечном счете, большинство бомбардировщиков украсили мелкими неправильными зелеными пятнами, наносившимися поверх серой базовой окраски. Нечто подобное произошло и в Китае, куда советские самолеты начали поставлять в 1937 г. Истребители оставались в «родной» советской окраске, на них поменяли только опознавательные знаки, а бомбардировщики СБ китайцы зачастую покрывали пятнами, уменьшившими заметность машин на аэродромах, постоянно подвергавшихся налетам японской авиации.

В 1937-1938 гг. довольно большое количество СБ продали Чехословакии. Самолеты сдавались представителям заказчика в Тушино, затем перегонялись в Киев, где проходили переоборудование, и оттуда уже летели по назначению. Все бомбардировщики уходили за пределы СССР светло-серыми, по-видимому, окрашенными эмалью АЭ-9.

 

Иностранные самолеты

Об окраске самолетов иностранного производства, находившихся на вооружении РККВФ и ВВС РККА, уже говорилось. Здесь же речь пойдет о двух группах машин: приобретенных в единичных экземплярах для изучения и трофейных. В 1920-1930-х гг. Советский Союз закупал образцы французских, английских, чехословацких и американских самолетов. Они проходили летные испытания в НИИ ВВС и ОЭЛИД ЦАГИ. Эти машины сохраняли вид, приданный им фирмой-производителем.

 

Английский истребитель Фэйри «Файрфлай» IIМ, испытывавшийся в НИИ ВВС, покрашен по стандартам Королевских ВВС и не несет никаких опознавательных знаков.

 

Для изучения в страну привозили также трофейные германские и итальянские самолеты из Испании и японские — из Китая. Они не перекрашивались, смывались только опознавательные знаки, номера и эмблемы, вместо которых наносили красные звезды. Некоторые самолеты подвергались серьезному ремонту, но после него обычно восстанавливалась исходная окраска или подобная ей.

Из всех локальных конфликтов, имевших место в конце 1930-х гг., значительное количество авиационной техники было захвачено лишь в ходе боевых действий против Польши в сентябре 1939 г. Трофейные самолеты, испытывавшиеся в НИИ ВВС или эксплуатировавшиеся в частях и соединениях приграничных округов, летали в своей «родной» польской окраске, сильно напоминавшей советскую — желто-зеленый верх и светло-голубой низ.

 

Трофейный бомбардировщик Ju52/3m, захваченный в Испании, после ремонта был покрашен на немецкий манер (серый с черными элементами), но вместо черных кругов франкистской авиации на него нанесли красные звезды, 1937 г.

 

Весной 1940 г., после присоединения к СССР Прибалтики вся военная авиация прибалтийских государств подверглась реорганизации. Ее свернули в три корпусные эскадрильи, имевшие примерно вдвое больше техники, чем по штатам. Все остальные самолеты, признанные безнадежно устаревшими, пустили на слом или поставили на полигонах как мишени. Те же машины, что влились в ВВС РККА, не перекрашивались; на них лишь заменили опознавательные знаки и другие обозначения.

 

Специальные типы окраски

Здесь можно выделить две основные категории. Первая — окраска самолетов, предназначенная для парадов и воздушных праздников. Она отличалась яркостью и декоративностью. Такая машина должна была быть заметна издалека. Для этого рисовались красные или белые полосы на крыльях и фюзеляже, яркую расцветку имели рули направления. Известен, например, ТБ-3, на вертикальном оперении которого был изображен в цвете флаг ВВС. А иногда всю машину покрывали броской красной эмалью. Несколько лет подряд воздушные парады открывала «красная пятерка» истребителей, демонстрировавшая групповой пилотаж.

 

ТБ-З, наносившие визит в Париж, перед вылетом.

Машины светло-серые и несут фальшивые гражданские обозначения.

 

Вторая категория — это самолеты, специально подготовленные для визитов за рубеж. Обычно их маскировали под гражданские. Например, специально для визитов в Варшаву, Рим и Париж в 1934 г. были собраны десять ТБ-ЗР. Их в отличие от остальных бомбардировщиков этого типа, имевших стандартную зелено-голубую гамму, покрыли со всех сторон светло-серой эмалью. Позднее аналогично оформили партию самолетов ТБ-ЗРН, доставившую в 1936 г. советскую военную делегацию в Прагу.

 

ДАЛЕЕ

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz