ОБОЗНАЧЕНИЕ И ОКРАСКА
САМОЛЕТОВ РККВФ и ВВС РККА до 1940 г.
В.И. Кондратьев, В.Р. Котельников
СТРУКТУРА РККВФ И ВВС РККА
В годы гражданской войны Первые части «красной» авиации переформировались из тех частей и подразделений, которые удалось вывезти с разваливающегося фронта в центральную часть России. Они полностью унаследовали структуру дореволюционной российской авиации. Основной боевой единицей являлся авиаотряд из шести аэропланов, состоявший из трех звеньев по две машины. Отряды были разведывательные и истребительные. Они могли при необходимости объединяться в группы. От старой русской армии молодой советской республике достались 33 авиаотряда, многие из которых лишились техники, а личный состав частично разбежался. Еще до официального объявления о создании Красной Армии на их основе стали создавать новые части. Первый красный авиаотряд начал формироваться в ноябре 1917 года в Петрограде. Весной 1918 года вслед за Красной Армией был создан Рабоче-Крестьянский Красный Военный Воздушный Флот (РККВВФ). Появились авиаотряды в Москве, Ярославле и Серпухове, затем в других городах. Личный состав для них набирали из добровольцев. Эти отряды получали название по местам первичной дислокации: «Смоленский», «Орловский» и так далее. Другие авиачасти (прежде всего те, которым удалось в значительной мере сохранить свой личный состав) поначалу носили прежние обозначения, унаследованные с дореволюционных времен: 5-й, 12-й и 15-й истребительные, 1-й, 8-й, 11-й, 12-й, 18-й и 22-й корпусные и некоторые другие отряды. Приказом народного комиссара по военным и морским делам (Наркомвоенмора) Л.Д. Троцкого от 15 мая 1918 г. был установлен штатный состав авиаотряда: шесть аэропланов, четыре автомобиля, пять повозок и 113 человек личного состава. На практике же эти цифры сильно варьировались, причем, как правило, - в меньшую сторону. На фронтах Гражданской войны нередко встречались отряды с тремя-четырьмя, а порой и всего с одним самолетом.
Самолеты 3-го разведывательного отряда 5-й армии Восточного фронта на аэродроме у станции Иннокентьевская близ Иркутска, июнь 1920 г.
Единого руководства «красной» авиации первоначально не существовало. В Петрограде продолжало функционировать Управление Военного Воздушного Флота (УВВФ). В декабре 1917 года возглавила это управление Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом из девяти человек. Однако согласно приказу наркома по военным делам от 25 января 1918 г. авиачасти на передовой подчинялись командованию фронтов, а в тылу - местным советам. Ничего хорошего подобный разнобой принести не мог. Поэтому 24 мая 1918 г. УВВФ переформировали в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ГУ РККВФ, иначе - Главвоздухфлот). ГУ РККВФ подчинили созданные управления в округах. Гражданская война разгоралась, фронты окружили Советскую республику со всех сторон. 22 сентября 1918 г. создается Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии (Авиадарм), которое стало руководить авиачастями на фронтах; на каждом фронте и при каждой армии появилось соответствующее управление. С 25 марта 1920 г. Авиадарм переименовали в Штаб начальника Воздушного флота, а 2 сентября 1921 г. ликвидировали, влив его аппарат в Главвоздухфлот. Начальники авиации фронтов, армий и округов в оперативном отношении подчинялись их командующим, во всех остальных отношениях - Главвоздухфлоту. В ходе Гражданской войны структура РККВФ постепенно совершенствовалась. По штатам от 13 ноября 1918 г. каждая дивизия должна была получить группу из двух разведывательных отрядов. Реально Красная Армия не имела необходимого количества техники и личного состава, и 23 октября 1919 г. это решение отменили, введя централизацию. Истребителями стало распоряжаться командование фронта, разведчиками - армия. Истребительные отряды стали объединять в дивизионы. Из нескольких авиаотрядов с лета 1918 г. могли формироваться авиационные группы, предназначенные для концентрации сил на отдельных направлениях. В группу входило от двух-трех до десяти авиаотрядов. На особом положении находился Дивизион воздушных кораблей, вооруженный тяжелыми бомбардировщиками «Илья Муромец», - он напрямую подчинялся Авиадарму. Морская авиация, так же, как до революции, подчинялась командованию флота, и с РККВФ взаимодействовала только оперативно.
Истребители Фоккер D.VII 1-й отдельной истребительной эскадрильи, Петроград, 1923 г.
В ходе Гражданской войны на стороне красных воевали воздушные силы РСФСР, Украины, Белорусско-Литовской Красной Армии и Дальневосточной республики. Позднее они все влились в РККВФ.
От РККВФ - к РККА После окончания Гражданской войны прошла новая реорганизация РККВФ. С 12 сентября 1922 г. его перевели на штаты мирного времени. Расформировали часть авиаотрядов и дивизион «муромцев». Одновременно провели укрупнение частей, повысив их боевую эффективность. Отряд теперь обладал восемью действующими и двумя-четырьмя запасными самолетами. Три отряда сводились в эскадрилью, две эскадрильи - в эскадру. Таким образом, эскадра могла насчитывать до 50 машин. Существовали отдельные отряды и эскадрильи, не входящие в более крупные структурные единицы. В 1921 году были сформированы одна истребительная и одна разведывательная эскадры из двух эскадрилий по 18 самолетов в каждой. Но просуществовали они недолго и в 1923 году были ликвидированы. Зато эскадрилья надолго стала основной структурной - воинской частью. Она имела собственный номер, сохранявшийся при изменении места дислокации. Все авиачасти на территории военного округа подчинялись помощнику командующего округа по авиации. Существовали также части центрального подчинения, выполнявшие специальные функции. 27 ноября 1922 г. морскую авиацию объединили с сухопутной. Воздушные силы морей с тех пор существовали на правах округов. Вся сухопутная авиация тогда делилась на стратегическую (армейскую) и корпусную. К первой относили истребительные и штурмовые эскадрильи и отряды, ко второй - разведывательные. Бомбардировочной авиации, как таковой, еще не существовало. Как самостоятельный род авиации она появилась в 1924 году, когда при новой реорганизации предусмотрели формирование легкобомбардировочных и тяжелобомбардировочных эскадрилий. По штатам, введенным 16 сентября того же года, отряд состоял из двух-трех звеньев. Отдельный корпусной или разведывательный отряд из двух звеньев мог иметь шесть-восемь самолетов, истребительный - 12-15. Отряды объединялись в эскадрильи. В истребительной эскадрильи должно было быть по 46 самолетов (три отряда по 15 машин плюс командирский истребитель), в разведывательной или легкобомбардировочной - 19 (три отряда по шесть плюс один самолет).
Техническое обслуживание бомбардировщика Фарман «Голиаф».
Отряды, входящие в эскадрилью, именовались «неотдельными» (сокращенно «Н/О») и числились как 1-й, 2-й и 3-й отряды той или иной эскадрильи. Последние различались по родам авиации. В документах писали: «12-я истребительная авиационная эскадрилья» или «5-я легкобомбардировочная эскадрилья». К обозначениям частей морской авиации часто добавлялось слово «морская». Существовали речные эскадрильи и отряды, обслуживавшие речные флотилии. Отдельные отряды (в составе 10-15 самолетов) имели собственные номера, например, 55-й отдельный морской разведывательный отряд. Большое количество их входило в войсковую авиацию - корпусные, кавалерийские и корректировочные отряды. Первые придавались стрелковым корпусам, вторые - кавалерийским дивизиям, третьи - артиллерийским соединениям. Эти отряды напрямую подчинялись управлению округа, а в оперативном отношении - командиру соединения, которому придавались. Меньше всего самолетов должно было быть в тяжелой бомбардировочной эскадрилье - шесть (два отряда по три машины). Но когда писались эти штаты, тяжелые бомбардировщики в Красной Армии вообще отсутствовали. Первой после снятия с вооружения «муромцев» тяжелобомбардировочной частью в нашей стране стала 1-я тяжелая эскадрилья (она же просто Тяжелая эскадрилья, поскольку других не имелось), организованная в конце 1925 года. Фактически она состояла из одного отряда и «тренировочной ячейки», укомплектованной разными иностранными машинами. По постановлению Реввоенсовета 15 ноября 1926 г. РККВФ переименовали в Военно-Воздушные Силы (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Тогда ВВС не являлись видом вооруженных сил, а лишь родом войск, таким же. например, как артиллерия. В тот же период пошла структурная перестройка военной авиации. С 1927 года стали формироваться авиабригады. Первоначально это были территориальные формирования, которым подчинялись все авиачасти на определенной территории (в одном гарнизоне) плюс учебные подразделения, парки, мастерские и склады. Бригада могла включать в себя две-три эскадрильи разного назначения и до десятка отрядов.
Начальник ВВС Московского военного округа И.У. Павлов проводит смотр одной из эскадрилий, вооруженных разведчиками Р-1.
С 4 января 1928 г. из-за недостатка имевшейся техники устанавливается новый штат для тяжелых сухопутных эскадрилий - четыре тяжелых и четыре легких самолета плюс один тяжелый и два легких в запасе. Но это было временным явлением. Постепенно советские заводы наращивали выпуск самолетов, что позволило как формировать новые авиационные части и соединения, так и пополнять уже имеющиеся. По штатам 1928 года легкобомбардировочная эскадрилья уже имела 28 самолетов, штурмовая - 31 (в обоих случаях делившихся на три отряда). К переводу частей на новые штаты приступили с начала 1929 года. Затем настал черед и тяжелой бомбардировочной авиации. В начале 1930-х годов, когда на вооружение поступили ТБ-1, число тяжелых воздушных кораблей в эскадрильи довели сначала до восьми, в 1932 году - до 12, а количество легких машин уменьшили до одной - двух. Менялось соотношение родов авиации. Становилось все больше истребителей и тяжелых бомбардировщиков и меньше разведчиков. Разведывательных эскадрилий было очень мало. Это были так называемые армейские разведывательные эскадрильи, позже переименованные в дальнеразведывательные. Еще с 1920-х годов многие авиационные части имели кроме номеров официальные названия. Существовали эскадрильи: «Красная Москва», «Ультиматум» и другие. Позже подобные наименования стали отражать шефство города, области или организации, скажем, 48-я авиабригада им. Пролетариата Кировщины или 201-я бригада им. Совнаркома БССР. Частям присваивались также имена партийных и государственных руководителей, военачальников. Например, в 9-й тяжелобомбардировочной бригаде все эскадрильи носили имена вождей - Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева. Иногда одно и то же имя давали нескольким частям. Так, в Витебске стояли 5-я легкобомбардировочная эскадрилья и 4-й корпусный отряд; обе части носили одно и то же наименование «им. Фабрициуса». Был еще и 44-й корпусной отряд в Тифлисе (Тбилиси) - тоже им. Фабрициуса. Существовали две эскадрильи им. Дзержинского. Авиационные части не всегда имели номера. Иногда по специальным причинам организовывали временные безномерные бригады. Так, первые ТБ-3 в 1932 году сначала ненадолго собрали в Особую бригаду. В состав частей центрального подчинения входили учебная бригада Военно-воздушной академии и авиабригада НИИ ВВС. В Монголии в начале 1930-х годов базировалась сводная эскадрилья ОСНАЗ («особого назначения»). Гораздо позже, в конце 1939 года, была организована особая бригада, расквартированная в Прибалтике (она же первоначально - «группа Кравченко», по фамилии командующего).
Корпуса и армии По мере пополнения самолетного парка штаты пересматривались. В начале 1932 года легкобомбардировочные эскадрильи окончательно перевели на штат в 28 машин - три отряда по девять плюс одна командирская. Отряд делился на три звена по три самолета. К этому времени сложилась достаточно четкая структура ВВС. Управлению ВВС (УВВС) в Москве подчинялись управления в округах. Свои ВВС на правах окружных имели Краснознаменная Кавказская Армя (ККА), позже переформированная в Северо-Кавказский и Закавказский военные округа, и особая Дальневосточная Армия (ОДВА, позднее Краснознаменная - ОКДВА), созданная в 1928 году. Аналогичным образом в ВВС входили воздушные силы морей, в оперативном отношении подчинявшиеся командованию соответствующих флотов. Управлениям ВВС округов и приравненных к ним структурных единиц подчинялись бригады, отдельные эскадрильи и отряды.
Истребители И-3, Украинский военный округ, начало 1930-х гг.
В ходе военных действий могли временно создаваться авиагруппы. Подобные группы участвовали в операциях против басмачей в Средней Азии. Именовались они по месту «работы», например, Туркестанская авиагруппа. В ККА некоторое время существовали Новочеркасская и Ростовская авиагруппы, позже переформированные в бригады. С 1932 года бригады постепенно становились специализированными: истребительными, бомбардировочными, штурмовыми. Их стали комплектовать однородной техникой. С 1 марта 1935 г. это получило отражение в их названии. Так, 207-я авиабригада стала 95-й истребительной, 254-я - 102-й штурмовой. Сохранились и смешанные бригады, включавшие части разных родов авиации, например 97-я смешанная (бывшая 454-я). Трехзначные цифры не свидетельствовали о грандиозной мощи ВВС РККА. Похоже, номера давали произвольно, возможно, с целью запутать вражеских шпионов. В бригаду входило от двух до пяти эскадрилий. В истребительные, легкобомбардировочные, штурмовые бригады обычно сводили эскадрильи одного назначения. В тяжелобомбардировочные добавляли одну дальнеразведывательную эскадрилью на Р-5 или Р-6 или крейсерскую на Р-6. По штатам 1932 года тяжелобомбардировочной бригаде полагалось 48 ТБ-3, 12 Р-6. 11 Р-5 или 36 ТБ-3, 12 ТБ-1, 12 Р-6 и 11 Р-5. В середине 1933 года в каждую такую бригаду включили еще и одну истребительную эскадрилью. Поскольку в этот период многие бригады формировались заново, не имея какой-либо базовой эскадрильи, то номера всех эскадрилий соединения шли один за другим (например, 25-я, 26-я, 27-я...). К 1935 году был принят единый штат для частей всех родов сухопутной авиации, кроме тяжелобомбардировочной и крейсерской: 31 самолет в эскадрилье. При этом предусматривалось наличие трех отрядов по десять машин: в отряде - трех звеньев по три самолета и машины командира отряда. В тяжелобомбардировочной эскадрильи оставалось 12 ТБ-3. Такое же количество предусматривалось для «крейсеров». С мая того же года планировалось довести количество самолетов в тяжелобомбардировочной эскадрилье до 16. в легкобомбардировочной - до 41, в крейсерской - до 25. Из-за нехватки техники сроки дважды переносились: сначала - на 1936 г., затем - на 1937 г., но в итоге эти планы так и не были реализованы. К середине 1930-х годов в ВВС появилось много новых типов самолетов, что оказало свое влияние на структуру. После поступления на вооружение Р-6 возникли крейсерские эскадрильи; когда в 1936 г. с заводов поступили первые СБ - скоростные бомбардировочные, а с началом освоения ДБ-3 в 1937 г. - дальнебомбардировочные. Две последние имели по штату 31 самолет.
Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 на Киевских маневрах 1936 г.
Возникли специальные звенья и отряды связи, транспортные подразделения и, наконец, звенья ПВО, обеспечивая тренировку зенитчиков, таская полотняные рукава-мишени. В состав ВВС с 1932 года вошли воздушно-десантные войска. Позже они получили свою авиацию - транспортные и разведывательные самолеты. В Ленинградском военном округе дислоцировалась 3-я бригада особого назначения, объединявшая несколько авиационных эскадрилий с десантными батальонами. Количественный рост ВВС позволил создать более крупные соединения, нежели бригады. В 1933 г. бригады тяжелых бомбардировщиков стали сводить в корпуса, по три бригады в каждом. В 1935 г. таких корпусов имелось пять. С декабря того же года началось формированием Авиагруппы, в которую намеревались включить три тяжелобомбардировочных и три скоростных бомбардировочных бригады. Чуть позже эту группу превратили в армию. 26 февраля 1936 года появился приказ о создании Авиационной армии Резерва Главного Командования (РГК), впоследствии переименованной в 1-ю авиационную армию особого назначения (АОН-1) - первое в мире крупное соединение стратегического назначения. Потом сформировали еще две подобные армии в Европейской части страны и одну - на Дальнем Востоке. Первоначально их структура и численность были различны, но позже Главный военный совет РККА установил штат из двух тяжелобомбардировочных, одной скоростной бомбардировочной и одной истребительной бригад. Позже в армии особого назначения включили дальнебомбардировочные эскадрильи на ДБ-3. Всего армия располагала 250-260 самолетами. Таким образом, образовались следующие структурные звенья ВВС: стратегическая авиация (армия особого назначения), подчинявшаяся непосредственно УВВС, фронтовая авиация (ВВС округов) и войсковая (звенья и эскадрильи при корпусах и дивизиях). Объединение морской авиации с сухопутной не казалось бесспорным, и 5 мая 1935 г. ее передали флоту. Однако это продолжалось сравнительно недолго: 23 июня 1937 года она опять вернулась в состав ВВС РККА. Но 1 января 1938 года морскую авиацию окончательно отделили от сухопутной. Далее она стала полностью независимой от ВВС.
Новая реорганизация В 1938 году началось новое изменение структуры ВВС. Численность эскадрильи значительно уменьшили и стали делить ее на звенья; отряды исчезли. Основной структурной единицей (воинской частью) стал полк, состоявший из четырех-пяти эскадрилий и звена управления. Эскадрильи лишились собственных номеров и стали именоваться 1-й (2-й, 3-й) эскадрильей такого-то полка. Количество самолетов в полку зависело от типа машин. Истребительные. штурмовые и бомбардировочные полки по штату имели по пять эскадрилий, 63 машины; тяжелобомбардировочные - четыре эскадрильи, 40 бомбардировщиков. В 1940 г. намеревались добавить пятые эскадрильи и в тяжелобомбардировочные полки, но так этого и не сделали. В звено входило три самолета, эскадрилья состояла из четырех-пяти звеньев (10-15 самолетов). Полки могли быть специализированными (истребительными, штурмовыми и так далее) либо смешанными, включающими эскадрильи разного назначения. Они получали номера, не имевшие никакого отношения к номерам частей, из которых были преобразованы. В отличие от прежней системы, когда номера давали подряд, независимо от рода авиации, теперь один и тот же номер присваивался несколько раз. Появлялся 1-й истребительный полк, 1-й бомбардировочный полк и так далее. В переходный период встречались полки, включавшие до десяти эскадрилий. Полки объединялись в бригады, в которых насчитывалось по 100-150 машин. Имелись отдельные полки, входившие в бригады и подчинявшиеся командованию в округах. По-прежнему сохранялись отдельные, не входящие в полки, подразделения - эскадрильи и звенья. В войсковой авиации это были войсковые разведывательные (ближней разведки), корректировочные и корпусные эскадрильи, звенья связи и им подобные. Когда в ВВС эксплуатировались двухместные истребители ДИ-6, они входили в отдельные эскадрильи двухместных истребителей со штатом по 12 машин. Остальная структура некоторое время сохранялась прежней: бригада - округ - УВВС. Округа постепенно разукрупнялись. Например, из единого Украинского военного округа выкроили Киевский, Харьковский и Одесский. В период подготовки к вступлению в Польшу в 1939 году на базе частей и соединений Киевского и Белорусского военных округов образовали Украинский и Белорусский фронты со своими ВВС. Войска их были объединены в армейские группы, названные по расположению штабов, например Винницкая группа. Эти группы получили свои воздушные силы, в основном в виде войсковой авиации. Позднее армейские группы преобразовались в номерные армии. В период войны с Финляндией был образован Северо-Западный фронт с несколькими армиями. Большая часть привлеченной авиации подчинялась командованию фронта, но были сформированы и ВВС армий. На Дальнем Востоке ОКДВА преобразовали в Дальневосточный фронт в составе 1-й и 2-й Особых Краснознаменных армий. Соответственно изменилась и структура авиации.
Экипажи легких бомбардировщиков Р-5 перед вылетом, середина 1930 гг.
Советский авиационный контингент в Монголии первоначально именовался эскадрильей ОСНАЗ («особого назначения»), затем ВВС 57-го стрелкового корпуса (и даже «ВВС тов. Фекленко», включая официальные документы - по фамилии командира корпуса). Он подчинялся управлению ВВС Забайкальского округа. В период боев на Халхин-Голе 57-й корпус переформировали в 1-ю армейскую группу, а ВВС группы подчинили напрямую Москве. Когда японцы капитулировали, советские войска свели в 17-ю армию, а ее ВВС опять ввели в состав Забайкальского округа. Весной 1940 года армии особого назначения расформировали, входившие в них соединения влили в ВВС округов по месту постоянной дислокации. В июле того же года бригады заменили авиадивизиями, имевшими от двух до шести полков. Дивизии были однородными (истребительными, бомбардировочными) и смешанными. В 1940 г. УВВС РККА стало именоваться Главным управлением ВВС Красной Армии (ГУ ВВС КА). Теперь о званиях командно-начальствующего состава. Долгое время званий у красных летчиков не было, точнее, было у всех одно - «красвоенлет» (красный военный летчик). В морской авиации использовался вариант «красморлет». У летчиков-наблюдателей - соответственно «красвоенлетнаб» и «красморлетнаб». У воздухоплавателей применялось звание «красвоенвоздух». Позже прилагательное «красный» исчезло, и военные пилоты стали просто «военлетами», курсанты летных школ именовались «учлетами». В сентябре 1935 г. в Красной Армии появились воинские звания. Все летчики, по современным меркам, относились к офицерам. Летные школы выпускали их в звании «младший лейтенант». Дальше «лестница» примерно соответствовала современной, но отсутствовало звание подполковника, введенное только в 1939 году. За полковником шел комбриг, далее следовали комдив (хотя в ВВС тогда дивизий не было), комкор, командарм 2-го ранга и командарм 1-го ранга. Отрядом обычно командовал капитан, эскадрильей - майор, бригадой - комбриг. Сержант именовался «помкомвзвода»; соответственно существовали младший помкомвзвода, просто помкомвзвода и старший помкомвзвода. К этой группе относились стрелки на больших самолетах. Технический состав делился на воентехников и военинженеров. Воентехник 3-го ранга соответствовал младшему лейтенанту, военинженер 1-го ранга - полковнику. Дальше шли бригадный инженер, дивизионный и так далее. Политработники носили те же звания, что и в Красной Армии. После перехода в 1938 году к полковой структуре эскадрильей обычно командовал старший лейтенант или капитан, а полком - майор.
Дальние бомбардировщики ДБ-3, 1938 г.
В 1940 г. были введены генеральские звания, соответствующие современной структуре. При этом комбриги оказались как бы посередине между полковником и генерал-майором. При переаттестации им обычно присваивалось звание полковник. Именно полковники стали командирами авиационных дивизий, созданных в том же году.
Морская авиация Морская авиация, так же как и при самодержавии и Временном правительстве, первоначально относилась к флоту. Она располагала в основном гидросамолетами. Гидроотряд имел четыре-восемь машин. Два-три отряда объединялись в гидродивизион. В апреле 1919 года создается Балтийская воздушная бригада - первое соединение морской авиации в составе восьми гидроотрядов, сведенных в три гидродивизиона. К морской авиации относились и воздушные силы речных флотилий. Некоторые из них, например, Волжско-Каспийская, имели в своем составе плавбазы с аэропланами на колесах, в том числе истребителями. В августе 1919 г. была создана воздушная бригада Волжско-Каспийской флотилии, после окончания Гражданской войны расформированная. 27 ноября 1922 г. морскую авиацию слили с сухопутной. Летному и техническому составу сохранили морскую форму; механики и мотористы именовались «краснофлотцами» и щеголяли в бескозырках, но всю структуру унифицировали с сухопутной авиацией. К наименованию частей гидроавиации добавлялось слово «морской», отряды и эскадрильи на колесных машинах обозначались по общей системе. В морской авиации в отдельный отряд входило восемь-десять машин, в эскадрилью — 12-15. Штат отдельного истребительного отряда составлял 12 самолетов, разведывательного — восемь. К концу 1920-х гг. в воздушных силах морей появились бригады. |