JSFU Минный трал — приспособление для проделывания проходов в минных полях путём вылавливания морских мин или обезвреживания (подрыва) противопехотных и противотанковых мин на суше (по аналогии с тралом — орудием лова рыбы).
По способу применения делятся на контактные и неконтактные.
Современный германский танк-тральщик Keiler, созданный на базе среднего танка M48
Контактные подразделяются на тралы с резаками и тралы с подрывными патронами.
Неконтактные подразделяются на акустические, электромагнитные и гидродинамические.
Современный британский полугусеничный бронированный самоходный минный трал Aardvark JSFU
Параван
Параван (англ. paravane, от латинского parare - "защищать, предохранять" (парировать) и англ. vane — крыло, лопасть, руль) — буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин. Представляет собой металлический корпус с отводящим крылом, стабилизатором глубины хода и резаком. Устанавливались с обоих бортов корабля. При движении корабля параван отходит в сторону от борта и удерживает на заданной глубине тралящую часть троса. При встрече паравана с миной её минреп отводится по тралящей части от корабля и подсекается резаком. Всплывшие мины уничтожаются. С развитием неконтактных мин после второй мировой войны сняты с вооружения.
Также параванами назывались устройства для отвода строп аэростатов заграждения, которым оборудовались самолёты. Устройство представляло собой тросы, натянутые от носа самолёта к концам крыльев.
Танковый трал
Танковый трал — разновидность минного трала: навесное оборудование танка, бронированного тягача либо специализированной машины, которое предназначается для преодоления либо расчистки противотанковых минных заграждений.
Классификация
В зависимости от типа рабочего органа танковые тралы подразделяются на бойковые, катковые, ножевые (выпахивающие) и комбинированные, а в зависимости от характера проделываемого прохода — на колейные и создающие сплошные проходы.
Основной боевой танк M1 Abrams с катковым минным тралом
Основной боевой танк M1 Abrams с ножевым минным тралом
Колейный минный трал
Колейные минные тралы (КМТ) за один заход проделывают в минном поле проход, состоящий из двух колей; получили значительное распространение из-за небольшой массы. Операции по расширению прохода и протраливанию межколейной полосы осуществляются путём одновременного использования трёх-четырёх колейных тралов, трёх-четырёхкратным проходом одиночного либо без их использования — вручную или взрывным способом. Для защиты машины от подрыва на штырьевых миных колейные тралы оснащаются специальным устройством, представляющим собой горизонтальную цепь или штангу и вызывающим срабатывание мин данного типа, оказавшихся между колеями траления. Для прохождения по колеям танка-тральщика движущихся за ним машин без предварительного расширения прохода могут использоваться специальные метки светящейся краской, пиросигналы либо указатели.
Трал, создающий сплошной проход
Данный тип минных тралов сравнительно малораспространён в силу значительной массы, затрудняющей их использование на танках в силу сопутствующего снижения боевых возможностей. Используется на машинах, предназначенных для расчистки минных полей после завершения боевых действий.