Бойковый минный трал представляет собой располагающийся над землёй горизонтальный барабан, на котором крепится большое количество оснащеных ударными наконечниками цепей. Во время траления барабан начинает вращаться с большой скоростью, а цепи с силой ударяют по грунту, подрывая либо отбрасывая мины. Бойковые тралы отличаются надёжностью, однако скорость их работы значительно ниже, чем у минных тралов другой конструкции, и дополнительно снижается сопровождающей траление завесой из пыли и частиц грунта.
Катковый минный трал
Катковые минные тралы производят расчистку минных заграждений путём передачи давления стальных катков на мины нажимного действия, что приводит к подрыву последних. Для обеспечения большего давления катки делаются максимально тяжёлыми: центр тяжести выносится максимально вперёд, часть веса машины может передаваться на трал через гидропневматические устройства; они могут быть как взрывоустойчивыми, так и невзрывоустойчивыми. Скорость траления — 8—12 км/ч.
Ножевой минный трал
Ножевые минные тралы — индивидуальное средство преодоления минных заграждений, представляющее собой отвал с укреплёнными на его нижней кромке специальными ножами. Выпахивают мины перед гусеницами танка при помощи ножей, после чего извлечённые мины отбрасываются за внешнюю границу прохода отвалом. При использовании на мягких и сыпучих грунтах ножевые тралы значительно эффективней катковых, также эффективны на заснеженных почвах — однако не могут применяться на каменистых и плотных грунтах. Скорость траления — 6-12 км/ч.
Схема советского комбинированного катково-ножевого минного трала КМТ-5М . Ножевая часть поднята
Комбинированный минный трал
В конструкции комбинированных минных тралов одновременно используются несколько принципов расчистки прохода. Широкое распространение получили катково-ножевые минные тралы.
Литература
Трал танковый // Советская Военная Энциклопедия в 8 томах / Под ред. А. А. Гречко. Пред. Гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. —М.: Воениздат, 1980. — Т. 8 (Ташкент — Ячейка стрелковая). — С. 87—88. — 688 с. — 105 000 экз.
ПТ-3 — минный трал, монтируемый на танке, предназначается для устройства проходов в минных полях с минами нажимного действия.
Принцип действия
При прохождении по минному полю трал своими шпорами, расположенными по ободу дисков, давит на мины нажимного действия, которые при этом взрываются.
Технические характеристики
Общий вес — 4,8 т
Наименьший радиус поворота — 20 м
Наибольшая скорость движения в боевом положении по дорогам — до 25 км/ч
Полная длина трала (без танка) — 2,87 м
Ширина трала — 3,82 м
Ширина протраливамой полосы — 3,6 м
Ширина непротраливаемого промежутка (посередине) — 1,2 м
Устройство
Трал устроен следующим образом: В проушинах 1 приваренных к нижнему наклонному листу танка Т-34, шарнирно прикреплена металлическая сварная рама 2. Эта рама с помощью троса 3 подвешена траверса 5, имеющая на краях тяги 6, шарнирно соединённые с осью 7. На оси расположены две группы (колеи) дисков 8, по ободу которых установлены отъёмные шпоры 9. Назначение шпор заключается в том, чтобы удалить диски трала на некоторое расстояние от взрываемой мины, тем самым обеспечить живучесть основной конструкции трала. По мере разрушения шпор и других частей трала они заменяются новыми. Цепи 10 предназначены для движения танка с тралом задним ходом, для ограничения опускания оси с катками в окопы и для ограничения поворота оси с катками при повороте танка.
Применение
Трал применяется в танковых подразделениях при прорыве оборонительной полосы противника. Частичное разрушение шпор, а иногда дисков, при передвижении трала по минному полю под огнём противника, не должно служить препятствием для продолжения движения танка с тралом.
Условия применения
Трал беспрепятственно преодолевает подъёмы до 25° и косогоры до 30°, кустарник и лес толщиной в нижнем отрубе до 20 см, проволочные заграждения, окопы, ходы сообщения и канавы шириной 1,5-2 м. Непреодолимыми для трала являются те препятствия, которые не преодолеваются танком; кроме того, к таким препятствиям относятся болота, заболоченная и топкая местность, деревянные и каменные строения, деревья толще 20 см в нижнем отрубе, рвы и воронки шире 2 м, эскарпы высотой 0,6—0,75 м, участки местности с резким переходом от спуска к подъёму или наоборот.
История создания
Минное оружие всегда было одним из самых страшных противников танков. Опыт войны 1914—1918 продемонстрировал достаточно большое количество случаев удачного применения мин против вражеских танков с обеих сторон. Однако эта эффективность снижалась недостаточно грамотной тактикой применения и несовершенством конструкции. Но уже в начале 1920-х гг. Главное Военно-Инженерное управление РКП (ГВИУ) одобрило применение «фугасных мин» для борьбы с танковыми полчищами возможного противника в случае вторжения на территорию молодой Советской республики. В начале 1930-х гг. многие военные теоретики разных стран уже были озабочены созданием эффективных мер противодействия минному оружию. Старались не отставать от них и отечественные конструкторы, ведущие активные работы по поиску оптимальных средств разминирования, к числу которых в первую очередь были отнесены так называемые «танковые тралы». В 1932—1936 гг. в СССР были разработаны и экспериментально опробованы различные конструкции этих устройств для установки на сапёрные и линейные танки Т-26, а также танки БТ, Т-28 и Т-35. Однако в то время серийное производство таких устройств организовано не было.