ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 27.04.2024, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Минный катер

Ми́нный ка́тер — класс малых боевых судов, носители минного оружия — буксируемых, шестовых и «самодвижущихся» (торпед) мин. Также использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение во второй половине XIX века.
Предшественник миноносок, которые в свою очередь были предтечами миноносцев и торпедных катеров.
В ряде стран, в том числе и в Российской империи, разграничений между миноносками и минными катерами официально не проводилось, и существовало несколько терминов для обозначения минных катеров — минный баркас, минный катер, минная лодка, минная шлюпка. Со временем в документах Морского министерства Российской империи появился термин «миноноска», закрепленный приказом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича от 15 апреля 1878 года.
Основные черты, по которым можно ориентироваться для условного разделения между минным катером и миноноской:
Миноноска являлась судном специализированной постройки, в отличие от первых минных катеров, которые создавались из подручных (неспециализированных) паровых катеров — разъездных, гидрографических и т. п. (хотя некоторые катера начального периода специализированной постройки (например, «Чесма») принято называть минным катером).
Минные катера имели меньшее водоизмещение (5-16 тонн), чем миноноски (20-100 тонн, хотя были примеры миноносок с водоизмещением около 10 тонн). Также для минных катеров характерны меньшие размеры, меньшая скорость худшая мореходность.
Минные катера как правило были вооружены буксируемыми или шестовыми минами, катера-носители торпед уже принято называть миноносками (хотя, с одной стороны были примеры вооружения минных катеров торпедами («Чесма», «Синоп»), с другой — миноноски часто вооружались шестовыми минами).
Файл:19th century Spar torpedo boat.jpg 
Паровой минный катер с шестовой миной в походном положении

История развития и боевого применения

Файл:Konstantin Chesma 2.jpg
Минный катер «Чесма» на фоне минного транспорта «Великий князь Константин»

В начале своего развития минное оружие с активными средствами доставки должно было решить две задачи. Первая — средство «партизанской» войны, когда малые материальные и временны́е вложения позволяли эффективно и в какой то мере на равных бороться с дорогостоящим флотом больших кораблей. Вторая — средства борьбы с броненосцами, которые с момента своего появления, некоторое время выигрывали состязание с артиллерией — в максимальной мере это проявилось в бою «Вирджинии» (бывший «Мерримак») с «Монитором» 9 марта 1862 года, когда корабли несколько часов вели дуэль, но не смогли пробить броню друг друга.
Соответственно встал вопрос о средстве, способном поразить подводную часть броненосцев ниже броневого пояса. Эта цель в будущем поставила сложную техническую задачу перед создателем первых торпед — торпеда должна была идти на заданной глубине 1,5-2 метра — ниже броневого пояса, но и не достаточно глубоко, чтобы пройти под килем. До середины 70-х годов XIX века — до появления первых удачных торпед — технически доступным средством были только мины — мины заграждения или мины, скрытно доставляемые к вражескому кораблю малыми судами — подводными и полуподводными лодками, несовершенными на тот момент, или катерами.
Первая попытка активной доставки минного оружия (да и первое применение минного оружия вообще) состоялась во время войны США за независимость. Носителем первой мины (с некоторыми допущениями её можно классифицировать как буксируемую мину) была подводная лодка Дэвида Бушнелла «Черепаха» (англ. «Turtle»). Атака была неудачной — закрепить мину под днищем цели не удалось.
Первый опытный образец парового катера с минным вооружением был построен в России на Николаевской верфи во время Крымской войны по инициативе генерала Тизенгаузена. Но в боевых действиях он не участвовал, так как затонул во время испытаний из-за невысоких мореходных способностей.
Активное развитие минные катера получили в ходе Гражданской войны в США 1861—1865. И дальнейшее развитие — во время Русско-Турецкой войны 1877—1878.
После Русско-Турецкой войны, в ходе которой состоялось первая успешная торпедная атака, буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), и минные катера были вытеснены более специализированными и более подходящими для своих целей миноносками.
Первый боевой опыт применения активного минного оружия в Гражданской войне США 1861—1865
Впервые шестовая мина была установлена и успешно примененена на подводной лодке конфедератов «Ханли» (англ. «H.L.Hunley»). 17 февраля 1864 года она потопила паровой корвет северян «Хаусатоник» (англ. «Housatonic»). Подводная лодка со всем экипажем также затонула, уже на обратном пути после атаки.
Почти симметричный ответ северян последовал через полгода — в ночь с 27 на 28 октября 1864 года, паровой баркас, оборудованный шестовой миной, под командованием лейтенанта Кушинга (англ. William B. Cushing ) атаковал броненосец южан «Албемарл» (англ. «Aldemarle»), который стоял на рейде Плимута в устье реки Роанок. Команде катера удалось преодолеть защитный бон из брёвен (просто рассоединив их) и ударить шестовой миной в подводную часть броненосца. Корабль затонул в течение нескольких минут. Катер тоже погиб — либо от взрыва либо из-за того, что был затянут водоворотом от тонущего броненосца.
На тот момент катера были более доступным и технически более практичным средством доставки мин, чем подводные или полуподводные суда, которые находились только на самом начальном этапе технического развития и имели существенные ограничения, связанные с их несовершенством.
В ходе Гражданской войны флот южан потерял около 50 кораблей, 40 из которых погибли от мин — якорных, плавающих, буксируемых и шестовых.
Развитие минных катеров в мирное время. 1870-е годы. Торникрофт и Ярроу
В 60-х годах русский адмирал Г. И. Бутаков начинает экспериментировать с минным оружием. В 1862 году на Балтике он установил, что безопасная длина шеста шествой мины должна быть 6-8 метров — на таком расстоянии взрыв подводного заряда необходимой мощности не приносил вреда атакующему судну. Одним из учеников Бутакова в области минного оружия был С. О. Макаров, который в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 успешно использовал буксируемые и шестовые мины и произвёл первую в мировой истории успешную торпедную атаку.
В 1870 году Германия первой из Европейских стран включила в кораблестроительную программу серию из шести минных катеров, каждый из которых должен был нести две шестовые мины. Но решив, что из-за низкой скорости (менее 8 узлов), которая не позволит им перехватывать современные корабли, они буду малоэффективны, Морское ведомство переоборудовало их в минные заградители.
В 1872 году Джон И. Торникрофт создал прогулочный катер «Наутилус», который поставил рекорд своего времени — смог обогнать гоночные гребные восьмёрки (скорость «Наутилуса» не превышала 12 узлов). Вскоре после этого новый катер «Миранда» показала невероятный для того времени результат — 16 узлов. Эти достижения принесли Торникрофту первые военные заказы (Норвежский минный катер «Рапп», норв. Rapp — «Быстрый»), мировую известность и лидерство в производстве минных катеров и миноносок.
Характеристики катера «Рапп»: лёгкий корпус с тонкой стальной обшивкой, водоизмещением 15 тонн, паровая машина двойного расширения типа «компаунд» мощностью 90 л.с., средняя скорость — 12,5 узлов, максимальная скорость 14,97 узлов.
В 1874—1875 годах верфь Торникрофта, расположенная на Темзе в городе Чизвик, делает по этому же проекту 7 минных катеров: по одному для Австро-Венгрии (№ 1), Дании (№ 1) и Швеции («Спринг») и по два для Франции (№ 5 и № 6) и России (миноноски № 1 и № 2 (позже «Сулин»). В отличие от «Раппа» эти катера имели машину мощностью 180—190 л.с., которая обеспечивала им скорость 16-18 узлов. Проект «Раппа» оказался настолько удачным, что его пробовали копировать в других странах, но катера получались хуже — их скорость едва превышала 10 узлов (в частности — шведский «Ульвен»).
В середине 70-х годов у Торникрофта появляется конкурент — английский конструктор Э.Ярроу (англ. Yarrow), который первым заказом поставил Аргентине 4 минных катера водоизмещением 11 тонн, которые не уступали «Раппу». Позже такие же катера приобрели США, Франция, Нидерланды, Греция. В 1878 году Ярроу получил первый заказ британского правительства.
В марте 1877 года по инициативе французов, сделавших очередной заказ Торникрофту, были проведены испытания, в ходе которых минный катер Торникрофта с шестовой миной успешно атаковал и потопил устаревший корабль «Байонезе», использованный в качестве цели.



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz