ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 08.05.2024, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Русские минные катера в Русско-Турецкой войне 1877—1878
На начало войны российский флот многократно уступал турецкому. Не было ни возможности перевести эскадру с Балтики ни времени построить новые корабли.
Минные катера Черноморского флота можно разделить на два «фронта» — Дунайская флотилия катеров и четыре катера минного транспорта «Великий князь Константин» (действовали в основном у побережья Кавказа — Сухум, Батум, Гагры, но провели одну операцию и в устье Дуная, в Сулине). Также следует упомянуть две миноноски — № 1 и № 2, — приписанные к Одессе, которые участвовали в одном из рейдов «Великого князя Константина».
Первые катера начали поступать на Дунай в конце ноября 1876 года в преддверии войны. На тот момент Россия не име­ла достаточного количества минных катеров или миноносок специальной постройки, поэтому использовались разъездные паровые катера, снятые с кораблей Балтийского флота и императорских яхт. Большинство из них унаследовали имена своих кораблей.
Катера Дунайской флотилии, снятые с других судов и кораблей:
«Первенец»
«Не тронь меня»
«Грейг»
«Спиридов»
«Петр Великий» (позже переименованный в «Красотку»)
«Генерал-Адми­рал»
«Ксения» (с пароходофрегата «Олаф»),
«Варяг»
«Джигит»
«Опыт»
«Держава»
«Ца­ревна»
«Царевич» (бывший катер «Ласточка» («Rindunica»), предоставленный на время войны (уже после её начала) румынским правительством; в литературе нередко упоминается под именем «Цесаревич»).
Катера Дунайской флотилии, специальной постройки:
«Шутка» (построен на заводе Тор­никрофта, как прогулочный катер для наследника цесаревича (будущий импе­ратор Александр III), катер имел стальной корпус).
«Мина» (построен на заводе Берда в Санкт-Петербурге, корпус был сделан из меди, первоначально назывался «Маб». С позволения главнокомандующего, великого кня­зя Николая Николаевича, катер был приобретен у заводчика и доставлен на Дунай уже после на­чала военных действий).
Снятые с кораблей разъездные катера как правило имели одноцилиндровые машины в 5 нарица­тельных лошадиных сил, скорость по течению составляла 6 узлов, против течения 2-3 узла, при встречном ветре вообще могли не справиться с течением.
Они имели на вооружении две носовые шестовые мины на шестах длиной около 12 метров с системой бугелей, коушей и вилок, закрепленной на «накидных банках», которые, крепились непосред­ственно к катеру. Первоначально некоторые катера имели ещё и два кормовых шеста («лягательные»), которые вставлялись в своеобразные уклю­чины и выдви­гались при помощи системы блоков и талей, но от них вскоре отказались, так как их применение было маловероятным.
В боевое положение шестовые мины приводились усилием двух-трех человек. Масса снаряженной мины доходила до 20 кг. Подрыв осуществлялся либо ударным взрывателем системы Трумберга, либо электровзрывателем от гальванической батареи, установленной на катере.
Катера минного транспорта «Великий князь Константин»:
«Чесма» — построен на заводе Берда;
«Синоп» — «промерный» (гидрографический) катер;
«Наварин» — снят с яхты «Держава»;
«Минер» (позже «Сухум») — снят со шхуны «Полярная звезда».
Катера планировалось либо заказать на завода Берда в Санкт-Петербурге, либо использовать имеющиеся катера, снятые с «поповок» или других кораблей флота. В результате один катер был сделан по заказу, остальные — из числа тех, что оказались в данный момент под рукой. 26 декабря 1876 года приказом Макарова № 21 им были присвоены имена .
«Чесма» — единственный катер, имевший сносную мореходность. Скорость других катеров не превышала 6 узлов, и использоваться они могли только в тихую погоду. Водоизмещение катеров было в среднем около 6 тонн, длина менее 20 м. Их вооружение первоначально состояло из буксируемых мин («крылаток» Макарова), позже шестовых, ещё позже катера «Чесма» и «Синоп» были снабжены средствами для запуска торпед Уайтхеда.
Боевые операции катеров Дунайской флотилии
С самого начала боевых действий катера занимались постановкой минных заграждений. И события с применением шестовых мин, кроме атаки в Мачинском рукаве в ночь на 14 мая, носили скорее оборонительный характер.
В ночь на 14 мая 1877 года минные катера «Джигит», «Ксения», «Царевич» и «Царевна» обнаружив в Мачинском рукаве отряд из трёх турецких кораблей, потопили монитор «Сейфи». Катерами командовали:
«Джигит» — мичман Перст;
«Ксения» — лейтенант А. П. Шестаков;
«Царевич» — лейтенант Ф. В. Дубасов;
«Царевна» — мичман М. Я. Баль.
Утром 8 июня 1877 года во время постановки мин у острова Мечка катер «Шутка» атаковал турецкий пароход «Эрекли» («Erekli»), пытавшийся помешать постановке (в постановке участвовал и катер «Мина», но в атаке участия не принимал из-за поломки в машине). Шестовая мина не сработала и атака не принесла результатов. Катерами командовали:
«Шутка» — Н. И. Скрыдлов.
Днём 8 июня эти катера пытались атаковать канонерскую лодку «Подгорица» («Podgoriza»), но из-за неполадок и повреждений, атака не состоялось, и катера были вынуждены отступить. От полного уничтожения катера спасло только то, что у канонерской лодки были другие цели.
11 июня катера «Шутка», «Мина» и «Первенец» атаковали ту же канонерскую лодку «Подгорица» у острова Белино. Атака также оказалась безрезультатной. Катерами командовали:
«Шутка» — мичман Нилов;
«Мина» — гардемарин Аренс;
«Первенец» — унтер-офицер Петров.

Боевые операции катеров минного транспорта «Великий князь Константин»

В ночь на 1 мая 1877 катера атаковали буксируемыми минами яхту «Султание», стоящую на на Батумском рейде. Из-за обрыва проводов взрыва мины не произошло. 28-29 мая 1877 катера совместно с миноносками № 1 и № 2 на рейде Сулина атаковали броненосный корвет «Иджлалие» с помощью шетовых мин. Атака была безуспешной. Миноноска № 1 была потоплена, команда попала в плен.
11-12 августа 1877. Атака броненосца «Ассари-Шевкет» (или «Ассари-Тевфик») на Сухумском рейде. Турецкий корабль получил повреждения. 15-16 декабря 1877 года минными катерами «Чесма» и «Синоп» была произведена торпедная атака броненосцев на Батумском рейде.
13-14 января 1878 катерами «Чесма» и «Синоп» была произведена первая в истории успешная торпедная атака против канонерской лодки «Интибах» на Батумском рейде.
После Русско-Турецкой войны, в ходе которой состоялось первая успешная торпедная атака, буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), и минные катера были вытеснены более специализированными и более подходящими для своих целей миноносками.

Литература



 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz