Танк
является результатом проведенной в 1938 году модернизации первого
танка советской конструкции МС-1 (Малый Сопровождения - первый). Танк
был принят на вооружение Красной Армии в 1927 году и производился
серийно в течение почти четырех лет. Всего было выпущено 950 машин.
Корпус и башня собирались методом клепки из катаных броневых листов.
Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и
состояла из многодискового главного фрикциона, трехступенчатой коробки
передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма
поворота) и одноступенчатых бортовых передач.
Механизм поворота обеспечивал поворот танка с
минимальным радиусом, равным ширине его колеи (1,41 м). Пушка калибром
37-мм системы "Гочкис" и 18-мм пулемет размещались в башне кругового
вращения. Для повышения проходимости танка через рвы и траншеи танк был
снабжен так называемым "хвостом". В ходе модернизации на танке был
установлен более мощный двигатель, демонтирован хвост, танк был
вооружен 45-мм пушкой образца 1932 года с большим боезапасом. В первые
месяцы войны танки Т-18м использовались в качестве неподвижных огневых
точек в системе советских приграничных закрепрайонов.
Т-16 во дворе завода «Большевик», весна 1927 года
История создания танка.
В период Гражданской войны в России танки "Рено"
повоевали и в войсках интервентов, и у белых, и в Красной Армии. Осенью
1918 года, 3-ю роту "Рено" 303-го полка штурмовой артиллерии направили
на помощь Румынии. Она выгрузилась 4 октября в греческом порту Салоники,
но в боевых действиях поучаствовать не успела. Уже 12 декабря рота
оказалась в Одессе вместе с французскими и греческими войсками. Впервые
эти танки вступили в бой 7 февраля 1919 года, поддержав совместно с
бронепоездом белых атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою
под Березовкой, один танк "Рено" FT-17 был поврежден и захвачен бойцами
Второй Украинской Красной армии в марте 1919 года после боя с частями
Деникина.
Восстановленный Т-18 из экспозиции Военного музея в Москве
Машину отправили в Москву в качестве подарка
В.И.Ленину, который дал указание организовать на ее базе производство
аналогичной советской техники. Доставленный в Москву, он 1 мая 1919
года прошел по Красной площади, а позже был доставлен на Сормовский
завод и послужил образцом для постройки первых советских танков "Рено
русский". Эти танки, известные также как "М", были построены в
количестве 16 штук, снабжались двигателями типа "Фиат" мощностью в 34
л.с. и клепаными башнями; на части танков позднее поставили смешанное
вооружение — 37-мм пушка в передней части и пулемет в правом борту
башни.
Осенью 1918 рода трофейный "Рено" FT-17 был отправлен
на Сормовский завод. Коллектив конструкторов технического бюро за
сравнительно короткое время с сентября по декабрь 1919 года - разработал
чертежи новой машины. При изготовлении танка "сормовичи"
кооперировались с другими предприятиями страны. Так Ижорский завод
поставлял броневые катаные листы, а Московский завод АМО (ныне ЗИЛ) —
двигатели. Несмотря на многие трудности через восемь месяцев с начала
организации производства (31 автуста 1920 года) первый советский танк
покинул сборочный цех. Он получил название "Борец за свободу товарищ
Ленин". С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу испытаний. В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось
отделение управления, в центре - боевое, в корме
моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и
командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор
местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении
движения танка вперед было небольшим. Корпус и башня были каркасными
бронирование противопульным. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса
и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости что
повышвло их защитные свойства, и соединены заклепками. В лобовом листе
башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка "Гочкис" сплечевым
упором или 18-мм пулемет.Некоторые машины имели смешанное
(пулеметно-пушечное) вооружение.Боекомплект с пушечным вооружением из
250 унитарных артиллерийских выстрелов.В качестве приборов наблюдения
использовались смотровые щели.Средств внешней связи не было.
На
танке устанавливался четырех-цилиндровый карбюраторный однорядный
автомобильный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34
л.с,позволяющий двигаться со скоростью 8,5 км/ч. В корпусе он
располагался продольно и и был направлен маховиком в сторону носовой
части. Механическая трансмиссия из конического главного фрикциона сухого
трения (сталь по ко же),четырех-ступенчатой коробки передач,бортовых
фрикционов с ленточными тормозми (механизмов поворота) и
двух-ступенчатых бортовых передач.Механизмы поворота обеспечивали
выполнение этого маневра с минимальным радиусом,равным ширине колеи
машины (1,41 метр). Гусеничный движитель (применительно к каждому борту)
состоял из крупнозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления.
Девять опорных и семь поддерживающих катков направляющего колеса с
винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего
расположения. Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены винтовой
спиральной пружиной. Подвеска балансирная. В качестве ее упругих
элементов использовались листовые полуэплиптические рессоры прикрытые
броневыми листами.Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость.
Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов в
его кормовой части был установлен съемный кронштейн ("хвост"). Машина
преодолевала ров шириной 1,8 м и эскарп высотой 0,6 м, могла
преодолевать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м, и валить деревья
толщиной до 0,2 - 0,25 м,не опрокидываясь на подъемах до 38 градусов,и
при кренах до 28 градусов.
Электрооборудование
однопроводное,напряжение бортовой сети 6В.Система зажигания от
магнето.Пуск двигателя производится из боевого отделения с помощью
специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой
рукоятки. По своим тактико-техническим характеристикам танк Т-18, не
уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию крыши
превосходил его. В последующем были изготовлены еще 14 таких танков,
некоторые из них получили наименования: "Парижская
коммуна","Пролетариат", "Буря","Победа","Красный боец","Илья Муромец".
Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской
войны. В самом ее конце производство машин из-за экономических и
технических трудностей было прекращено.
Ходовая часть восстановленного Т-18 Военного музея в Москве
После глубокой модернизации в 1938 году получил индекс Т-18м.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса
5,8 т
Размеры:
длина
3520 мм
ширина
1720 мм
высота
2080 мм
Экипаж
2 человека
Вооружение
1х37-мм пушка "Гочкис" 1х18-мм пулемет на модернизированном Т-18М 1х45-мм пушка,образца 1932 года 1х7,62-мм пулемет