Т-26 на марке военного времени Почты СССР «Вперёд на штурм!»
На
основе конструкции 6-тонного танка английской фирмы
"Виккерс-Армстронг" в Советском Союзе был создан и c февраля 1931 года
принят на вооружение легкий танк Т-26, основным
предназначением которого было сопровождение пехоты на поле боя,
поэтому его иногда называют также легким пехотным танком. Как и его
английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две
башни с пулеметным вооружением. В соответствии с предназначением, танк
имел довольно сильное бронирование и невысокую скорость движения.
Кроме модификации с чисто пулеметным вооружением, выпускался также танк,
в правой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с
плечевым упором. Часть танков выпускалась в модификации Т-26РТ с
радиостанцией 71-ТК-1. Двухбашенные танки выпускались до августа 1933
года и были заменены в производстве однобашенными с пушечным
вооружением. Всего было изготовлено более 1600 двух-башенных Т-26.
Из истории создания и модернизации легкого танка Т-26
Для ознакомления с обстановкой мирового
танкостроения в Великобританию весной 1930 г прибыла комиссия СССР под
руководством С. А. Гинзбурга (Семён Александрович Гинзбург (1900—1943) -
советский конструктор бронетехники). Комиссию прежде всего интересовал
легкий танк фирмы Виккерс Mk.E (Vickers Mk.E), известный так же, как
Виккерс шеститонный. Танк был специально спроектирован для экспорта в
интенсивно развивающиеся страны, к которым в то время относился и
советский союз. Мк.Е проектировался максимально простым для сборки и
ремонта о условиях отсутствия развитой промышленной базы. Танк был
выполнен в трех вариантах: Model А - двухбашенный, вооруженный двумя
пулеметами, Model В - однобашенный с 47-мм пушкой, Model С -
танк-истребитель, дополненный двумя 37-мм пушками в лобовом и кормовом
листах корпуса.
Был заключен контракт на поставку в СССР 15 танков
Мк.Е Model A и конструкторской документации на них c целью изучения
особенностей конструкции и современного опыта заграничного строительства
танков. По результатам сравнительных испытаний танк В-26 (такое
наименование получила английская машина) показал существенное
превосходство над спроектированным в СССР танком Т-19.8 феврале 1931 г.
Реввоенсовет СССР постановил принять танк "Виккерс" на вооружение
Красной армии, как основной танк сопровождения общевойсковых частей и
соединений, а также войсковых частей Резерва Главного Командования. В
соответствии с классификатором УММ танку был присвоен индекс Т-26. Для
производства танка был выбран ленинградский завод «Большевик», как
предприятие, уже имевшее опыт изготовления танков Т-18. Руководителем
проекта был назначен С.А. Гинзбург. (В феврале танковое производство
завода выделилось в самостоятелы»ый завод N9174 им. К.Е. Ворошилова -
первое в СССР предприятие. занимающееся только выпуском танков). После
проведения необходимой подготовки с июля 1931 г. завод приступил к
выпуску Т-26.
Со второй половины 1933 г. к выпуску Т-26 подключился
Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В силу ряда причин, на СТЗ не
сумели наладить серийного производства данного танка, и до весны 1940 г.
когда цеха завода покинули последние 10 машин, завод смог изготовить
всего лишь несколько сотен танков (максимальный годовой выпуск
пришелсяна 1935г.- 115 штук, в 1937 г. не было сдано военной приемке
вообще ни одного танка). К тому же по сравнению с Т-26 изготовленными на
заводе N 174, "сталинградские" машины имели более низкую надежность и
более высокую цену.
Корпуса двухбашенпых Т-26 собирались клепкой броневых
листов на каркасе из металлических уголков. На части танков выпуска
1931 года в нижней части корпуса имелись специальные цинковые прокладки,
установленные па стыках броневых листов. Таким образом, советские
конструкторы пытались обеспечить герметичность корпуса Т-26 при
преодолении бродов. Однако с 1932 года, для удешевления конструкции, от
использования цинковых пластин отказались. С марта 1932 года на всех
Т-26 над люком воздуховывода стал устанавливаться специальный кожух для
защиты от осадков. В конце 1932 года на Ижорском заводе освоили
изготовление бронекорпусов с применением электросварки. Поэтому часть
Т-26 выпуска 1932-1933 годов получила корпуса смешанной клепано-сварной
конструкции, при этом параллельно шел выпуск полностью клепаных
корпусов.
После перехода к однобашенному танку.
На корпусе танка на шариковых опорах устанавливались
две цилиндрические башни. Судя по фотографиям, существовало как минимум 4
модификации башен, которые отличались технологией изготовления
(клепаные, клепано-сварные и сварные), конструкцией петель и способом
раскроя броневых листов. Следует отметить, что какой-либо системы в
сборке Т-26 не существовало - на клепаный корпус могли установить
сварные башни и наоборот. Не редкость танки, на которых установлены
башни, изготовленные по различной технологии, например клепаная и
сварная.
На Т-26 стоял 90-сильный четырехцилиндровый
карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным
расположением цилиндров, являвшийся точной копией мотора
«Армстронг-Сидлей» танка «Виккерс». Разница была лишь в том, что мотор
советского производства был значительно хуже по качеству и отказывался
нормально работать. Его удалось довести до выработки гарантийного срока
только к 1934 году.
Двигатель Т-26, как и его английский прародитель, не
имел никаких ограничителей оборотов, что часто, особенно летом,
приводило к перегреву и обрыву клапанов. Рядом с двигателем находился
бензобак емкостью 182 л и масляный бачок на 27 л. С середины 1932 года
на Т-26 был введен более емкий бензобак и маслобак упрощенной
конструкции. В системе охлаждения двигателя имелся специальный
вентилятор, закрепленный над двигателем в специальном кожухе. Примерно с
весны 1932 года на Т-26 несколько изменилась установка глушителя - был
введен еще один, третий хомут крепления.
Трансмиссия танка состояла из однодискового главного
фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, располагавшейся
в передней части машины, бортовых фрикционов, бортовых передач и
ленточных тормозов. Коробка перемены передач соединялась с двигателем
при помощи карданного вала, проходившего через весь танк. Рычаг
переключения скоростей находился непосредственно на коробке передач.
Подвеска танка, применительно к одному борту, состояла из двух
взаимозаменяемых тележек, четырех обрезиненных поддерживающих катков,
ведущего и направляющего колес. Каждая тележка состояла из литой
коробки, четырех сдвоенных опорных катков, соединенных балансирами, а
также двух четвертьэллиптичсских рессор. Ведущее колесо танка - литое,
со съемным зубчатым венцом, располагалось впереди. В кормовой части
машины имелся ленивец с кривошипным механизмом натяжения. Траки
гусеничной цепи отливались из стали и соединялись между собой пальцами,
которые фиксировались стопорным кольцом и шплинтом. Для связи командира
танка с механиком-водителем сначала имелась специальная труба,
замененная в 1932 году светосигнальным устройством. Средств внешней
связи линейные танки не имели. Для тушения пожара Т-2б оборудовался
одним возимым огнетушителем.
Но как усилить вооружение Т-26? Выход был найден
простой - установить в одну из башен танка 37-мм пушку. К тому моменту в
СССР имелось всего два образца подобных орудий, пригодных для установки
в танк - 37-мм пушка Гочкиса (или ее
улучшенный вариант, подготовленный к производству и имевший обозначение
ПС-1) и 37-мм пушка повышенной мощности ПС-2 конструкции П. Сячинтова.
Преимущество было явно за последней конструкцией, так как пушка Гочкиса
сильно проигрывала по боевым характеристикам. Однако проблема была в
том, что ПС-2 существовала только в опытных образцах и не была доведена
до нормального работоспособного состояния. Поэтому на первых десяти
предсерийных Т-26 установили 37-мм пушки Гочкиса в правой башне.
Согласно принятому решению, пушкой в правой башне должен был вооружаться
каждый пятый танк, но время шло, а вопрос о производстве ПС-2 так и не
разрешался. К этому времени Главное артиллерийское управление Красной
Армии отдало предпочтение 37-мм противотанковой пушке немецкой фирмы
«Рейнметалл», которая была закуплена советскими представителями и
готовилась к серийному производству. Силами артиллерийского КБ завода
«Большевик» качающуюся часть 37-мм орудия «Рейнметалл» поместили в ложе
ПС-2.
После успешных испытаний эта система была принята на
вооружение под индексом Б-3 и поставлена на серийное производство на
подмосковном артиллерийском заводе № 8 имени М. Калинина, где получила
заводское обозначение 5К. Осенью 1931 года один из первых образцов Б-3
установили в правой башне Т-26. Испытание этой системы в танке прошло
успешно и было принято решение о скорейшем вооружении Т-26 пушками Б-3.
Однако, с весны 1932 года на Т-26 вновь начали устанавливать старые
37-мм пушки Гочкиса. Этими системами и было вооружено подавляющее
большинство пушечных двухбашенных танков Т-26. Количество машин с
системой Б-3 было крайне малым и едва ли превышало 20-30 единиц. По
состоянию на 1 апреля 1933 года в Красной Армии имелось 1407
двухбашенных Т-26, из которых 392 имели пушку. А всего из 1627
изготовленных двухбашенных Т-26 пушкой были вооружены около 450 машин.
Трофейный однобашенный Т-26 со сварными корпусом и башней и штампованной
маской орудия, с финскими эмблемами (Танковый музей в г. Парола,
Финляндия)
Модификации
Химический танк ХТ-26
Химический танк ХТ-26. Двухбашенная модификация (вид сзади)
Т-26 образца 1931 г. — линейный танк, двухбашенная версия с пулемётным вооружением;
Т-26 образца 1932 г. — линейный танк, двухбашенная версия с пушечно—пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой);
Т-26 образца 1933 г. — линейный танк, однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой. Самый массовый вариант.
Т-26 образца 1938 г. — линейный танк, однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом.
Т-26 образца 1939 г. — вариант Т-26 образца 1938 года с
усиленным бронированием. Также установлена улучшенная коническая башня и
подбашенная коробка с наклонными стенками.
Т-26РТ — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933), выпущено 96 машин.
Т-26ТУ — командирская версия с радиостанцией.
Т-26A — танк артиллерийской поддержки. Установлена новая, более просторная башня Т-26-4 с короткоствольной 76-мм танковой пушкой. Произведено несколько опытных образцов.
OT-26 — огнемётный танк, вооружение располагалось в одной малой башне.
OT-130 — огнемётный танк, вариант модели 1933 года, огнемёт установлен в цилиндрической башне вместо орудия.
OT-133 — огнемётный танк, вариант модели 1938 года, огнемёт установлен в конической башне.
OT-134 — огнемётный танк, вариант модели 1939 года.
Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 гг., огнемётная
установка в корпусе, 2 пулемёта ДТ, выпущен опытный образец.
Последняя модификация танка имела бронирование 20 мм и 45-мм пушку
образца 1938 г. и коническую сварную башню. Танков с конической башней
было изготовлено 1975 единиц.