ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 27.04.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Характерник

Характерник, химородник, галдовник («галдуваты» - колдовать) или заморочник (умел напускать «мрак» - туман, сон)  - название прорицателя, колдуна на Запорожской Сечи, который занимался не только гаданием, но и лечением раненых казаков, их психотерапией и физической подготовкой, о чем существует ряд исторических свидетельств очевидцев, народных легенд и преданий.

Файл:Cossack Mamay 1st half of 19th c (4).jpg 
Казак Мамай - идеализированный образ казака-путешественника, воина, мудреца, сказочника и колдуном в одном лице

История


Файл:Ukraine-Kyiv-Maidan Nezalezhnosti-Mamai monument.JPG
Памятник казаку Мамаю на Майдане независимости в Киеве

Первые упоминания о собственно казаков-характерников датируются ХV веком - о них писали русские и византийские философы. Позже польский историк Бартош Попроцкий (* 1540 - † 1614) оставил воспоминания о казаках, которые не только заказывали шара, но и собирали их из себя руками и бросали обратно во врагов. Те, у кого попадали пули, гибли на месте.
Известным казаком характерником называют казака Мамая - идеализированный образ казака-путешественника, воина, мудреца, сказочника и колдуном в одном лице. Также, по преданию, почти все казацкие гетманы, кошевые атаманы и известные полковники были характерниками. Среди них - Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Северин Наливайко, Петр Сагайдачный, Максим Кривонос, Иван Богун, Данило Нечай и крупнейший из них - Иван Сирко. За время своего атаманством - с 1659 по 1680 годы - Сирко участвовал в 55 сражениях и везде выходил победителем, не считая множества мелких стычек с врагами, не занесенных в летописей и выигранных им. Казаки верили, что он знает заранее о том, кто с ним собирается воевать, что во время боя может перекинуться на борзой, волка или ястреба или заклинать вражеское войско. Турецкий султан издал фирман (указ) о моления в мечетях на гибель Сирко. Украинский писатель Адриан Кащенко писал о нем:
«Смог бы простой человек с такой небольшой кучкой общества самостоятельно, без чужой помощи отразиться от далеко большего и лучше вооруженного войска турецкого и татарского, и более 30 тысяч янычар, как баранов, вырезать между сечевыми куренями? А кто, как чародей, смог бы вскочить с кучкой общества в самый Крым, гнездо большой орды, разрушить его огороды, спасти невольников, согнанные туда со всех земель, и взять большую добычу ? »
Существует легенда, что казаки 5 лет не хоронили Сирка после его смерти, возили его тело с собой в походы и были убеждены, что он и мертвый наводит страх на врагов и помогает их побеждать . А потом - отрезали его правую руку, с ней ходили на войну и при необходимости выставляли ее вперед, приговаривая: «Стой, душа и рука Сирка с нами» .

Dymitr Wiśniowiecki Bajda 1.PNGNalyvajko Shupliak.jpgPiotr Konaszewicz Sahajdaczny.PNGBogun.jpgIvan Sirko (Repin Cossacks) .png
Дмитрий Байда-Вишневецький
Северин Наливайко
Петр Сагайдачний
Иван Богун
Иван Сирко

Массово колдуны-характерники впервые были применены казацкими военачальниками во время обороны Говтва от польского войска в апреле 1638 года. Капеллан польского войска Окольский вспоминал:
«Тысячами посадили на валах людей, пушку насыпала на окопы, сотнями обсадили башни и ворота, по высоким крышам рассадили волшебниц и волшебников, чтобы следили оттуда и оказывали заказ на хорошую стрельбу, воздух и огонь. »
Многие из современников отмечал наличие казацких колдунов и колдуний и в войске Богдана Хмельницкого.

Когда в 1775 году московские войска подошли разрушать Запорожскую Сечь, старшина и духовенство уговаривали казаков не сопротивляться. Большинство запорожцев сдались. Но упрямые, возглавляемые характерниками, покинули Сечь и убежали за Дунай в Турцию, где основали Задунайскую Сечь (на территории современной Румынии). Проявили себя характерники и на новом месте - в войне с казаками-некрасовцами. По преданию, характерники помогли казакам завладеть липованским городком Дунаевец .
Много старых характерникив осталось на Великом Лугу и после разрушения Сечи. В народных рассказах сохранились фамилии некоторых из них: Джереливский - «сам ковал ружья и умел заговаривать их, был великим стрелком и охотником, не боялся ни тучи, ни грома» и «всегда охотно давал приют всем запорожцам, что после разрушения Сечи не пошли на Дунай и остались без крова », три брата запорожцы Канцибера
« силачи были большие », а женатый Канцибера« был большой галдовник (волшебник) - загалдував свои деньги »и их никто не брал; был еще казак Гайдук и другие . Прожили они, по преданию, более ста лет. До нас дошли некоторые географические названия, связанные с ними: Джереливский урочище, Канциберивске озеро и урочище.

Свойства и умения

Характерники были сильными колдунами, среди способностей которых - умение останавливать кровь, заговаривать боль, ловить пули голыми руками, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимым, гипнотизировать, появляться в нескольких местах одновременно и вызвать панический ужас у врагов , что влекло паническое бегство их с поля боя. Также такие казаки могли видеть будущее, события, происходившие за сотни километров в других краях, влияли на сознание людей, неживую природу, лечили смертельные раны (даже ставили на ноги мертвых!), Находили сокровища, выходили сухими из воды («на Днепре войлок проложат и идут ») .
Умели характерники и управлять погодой - разгонять облака или, наоборот, навлечь дождь. Сильный дождь мог увлажнить прах, что делало огнестрел оружие ненужным. Также дождь мог превратить поле боя в болото, в котором вязкая тяжеловооруженная конница противника.
Характерниками становились, как правило, люди с экстрасенсорными способностями, со склонностью к внушения, гипноза, ясновидения, телекинеза или телепатии. Историк Аполлон Скальковский (* 1808 - † 1899) описывал характерников как таких волшебников, «которые ни огненная оружие, ни пуля, ни пушка умертвить не может», а при необходимости они могли очаровать других сторожей или часовых так, что «никто из них не услышит и не увидит ни казака ... и тогда уже они принимают что хотят, и возвращаются в Сич ».
Писатель Андрей Чайковский (* 1857 - † 1935) описывал колдуном как «надчоловика, которого пуля не берет и который самого чертяку умеет окульбачиты и заставить себе служить» .
Так же и Николай Костомаров (* 1817 - † 1885) трактовал колдуном, как «чародея, которого принимала шар». А историк Владимир Голобуцкий (* 1903 - † 1993) писал, что характерники были «заказаны от пули и сабли».
По легенде, характерников «никогда не хоронили попы, а хоронили их запорожцы по-своему» . Также верили, что колдуном можно убить только серебряной пулей в сердце - потому они нередко первыми шли в бой.
Как рассказывают легенды, некоторым кудесникам после смерти забивали в грудь кол, чтобы они не вставали. Однако самым распространенным захоронением характерникив было захоронение лицом вниз. Этот обычай сохранился еще со скифских времен. Как утверждает историк Светлана Бессонова, таким образом хоронили «опасных людей-колдунов, т.е. лиц, чье посмертное возрождение было нежелательным. Для их обращали лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворным светом ». Одно из таких захоронений казака-колдуном было раскопано в 1936 году у села Архангельское Ясиноватского района Донецкой области. Казак лежал в дубовом гробу, сделанном без единого гвоздя, лицом вниз; одет был в красные шаровары и синий жупан, подпоясанный зеленым поясом, а за поясом имел бутылку водки, запечатанную сургучом .
Официальная церковь обвиняла характерникив в колдовстве.



Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz