Carden-Loyd Mk VI
В начале 1930 г. Великобританию посетила советская комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своём классе (экспортировалась в 16 стран мира). Комиссия решила закупить 20 танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 г. танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства. На вооружении состояла под маркой танкетка Т-27. | Танкетка Карден-Ллойд, буксирующая гаубицу. |
Было решено отказаться от детального копирования, а произвести доработку проекта с учётом отечественного опыта. 3 ноября 1930 г. был построен первый экспериментальный образец, отправленный после испытаний на доработку. К январю 1931 был готов опытный образец Т-27. Сохраняя в основном конструкцию Carden-Loyd Mk.IV, он отличался несколько большими размерами, отсутствием вращающейся башни, усиленным бронированием, конструкцией двигателя, большей ёмкостью бензобака, более широкими гусеницами, широким использованием освоенных промышленностью автомобильных агрегатов. На вооружение РККА танкетка была принята 13 февраля 1931 года, ещё до окончания испытаний.
Танкетка Карден-Ллойд Mk.VI | |
---|---|
Классификация | танкетка |
Боевая масса, т | 1,8 |
Компоновочная схема | впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж |
Экипаж, чел. | 2 |
История | |
Производитель | Виккерс-Армстронг |
Количество выпущенных, шт. | 450 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 2460 |
Ширина корпуса, мм | 1750 |
Высота, мм | 1220 |
Бронирование | |
Тип брони | гомогенная, от 6 до 8 мм |
Днище, мм | 4 мм |
Вооружение | |
Пулемёты | 7,7 × 56 mm RТяжёлый пулемёт «Виккерс» |
Подвижность | |
Тип двигателя | карбюраторный четырёхцилиндровый |
Мощность двигателя, л. с. | 22—23 |
Скорость по шоссе, км/ч | 40—45 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 10—20 |
Запас хода по шоссе, км | 144 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,8 |
Тип подвески | блокированная полужёсткая |
Преодолеваемый подъём, град. | 45° |
Преодолеваемый ров, м | 1,2 |
Состояла на вооружении
- Бельгия
- Боливия — небольшое число использовалось во время Чакской войны
- Канада
- Чили
- Китай
- Чехословакия
- Финляндия (Mk. IVs and Model 33s)
- Франция
- Индия
- Италия — закуплено 4 шт., произведена 21 лицензионная копия (CV-29)
- Япония
- Польша
- Португалия
- Таиланд — около 60 шт. использовалось во Франко-тайской войне
- СССР — закуплено 20 шт. Кроме того, серийно производился доработанный вариант Т-27.
- Великобритания
Первые танки СССР
Пока различные трудности преследовали танкостроение в экономически развитых странах, в России, ставшей в 1917г. страной, решившей строить социализм, на повестке дня стояли совершенно другие задачи.
Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», 1919 г.
Еще осенью 1919 г. Совет военной промышленности РСФСР
принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского
«Рено» FТ-17. За образец взяли трофейный танк, который на сормовском
заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили
каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также
Ижорский завод и московский АМО (ныне ЗИЛ), поставлявшие броню и
двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный
монтаж.
Головную машину, получившую соответствовавшее духу времени
название «Борец за свободу тов. Ленин», сдали армии 15 декабря 1921 г.,
после чего последовали еще 14, все также с именами собственными.
«Русский Рено», или, как их еще называли, танк «М» (малый) или «КС» —
«Красное Сормово», отличался от французского наличием собственного
двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5
км/ч, запас хода — 60 км, толщина брони — 8-6-мм, экипаж 2 человека. На
первой машине стояла трофейная французская пушка, но затем на танки
добавили пулемет, установленный в боковом листе башни справа. Серийное
производство этих машин в дальнейшем так и не было развернуто. Помимо
чисто экономических проблем вскоре выяснилось, что броня корпуса и
башни пробивается бронебойными пулями, проходимость и маневренность
недостаточны, скорость на местности очень мала, а столь своеобразное
расположение вооружения мешает его применять. К тому же в танке было
очень душно и жарко, что затрудняло и без того очень тяжелую работу
экипажа.
Конечно, чтобы делать совершенные танки, требовалась и
совершенная техника. Но не менее важной была и военная доктрина страны,
под которую они создавались.
В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии
обороны СССР» от 15 июля 1929 г. ставилась задача наряду с
модернизацией существующего вооружения добиться в течение ближайших
двух лет получения опытных образцов, а затем внедрения в армию
современных типов артиллерийских орудий, танков и самолетов. При
разработке и пересмотре плана военного строительства в 1931 г. ЦК ВКП(б)
и советское правительство потребовали от Реввоенсовета СССР
руководствоваться следующими положениями:
по численности — не уступать вероятным противникам на главнейшем театре войны;
по технике — быть сильнее противника по решающим видам вооружения: самолетам, артиллерии и танкам.
В качестве первоначальной главной задачи предусматривалось полностью
перевооружить армию новейшими образцами боевой техники и оружия,
обратив особое внимание на развитие артиллерийской, бронетанковой и
авиационной техники, а также автоматического стрелкового оружия.
По
указанию ЦК ВКП(б) в первой половине 30-х гг. организуются
специализированные (по видам боевой техники) научно-исследовательские
институты, конструкторские бюро и лаборатории, которые развернули работу
по созданию новых видов вооружения.
Для непосредственного руководства техническим перевооружением Красной армии в июле 1929 г. учреждается должность начальника вооружений РККА. До 1931 г. ее занимал И. Уборевич, затем М. Тухачевский, который одновременно являлся заместителем наркома по военным и морским делам. В ноябре того же года было образовано специальное управление в системе центрального военного аппарата, подавшее вопросами моторизации и механизации Красной армии. Начальником управления стал И. Халепский. Проведенные мероприятия способствовали более целеустремленной работе военного ведомства в решении задач технического перевооружения, и в частности в выработке точки зрения на его характер и тактико-технические требования к боевой технике.
В Мой Мир