ВОЙНА ?! НЕТ !
Вторник, 16.04.2024, 07:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6267

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

HMS B.11

HMS B.11 — подводная лодка типа «B», Королевского флота Великобритании времен Первой Мировой войны. Совершила первый успешный прорыв в Дарданеллы на пике усиления охраны проливов.

Файл:HMS B11 Under way decks awash.JPG
B.11 на ходу, начало 1915

Размеры
Водоизмещение надводное280 т
Водоизмещение подводное313 т
Длина наибольшая (по КВЛ)43 м
Ширина корпуса наиб.4,1 м
Высота3,7 м
Силовая установка
Бензино-электрическая, одновальная, 1 мотор, 600 л. с., 1 гребной электродвигатель, 290 л. с.
Дальность плавания:
740 миль 12-узловым ходом (надводная);
50 миль 4,5-узловым ходом (подводная)
Вооружение
Торпедно-минное вооружение2×457-мм (18-дм) носовых ТА, 2 запасных торпеды

Предыстория

Подводные лодки типа B строились в 1904—1906 годах для прибрежных действий. B.11 была последней лодкой типа. Вступила в строй 11 июля 1906, командир — лейтенант Бэзил Бил (англ. Basil Beal). С 30 декабря 1913 лодку принял лейтенант-коммандер Норман Холбрук (англ. Norman Douglas Holbrook).
Уже к началу войны лодки типа B считались малыми и устаревшими. Тем не менее, к началу боевых действий против Турции (1 ноября 1914) в распоряжении соединенной англо-французской эскадры имелись четыре французских лодки и три английских (B.9, B.10, B.11), базировавшихся на Мальте. Позже к ним присоединились B.8 и B.7, переброшенные из Гибралтара. Командовал флотилией лейтенант-коммандер Пауналл (англ. P. H. Pownall), держа флаг на плавбазе «Гиндукуш» (англ. Hindu Kush) в гавани Мудрос.
Основным занятием Средиземноморской эскадры в начале войны было наблюдение за проливами, на случай прорыва германских крейсеров. Единственный набег 3 ноября ограничился бомбардировкой Кум-Кале. Результатом стало усиление турецкой обороны. Для обозначения блокады французская лодка фр. Circé проникла в Дарданеллы до Сидд-аль-Бахр, а сама B.11 загнала в пролив турецкий миноносец, и преследовала на 4 мили в глубину. Однако подводники, как англичане так и французы, забрасывали командование запросами на более активные действия.

Подготовка

Поиск целей в Дарданеллах уже обсуждался среди старших офицеров подводной флотилии: Пауналл, Холбрук, Джеффри Уорбертон (англ. Geoffrey Warburton) и Самуэль Гравенер (англ. Samuel Gravener) согласились, что имевшие место небольшие набеги — совсем не то, что глубокое проникновение.
Для начала, все наличные лодки были далеко не последним словом техники. Они просто не имели достаточной автономности, чтобы форсировать пролив целиком в подводном положении, да и вообще для сколько-нибудь дальнего похода.
Далее, вход в Дарданеллы был опасен для любого корабля, в том числе подводного. Вход был перекрыт минным заграждением из пяти линий у мыса Кефез. Хотя мины были выставлены против надводных кораблей, лодке ничего не стоило зацепить минреп или якорь, с непредсказуемым результатом. Второе заграждение находилось, предположительно, в узкости у Чанаккале. Берега пролива были защищены батареями, и продолжалось строительство новых.
Наконец, кроме искусственных опасностей были и навигационные. Союзники отлично знали про течение силой в 1÷4 узла, из Мраморного моря в Средиземное. Но на какой глубине кончался поверхностный пресноводный слой, и начиналось холодное и соленое обратное течение, имелись только догадки. Соответственно, расчет нагрузки и остаточной плавучести был тоже в основном наугад. Словом, сама гидрография проливов сильно сокращала как возможности действовать под водой, так и выгоды от такого действия.
Несмотря на все ограничения, командиры были единодушны: любая демонстрация силы в районе Чанак лучше, чем бездействие. Командующему Средиземноморской эскадрой вице-адмиралу Кардену (англ. Sackville Hamilton Carden) был представлен план рейда, и в начале декабря план получил предварительное одобрение. Все семь командиров-подводников соперничали за право идти в рейд. Но выбор Пауналла был предопределен: во-первых, аккумуляторная батарея B.11 была новее всех, а значит, лодка имела самый большой запас подводного хода; во-вторых, Пауналл безоговорочно доверял командиру; в-третьих французские лодки имели внешние решетчатые торпедные аппараты, что ограничивало глубину погружения.
Шансы форсировать минное заграждение несколько улучшились, когда Пауналл и кэптен Коуд (англ. Coode), командующий флотилией эсминцев, разработали устройство для отвода минрепов. Под их наблюдением механики торпедного транспорта «Бленхейм» (англ. HMS Blenheim) установили на B.11 трубчатое ограждение горизонтальных рулей. В отсутствие дока лодку дифферентовали цистернами, поднимая сначала нос, затем корму над водой для работы. Для защиты рубки, нактоуза верхнего компаса и других вертикальных частей, с ограждения рубки в нос и в корму были протянуты стальные тросы.

Ход операции
Файл:Dardanelle raid sinking the Mesudiye.JPG 
Иллюстрация рейда в журнале Popular Mechanics, март 1915

Форсирование
В 04:15 13 декабря 1914 B.11 отвалила от борта «Гиндукуш», который лежал в дрейфе в трех милях от мыса Хеллес, и направилась ко входу в Дарданеллы. Задача лодки звучала просто: проникнуть как можно дальше в проливы и топить встреченные корабли и суда. По сути, это был карт-бланш — ни определенных рубежей, ни заданного корабля-цели: максимальная свобода действий командиру.
Холбрук решил выполнять подход под электромотором, чтобы избежать шума выхлопа. Из предварительных наблюдений он знал, что турки имеют обыкновение выключать прожектора перед рассветом. Это давало короткий промежуток, когда можно было пройти незамеченным. Действительно, в 05:00 прожектора погасли. Погружение было сыграно в пределах 1 мили от мыса Хеллес. Затем Холбрук скомандовал курс 050, глубину 20 футов (6 м), и полный ход.
Из-за встречного течения даже на полном ходу скорость относительно грунта была всего около 2 узлов. Затем начались регулярные вибрации корпуса. Заключив, что в легком корпусе что-то не закреплено, Холбрук приказал старшему помощнику, лейтенанту Винну (англ. S. T. Winn) всплывать. Такой шаг означал риск обнаружения в самом начале похода, но он рассчитывал на оставшиеся минуты темноты. На поверхности командир с мотористом обследовали корпус. Причина нашлась быстро — оторвалось ограждение левого носового горизонтального руля, срезало болты крепления. Командир приказал дать дифферент на корму, и моторист с ещё одним матросом, привязавшись страховочными концами, в последние минуты перед рассветом окончательно отломали дефектное ограждение и сбросили за борт. Так и не обнаруженная, B.11 погрузилась. Холбрук скомандовал завтракать посменно. Сам он доел омара, которым его угостили перед отходом французы.
В 08:30 в перископ открылось слева по носу устье реки Суандере, указывая, что лодка подходит к минному полю Кепез. В 08:40 командир приказал погружаться на 80 футов (24 м). После часа на этой глубине и нескольких касаний минрепов, он снова приказал всплывать под перископ, чтобы определиться.


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz