ВОЙНА ?! НЕТ !
Понедельник, 29.04.2024, 20:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6271

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Атака
Оказалось, что ход был лучше ожидаемого: лодка находилась чуть дальше мили от Чанаккале. Осмотрев пролив в сторону Чанак, Холбрук развернул перископ на зюйд-вест, в сторону бухты Сари-Сигляр, укрытой стоянки под мысом Кепез. Там, по его собственным словам, он обнаружил «старый большой турецкий броненосец», двухтрубный, с тяжелыми башнями в носу и в корме. Он опознал корабль как «Месудие» (тур. Mesudiye).

Файл:Turkish battleship Mesudiye.jpg
Mesudiye

8000-тонный «Месудие» был построен в 1874 г в Англии как казематный броненосец, и перестроен в 1903 г в Италии в башенный. Уже устарелый к началу войны, он был поставлен на якорь выше м. Кепез в качестве плавучей батареи для прикрытия минного поля. Командир корабля и старший помощник возражали против такой позиции, но возобладало мнение немецких военных советников. В момент обнаружения B.11 находилась более чем в миле от него, за пределами дальности торпед. К тому же курсовой угол цели был слишком острым, чтобы гарантировать попадание.
Убрав перископ и погрузившись, Холбрук начал маневр для занятия позиции залпа. Позже он вспоминал: «Мы опять ушли на глубину, но течение усилилось и втянуло нас в бухту Сари-Сигляр, так что броненосец оказался у нас слева по носу.» B.11 теперь была примерно в 800 ярдах (720 м), чуть позади траверза броненосца. Оставалась только небольшая коррекция курса для прицеливания. «Я подправил курс, для чего понадобился полный ход, и выстрелил торпеду», вспоминал Холбрук. «После этого пришлось сбавить ход, так как освещение слабело: наши батареи явно истощились. Нас развернуло к нему кормой. В перископ я видел, что он осел на корму, а дым с берега указывал, что нас обстреливают.»

Послезалповое уклонение
Артиллеристы «Месудие» заметили перископ лодки, и присоединились к береговым батареям. Холбрук не знал, что из-за возраста и плохого содержания главный калибр броненосца давно вышел из строя и стволы заменили бревнами. Но вспомогательный калибр остался вполне реальный. Он и продолжал огонь пока, примерно через 10 минут после торпедирования, корабль внезапно не перевернулся и не затонул.
Хотя орудия броненосца больше не угрожали лодке, береговые батареи нащупали дистанцию. Холбрук: «На предельных оборотах нам удалось уклониться, но как выбраться из бухты, я не видел. Я нашел в перископ самый дальний выступ берега, но рулевой доложил, что линзы спиртового компаса отпотели, и вместо румбов он видит одни черные пятна.» Похоже, удача все же покинула командира. На лодках типа B, как и на большинстве других в то время, путевой компас устанавливался на мостике, чтобы уменьшить девиацию от железа корпуса. Изображение картушки передавалось в центральный пост через примитивную систему линз и зеркал. В критический момент, от протечки или от избыточной конденсации, она вышла из строя. Не оставалось другого выбора, кроме как всплывать под перископ. Но всплыв, командир был шокирован: течение втянуло лодку ещё глубже в бухту. Казалось, скалы обступают со всех сторон, а на лодку шли миноносцы, с явным намерением таранить. Холбрук приказал погружаться на 50 футов — ожидаемую глубину в этом месте. Но лодка ударилась о грунт на 38 фт. Он скомандовал полный ход, лодка с трудом оторвалась от илистой банки — и тут же села на следующую. В этот момент он заметил, что в рубку через стеклянные иллюминаторы просачивается свет. Это означало, что рубка показалась над водой. С берега это тоже заметили: батареи возобновили стрельбу.
В официальном рапорте Холбрук пишет: «Я положил руль лево на борт, и дал полный ход. С 10:10 по 10:20 множественные касания грунта, затем вышли на глубину». За сухим отчетом скрывается самый опасный момент: 10 минут лодка была критически близка к гибели. Несмотря на обстрел, Холбрук спокойно занял место в рубке, визуально проверяя курс и отдавая команды на руль. Наконец глубина стала достаточна для движения под перископом. «Месудие» исчез; с левого борта была чистая вода. Командир ещё некоторое время держал курс к европейскому берегу, затем, убедившись что он на середине пролива, повернул вниз по течению.

Отход
К этому моменту маневрирование на полной мощности разрядило батарею до опасного предела, а до открытого моря было 16 миль. Холбрук вынужден был сбавить ход до 1,5 узлов, полагаясь на течение. Без компаса нырять под минные линии было опасно. Он решил форсировать их под перископом. Перевести дух смогли только когда командир увидел устье Суандере, то есть минное поле было пройдено. Но опасности ещё не кончились. Батареи у входа в пролив теперь, несомненно, были настороже. Следующие десять миль погруженную лодку, по его словам, «более-менее несло по течению».
Ужинали снова посменно. Добив остатки омара, командир приказал выдать всем порцию рома когда — и если — они благополучно выберутся.
Наконец, в 14:10 лодка всплыла в двух милях от мыса Хеллес и связалась с ожидавшими эсминцами. Они сопровождали ее до Митилины. Всего B.11 провела под водой 9 часов. За это время воздух в ней настолько загрязнился, что при открытии верхнего люка наружу вырвалось ядовитое зеленовато-желтое облако. Потребовалось 30 минут вентиляции, чтобы восстановить уровень кислорода, достаточный для запуска бензинового мотора.

Последствия

В Мудросе офицеры — товарищи по флотилии устроили шутливую церемонию награждения. На юте линейного крейсера HMS Indefatigable Холбруку вручили огромный Железный крест из картона. Французский главнокомандующий послал через Кардена сигнал с поздравлениями. Не отстало и Адмиралтейство; Кардену направили радиограмму:

Доведите до офицеров и матросов B.11 что их милости Лорды Адмиралтейства выражают высокое одобрение храбрости и умения, принесших сей подвиг.

Холбрук был награжден Крестом Виктории — первый среди подводников, и вообще первый в Королевском флоте за войну. Его первый помощник Винн получил Орден за Заслуги. Все 13 членов команды получили кресты или медали «За Заслуги» соответственно рангу.
Из-за небольшой глубины в бухте часть корпуса «Месудие» осталась над водой. Из запертой в низах команды бо́льшую часть спасли на следующий день, прорезав днище броненосца. Из 673 человек погибло 37, включая 10 офицеров. Турки, особенно флот, были деморализованы даже не самим рейдом, а тем, что его совершил крохотный безбронный кораблик в десятки раз меньше жертвы. Но старший морской начальник на месте, немецкий вице-адмирал Мартен (нем. Marten) выразил безоговорочное восхищение англичанам, назвав рейд «хитрейшим предприятием».
Предприятие оказалось ещё и неподражаемым. B.9, пытавшаяся повторить достижение 14 декабря, наткнулась на полностью готовую, поднятую по тревоге оборону. Она не успела углубиться в проливы, как была обнаружена. Взорвались сигнальные мины, B.9 развернулась и отошла под обстрелом. Французской фр. Saphir повезло меньше: ударившись о дно у мыса Нагара, она потеряла ход, всплыла и была уничтожена.
Успех Холбрука и B.11 был не столько в потопленном корабле, сколько в демонстрации способности подводных лодок играть стратегическую роль. Задуманные для тактического использования — только береговой обороны — они создали прецедент для много большего. Прямым следствием рейда было то, что последовавший запрос Кардена на передачу ему флотилии новейших лодок типа E был удовлетворен без задержек и возражений. Случилось так, что одна лодка этого типа, австралийская AE-2, уже была на театре, а в течение нескольких недель появились ещё четыре, включая E 11. На фоне общего провала Галлиполи их успехи — серьезный урон турецкому флоту и ещё три Креста Виктории — выглядят особенно контрастно.

Командиры B.11

ДатаИмя и звание
1906л-т Бэзил Бил
1913л-т-коммандер Норман Холбрук
1915л-т Самуэль Гравенер
1915л-т Ф. Кеннеди (англ. F. Kennedy)


Литература

  • Richard Hough. The Great War at Sea, 1914—1918. Oxford University Press, Oxford-New York, 1983
  • Submarine in Dire Straits, in: Jon Guttman. Defiance at Sea. Cassell, London, 1999 (Repr. 1995).

 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz