HMS Argus (1917)
HMS Argus (ЕВК «А́ргус», от имени мифологического Аргуса, шестой британский военный корабль с таким именем) — авианосец КВМФ Великобритании, первый в мире авианосец классической компоновки (с плоской взлётно-посадочной палубой). Принят на вооружение 16 сентября 1918 года. Будучи недостаточно быстроходным для активных совместных действий с линейными кораблями и крейсерами флота, «Аргус», относимый обычно к первому поколению авианосцев (перестроенных из различных судов), стал экспериментальным полигоном для развития концепции морской авиации в целом и авианесущего корабля в частности, а также учебным судном.
История создания и конструкция
Первоначально корабль был заложен как пассажирский лайнер Conto Rosso («Конто Россо») для итальянской судоходной компании Lloyd Sabaudo Line. Однако, начавшаяся Первая мировая война изменила планы и судостроителей, и заказчиков. Строительство было приостановлено. В августе 1916 года Адмиралтейство решило ответить согласием на предложение Beardmore commercial yard выкупить недостроенный корпус достаточно большого лайнера и перестроить в гидроавиатранспорт. Однако, уже в ходе переоборудования было принято решение перестроить его в авианосец для палубных самолётов с колёсным шасси.
HMS Argus стал первым в мире авианосцем с плоской полётной палубой. На заднем плане линкор класса R
В конструкцию бывшего пассажирского лайнера было внесено множество новаторских по тем временам изменений, таких как плоская полётная палуба, горизонтальные дымоводы, для вывода дыма за кормовую оконечность авианосца, комплект тормозных тросов — предшественник аэрофинишеров. «Аргус» часто подвергался изменениям и модификациям, служа своеобразной моделью авианосца в натуральную величину для проверки идей и внедрения новшеств, впоследствии применявшихся при строительстве других авианосцев.
«Аргус» имел локальное бронирование: погреба боезапаса защищали двухдюймовые плиты. Первоначально артиллерийское вооружение авианосца состояло из двух орудий и четырёх зенитных пушек калибра 102-мм. Две зенитные пушки были установлены в носовой части авианосца, на верхней палубе. Они потребовали обустройства специальных проёмов в полётной палубе для ведения огня. Две других зенитные пушки были установлены в кормовой части корабля, за кормовым свесом полётной палубы.
К началу Второй мировой войны «Аргус» имел две зенитных пушки калибром 102 мм и двенадцать 12,7-мм пулемётов «виккерс». В 1942 году его перевооружили, оснастив четырьмя орудиями калибра 102 мм, тринадцатью 20-миллиметровыми «эрликонами» и шестнадцатью 12,7-мм пулемётами. В конце 1943 года к этому вооружению добавили ещё восемь 7,7-мм пулемётов.
Введение в строй «Аргуса» подстегнуло конструкторскую мысль и в других странах. В США в авианосец был перестроен флотский угольщик USS Jupiter, получивший название USS Langley.
Авиагруппа HMS Argus во Вторую мировую войну[4] | ||
Эскадрилья FAA | Период базирования | Самолёты на вооружении |
701 эскадрилья FAA | Июнь — октябрь 1940 года | Walrus I |
821X эскадрилья FAA | Декабрь 1940 года | Swordfish I |
825 эскадрилья FAA | декабрь 1940 — январь 1941 года | Swordfish I |
800Y эскадрилья FAA | май 1941 года | Fulmar I |
804B эскадрилья FAA | сентябрь — октябрь 1941, года | Fulmar I |
828 эскадрилья FAA | с сентября по октябрь 1941 | Fairey Albacore I и Swordfish I |
818 эскадрилья FAA | с сентября по ноябрь 1941 | Swordfish I |
812 эскадрилья FAA | с ноября 1941 по апрель 1942 | Swordfish I |
804 эскадрилья FAA | в ноябре 1941 | Fulmar II |
807 эскадрилья FAA | в ноябре 1941 | Fulmar II |
807 эскадрилья FAA | с февраля по июнь 1942 | Fulmar II |
801 эскадрилья FAA | мая по июнь 1942 | Sea Hurricane Ib |
824 эскадрилья FAA | мая по июнь 1942 | Swordfish I |
804 эскадрилья FAA | июль — август 1942 | Hurricane IIb |
880 эскадрилья FAA | октябрь — ноябрь 1942 | Spitfire Vb |
837A эскадрилья FAA | январь — февраль 1943 | Swordfish I/II |