Военное дело - БРОНЕВАЯ ГВАРДИЯ РЕВОЛЮЦИИ страница 2
ВОЙНА ?! НЕТ !
Вторник, 21.02.2017, 12:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 5617

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Бронепаровоз, изготовленный рабочими депо станций Чусовая. Восточный фронт. Иркутская губерния. 1918 г.

Одно присутствие в зоне боевых действий бронепоезда, а тем более группы бронепоездов для неприятеля всегда являлось серьезным деморализующим фактором. Неудивительно, что в первую очередь именно крепости на колесах неизбежно становились мишенью для вражеской артиллерии.

Паровозной команде приходилось то резко тормозить, то рывком уводить состав из-под обстрела. Это накладывало определенные требования и на локомотивы. Сколь ни хорош в этом отношении был паровоз серии ОВ, такой режим работы вызывал быстрый износ и тяги, и подвижного состава. Поэтому зачастую в ремонте нуждались и составы, не получившие боевых повреждений.

В последних числах марта 1919 года управление бронесил Южного фронта отдало распоряжение о формировании на Краматорском машиностроительном заводе (ныне СКМЗ) прифронтовой ремонтной базы бронепоездов. Линия боевого соприкосновения в это время проходила в 12 - 20 км южнее, в районе станции Дружковка, и на заводе скопилось около десятка поврежденных бронесоставов. Заводской комитет помог подобрать группу ремонтников (первоначально 11 человек, преимущественно слесарей), на основе которой вскоре сложилась отличная бригада рабочих-специалистов. Ею было восстановлено два десятка бронепоездов различных конструкций. Но работать пришлось недолго - части 13-й армии отступали под натиском Деникина. Ремонтную бригаду эвакуировали сначала в Харьков, а затем в Конотоп. Однако из-за слабости механического оборудования конотопских мастерских уже через две недели работу пришлось свернуть, и ремонтную базу перевели в Болву на брянский завод.

Строительство и ремонт бронепоездов для этого предприятия не являлось делом новым. Еще в январе 1918 года ворота завода покинул "Первый бронепоезд Брянского Совдепа”. Надпись на его борту гласила: "Мир хижинам, война дворцам”. Укомплектованный рабочими завода, он принял первый бой с немецкими оккупантами у станции Хутор Михайловский. Вслед за ним последовали новые железнодорожные броненосцы - 2-й и 3-й Брянские, "Красное знамя”, "Заря”, "Смерть Деникину”, "Углекоп”.

Переоборудование завода в главную базу бронепоездов РККА развернулось осенью 1919 года, в период решающих сражений с Добровольческой армией, и заняло всего полтора месяца - несмотря на то, что одновременно велись строительство Брянского укрепрайона и эвакуация части заводского оборудования на Урал.

В сентябре 1919 года на фронт ушли 4, в октябре - 5, в ноябре - 6 бронепоездов.

В течение года на подвижном составе было установлено около 300 новых орудий различных калибров. Полигон для пристрелки и отладки артустановок находился в районе разъезда Нетвинка. Бронепоездные команды в период ремонтных работ проходили курс боевой и политической подготовки.

Определенные усилия прилагались к ликвидации многотипности бронепоездного парка, приведению его к относительному единообразию. Обязанности инженера по руководству ремонтом, постройкой и формированию бронепоездов исполнял инспектор бронечастей Южфронта К. К. Сиркен, в те годы один из ведущих специалистов в данной области. Он проектировал орудийные и пулеметные установки, несколько систем вращающихся бронебашен и снарядных бронепогребов, усовершенствовал способы бронировки площадок и паровозов, разработал бронеплощадки с 6-дюймовыми орудиями, имеющими круговой обстрел, а также полноповоротные установки 8-дюймовых 50-калиберных морских орудий Канэ на железнодорожных транспортерах «Красная Москва» и «Красный Петроград».

В 1920 году, особенно в период войны с белополяками, темп работы Брянской базы достиг своего апогея - отремонтировали 70 бронепоездов и 102 бронеплощадки, выполнив ряд экстренных заданий (к примеру, в сентябре в трехдневный срок сформировали 10 бронепоездов из трофейных бронеплощадок). В целом с августа 1919-го до конца 1920 года было отремонтировано с учетом неоднократного восстановления 243 бронепоезда, в том числе ударные № 6 "Путиловцы” имени тов. Ленина, № 12, № 17 "Смерть или победа”, № 98 "Советская Россия”.

В январе 1921 года решением ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов брянский завод за "повышенную интенсивность во второй половине 1920 года, давшую в результате превышение ударной программы”, был занесен на Красную доску. Броневой отдел ГВИУ, ходатайствуя перед президиумом Совета военпрома о поощрении завода, отмечал: "Принимая во внимание постоянную напряженность работы, непосредственную опасность при наступлении Деникина... необходимо констатировать, что Брянский завод заслуживает награды... На заводе созданы и осуществлены с поразительной быстротой разнообразнейшие конструкции бронесостава, на разработку коих и на проектирование потребовалось бы в прежнее время в больших заводах целые годы”.

Вместе с правом именоваться "Красным Брянским заводом” предприятию вручили Красное знамя труда и выдали премию.

Окончание гражданской войны выдвинуло перед молодой республикой проблемы. перестройки экономики. Ее узловые направления наметил Х съезд ВКП(б), состоявшийся в марте 1921 года. Особое внимание уделялось и материальному переоснащению армии, учитывая резкое сокращение численного состава РККА. Предлагалось сделать упор на специальные технические части, в частности бронепоездные, обеспечив их всем необходимым как в боевом, так и в материально-хозяйственном отношении.

К этому моменту, несмотря на потери, понесенные в ходе войны, парк "сухопутных броненосцев” был весьма многочисленным. Если в октябре 1918 года имелось всего 23 бронепоезда, то на октябрь 1920-го их было уже 103 единицы, а в начале следующего года - 122. Железнодорожные бронечасти представляли собой внушительную силу, оставаясь мощнейшим ударным средством. Однако с конца 20-х годов по мере наращивания темпов моторизации и механизации армии, а также с изменением взглядов на характер современной войны положение дел стало быстро меняться.

Вскоре появилась даже радикальная мысль о полной ликвидации бронепоездов как устаревшего средства вооруженной борьбы. Правда, возобладала более умеренная оценка: тезис о свертывании строительства бронепоездов отклонялся, и усилия конструкторов были направлены на создание нового поколения железнодорожной боевой техники.

28 января 1918 года Владимир Ильич Ленин подписал декрет об организации армии нового типа - РККА, а 6 ноября того же года в речи на VI Всероссийском Чрезвычайном съезде Советов рабочих, крестьянских, казачих и красноармейских депутатов он констатировал: "От нашей полной беззащитности... мы пришли к могучей Красной Армии”. Возглавляя военное строительство, Ленину приходилось вести не только высшее стратегическое руководство, но и решать массу вопросов более частного порядка, среди которых были и проблемы технического оснащения армии. Естественно, что не остались вне поля зрения Ильича и броневые силы Республики. Вот один лишь эпизод, нашедший свое отражение в широко известном кинофильме "Человек с ружьем”. Создатели фильма интерпретировали реальный факт постройки рабочими Путиловского завода первого революционного бронепоезда № 1 по непосредственному заданию В. И. Ленина, когда на подступах к Петрограду шли бои с войсками генерала Краснова. В ночь на 29 октября 1917 года Владимир Ильич в сопровождении В. А. Антонова-Овсеенко прибыл на завод, где спешно заканчивали оборудование бронепоезда. Утром с командой из рабочих-путиловцев и солдат Тарутинского полка под командованием Войцеховского он ушел в район Красного Села и принял участие в разгроме контрреволюционных частей.

Бронепоезд (правда, было бы правомерней назвать его блиндпоездом) представлял собой две угольные платформы "Фокс-Арбель” типовой бронировки, вооруженные "противоаэропланными” орудиями. Аналогичные бронеплощадки входили в состав железнодорожных зенитных батарей Путиловского "Стального артиллерийского дивизиона”. В качестве тяги использовался паровоз серии Ч.

После частичного переоборудования, получив новое наименование № 2 "Победа или смерть”, бронепоезд под командованием А. Е. Зайцева направился на поддержку московского пролетариата. В районе станции Бологое путиловцам удалось без боя разоружить команду белогвардейского бронепоезда. В Москву прибыли с роскошным трофеем. Затем в его биографии - помощь украинской Красной гвардии, бои у станции Лозовая, участие во взятии Харькова. Бронепоезд первым ворвался в занятый гайдамаками Павлоград, оказал содействие войскам при освобождении Екатеринослава, Полтавы, Александровска, Бахмача, в конце января 1918 года - Киева. В начале февраля был отправлен на Дон для борьбы с войсками атамана Каледина, сражался под Синявской, Хопром, Чалтырем. После взятия Ростова окончательно изношенный бронепоезд вернули в тыл для получения новой матчасти.

Обновленный № 2 "Победа или смерть” представлял собой типичный штурмовой бронепоезд в составе двух сормовских бронеплощадок типа С-30 (в одной из башен находилась 107-мм пушка) и бронепаровоза брянского типа Б с четырехосным тендером. В июле 1918 года он принял участие в подавлении эсеровского восстания в Ярославле. Со второй половины 1918 года и до конца гражданской войны находился в оперативном подчинении 8-й и 2-й конной армий Южного и Юго-Западного фронтов и активно действовал против белогвардейских войск и махновских формирований в Донбассе и далее на Северном Кавказе.

С окончанием войны бронепоезд передали войскам Харьковского, а затем Северо-Кавказского военного округа, где он нес охрану железной дороги и участвовал в борьбе с бандитизмом.

В те же октябрьские дни 1917 года, когда путиловские рабочие достраивали свой бронепоезд, солдаты 10-го железнодорожного батальона старой армии, дислоцированного в Минске, добровольно перешли на сторону Советской власти и сформировали "Минский коммунистический бронепоезд имени Ленина”. Судя по фотодокументам, в его состав входили два однотипных блиндвагона с многочисленными винтовочными бойницами, один из которых имел раздвижную торцевую стенку, обеспечивающую стрельбу из 76-мм полевой пушки вдоль железной дороги, и одну площадку с зенитными орудиями, подобную бронеплощадкам "Стального артдивизиона”, но с откидными экранами большого размера вместо узких откидных панелей.

До марта 1918 года бронепоезд находился в действующих частях, ведя бои против немецких и гайдамацких войск в районе Жлобина. После ремонта в Брянске (март - апрель) его перебросили на Восточный фронт, где бронепоезд принимал участие в подавлении чехословацких и белогвардейских выступлений и позже с частями 1-й армии сражался за Симбирск и Сызрань. 10 декабря 1918 года его переводят на Южный фронт. Снова бои, теперь с Добровольческой армией в Донбассе и на Северном Кавказе в составе 8-й, 9-й и 13-й армий. В феврале 1920 года бронепоезд был захвачен противником, но уже в апреле частям Красной Армии его удалось отбить. Бронепоезд восстановили и вскоре бросили в бой против врангелевцев. С 16 декабря 1920 года он стал именоваться "Первым коммунистическим бронепоездом типа А имени Ленина”. После окончания гражданской войны его передали в состав бронечастей Севере-Кавказского военного округа для выполнения задач по ликвидации бандитизма. В апреле 1922 года бронепоезд перевели в состав Западного фронта. но вскоре расформировали. 7 августа в Гомеле он прекратил свое существование; его команда и материальная часть вошли в состав бронепоезда № 15.

Авторитет Ленина в Красной Армии был очень велик, и неудивительно, что бронепоезда с именем Владимира Ильича появлялись на различных фронтах на протяжении всей гражданской войны. Рабочие Царицына построили бронепоезд "Тов. Ленин” в составе двух бронеплощадок с частично прикрытыми броней установками 76-мм полевых пушек и бронепаровоза брянского типа.

Первый "морской” бронепоезд имени Ленина ("Морской” № 1 имени Ленина) отправил на фронт завод в Мотовилихе. Экипаж составили 75 моряков Камской флотилии и красноармейцев учебной пулеметной команды во главе с 22-летним Сергеем Деревцовым (в 20-е годы один из ведущих энтузиастов в механизации и моторизации РККА). Первый бой бронепоезд принял в начале декабря 1918 года на подступах к Перми, а в апреле девятнадцатого он в районе Оханска получил серьезные повреждения и был отправлен на ремонт в Нижний Новгород. Здесь на его базе сформировали новый - типично штурмовой бронепоезд сормовской постройки, той же модификации, что и бронепоезд № 20 (см. "М-К” № 1 за 1990 год). Переименованный 30 мая в № 36 имени В. И. Ленина бронепоезд отбыл во второй половине 1919 года в оперативное подчинение 9-й и 10-й армий Южного фронта. В ходе боев получил тяжелые повреждения и понес значительные потери в личном составе. В августе 36-й вывели на восстановительный ремонт, продолжавшийся вплоть до января 1920 года, после чего его вновь включают в состав 16-й армии Западного фронта, а в августе направляют на Кавказский фронт. 1 сентября 1922 года бронепоезд получает новое наименование - № 7 имени В. И. Ленина. Однако в марте 1925 года специальная комиссия подготовила документы на его ликвидацию; более точных данных о дате расформирования не сохранилось.

Пожалуй, самым известным бронепоездом в истории гражданской войны стал № 6 "Путиловцы” имени тов. Ленина, ведущий свою "родословную” от железнодорожной батареи Путиловского артиллерийского "Стального дивизиона”. В июле 1918 года батарея отличилась в боях при подавлении Ярославского мятежа, после чего была выведена на ремонт в Нижний Новгород. Там на ее основе и сформировали новый бронепоезд. Его облик характеризует ряд особенностей. Прежде всего обращает на себя внимание доставшийся от старой армии бронепаровоз, судя по всему, ранее входивший в состав "Минского коммунистического бронепоезда имени В. И. Ленина”. Он оказался на Сормовском заводе из-за повреждений, полученных в боях на Восточном фронте. Интересно то, что бронировка скрывала пассажирский паровоз серии Я осевой формулы 1-3-0 - случай крайне редкий, если не единственный в своем роде.

Бронепоезд № 6 "Путиловцы” имени тов. Ленина. Брянская губерния, станция Болва, июнь 1920 г.

Боевая часть включала две легкие сормовские бронеплощадки с 76-мм зенитными пушками, но с особой, нетрадиционной для завода защитой ходовых тележек - сплошными неподвижными экранами с дверцами для доступа к буксам. На усиленной платформе монтировались бронекузов (каземат) и две концевые орудийные башни. Конструктивно остов каземата составлял каркас, выполненный из углового проката. Бронировка - два слоя высокосортной твердой стали с прокладкой из прокрашенной древесины. Квадратные бронелисты внутреннего слоя крепились к каркасу, наружные - к внутренним с помощью винтов. Пол был усилен 5-6-мм броней.

Орудийная башня состояла из нижней неподвижной части и турели. Поворотный механизм позволял развернуть турель на 360° за 40 с. Зенитные орудия устанавливались на штатных станках, а бронеплощадки вооружались полевыми пушками на тумбовых станках сормовского или брянского типа.

Командиром "шестого” был назначен Авраамий Шмай, комиссаром - Иван Газа. "Верим, - говорилось в телеграмме В. И. Ленину, направленной рабочими паровозоремонтного цеха, - что броневик пробьет брешь в рядах врагов рабочих и крестьян”. (В то время бронепоезда иногда называли броневиками.)

Бронепоезд ушел в район Орши, где в течение августа - декабря 1918 года нес службу на демаркационной линии с Германией. В октябре ему выпала малоприятная миссия конвоировать эшелон с грузом контрибуционного золота на сумму 1,5 млрд. германских марок все к той же Орше, а в середине ноября он участвовал в подавлении восстания в Гжатском уезде. Затем путь бронепоезда лежал на Южный фронт в распоряжение 12-й дивизии 8-й армии. А в конце года в районе станции Лиски под Воронежем путиловцы и приняли свой первый серьезный бой. В течение трех часов бронепоезд оттягивал на себя главные силы противника, обеспечивая обходной фланговый маневр стрелковых частей, и с его завершением энергично атаковал белогвардейцев с фронта. Те, не выдержав двойного удара, начали отступать. Преследуя противника, "шестой” оторвался от пехоты и оказался в районе действия только авангардных малочисленных красноармейских отрядов. Команде пришлось заняться организацией ополчения из местного населения, что не составило особого труда, так как крестьян, испытавших на себе белогвардейский порядок, агитировать не приходилось. И враг был опрокинут. Дорога на Донбасс, к Луганску, к Бахмуту оказалась открытой.

За проявленные отвагу и инициативу приказом по 12-й армии команде бронепоезда вынесли благодарность, выплатили месячное жалованье, на которое бойцы решили закупить продовольствие и переправить его в голодающий Петроград. Три недели личный состав отдыхал, а 27 февраля путиловцы снова вступили в бой под станцией Вергелевская и в первый же день уничтожили вражескую батарею. Здесь, в районе Дебальцево, сражения приняли чрезвычайно ожесточенный характер. Решающие схватки происходили в первой декаде марта. Бронепоезд № 6 обеспечивал атаки 15-го стрелкового полка. В своем рапорте командир последнего указывал: "Относительно незначительный процент урона во вверенном мне полку, считаясь с ураганным пулеметным и орудийным огнем противника, может быть отнесен в значительной своей части к меткости стрельбы батарей броневика, несколькими залпами заставлявшего броневые поезда противника уходить, а полевые батареи противника молчать долгие часы, боясь своего обнаружения. 5 и 6 марта цепи вверенного мне полка продвигались почти исключительно под прикрытием огня батарей бронепоезда, и 9 марта, по данным разведки, паровоз неприятельского броневика был приведен в негодность - прямым попаданием...”

12 марта изрядно поврежденный в боях бронепоезд прибыл в Луганск, но ремонт орудий здесь провести не могли, пришлось уходить в Петроград на Путиловский завод. Таким образом бронепоезду было суждено оказаться на Северо-Западном фронте. Два месяца он курсировал в районе Псковского участка, содействуя частям, ведущим бои с белоэстонцами и войсками Юденича, после чего снова последовал ремонт на Путиловском.

Во время второго похода Юденича на Петроград бронепоезд был экстренно направлен на фронт. Причем он прошел в бой с обычным - "черным” - паровозом, штатный бронированный остался в ремонте. В ходе жарких арьергардных сражений на участке Ямбург - Гатчина "шестой” попал в окружение. Три дня, с 12 по 15 октября, команда без сна и отдыха выдерживала настоящую травлю: бронепоезд атаковали аэропланы, по нему била артиллерия, его неотступно преследовала неприятельская бронедрезина, фиксировавшая любое перемещение до тех пор, пока ее не уничтожили удачным выстрелом. И все же путиловцам удалось вырваться из кольца в Гатчину. А затем - снова бой за Тосно, за Николаевскую железную дорогу, за станцию Александровская.

В ноябре 1920 года бронепоезд перевели на Юго-Восточный, а затем на Южный фронт, где он находился в действующих частях до конца гражданской войны. В этот период его облик уже заметно отличался от первоначального. Тот же бронепаровоз, но уже с четырехосным тендером сормовского изготовления, оборудованным рубкой командира бронепоезда. Обе бронеплощадки по-прежнему сормовские, но одна, с 76-мм зенитками, аналогична бронеплощадкам бронепоезда № 3 "Власть Советам”; вторая, с 76-мм полевыми пушками, как на бронепоезде № 14 (бортовые пулеметы - как на штурмовой площадке бронепоезда № 85).

Бронепоезд №85

После окончания гражданской войны бронепоезд № 6 "Путиловцы” имени тов. Ленина, находясь в Украинском военном округе, активно использовался в борьбе с бандитизмом, нес охрану железных дорог. В июле 1922 года в его состав передают матчасть бронепоезда № 76 "Большевик” и переименовывают сначала в бронепоезд № 20 тип А, а затем в № 20 тип А имени Петроградского Совета. 15 ноября 1924 года он был расформирован.

С. РОМАДИН, г.Краматорск

Типовые броневагоны и паровозы бронепоездов гражданской войны (обозначены цифрами в квадратных рамках): 1 - зенитного бронепоезда в составе двух бронеплощадок и паровоза постройки Ижорского завода с четырехосным типовым тендером (1А - боковая стенка каземата после демонтажа четырех бортовых установок), 2 - 4-го Петроградского бронепоезда и 44-го имени Володарского в составе двух бронеплощадок и паровоза, 3 - бронепоезда № 41 «Славный вождь Красной Армии Егоров» (чертежи второй бронеплощадки будут опубликованы позже), 4 - 3-го Петроградского бронепоезда (3-й «Мститель»), бронепоездов № 32, 23 (5-й ДВА), 8 (5-й ДВА и СибВО) в составе двух бронеплощадок и паровоза ижорской бронировки, 5 - бронепоезда № 67 «Волгарь» (бронепаровоз с трехосным тендером), 6 - 2-го Петроградского бронепоезда в составе паровоза с четырехосным тендером и четырех бронеплощадок с 75-мм морскими орудиями, 7 - казематная бронеплощадка Ижорского завода, 8 - бронепоезда № 87 «III Интернационал» в составе двух башенных площадок и паровоза Ижорского завода. На виде сверху бронеплощадок № 2 и № 4, а также на видах Ж и Л пушки условно не показаны.



Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728

Посетители

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz