ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 28.03.2024, 20:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6264

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

БРОНЕВАЯ ГВАРДИЯ РЕВОЛЮЦИИ

Бронепоездов сегодня нет ни в одной армии мира. Быть может, поэтому их не слишком балует своим вниманием и историческая, и специальная техническая литература.

Между тем годы гражданской войны в нашей стране стали периодом настоящего бронепоездного бума. «Сухопутные броненосцы» применялись с невиданным ранее размахом, явив совершенно уникальную страницу в истории военного искусства. Во многом благодаря этой боевой технике Красная Армия неоднократно выходила победительницей в борьбе с контрреволюцией и интервенцией.

В этом номере журнала мы начинаем рассказ о бронепоездах гражданской войны. При подготовке статей и чертежей использованы не публиковавшиеся ранее архивные материалы.

Осень 1919 года для молодой Советской Республики стала периодом тяжелых испытаний. Красная Армия сражалась с белогвардейцами и интервентами одновременно на всех фронтах. В этих условиях войска Юденича, пытаясь взять реванш за предыдущее поражение, предприняли второе наступление на Петроград. Над колыбелью революции нависла серьезная опасность...

В октябре части Красной Армии были вынуждены оставить Гатчину. Последним город покинул ижорский бронепоезд № 44 имени Володарского. На подходе к станции Тайцы по нему прямой наводкой открыла огонь замаскированная вражеская батарея. Белогвардейцы старались: ведь за уничтожение 44-го Юденич обещал награду в 10 тысяч золотых рублей! И неспроста - володарцы во главе со своим опытным боевым командиром В. М. Евдокимовым уже не раз громили лучшие белогвардейские части. Так, в июле 1919 года они, поддерживая огнем бойцов 6-й стрелковой дивизии при атаке опорного пункта Копорье, вступили в артиллерийскую дуэль с бронепоездом «Генерал Корнилов» и нанесли ему серьезные повреждения. Затем, в районе станции Карамышево, им впервые пришлось выдержать бой с танками. И вновь володарцы вышли победителями.

Но на этот раз для 44-го сложилась опасная ситуация. Евдокимов, быстро сориентировавшись в обстановке, принял рискованное решение: возвращаться назад и с боем прорываться на Варшавскую дорогу. В Гатчину влетели на максимальной скорости, но тут по володарцам открыл огонь стоявший на подъездных путях вражеский бронепоезд. Красноармейцы, отстреливаясь из всех своих орудий и пулеметов, уже почти проскочили опасную зону, когда роковое попадание неприятельского снаряда в паровоз сделало их положение практически безнадежным. Однако отважные володарцы решили драться до последнего и на предложение сдаться ответили новыми залпами. Стальная крепость на колесах, даже став неподвижной, продолжала наносить врагу чувствительные удары...

Постепенно силы володарцев иссякали, подходили к концу боеприпасы. Участь их, казалось, была уже решена, но тут будто сама судьба пришла на помощь, воздав по заслугам мужественному экипажу «сухопутного броненосца». Со стороны станции Александровская к Гатчине подошел красноармейский бронепоезд № 6. Не успели белогвардейцы опомниться, он уже в сцепке с 44-м и, непрерывно отстреливаясь, начал отходить назад. Белогвардейцы ринулись наперерез, стремясь разобрать впереди железнодорожные пути, но было уже поздно: бронесоставы благополучно прорвались к своим. Назначенная Юденичем премия так и осталась невостребованной.

76-мм зенитные пушки Лендера бронепоезда №44 имени Володарского. Ижорский завод, март 1919 г.

Это был всего лишь один эпизод из боевой летописи бронепоездов гражданской войны, внесших огромный вклад в победы молодой Страны Советов.

...Идея применения железнодорожного подвижного состава в боевых целях зародилась в середине XIX века, однако основательных попыток ее реализации не было вплоть до 1899 года, когда на юге Африки разразилась англо-бурская война. Используя партизанские методы борьбы, буры наносили серьезный урон основным тыловым коммуникациям противника - железным дорогам. Англичане, изыскивая контрмеры, начали вооружать свои поезда. Постепенно они перешли от примитивной установки артиллерийских орудий на платформы к блиндированным и броневым поездам импровизированного исполнения, а затем - и к типовым бронировкам вагонов и паровозов.

В России произошло нечто подобное. По внешнему виду наши «блиндпоезда», массово строившиеся в 1918-1919 годах, мало отличались от английских времен англо-бурской войны. Создавались они обычно без каких-либо чертежей, буквально в течение суток. Это были товарные вагоны, угольные пульманы либо платформы с сооруженными на них блиндажами из шпал, бревен, досок, рельсов, мешков с песком или металлической стружкой, кусков металла и т. п. Часто встречались и бронелетучки - один вагон с орудием, намертво закрепленным на его лобовом торце и способным вести огонь только вдоль направления железнодорожного полотна. В бортах вагона устраивались бойницы для пулеметов и винтовок. В качестве тяги применялся любой подвернувшийся под руку паровоз, и лишь изредка котел его обкладывали мешками с песком.

Конструкторы импровизированных «бронепоездов», являвшиеся, как правило, и их командирами, в подавляющем большинстве были малограмотны в военно-техническом отношении, зачастую не обладали и боевым опытом. А обстановка настоятельно требовала решения все большего круга задач: прорыв (таран) фронта противника, поддержка наступления пехоты и кавалерии, преследование противника, захват и удержание тактически важных пунктов до подхода своих войск, борьба с неприятельскими бронепоездами, разведка, рейдирование, прикрытие отхода своих частей... Все это требовало немедленного улучшения материальной части и подготовки команд «сухопутных броненосцев».

Правительство Советской России и командование РККА сразу оценило ту роль, которую способны сыграть бронепоезда в деле защиты революции. Уже в марте 1918 года в составе Красной Армии появился Центральный совет по управлению бронечастями РСФСР. Пять месяцев спустя совет реорганизовали в Центральное броневое управление (Центробронь). Одной из главных задач управления стала работа по унификации проектов бронепоездов и созданию базы по их формированию.

Необходимо было выработать и тактику железнодорожных броневых сил - ведь таковой поначалу практически не существовало. Бронепоезда бросали в самое пекло сражений с азартом, подчас переходившим все рамки разумного риска. Они использовались в основном как ударное наступательное средство, а для стабильной обороны применялись крайне редко - пожалуй, лишь в 1918 году под Царицыном, но и в этом случае их действия отличались высокой активностью.

Хотя последний случай и не типичен для гражданской войны, тем не менее он представляет интерес как первый опыт массированного применения бронепоездов и полной реализации их боевых качеств...

Донская армия Краснова рвалась к городу сразу по четырем направлениям, три из которых совпадали с радиальными железнодорожными ветками, позволявшими действовать 8 белоказацким бронепоездам.

Оборона красных строилась вдоль полукольцевой железной дороги Гумрак - Воропоново - Сарента. Впереди к северо-западу и юго-западу располагались 2-3 линии окопов, прикрытые с флангов огнем кораблей Волжской флотилии. К Царицыну стянули более половины всего наличного парка бронепоездов Красной Армии - 15 единиц («Черноморец», «Брянский», 2-й Сибирский, 1-й Донской, «Большевик», «Артек», «Молния», «Коммунист» и другие), сведенные в броневую колонну 10-й армии под командованием Ф. Н. Алябьева. Результаты оказались потрясающими. «Броневые поезда работают самоотверженно и исключительно стойко; если положение восстановится, то исключительно благодаря бронепоездам» - так 14 октября охарактеризовал ситуацию К. Е. Ворошилов. На следующий день казаки прорвались в Саренту, Бекетовку и Отрадное. Командование 10-й армии быстро и скрытно перебросило в район станции Садовая бронепоезда: 30 орудийных стволов, которые шквальным огнем уничтожили атакующего противника. Очередное наступление на Царицын захлебнулось.

Стремление к массированному применению бронепоездов наблюдалось на протяжении всей войны. В контрнаступлении под Петроградом в октябре 1919 года 7-я армия задействовала 6 бронепоездов(«Черноморец», № 38, 45, 89, «Ленин», «Володарский»). Осенью 1919 года только в подчинении Южфронта находилось 53 бронепоезда. При ликвидации Врангеля в Северной Таврии войска Южного фронта располагали 17 бронепоездами, противник - 19. В последовавшей затем Перекопско-Чонгарской операции соотношение изменилось: 17 и 14 соответственно. В 1920 году Западный фронт имел 15 бронепоездов против 10 польских. В июне - июле при проведении Ровенской операции 1-я Конная бросила в бой - 5, а 12-я армия - 6 «сухопутных броненосцев». Но наиболее значительная их концентрация была достигнута в результате формирования Заднепровской бригады бронепоездов («Память тов. Свердлова», № 8, 9, 10, «Грозный», «Спартак», «Освободитель», «Память тов. Урицкого», «Память тов. Иванова», «Борец за свободу») под командованием С. М. Лепетенко, в оперативное подчинение которой придавались составы «Буря», имени командарма Худякова, «Смерть Директории», имени Ворошилова, «Смерть паразитам». Конечно, экипажи наших бронепоездов несли значительные потери, однако у противника их было несравнимо больше. Например, только в ходе контрнаступления Южфронта (1919 год) в районе Орла, Воронежа, Курска 10 из 19 деникинских бронепоездов были захвачены красноармейцами практически целыми. В ходе встречного сражения севернее Бахмута (декабрь 1919 года) стали трофеями все 5 бронепоездов ударной группы Добрармии. В Красноярской операции таких трофеев было уже 10, а Северо-Кавказской - 23.

Бронепоезд № 27 «Буря» в зимней камуфляжнай окраске.

Венцом боевых действий красных бронепоездов стал 1920 год - Бакинская и Бухарская операции и особенно война с Польшей. К этому времени уже был накоплен колоссальный опыт применения бронепоездов во всех видах боевых операций. «В последних боях на всем фронте, - гласил приказ по 3-й польской армии, - самым серьезным и ужасным противником являются неприятельские бронепоезда, которые очень хорошо оборудованы, действуют разительно смело и решительно, обладают значительной силой и являются очень серьезным средством борьбы противника. Для победы над неприятельскими бронепоездами пехота наша бессильна». И через десять лет мнение поляков осталось неизменным: «Во имя исторической правды следует признать, что советские броневые силы, а в особенности бронепоезда, имели всегда прекрасно обученный и отважный личный состав, подобранный по преимуществу из убежденных коммунистов».

Бронеплощадка «Партизан».

Работы по созданию мощного парка бронепоездов молодой Советской Республики можно условно разделить на два этапа. Для первого было характерно массовое и бессистемное сооружение бронепоездов из любых подходящих средств, а для второго - заводская постройка по типовым проектам.

Поначалу бронепоезда, даже изготовленные на крупных заводах, отличались явным примитивизмом. Бронеплощадки (а именно их конструкция и характеризует степень совершенства самих бронепоездов) представляли собой вариации на тему: бронеказемат, занимающий примерно три четверти платформы, и на оставшейся площади - упрощенный барбет с тумбовой установкой орудия, нередко с отрезанной хоботовой частью лафета. Подчас на орудии отсутствовал даже штатный щит. Кстати, в боях под Царицыном участвовали именно такие бронепоезда.

К числу поставщиков подобных конструкций принадлежал Брянский завод в Екатеринославе, где их строительство проходило под руководством М. Числова и В. Марочкина. Один из бронепоездов - № 59 имени Свердлова - направили на помощь юзовским шахтерам, три - в Поволжье. Первый, укомплектованный рабочими Екатеринославских железнодорожных мастерских, под командованием В. Зуна принял боевое крещение 1 мая 1919 года в районе станции Юзовка у Наклонного рудника. Бронепоезд лобовой атакой поддержал фланговый удар пехоты и разгромил батальон противника. Летом 1919 года с группой бронепоездов, прикрывая отход полевых частей, он одним из последних проследовал через Харьков, ушел на линию Белгород - Курск и, попав там в ловушку, был взорван своей командой на станции Лосево.

На паровозостроительном заводе Русского общества машиностроительных заводов в Луганске (бывший Гартмана) первый бронепоезд построили в марте 1918 года во время наступления австро-германских войск. В апреле - мае следующего года при обороне города от деникинцев в экстренном порядке оборудовали еще 10 бронепоездов.

Пять боевых единиц дал Красной Армии казенный пушечный завод в поселке Мотовилиха близ Перми. В сентябре 1919 года здесь наладили ремонт бронепоездного состава.

Значительный объем работ выполнили рабочие предприятий Царицына. С сентября 1918 по февраль 1919 года Царицынский орудийный завод Русского акционерного общества артиллерийских заводов отремонтировал 81 бронепоезд (учитывая восстановление неоднократно поврежденных) и совместно с заводом ДЮМО, который занимался бронировкой платформ, построил еще 7. Царицынские бронепоезда так называемой Хлебниковской конструкции, приближались к пределу доступного в те годы совершенства. Они включали две четырехосные двухбашенные площадки, вооруженные трехдюймовыми полевыми пушками образца 1902 года, установленными в круглых вращающихся на железных поддонах башнях двухслойной бронировки (24-мм сталистое железо) с пружинной (рессорной) прослойкой; но большой вес площадок (около 80 т) не допускал движения по слабому полотну и легким мостам.

Успешно выполнял работы по ремонту и строительству бронепоездов судостроительный завод Русского акционерного общества Николаевских судостроительных и механических заводов и верфей "Наваль”. Одним из его бронепоездов - имени командарма Худякова - командовал 24-летний балтийский матрос Анатолий Железняков. Его голову Деникин оценил в 400 тыс. рублей. В конце июля 1919 года деникинцам удалось захватить станцию Верховцево, и бронепоезда "Буря”, "Смерть Директории” и имени Худякова оказались в тылу противника. Два первых были взорваны их командами, оценившими всю безвыходность положения, а третий все-таки вырвался из кольца, но при этом погиб его легендарный командир "матрос-партизан Железняк”. Его тело доставили в Москву и со всеми воинскими почестями похоронили на Ваганьковском кладбище между могилами Н. Баумана и комдива В. Киквидзе.

Много сил восстановлению бронепоездов отдавали рабочие Ижорского адмиралтейского и механического завода в Колпине. Всего через него прошло около 40 поврежденных бронепоездов. В 1918 году здесь собрали первый поезд собственной конструкции, в следующем году дали армии еще 6. Основу программы составляли бронепоезда, оснащенные трехдюймовыми "противоаэропланными” орудиями Путиловского завода. В центре четырехосной платформы устраивался пулеметный каземат, выполненный из однослойной брони, имеющий по 4 станковых пулемета на борт; а на каждом ее конце открыто размещались зенитка, защищенная откидными экранами. Подобное компоновочное решение характерно для бронепоездов ижорской и путиловской постройки. На заводе разработали и 2-орудийную площадку казематного типа. Недостаток ее заключался в том, что для любого из орудий, оказавшегося при формировании поезда обращенным своим стволом в сторону состава, обстрел по горизонту определялся только боковыми секторами. Иную картину представляла двухбашенная площадка бронепоезда № 87, допускавшая одновременную стрельбу орудий в направлении продольной оси состава, для чего одна из башен устанавливалась на более высоком подбашенном барабане. Характерной особенностью всех бронеплощадок, построенных ижорцами, являлось однотипное решение бронезащиты ходовой части. Столь же стереотипно выглядели оригинальные клиновидные бронепаровозы.

Точное количество бронепоездов, построенных в начале гражданской войны, сейчас установить уже невозможно. Известно, что на территории РСФСР, Украины и Кавказа их действовало несколько сотен. Созданные без какого-либо плана, они из-за своей разнотипности вызывали серьезные трудности в материально-техническом обеспечении, усложняли подготовку, взаимозаменяемость команд.

Унификация бронепоездного парка началась осенью 1918 года. Тогда была принята единая конструкция, подобная типу русского бронепоезда, разработанному в 1915 году. Горький опыт войны заставил отказаться от бронирования громоздких паровозов серий Э, Щ и С и выявил оптимальное средство тяги - малогабаритный, надежный, "всеядный” товарный паровоз-компаунд серии Ов.

С марта 1919 года ввели деление бронепоездов на легкие и тяжелые. Согласно инструкции броневой поезд включал две части: боевую, в составе легкого поезда № 1 (две бронеплощадки с 3-дюймовыми орудиями и бронепаровоз) и тяжелого № 2 (две, по возможности бронированные, площадки с 4- или 6-дюймовыми орудиями и полубронированный паровоз); и резервную (база) - поезд № 3 (обычный состав для перевозки бронепоездной команды и имущества). В реальном воплощении структура получилась громоздкой и малопригодной. Командиры бронепоездов по недостатку опыта и знаний нередко пускали в ход всю мощь боевой части по целям, для подавления которых было достаточно пулеметов. В итоге на практике поезда № 1 и № 2 использовались раздельно, как самостоятельные боевые единицы.

5 августа 1920 года издается новая инструкция, сводившая все бронепоезда по целевому назначению к трем основным типам: А - полевой ударный (штурмовой), сильно бронированный для решения задач в условиях ближнего боя, несущий на себе легкую полевую артиллерию трехдюймового калибра, до двух десятков пулеметов; тип Б - легкобронированный, вооруженный 42-линейными орудиями, для огневого обеспечения боя ударных бронепоездов; тип В - особого назначения, подобный предыдущему, но оснащенный мощной артсистемой (от 6 дюймов и выше) для подавления тыловых объектов противника.

Главный калибр бронепоезда - 107 мм пушки в башенных установках. 1934г.

К числу предприятий, сыгравших огромную роль в реализации технической политики в области строительства бронепоездов, принадлежал Сормовский завод общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов, крупнейший арсенал Красной Армии. Бронировку подвижного состава здесь начали в июле 1918 года. Тогда приказом "Центроброни” в Нижний Новгород выводился на ремонт и получение новой матчасти петроградский бронепоезд, участвовавший в подавлении ярославского мятежа. 19 июля последовал заказ на бронировку трех паровозов, а в конце августа перед заводом встала задача развернуть фактически серийное производство бронепоездов - требовалось передать армии 15 боевых единиц, то есть изготовить 30 бронеплощадок и переоборудовать 15 паровозов. С этой целью был открыт специальный цех, организовано временное конструкторское бюро, увеличены сверхурочные работы.

Основу производственной программы завода составляли ударные бронепоезда. Они состояли из бронированного по типовому проекту паровоза серии ОВ с трех- или четырехосным тендером и двух 2-башенных бронеплощадок, каждая из которых вооружалась двумя 3-дюймовыми пушками и 6-8 пулеметами образца 1910 года. Площадки различных серий отличались в основном артиллерией и пулеметными установками. Своего рода стандартом считалась полевая трехдюймовка образца 1902 года. Довольно часто устанавливались и зенитные пушки, приспособленные для стрельбы по наземным целям. Штатный боекомплект площадки составлял 600 выстрелов (на практике в среднем 200-250) на орудие и 20 пулеметных коробок (5000 патронов).

Паровоз бронепоезда № 49, Сормовский завод 1919 г.

Сормовский ударный бронепоезд обладал прекрасным орудийно-пулеметным обстрелом. В зоне его огня в любом направлении не оставалось ни одного объекта, на котором нельзя было бы сосредоточить огонь минимум одного орудия и двух пулеметов. Для бортовых пулеметов сектора обстрела составляли по 80°; углы склонения и возвышения равнялись 20° и 28° соответственно. Башенные пулеметы имели сектор обстрела 28°, углы склонения и возвышения - 8° и 30°.

Подавляющее число площадок оборудовалось командирскими рубками и системой вентиляционных люков. Боевая масса площадки составляла 56-64 т и допускала движение по относительно легкому полотну.

В августе 1918 года завод приступил к формированию бронепоезда № 3 "Власть Советам”, завершив его в январе следующего года. Переданный в оперативное подчинение 13-й армии в начале марта, он под командованием Л. Г. Мокиевской активно сражался на участке Дебальцево - Купянск. 9 марта 23-летняя Людмила Мокиевская погибла в бою. В дальнейшем бронепоезд (с 1 июня 1919 года - № 3 "Центробронь”) принимал участие в обороне Харькова, в составе 10-й армии дрался под Царицыном. В жестоких сражениях понес значительные потери в личном составе и неоднократно выводился из строя огнем артиллерии. В 1919 году трижды - в марте, июле и декабре - проходил восстановительный ремонт в Нижнем Новгороде, Луганске и Саратове. В 1920 году, находясь в подчинении Терской группы войск Кавказского фронта, участвовал в операциях по ликвидации белых банд, после чего был введен в состав Бухарской группы Туркестанского фронта и с 12 декабря 1921 года переименован в № 3 "Буденный”.

4 октября 1919 года в распоряжение Туркестанского фронта отбыл бронепоезд № 10 имени Розы Люксембург. Он участвовал во многих операциях по разгрому басмачества. В частности, в июле 1920 года "десятый” сорвал попытку басмаческих формирований перерезать железную дорогу Коканд - Фергана и Андижан - Наманган, 23 августа самостоятельно атаковал крепость Кермене и вынудил ее гарнизон капитулировать. За голову командира бронепоезда П. Т. Чаплыгина лидер "армии ислама” Амир-ал-Муслими сулил призовую выплату в 5 тысяч рублей золотом.

В апреле 1919 года завод покинул бронепоезд № 12 имени Троцкого. Одна из двух его площадок была вооружена 75-мм морскими пушками. Половина его интернациональной команды (а в ее состав входили русские, немцы, венгры, итальянцы) имела за плечами боевой опыт империалистической войны, четвертую часть составляли революционные матросы. Первой боевой операцией "двенадцатого” стало освобождение Гомеля.

Большой популярностью в войсках пользовался бронепоезд № 15 имени лейтенанта Шмидта. Почти половина его экипажа - 41 человек - была представлена к награждению орденами Красного Знамени. Ни одна другая бронепоездная команда не насчитывала в своем составе столько орденоносцев.

Кроме прекрасных штурмовых бронепоездов Сормовский завод строил не менее удачные тяжелые бронепоезда. В их числе был весьма своеобразный по типу бронировки № 4 "Коммунар”, построенный в феврале 1919 года. Боевая часть включала две самостоятельные единицы - легкую (налетную) и тяжелую. В состав первой входили 4 компактные легкие бронеплощадки, в качестве тяги использовался паровоз ОВ -3702 типовой сормовской бронировки с четырехосным тендером. Трехосная ходовая часть площадки полностью экранировалась броневыми листами; на палубе устанавливалась полноповоротная башня прямоугольной формы, в лобовой стенке которой выполнялось пушечное окно, а в заоваленных ребрах - пулеметные амбразуры. Вооружение включало 3-дюймовую пушку образца 1902 года и 4 пулемета "максим”. Тяжелая часть имела три двухосные малогабаритные площадки; одна вооружалась 6-дюймовой гаубицей, остальные 42-линейными пушками образца 1910 года.

Командовал бронепоездом Я. Н. Федоренко, впоследствии маршал бронетанковых войск. "Коммунар” действовал под Петроградом против войск Юденича, громил в Крыму врангелевцев, сражался под Мелитополем и Александровском. В сентябре 1919 года в районе Двинска он спас от верной гибели 30-й стрелковый полк, уже было начавший отход к переправе через Западную Двину, но отрезанный от нее танками и бронепоездом белополяков. Удачно маневрируя под плотным огнем противника, № 4 в ходе непродолжительной дуэли одновременно разбил оба танка и затем вывел из строя паровоз и площадки вражеского бронепоезда,хотя и сам получил ряд прямых попаданий. В результате последних две поврежденные площадки сошли с рельсов. Поднять их и вывести бронепоезд из боя удалось "лишь благодаря исключительной энергии и храбрости тов. Федоренко” - отмечал командарм А. Корк в приказе о награждении командира "Коммунара” орденом Красного Знамени.

Продолжение

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz