ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 20.04.2024, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Бронепоезд

Бронепо́езд (бепо, бп) — бронированный подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги. Как правило, состоит из бронированного локомотива (паровоза или тепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулемётным и/или пушечным вооружением и двух-четырёх платформ прикрытия. Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог. Бронепоезд следует отличать от бронедрезины, действующей самостоятельно, вне состава.

Файл:Pancierovy vlak-Zvolen.jpg
Словацкий бронепоезд Урбан, 25 сентября 1944, на ж.д.заводе Зволена. Последний бронепоезд словацкой армии времени Словацкого национального восстания. Вооружение:: 17 шт. 80 мм орудий на пушечных лафетах, 4 шт. 37 мм орудий на танковых лафетах, 11 тяжёлых пулемётов 7,92 калибра

Время использования

Применялся в войнах: Гражданской в США (1861—1865), франко-прусской (1870), англо-бурской (1900—1902), Первой мировой, Гражданской в России, Второй мировой войнах. В период конфронтации на границе с Китаем вдоль советско-китайской границы некоторое время курсировали бронепоезда БП-1 (и приданные им бронелетучки БТЛ-1) с бронеплощадкой, одним броневагоном и с установленными на платформах танками и бронетранспортёрами БТР-40жд. 4 или по другим сведениям, 5 бронепоездов БП-1 были созданы в начале 1970-х на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения. Аналогичные бронепоезда использовались во время Второй чеченской войны для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом).

История

Теоретический проект бронировки и вооружения поезда появился во Франции в 1826 году, то есть сразу же после постройки первой железной дороги в Англии. Практически же эта идея была осуществлена в австрийской армии в 1848 году при осаде венграми Вены. Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 г. в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин). Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
В 1884 году французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушками — это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи (1435 мм) была для него недостаточной, он мог двигаться лишь по специально построенной колее. Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 1899—1902 гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии, и для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооружённые и защищённые бронёй гарнизоны на колёсах.

Первая мировая война
Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне, использовали бронепоезда, в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — бронедрезины. Во Второй мировой войне бронепоезда использовали на советско-германском фронте обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало около 200 бронепоездов.
Бронепоезда имели мощное вооружение: пушки и зенитную артиллерию. Борьба с авиацией стала важным элементом участия бронепоездов в боевых действиях. Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твёрдость характера». И это не случайно — во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты из-за паровозного дыма и пороховых газов. Летом было жарко, зимой — холодно; теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко рядом убитые и раненые — таково «поле боя» солдат бронепоездов.

Файл:Skansen w Chabówce - pociag pancerny 02.JPG
76-мм дивизионная пушка образца 1902 года в башне немецкого бронепоезда

Файл:Drezyna pancerna typu R.jpg

Файл:Drezyna pancerna typu TKS.jpg
бронедрезина типа TKS

Файл:Легкая бронедрезина.jpg
Лёгкая бронедрезина. 2-я дивизия войск НКВД

Для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

В Советском Союзе

Бронепоезда широко применялись во многих войнах задолго до гражданской войны. В частности, они использовались английскими войсками для охраны жизненно важных железнодорожных коммуникаций во время англо-бурских войн. Использовались во время Гражданской войны в США, и др. В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.
Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.
К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) находилось 122 полноценных бронепоезда; к 1928 году их количество было сокращено до 34.




 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz