Бронепоезд
Бронепо́езд (бепо, бп) — бронированный подвижной железнодорожный состав (поезд), предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги. Как правило, состоит из бронированного локомотива (паровоза или тепловоза), нескольких броневагонов (бронеплощадок) с пулемётным и/или пушечным вооружением и двух-четырёх платформ прикрытия. Бронепоезда широко применялись в вооружённых конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог. Бронепоезд следует отличать от бронедрезины, действующей самостоятельно, вне состава.
Словацкий бронепоезд Урбан, 25 сентября 1944, на ж.д.заводе Зволена. Последний бронепоезд словацкой армии времени Словацкого национального восстания. Вооружение:: 17 шт. 80 мм орудий на пушечных лафетах, 4 шт. 37 мм орудий на танковых лафетах, 11 тяжёлых пулемётов 7,92 калибра
Время использования
Применялся в войнах: Гражданской в США (1861—1865), франко-прусской (1870), англо-бурской (1900—1902), Первой мировой, Гражданской в России, Второй мировой войнах. В период конфронтации на границе с Китаем вдоль советско-китайской границы некоторое время курсировали бронепоезда БП-1 (и приданные им бронелетучки БТЛ-1) с бронеплощадкой, одним броневагоном и с установленными на платформах танками и бронетранспортёрами БТР-40жд. 4 или по другим сведениям, 5 бронепоездов БП-1 были созданы в начале 1970-х на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения. Аналогичные бронепоезда использовались во время Второй чеченской войны для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом).
История
Теоретический проект бронировки и вооружения поезда появился во Франции в 1826 году, то есть сразу же после постройки первой железной дороги в Англии. Практически же эта идея была осуществлена в австрийской армии в 1848 году при осаде венграми Вены. Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 г. в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин). Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
В 1884 году французский инженер Мужен разработал проект бронированного вагона с пушками — это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи (1435 мм) была для него недостаточной, он мог двигаться лишь по специально построенной колее. Настоящие бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 1899—1902 гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии, и для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооружённые и защищённые бронёй гарнизоны на колёсах.
Первая мировая война
Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне, использовали бронепоезда, в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — бронедрезины. Во Второй мировой войне бронепоезда использовали на советско-германском фронте обе воюющие стороны. С советской стороны в годы войны действовало около 200 бронепоездов.
Бронепоезда имели мощное вооружение: пушки и зенитную артиллерию. Борьба с авиацией стала важным элементом участия бронепоездов в боевых действиях. Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Вот требования одной из инструкций: «Солдат бронепоезда должен иметь крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твёрдость характера». И это не случайно — во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты из-за паровозного дыма и пороховых газов. Летом было жарко, зимой — холодно; теснота, звон ударов пуль и осколков, а нередко рядом убитые и раненые — таково «поле боя» солдат бронепоездов.
76-мм дивизионная пушка образца 1902 года в башне немецкого бронепоезда
бронедрезина типа TKS
Лёгкая бронедрезина. 2-я дивизия войск НКВД
Для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.
В Советском Союзе
Бронепоезда широко применялись во многих войнах задолго до гражданской войны. В частности, они использовались английскими войсками для охраны жизненно важных железнодорожных коммуникаций во время англо-бурских войн. Использовались во время Гражданской войны в США, и др. В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.
Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.
К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) находилось 122 полноценных бронепоезда; к 1928 году их количество было сокращено до 34.