1945 год
Январь — июнь
Лётчики ВВС ТОФ успешно осваивают самолёты В-29, выполняют полёты, определяют его основные данные. Один самолёт эксплуатируется в полку Дальней авиации.
Январь: Два самолёта В-29 находятся в расположении управления ВВС ТОФ и один в 35-й отдельной дальнебомбардировочной эскадрилье, сформированной специально для испытаний В-29.
В итоге, в эскадрилью, вошли два В-29 и один В-25. Полёты производились с аэродрома Романовский, имеющего хорошие подходы, ввиду того, что он не был окружён сопками. Рейдель самостоятельно освоил В-29,используя документацию, найденную на одном из самолётов. Руление, подлёты и наконец взлёт….
Январь — 20 Июня
Началось планомерное изучение и испытания В-29. В. П. Марунову и А. Ф. Чернову, на освоение самолёта Рейдель отвёл два дня… По бомбардировщику они лазили с толстым томом англо-русского словаря… На третий день, Рейдель официально принял у них зачёт….
9 января: Произвели четыре вывозных полёта… Рейдель на месте второго пилота, Марунов — на месте командира….
11 января Марунов совершил на В-29 первый самостоятельный полёт, после которого стал летать самостоятельно…
Лётчики ВВС ТОФ успешно осваивают самолёты В-29, выполняют полёты, определяют его основные данные. Один самолёт эксплуатируется в полку Дальней авиации.
В ходе испытаний были определены основные лётно-технические данные самолёта В-29, которые оказались несколько ниже официальных данных заявленных фирмой Боинг. В частности:
Достигнутая на испытаниях максимальная скорость не превышала 580 км/час; набор высоты 5000 м занимал 16,5 мин (возможно, занижение характеристик было связано с тем, что самолёт подвергался ремонту).
Было выполнено несколько высотных полётов, полётов на проверку предельной дальности по замкнутому маршруту, полёты в зону. на бомбометание.
Май
СССР повторно (первый запрос был сделан ещё 19 июля 1943 г.), запросил американскую сторону, о передачи СССР 120 ед. бомбардировщиков В-29, для использования на Дальнем Востоке против Японии. Однако, американцы не дали ни одного...
Испытания В-29 на Дальнем Востоке продолжались до 21 июня 1945 г.
Июнь — июль
Два самолёта В-29 перегнали в Москву.
21-22 июня: на аэродроме Угловая силами ИТС ТОФ, произведена подготовка первого самолёта В-29, к перегонке в Москву. Группой инженеров были разработаны инструкции по подготовке самолёта, проверке оборудования и технике пилотирования. Перегонку первой машины, В-29 (42-6365), с повреждённым оборудованием — разбитым американским экипажем, выполнял экипаж, под командованием опытнейшего пилота — подполковника С. Б. Рейделя, второй пилот Моржаков, бортинженер М. М. Круглов.
По другим данным, обязанности бортинженера выполнял инженер-майор Н. А. Кравцов, за что Рейдель и Кравцов были награждены орденами Ленина.
23 Июня: первый самолёт В-29 (42-6365) совершил посадку на аэродроме в Измайлово на окраине Москвы. С учётом весьма короткой взлётно-посадочной полосы, перед посадкой, пришлось выработать остатки горючего. Там располагался 65-й полк особого назначения, совмещавший транспортные и экспериментально-испытательные задачи в системе морской авиации.
Июнь-июль: на аэродроме в Измайлово благополучно приземлился второй самолёт В-29, пилотируемый Маруновым.
Июль
В Москву с Дальнего Востока перелетел и третий самолёт В-29.. Все три интернированных самолёта В-29 были перегнаны на центральный Московский аэродром в Щёлково, а «Рэмп-Трэмп» сначала перегнали в Балбасово, г. Орша, а затем в ЛИИ, г. Жуковский.
Самолёт В-29 (42-6256) «Рэмп-Трэмп», по просьбе командующего дальней авиацией маршала А. Е. Голованова, перегнали из Щёлково на аэродром Балбасово, под г. Орша, где дислоцировался 890-й дальнебомбардировочный авиаполк.
1 июля: 890-й полк ДА, командир полка Э. К. Пусэп, располагал 9-ю самолётами Пе-8, 12-ю самолётами В-17 (модификаций F и G) и 19-ю самолётами В-25. Другой полк той-же дивизии, доукомплектовывался самолётами В-24. Сосредоточенные в этих полках американские самолёты, в основном, были восстановлены после совершения ими вынужденных посадок в ходе боевых действий в Восточной Европе.
Лётчики этих полков осваивали американские 4-моторные бомбардировщики. Самолёт В-29 сочли близким родственником самолёта В-17, поскольку эти машины были спроектированы конструкторами одной фирмы Боинг.
В 890-м полку, на В-29 «Рэмп-Трэмп», летал экипаж Н. А. Ищенко. На самолёте была сохранена бортовая надпись «Рэмп Трэмп» и изображение небритого бродяги. На многих других американских машинах этого полка были сохранены бортовые надписи, эмблемы, знаки соединений, на килях В-17, по требованию бдительных политработников, запрещено было оставлять только картинки с обнажёнными девицами. По воспоминаниям К. Иконникова, на его В-17F был изображён заяц с бомбой.
В связи с принятием решения о копировании, В-29 № 42-6256 «Рэмп-Трэмп», перегнали из Балбасово в ЛИИ, г. Жуковский. Перелёт производил смешанный экипаж: от 890-го полка — командир корабля Н. А. Ищенко, а от ЛИИ — лётчик-испытатель М. Л. Галлай, который осваивал пилотирование во время перелёта. В ЛИИ, этот В-29 принял экипаж Н. С. Рыбко (второй пилот И. И. Шунейко).
В ЛИИ, самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», использовался для обучения лётного состава, а затем, в качестве лётной лаборатории, для доводки новой силовой установки для самолёта «Б-4».
В ночь с 10 на 11 июля: самолёт В-29-15-BW, № 42-6365, «Генерал Арнольд», доставили на Центральный московский аэродром «Им. Фрунзе» и установили в большом ангаре… После осмотра А. Н. Туполевым и его помощниками, самолёт расстыковывали, а затем разобрали для технического описания, разработки эскизов и рабочих чертежей для копируемого советского аналога, самолёта — Б-4 (Ту-4).
Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», был сохранён в качестве эталона.
Все три интернированных самолёта В-29 были перегнаны на центральный Московский аэродром в Щёлково и в ЛИИ. В частности:
1.Самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», использовался в качестве лётной лаборатории, для доводки новой силовой установки для самолёта «Б-4».
2.Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», был разобран в ангаре центрального аэродрома, для разработки эскизов и рабочих чертежей самолёта «Б-4».
3.Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», был сохранён в качестве эталона.
Август
В ходе войны с Японией американский В-29 был обнаружен двумя парами самолётов Як-9, перехвачен и обстрелян в районе Корейского аэродрома Канко, где базировался советский, 14-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота. В результате обстрела, у В-29 загорелся левый крайний мотор, и он сразу совершил посадку на аэродроме Канко.
НКАП направил в НКО письмо следующего содержания: «- По имеющимся данным в Корее на территории расположения наших войск находится В-29. В связи с этим НКАП просил принять меры по перегону самолёта в СССР, а если это невозможно, то демонтировать необходимые агрегаты и оборудование.»
Однако, поскольку это событие произошло после объявления СССР войны Японии, и соответственно денонсации договора о нейтралитете, самолёт, после ремонта, пришлось возвращать американцам.
В дальнейшем, судьбы трёх самолётов В-29, в СССР, сложились следующим образом:
Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», советский бортовой номер «358» (эталон), так и простоял на аэродроме в Измайлове, где его время от времени осматривали различные специалисты. В частности, представители военно-воздушной академии, скрупулёзно изучали мотоустановку, произвели её подробные описания и схемы. Летать этой машине больше не довелось.
Самолёт В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», советский бортовой номер «365», по частям доставили в Казань, на завод № 22, где с декабря 1945 года, его начали собирать вновь. Но в первоначальный вид эту машину так и не привели, в связи с тем, что с начала 1946 года в ОКБ Туполева, для ускорения постройки опытного пассажирского самолёта «70»(Ту-70) — пассажирского варианта Б-4, использовали ряд узлов и агрегатов от В-29 «365». В частности, взяли целиком отъёмные консоли крыла, мотогондолы, (габариты двигателей R-3350 и АШ-73ТК были весьма близки), закрылки, основные опоры шасси, хвостовое оперение… Кое что использовали и от В-29, разбившегося под Хабаровском.
Самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Рэмп-Трэмп», советский бортовой номер «256», интенсивно эксплуатировался в ЛИИ, в качестве лётной лаборатории, для доволки новой силовой установки для самолёта «Б-4», вплоть до поступления в ЛИИ серийных Ту-4.
1948-49
Апрель 1948: В-29 «Рэмп-Трэмп» перелетел в Казань, на завод № 22, где подвергся конструктивным доработкам — под правым крылом, между мотогондолами, смонтировали узлы крепления пилона для внешней подвески, для использования в качестве носителя экспериментального германского ракетного самолёта «346» немецкого конструктора Г. Рессинга.
В 1948—1949: самолёт — носитель В-29 «Рэмп-Трэмп» взлетал с военного аэродрома в «Тёплом Стане» (ныне жилой район Москвы) и сбрасывал безмоторные варианты ракетного самолёта «346-П» и «346-1», которые пилотировали лётчики-испытатели: германский — В. Цизе и советский — П. И. Казьмин. После завершения программы испытаний, В-29 вернули в ЛИИ, где непродолжительное время он использовался для небольших исследовательских работ, после чего был списан и разобран на металлолом.
Известные B-29
-Bockscar (сер. номер 44-27297) — самолёт, сбросивший атомную бомбу на Нагасаки. Находится в Национальном музее ВВС США.
-Enola Gay (сер. номер 44-86292) — самолёт, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Находится в Национальном музее авиации и космонавтики.
-Command Decision (сер. номер 44-87657) — самолёт, бортстрелки которого одержали пять воздушных побед над истребителями МиГ-15 в ходе Корейской войны.
-Fifi (сер. номер 44-62070) — последний полётопригодный B-29. С 2006 года по 2010 он не поднимался в небо из-за проблем с двигателями. С августа 2010 снова в небе после установки новых двигателей.