Страна | На вооружении (в резерве) | Строится | Всего |
---|---|---|---|
США | 11(1)+10 | 1+1 | 12(13)+10(11) |
Великобритания | 1(1) | 2 | 3(4) |
Италия | 2 | 0 | 2 |
Испания | 2 | 0 | 2 |
Индия | 1(1) | 2 | 3(4) |
Франция | 1+1 | 1+1 | 2+2 |
Россия | 1 | 0 | 1 |
Бразилия | 1 | 0 | 1 |
Таиланд | 1 | 0 | 1 |
Китай | (1) | 1 | 1(2) |
Япония | 2 | 1 | 3 |
Корея | 1 | 1 | 2 |
Австралия | 0 | 1 | 1 |
Исторически авианосцы в составе ВМС были также у Японии (в том числе самый крупный авианосец Второй Мировой — «Синано»),Германии, Австралии, Аргентины, Канады, Нидерландов.
Китай на 2011 год владеет недостроенным тяжёлым авианесущим крейсером «Варяг», который должен использоваться как уникальный плавучий парк развлечений, однако, попытки закупок Китаем для своих ВВС нескольких истребителей Су-33, закончившиеся неудачей, указывают на возможность введения «Варяга» в строй в случае успешного копирования технологий российского палубного истребителя. Кроме того, по оценкам, представленным в докладе Пентагона за 2010 год, и другим данным, Китай ведёт строительство первого собственного авианосца в 2010—2015 гг. До его ввода в строй пилоты-палубники будут использовать «Варяг» в качестве тренажёра. В то же время, предполагается, что китайцы постараются подготовить более одной авианосной ударной группы до 2020 года. Строительство первого собственно китайского авианосца, возможно, начнется до конца 2010 года
Технические характеристики
Корпус
Атомный авианосец ВМС Франции Шарль де Голль. Отчётливо виден «остров».
Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх (на крупных авианосцах). Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.
Полётная палуба
Существует две основные конфигурации полётной палубы (еще одна ныне не встречается).
Плоская полётная палуба
Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы (типов «Энтерпрайз» и «Нимиц»), французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу» (французской постройки). Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах — 4, на французском и бразильском авианосцах — по 2.
Единственным в мире авианосцем, который для самолётов горизонтального взлёта не использует катапульты, является российский «Адмирал Кузнецов», однако он относится к «трамплинной» компоновке.
Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.
Многоуровневая полетная палуба
Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920-1930-ых годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса (или стартовую площадку в передней части ангара) и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.
авианосец «Кага» до модернизации (вверху) и после модернизации (внизу)
Подобные системы были задействованы на японских авианосцах "Акаги" и "Кага" (оба яруса ангара имели собственные стартовые площадки в передней части и посадочную палубу поверх верхнего ангара), британские авианосцы "Глориес", "Корейждес" и "Фуриес" (перед ангаром имелась короткая взлетная площадка). Аналог подобной системы - катапульту для старта из ангара через бортовое окно - имели первые авианосцы серии "Эссекс".
Теоретическими преимуществами подобной схемы была возможность разделить взлет и посадку самолетов, не загромождать летные палубы машинами.
Практика применения показала несовершенство этой схемы (основной причиной была недостаточная длина посадочной палубы), ее опасность для пилотов. К середине 1930-ых практически все авианосцы с полетными палубами многоуровневого класса были переоборудованы в обычные авианосцы.