Абрамс (танк)
| |
M1 Abrams |
Классификация |
основной боевой танк |
Боевая масса, т |
М1А1 — 57,15 т; М1А2 — 61,3 т |
Компоновочная схема |
классическая |
Экипаж, чел. |
4 |
История |
Годы производства |
с 1980 |
Годы эксплуатации |
с 1981 |
Количество выпущенных, шт. |
10 700 |
Основные операторы |
|
Размеры |
Длина корпуса, мм |
7917 |
Длина с пушкой вперёд, мм |
9766 |
Ширина корпуса, мм |
3658 |
Высота, мм |
2885 |
Клиренс, мм |
480 |
Бронирование |
Тип брони |
катаная стальная и комбинированная, противоснарядная |
Вооружение |
Калибр и марка пушки |
105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256) |
Тип пушки |
нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная) |
Длина ствола, калибров |
50,92 (начиная с M1A1 — 44) |
Боекомплект пушки |
M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42) |
Углы ВН, град. |
−10…+20 |
Прицелы |
перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919 |
Пулемёты |
1×12,7-мм M2HB, 2×7,62-мм M240 |
Подвижность |
Тип двигателя |
газотурбинный |
Мощность двигателя, л. с. |
1500 |
Скорость по шоссе, км/ч |
M1 — 72; M1A2 — 70 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
48,3 |
Запас хода по шоссе, км |
410 |
Удельная мощность, л. с./т |
24,5 |
Тип подвески |
индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
М1 — 0,93; М1А1 — 0,97; М1А2 — 1,07 |
Преодолеваемый подъём, град. |
30 |
Преодолеваемая стенка, м |
1,2 |
Преодолеваемый ров, м |
2,7 |
Преодолеваемый брод, м |
1,2 (2,3 с ОПВТ) |
|
M1 Abrams — основной боевой танк США.
Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской
пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта и Австралии. Назван в
честь генерала Крейтона Абрамса.
История создания и производства
М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счету программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 завершились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803,
оказались чрезмерно дорогими и сложными. Также не оправдала себя
концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет,
планируемой для установки на танках MBT-70/XM803.
Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась
сразу же после закрытия программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения
технологического риска новый танк решено было делать по классической
схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве
основного вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм
пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная
пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного
превосходства над 105 мм. Вариант с 120-мм посчитали рискованным,
поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены
на 120-мм.
В качестве силовой установки рассматривались американский дизель
воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий
дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и
американский газотурбинный двигатель AGT-1500. Мощность всех двигателей
была 1500 л.с. Изначально военные отдавали предпочтение дизелю, но в
конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.
Согласно первоначальному техническому заданию, танк должен был
удерживать 115-мм бронебойный снаряд с расстояния 800 м, цена должна
была быть 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс.
для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а масса — 45 тонн. Вскоре стало ясно,
что с этими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту,
поэтому лимит был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.
В мае 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс
подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был
заключен контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В
начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера посетили Англию
для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм».
В результате визита обе фирмы внесли изменения в свои проекты, с целью
адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало
результатом опыта, полученного в ходе израильско-арабской войны 1973
года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки «Бушмастер» в пользу 7,62 мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.
Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое
передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской,
остальные — торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360
(развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части
корпуса, справа от него размещалась боеукладка. Дополнительная
боеукладка размещалась в нише башни и была оснащена броневой
перегородкой и вышибными панелями.
Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной
подвеской. Силовая установка — ГТД AGT-1500. Водитель был размещён
строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные
баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой
перегородкой и с вышибными панелями.
Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года.
Выяснилось, что оба танка соответствовали требованиям для нового танка. С
сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2
AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые
качества, надежность и точность стрельбы. Однако он был дороже и
несколько уступал американскому танку в броневой защите и размещению
боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.
После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии
из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал
Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у
Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда
как армия предпочитала ГТД. Дженерал Моторс было предписано разработать
вариант с ГТД, а Крайслеру — с дизелем, также было предписано
подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер
внес дополнительные изменения в проект, повысившие шанс на успех:
улучшил конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней
также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом
от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел
наводчика). 12 ноября 1976 года было объявлено о выигрыше варианта Крайслера с
ГТД. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долларов. В то же
время цена Дженерал Моторсовского контракта после установки ГТД возросла
до 232 млн (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений
стоили соответственно 174 и 186 млн). Таким образом, окончательный
вариант танка стоил 422 тыс. долларов за единицу против 432 тыс. за
М60А3 (все цены в долларах 1972 года).
Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II
испытания) фирма Крайслер изготовила 11 опытных образцов танка ХМ1 с
внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по
сентябрь 1979 года, ОТ-II — с апреля 1978 по февраль 1979 года.
Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил
постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия
в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых
подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной
церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в
честь генерала Вьетнамской войны Крейтона Абрамса.
Третий этап испытаний технических и войсковых испытаний проходил
соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября
1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под
обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на
вооружение армии США.
В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по производству танков Абрамс. Модификации
M1A2SEP в городе Талль-Афар. Ирак, февраль 2006
- M1 (1980) — базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.
- IPM1 (1984) — усилено лобовое бронирование корпуса и башни (уровень
M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ.
- M1A1 (1985) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов,
новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.
- M1A1HA (1988) — усилено бронирование башни.
- M1A1HC (1990) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
- М1А1НА+ (1991) — аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни.
- М1А1D (2000) — боевая информационно-управляющая система FBCB2.
- M1A1AIM — модернизация ранее построенных танков. Тепловизор второго
поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный дальномер,
тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, система
управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой.
- M1A2 (1992) — независимый тепловизионный панорамный прицел
командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и
безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8
перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для
механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS.
Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию.
- M1A2SEP (2000) — в прицелы командира и наводчика введены
тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена
система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен
кондиционер.
- M1A2TUSK — установлен «Tank Urban Survival Kit» — «танковый
городской спасательный комплект» — дополнительные резинотканевые
бортовые противокумулятивные экраны, а также второй зенитный пулемет
М-240 и телефон для связи с пехотой.
Тактико-технические характеристики
ТТХ модификаций M1 |
|
M1 |
M1IP |
M1A1 |
M1A1HA |
M1A2 |
M1A2SEP |
Размеры |
Боевая масса, т |
54,4 |
55,3 |
58,9 |
61,3 |
62,1 |
63,0 |
|
Масса пустого танка, т |
51,2 |
52,1 |
55,7 |
|
|
|
Длина, м |
7,92 |
|
|
|
Длина с пушкой, м |
9,77 |
9,83 |
|
|
|
Ширина, м |
3,66 |
3,65 |
|
|
|
Высота, м[сн 1] |
2,89 |
|
|
|
Бронирование |
Тип комбинированной брони |
|
|
|
|
|
|
Эквивалентная толщина лба корпуса, мм |
600 |
650 |
650 |
|
|
|
Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса(БПС), мм |
370 |
450 |
450 |
450 |
|
|
Борта корпуса, мм |
57(25 до МТО) |
57(25 до МТО) |
57(25 до МТО) |
57(25 до МТО) |
57(25 до МТО) |
|
Корма корпуса |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
|
Эквивалентная толщина лба башни, мм |
700 |
800 |
800 |
|
|
|
Эквивалент по стойкости лобовой брони башни(БПС), мм |
450 |
500 |
500 |
580 |
|
|
Борта башни |
|
|
|
|
|
|
Корма башни |
|
|
|
|
|
|
Крыша, мм |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
|
Днище |
|
|
|
|
|
|
Вооружение |
Пушка |
105-мм M68A1 |
120-мм M256 |
|
|
|
Прицельный комплекс наводчика |
|
|
|
|
|
|
Прицельный комплекс командира |
|
|
|
|
|
|
Система управления огнём |
|
|
|
|
|
|
Пулемёты |
1 × 12,7-мм M2 HB
2 × 7,62-мм M240 |
|
|
|
Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов |
55 / 900 / 11 400 |
40(из них 17 первой очереди, т.е могут быть использованы в бою) / 900 / 11 400 |
|
|
|
Подвижность |
Двигатель |
ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 (1232) л.с. |
|
|
|
Удельная мощность, л.с./т |
27,6 (22,6) |
27,1 (22,3) |
25,5 (20,9) |
|
|
|
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
72 |
67 |
|
Средняя скорость по просёлку, км/ч |
|
|
|
|
|
|
Запас хода по шоссе, км |
440 |
465 |
|
|
|
Запас хода по просёлку, км |
|
|
|
|
|
|
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,93 |
0,95 |
1,01 |
|
|
|
Преодолеваемый ров, м |
2,74 |
|
|
|
Преодолеваемая стенка, м |
1,24 |
|
|
|
Преодолеваемый брод, м |
1,22 (2,29 с ОПВТ) |
|
|
ДАЛЕЕ
|