История
Однотипный с «Лексингтоном» (CV-2) — Саратога тоже был построен на базе незаконченного корпуса линейного крейсера, был спущен на воду 7 апреля 1925 года и введён в состав флота 16 ноября 1927 года. Как и «Лексингтон», он сыграл ведущую роль в разработке концепции применения быстроходных авианосцев ВМС США. С 1928 года оба корабля принимали участие в ежегодных учениях тихоокеанского флота «Флит проблем», дальность плавания и численность авиагрупп этих тяжёлых авианосцев (которая к 1936 г. уменьшилась до 18 истребителей,40 бомбардировщиков и 5 вспомогательных самолётов.) обеспечивала им решающую роль в любых вероятных операциях в Тихом океане.
На момент завершения строительства оба корабля имели в качестве основного артиллерийского вооружения восемь 203-мм орудий в четырёх спаренных башнях, расположенных по две спереди и сзади массивной надстройки, объединенной с дымовой трубой. Первоначально планировалось, что основу вооружения этих авианосцев будут составлять 152 мм АУ. Во время нападения на Пёрл Харбор «Сара» (Саратога) находилась в Сан-Диего, куда она вернулась для небольших доработок, но уже вскоре вместе с «Лексом» (Лексингтон) оказывала помощь гарнизону острова Уэйк.
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение: стандартное 36 000 т
полное 47 700 т
Длина: 270,66 м (по ватерлинии)
Ширина: 32,2 м (полётная палуба)
Осадка: 9,75 м
Силовая установка: Четырёхвальная (16 водотрубных котлов с нефтяным отоплением системы Уайт-Форстер, 4 главных турбогенератора «Дженерал Электрик», четыре преобразователя постоянного тока в переменный и восемь электродвигателей (ЭД), суммарной мощностью 156 600 кВт. (210 000 л.с.))
Движитель: Четыре гребных вала с трехлопастными винтами диаметром 4,5 м.
Запас хода: 12000 миль при 14 узлах (проектная, реальная несколько меньше)
Скорость: 34 узла
Экипаж: 3373 человек (1945)
Авиагруппа и вооружение
Авиагруппа (на начало 1944 года): 27 истребителей F6F-3
24 пикирующих бомбардировщика SBD-5
18 торпедоносцев TBF-1
Вооружение (на начало 1944 года): 4х2 и 8х1 127 мм универсальных АУ
23х4 40 мм зенитных АУ «Бофорс»
2х2 40 мм «Бофорс»
16х1 20 мм зенитных пушек «Эрликон»
Бронирование
Пояс: 127-178 мм (12-градусный наклон наружу).
Траверзы: 127-178 мм (носовой), 178 мм (кормовой), 127 мм (отсек гребных ЭД и рулевых машин).
Палуба: 25 мм (полётная)
32+19 мм (главная)
горизонтальная защита кормовой части (гребные ЭД и рулевые машины)-19+57 (в плоской части)-95 мм (на скосах)
коммуникационная труба-51 мм
Броня-STS (сталь спец. обработки).
Орудийные башни: 38-76 мм
Противоторпедная защита: Шесть вертикальных переборок из конструкционной стали толщиной 13 —19 мм, глубина на миделе 4,78 м.
Модернизации корабля:
1. Изменение вооружения: Четыре спаренных 203-мм АУ были заменены четырьмя спаренными универсальными орудиями Mk.32 127-мм/38, наведение которых осуществлялось системами управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки трубы), которые снабжались радарами Мк.4. Между второй башней и боевой рубкой имелся еще дальномер с базой 2,5 м.
Вспомогательное вооружение «Саратоги» состоявшее из двенадцати 127-мм/25 универсальных орудий, также было заменено на восемь универсальных орудий Mk.30 127-мм/38.Следует отметить что с «Лексингтона» тоже были сняты 203-мм АУ, но 127-мм/38 универсальные орудия вместо них не устанавливались, вместо них ставились четыре 4х28 мм зенитных автомата.
«Саратога» была торпедирована японской субмариной у Гавайских островов 11 января 1942 года, и четыре месяца находилась на ремонте. При этом длина полётной палубы корабля была увеличена с 270,66 до 274,4 м, а ширина до 39,62 м. Для сохранения плавучести авианосца, снизившейся после установки на нём дополнительного оборудования и вооружения на левом борту корабля была сделана большая выпуклость. Комплект малокалиберной зенитной артиллерии был усилен: сначала четырьмя 4х40-мм пушками Bofors, расположенные вдоль полётной палубы, в конце 1942 г. добавили еще 5х4 Bofors, сняв при этом оставшиеся 5х4 28-мм автомата и добавив 22 20-мм автомата Oerlikon (к уже имеющимся 30 таким же автоматам). К началу 1944 г. легкое зенитное вооружение выглядело так: 23х4+2х2 40-мм Bofors и 16 20-мм Oerlikon. Универсальная артиллерия не изменялась, и продолжала состоять из 4х2 Mk.32 127-мм/38 и 8х1 Mk.30 127-мм/38 универсальных орудий.
2. Усиление радиоэлектронного вооружения: В 1942 году авианосец получил поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Mk.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о.Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнем типа Мк.4/22. Кроме того, появились системы распознавания «свой-чужой» и наведения своих самолетов.
3. Другие изменения: Была увеличена высота мостика, треногая мачта заменена мачтой-однодеревкой. В 1942 года трубу понизили до 19,8 м.
Действия в районе Гуадалканала
«Сара» не участвовала в сражениях у атолла Мидуэй, так как в то время обеспечивала доставку новых самолётов в центральную часть тихого океана. Но уже 8 июня после потери авианосца «Йорктаун» она вернулась в состав боевого флота. Истребители и пикирующие бомбардировщики Саратоги 7 августа 1942 года получили задание нанести удары по японской обороне на Гуадалканале для подготовки к высадке на остров десанта американской морской пехоты. В ответ на это 20 августа японцы направили к Восточным Соломоновым островам мощное соединение авианосцев.
В боях у Соломоновых островов участвовали авианосцы «Саратога», «Энтерпрайз» и «Уосп». На рассвете 31 августа «Саратога» была торпедирована японской подводной лодкой I-68. И хотя повреждения были незначительными, неполадки в электросети привели к тому, что корабль потерял ход. Через 2 часа электроснабжение было почти восстановлено, и через 6 дней авианосец прибыл в Пёрл-Харбор для ремонта, продолжившего полтора месяца. В 1943-44 гг. «Саратога» принимала участие в «Большом прочёсывании островов» по всему Тихому океану, а в 1944 г. совместно с англичанами и французами действовала у островов Суматра и Ява.
21 февраля
Когда 21 февраля 1945 г. «Саратога» обеспечивала высадку десанта на Иводзиму, в авианосец попал под атаку самолетов камикадзе.
К 16.30 «Саратога» почти прибыла в намеченный район маневрирования в 35 милях к северо-западу от Иводзимы. Внезапно в 75 милях от авианосца появились «призраки». Хотя поступило сообщение, что это свои самолеты, все-таки 6 находившихся в воздухе истребителей были направлены им навстречу. Через 20 минут один из пилотов сообщил, что сбил 2 «Зеро». Самолеты не были своими! «Саратога» начала спешно поднимать дополнительные истребители, и расчеты зенитных орудий заняли свои места. Небо было покрыто тучами, шедшими на высоте 3500 футов, что делало погодные условия идеальными для атакующих. В 16.59 из туч вывалились 6 самолетов, и артиллеристы авианосца открыли по ним огонь. 2 японских самолета были сбиты и упали в воду, но их бомбы попали в авианосец и взорвались. Третий самолет врезался в носовую часть полетной палубы. Четвертый самолет был сбит. Пятый тоже врезался в носовую часть полетной палубы. Шестой врезался в правый край полетной палубы, часть обломков засыпала орудийные спонсоны, но главная масса обломков рухнула за борт. Все это произошло в течение 3 минут. /.../Корабль сохранил скорость 25 узлов. Экипаж начал борьбу с огнем, одновременно оказывая помощь раненным товарищам. Авианосец не мог принимать самолеты, и самолетам «Саратоги», находившимся в воздухе, было приказано садиться на эскортные авианосцы. Вскоре после 19.00 появились еще 5 камикадзэ. 4 из них были сбиты, но пятый сбросил бомбы, которые еще больше исковеркали полетную палубу. Сам самолет врезался в авианосец и отскочил в море.
Авианосцу разрешили покинуть район боев. Потери экипажа составили 132 человека убитыми и 192 ранеными. 6 самолетов «Саратоги» сели на воду, еще 31 самолет был или уничтожен пожарами, или сброшен за борт командой. «Саратога» вернулась в район боевых действий после 2 месяцев ремонта на верфях Соединенных Штатов. После ремонта корабль использовался для подготовки личного состава в Пёрл-Харборе, так как «Саратога» превосходившая по величине авианосцы типа «Эссекс», могла нести меньше самолётов.
Конец эксплуатации
25 июля 1946 г. лишённый оборудования корпус «Саратоги» был потоплен в районе атолла Бикини в ходе первых испытаний американских атомных бомб.