Во время производства и эксплуатации в войсках танка БТ-2
выявилось немало недоработок, что свойственно каждой новой машине.
Поэтому с целью повышения боевой эффективности, улучшения
эксплуатационных характеристик в его конструкцию были внесены следующие
изменения: установлен советский двигатель М-5, усилена ходовая часть,
увеличены размеры башни, у которой появилась кормовая ниша. В кормовой
нише командирских танков БТ-5РТ устанавливалась радиостанция 71-ТК-1
или 71-ТК-З. В линейных танках она использовалась для размещения
боезапаса. В башне вместо 37-мм пушки была установлена пушка калибром
45 мм и спаренный с ней пулемет ДТ. Танк имел перископический и
телескопический прицелы. По причине с имевшими место случаями
возгорания двигателя в силовом отделении было установлено
противопожарное оборудование. Танк был принят на вооружение в 1933
году. Его производство продолжалось до 1934 года, всего было выпущено
1884 танка этого типа.
При разработке БТ-2 использопание 37-мм орудия рассматривалось, как временная мера. В окончательном варианте танк
должен был нести 45-мм пушку. Но, несмотря на все усилия разместить
такое орудие в стандартной башне, БТ-2 не удалось. К тому же у машины
имелись серьезные недостатки как конструктивного, так и технологического
плана. Например, танк оказался довольно трудоемким для производства.
Параллельно с выпуском серийного БТ-2 на ХПЗ работали над дальнейшим
совершенствованием машины. Новая модель получила наименование БТ-5
Был утвержден проект танка, отличавшегося от БТ-2 в
первую очередь башней с установленным вооружением. Двигатель "Либерти",
получаемый из США, был заменен на отечественный 12-цилиндровый М-5
мощностью 400 л.с., который представлял собой отработавший летный ресурс
авиационный мотор, выпуск которого, был прекращен еще в 1930 г.
Однако, из-за недостаточной надежности и ограниченного количества
поступающих в ремонт двигателей М-5, ХПЗ получил задание проработать
возможность установки на танк БТ-5 авиационного двигателя М-17,
выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы БМВ и находящегося на
тот момент в серийном производстве. На протяжении всего 1934 г. велись
опытные работы и последние выпущенные БТ-5 получили новый мотор - М-17.
На танке установили топливные и масляные баки увеличенной емкости, улучшили конструкцию ряда агрегатов, усилили ходовую часть. К
выпуску БТ-5 завод приступил в марте 1933 г. Первые 50 танков должны
были участвовать в Первомайском параде на Красной площади, поэтому к их
изготовлению были привлечены лучшие силы завода, и выпуск шел под
строжайшим контролем. БТ-5 был вооружен 45-мм танковой пушкой 20К
образца 1932 г. и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Пушка была
создана в 1932 году в КБ Московского орудийного завода № 8 им Калинина
на базе 45-мм противотанковой пушки 19К и в том же году после успешных
испытаний принята к серийному производству.
Башни танка
БТ-5: клепанная (слева) и сварная.
На первых 230 машинах
спаренная установка была размещена в цилиндрической башне увеличенных
размеров конструкции Мариупольского завода.
Для уравновешивания спаренной установки в кормовой части башни снаружи устанавливался снарядный ящик.
Фотографии лёгкого танка БТ-5
В дальнейшем на БТ-5 устанавливалась новая
эллиптическая башня выпуска того же Мариупольского завода, которая была
специально разработана под установку 45-мм пушки на машиностроительном
заводе имени Ворошилова и предназначалась для установки на танк Т-26.
Бронирование танка осталось на уровне БТ-2. В отличие
от своего предшественника БТ-5 оборудовался радиостанцией. Радиостанция
71-ТК-1 "Шакал" устанавливалась только на танки с эллиптической башней
на каждую пятую и шестнадцатую машину. Радийные БТ-5 (всего 263 танка)
внешне отличались от линейных танков наличием поручневой антенны,
расположенной по периметру башни.
Впоследствии эти антенны сыграли негативную роль.
Оснащенные радиостанциями танки чаще всего являлись машинами, командиров
подразделений, а антенна, хорошо видна издали, являлась своего рода
мишенью. Выпуск БТ-5 был прекращен в конце 1934 г., по причине перехода
на выпуск танка БТ-7. Танки БТ-5 поступали на вооружение
механизированных соединений. Часть танков была передана для учебных
заведений, где к лету 1941 г. числилось 324 машины.
Макс. скорость по шоссе, на гусеницах/ колесах, км/ч
52/72
52/72
53/72
53/72
Запас хода по шоссе на гусеницах/ колесах, км
160/200
160/200
150/200
150/200
Эксплуатация войсками продемонстрировала более
высокую по сравнению с БТ-2 надежность новых танков. Так для
демонстрации возможностей пять танков БТ-5 совершили пробег на колесах
по маршруту Харьков - Москва протяженностью 795 км без поломок. Также
без поломок и происшествий прошел показательный пробег в условиях
зимнего Забайкалья при 50-градусном морозе.
До начала Второй мировой войны танки БТ-5 успели
повоевать в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг. (именно
там впервые грозно заявил о себе основной противник легкобронированных
машин - малокалиберные скорострельные противотанковые пушки), летом 1938
г. у озера Хасан и на следующий год на реке Халхин-Гол. Во всех этих
боях танки зарекомендовали себя с лучшей стороны, хотя уже тогда стала
сказываться их недостаточная огневая мощь и слабость броневой защиты. В
сентябре 1939 г. БТ-5 приняли активное участие в "освободительном
походе" в Западную Белоруссию и Западную Украину. Действуя совместно с
кавалерийскими подразделениями благодаря своим скоростным данным, танки
совершили молниеносные марши фактически без потерь. Боевые потери при
таких действиях составили считанные единицы.
Широко БТ применялись в советско-финской войне
1939-1940 гг. Они использовались для прорыва оборонительных рубежей и
для действий в глубине обороны финских войск. Потери от боевых
повреждений и от технических неисправностей распределились фактически
поровну. Большинство танков удалось восстановить после окончания боевых
действий. После участия в сражениях к июню 1941 г. в Красной армии
осталось 1688 танков БТ-5, из них 1261 боеспособны. В четырех западных
приграничных округах - 632 исправные машины. С первых же дней войны
механизированные соединения, на вооружении которых находились и БТ-5,
вступили в бои с частями вермахта. Они использовались в основном для
нанесения контрударов по наступающим группировкам противника и несли при
этом тяжелые потери, обусловленные разбросанностью соединений,
неустойчивостью управления, неорганизованностью
ремонтно-восстановительной службы и общей неразберихой начала войны.
За первые месяцы войны большинство участвовавших в
ожесточенных боевых действиях танков БТ-5 были безвозвратно потеряны.
Применялись они и в битве за Москву осенью-зимой 1941 г, и неудачном
наступлении под Харьковом, и в обороне Кавказа и Сталинграда в следующем
1942 г., состава частей Ленинградского фронта, танки БТ-5
использовались еще при окончательном освобождении Ленинграда от блокады в
январе 1944 г. Всю войну танки БТ несли службу на Дальнем Востоке, где
им пришлось поучаствовать в последних боях Второй мировой войны -
разгроме Квантунской армии Японии.