Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad — германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х годов. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.231 (8-Rad). Был разработан в 1934—1936 годах для замены не отвечавших новым требованиям неполноприводных трёхосных бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 (6-Rad) и стал первым в мире полноприводным четырёхосным бронеавтомобилем. Sd.Kfz.231 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей своего времени и был способен действовать на пересечённой местности, обладая сравнимой с танками проходимостью. Серийное производство Sd.Kfz.231 осуществлялось в 1936—1943 годах, всего было выпущено 607 бронеавтомобилей этого типа в линейном и ради́йном, под обозначением Sd.Kfz.232, вариантах. Sd.Kfz.231 поступали на вооружение разведывательных подразделений вермахта и активно использовались им в ходе Второй мировой войны на всех театрах военных действий.
Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Первый вариант шестиколесного бронеавтомобиля первоначально назывался Kfz 67. Вскоре название сменили на schwerer Panzershaehwagen (sPzSpWg) SdKfz 231. После того, как в 1937 году на вооружение были приняты восьмиколесные бронеавтомобили SdKfz 231 (8-Rad), старым шести-колесным машинам присвоили обозначение SdKfz 231 (6-Rad).
Корпус бронеавтомобиля собирался из листов гетерогенной брони толщиной 8-14,5 мм. Броня защищала от пуль, в том числе от пуль со стальным сердечником, выпущенных издалека, а также от осколков. Листы брони крепились к каркасу, собранному из стальных профилей. Листы располагались под некоторым углом к вертикали, что увеличивало их эффективную толщину.
SdKfz232
В передней части корпуса располагалось двигательное отделение, а в центральной и задней частях - боевое отделение. Экипаж состоял из 4 человек: командира, стрелка и двух механиков-водителей.
Корпус SdKfz 231 подвергался неоднократным модификациям. Сравнивая фотографии прототипов и серийных машин легко заметить различия в конфигурации брони: бронешитка радиатора, верхней части шасси в районе передней и задней рулевых колонок, башни и задней части корпуса.
Показ тяжелого бронеавтомобиля SdKfz 231 (6-Rad) во время съезда НСДАП в Нюрнберге, середина 30-х годов.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Sd.Kfz.231(8-Rad):
Длина 5,85 м, ширина 2,2 м, высота 2,34 м
Масса 8,3 т
Колесная формула 8х8
Колесная база 1,35+1,4+1,35 м
Клиренс (дрожный просвет) 270 мм
Размер шин 210-18
Экипаж 4 чел
Силовая установка: 8-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель "Bussing-NAG" L8V-GS, мощностью 150 л.с. (112 кВт)
Максимальная скорость 85 км/час по шоссе, по пересеченной местности 30 км/час
Запас хода 270 км по шоссе, по пересеченной местности 150 км
Броня: лобовая 15 мм, бортовая, кормовая 8 мм, крыша 6 мм
Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 1 м, стенка высотой 0,5 м, ров шириной 1,25 м, угол подъема 15°
Серьезнейшим испытаниям семейство восьмиколесных бронеавтомобилей Sd.Kfz.231(8-Rad) подверглись на Восточном фронте в России. В осенне-весеннюю распутицу практически весь колесный парк бронеавтомобилей полностью терял свою подвижность. На 1 июля 1941 года части Вермахта и войск СС раполагали 390 единицами восьмиколесных бронеавтомобилей. Уже к 1 апреля 1942 года - 244 единицами. Потери техники Германия так и не смогла возместить.
Литература :
М. Б. Барятинский. Бронеавтомобили вермахта. — Москва: Моделист-конструктор, 2007. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (70) / 2007). — 2500 экз.
P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X
T. L. Jentz. Panzerspähwagen. Armored Cars. Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263. — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2001. — 60 p. — (Panzer Tracts № 13). — ISBN 0-97084-074-8