В конце 1928 года В Великобритании появился один из лучших в мире вариантов танкетки — Мк VI, ставший одним из известнейших образцов бронетанковой техники.
Устройство танкетки было простым. Двигатель располагался в середине корпуса между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину корпуса и повысить поворотливость. Планетарная коробка передач и автомобильный дифференциал составляли вместе с бортовыми передачами механизм поворота. Четыре обрезиненных опорных катка малого диаметра имели листовые рессоры в качестве упругого элемента, служившие одновременно балансирами. Поддерживающих роликов не было — верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу, у ведущего колеса было зубовое зацепление о гусеницей. Крышу ставили лишь на некоторых экспортных экземплярах. Мк VI выпускали около года, а потом прекратили производство из-за тактических недостатков, в частности, отсутствия башни, что не позволяло эффективно применять вооружение.
Британская армия заказала 325 Мк VI, еще более 100 подготовили для экспорта в 16 стран, в том числе в Таиланд (60), Италию (25), Боливию (5), Канаду (4), Чили (5), Голландию (4), Японию (5). По лицензии в Польше выпускали танкетки ТК-З и ТКS, в Италии СVЗ/ЗЗ, в СССР Т-27, в Чехословакии МU-IV, во Франции бронетранспортер UЕ и в Японии танкетку «92».
Официальное рекламное фото.
Модификации
- vickers-carden-loid Mk.1-5 - прототипы.
- vickers-carden-loid Mk.6 - серийный вариант.
- vickers-carden-loid Mk.6 bron - бронетронспортёр пехоты.
- vickers-carden-loid Mk.6 ogn. - огнмётная танкетка.
Тягачи и другие
Также на её базе, было созданы и другие авто. Это были тягачи, для гаубиц и пушек. Трёхместные варианты танкеток, танкетки для прокладки кабеля. Транспортёры боеприпасов, горючего.
Производство в СССР
В начале 1930 г. Великобританию посетила советская комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своём классе (экспортировалась в 16 стран мира). Комиссия решила закупить 20 танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 г. танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства. На вооружении состояла под маркой танкетка Т-27.
Английская танкетка Carden-Loyd Mk.6 — Прототип Т-27
Было решено отказаться от детального копирования, а произвести доработку проекта с учётом отечественного опыта. 3 ноября 1930 г. был построен первый экспериментальный образец, отправленный после испытаний на доработку. К январю 1931 был готов опытный образец Т-27. Сохраняя в основном конструкцию Carden-Loyd Mk.6, он отличался несколько большими размерами, отсутствием вращающейся башни, усиленным бронированием, конструкцией двигателя, большей ёмкостью бензобака, более широкими гусеницами, широким использованием освоенных промышленностью автомобильных агрегатов. На вооружение РККА танкетка была принята 13 февраля 1931 года, ещё до окончания испытаний.
Производство в Италии
Сначала для испытаний было приобретено 4 танкетки, затем, изучив конструкцию, они сами выпустили 21 танкетку.
Производство в Польше
От копирования в Польше отказались, но в заметно изменённом виде производили (ТК-3).
Производство во Франции
Единственная серийно выпускавшиеся танкетка во Франций. Правда, как танкетку "снабженния пехоты".
Производство в Чехии
В 1934 году фирма CKD изготовила 70 экземпляров.
Производство в Швеции
После закупки и испытаний, 14 танкеток поступило в армию Швеций. Только серийно они её не выпускали.
Производство в Японии
Некоторые говорят то что Япония тоже закупала эти танкетки, но Англичане этого не потверждают. британские танкетки Mk VIb состояли на вооружении частей армии и флота под обозначением "тип 88"