Противотанковый ёж — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Это оборонное средство изобрёл в 1941 году Михаил Львович Гориккер, генерал-майор технических войск, тогдашний начальник обороны Киева и начальник Киевского танкового училища. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время.
Применение и принцип действия
Stahligel («Стальные ежи») на бывшей границе ГДР с ФРГ
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра — рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка — до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится — по бетону ёж будет скользить. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа; выступающая балка может даже пробить днище. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём — противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту — больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров — ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет.
История
Рогатки — заграждения против пехоты и конницы — были известны ещё со времён Древнего Рима. С появлением колючей проволоки рогатки стали оплетать ею, что привело к позиционной войне — для успеха атаки атакующие силы должны были в несколько раз превосходить обороняющиеся. Впрочем, танк был изобретён как раз для того, чтобы эффективно преодолевать такие заграждения.
Противотанковые ежи в Харькове, 25 октября 1941.
Прочность таких «ежей» сомнительна, а размер — почти в человеческий рост — явно завышен.
Противотанковые свойства рогаток открыли в Чехословакии (отсюда английское название ежа — Czech hedgehog, «чешский ёж»). Но чешская конструкция «ежей» была несовершенной, их производство требовало значительного времени и средств, так как они изготавливались из железобетона.
Более совершенную конструкцию «ежей» разработал в СССР генерал-майор инженерных войск Михаил Гориккер. Испытания подтвердили эффективность «шестиконечной звёздочки» (так Гориккер назвал устройство, из-за чего в документах ежи иногда значатся как «звёздочки Гориккера»). В Великой Отечественной войне ежи (зачастую сделанные не по правилам — слишком большие или недостаточно прочные) применялись в городских боях, став символом противотанковой обороны. Впрочем, немецкие танки с передним расположением трансмиссии были особенно уязвимы для ежей — наезд на ёж зачастую выводил агрегаты трансмиссии из строя. На Ленинградском шоссе Москвы стоит памятник в виде трёх ежей — так отмечен рубеж, до которого дошли немцы в 1941 году.
Также ежи использовались в обороне Нормандии.
В Мой Мир